Рабочая программа "Я - ИЗБИРАТЕЛЬ"
рабочая программа по праву (9 класс)

Шебалкина Татьяна Алишеровна

Курс представляет единую систему по формированию знаний и практических навыков в области избирательного права. Благодаря своей практической направленности курс формирует общую правовую и политическую культуру будущих избирателей, углубляет, расширяет и дополняет знания, полученные на уроках обществознания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izbiratelnoe_pravo_ya_-_izbiratel.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                    МОУ «Большеижорская общеобразовательная школа»

Приложение к общеобразовательной программе

МОУ «Большеижорская школа»


Кружок

________ «Я – ИЗБИРАТЕЛЬ» _________
предмет

9-10  класс


Составители:

Шебалкина Т.А.,

учитель  истории и обществознания,

первая  квалификационная категория

 


п. Большая Ижора  

2018 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Избирательного права» «Я – избиратель» разработана на основе авторской программы  «Избирательного права»   Зайцевой Г. С.

Содержание программы отвечает основным условиям:

1. сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «обществознание (обществоведение)» в старших классах.

2.  предусмотрено расширение знаний об избирательном  праве.

Курс представляет единую систему по формированию знаний и практических навыков в области избирательного права. Благодаря своей практической направленности курс формирует общую правовую и политическую культуру будущих избирателей, углубляет, расширяет и дополняет знания, полученные на уроках обществознания. Независимо от избранного профиля выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества).

Рабочая программа «Я – избиратель» рассчитана на учащихся 9-10-х классов и предполагает 34 часа (1 час в неделю). В содержании программы дан примерный перечень основных понятий курса.

Цель курса:

  • Подготовить молодое поколение к участию в политической жизни общества, освоению социальных ролей человека и гражданина.

Задачи курса:

  • Создать у учащихся представление об истоках формирования современного избирательного права РФ.
  • Расширить и систематизировать знания подростков в области политико-правовой сферы общества и основ конституционного строя РФ, получаемых ими в курсе изучения обществознания.
  • Формировать у учащихся представления об основах избирательного законодательства РФ, о выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • Посредством практических занятий с учащимися способствовать усвоению ими сложных понятий и терминов из области избирательного законодательства, формировать навыки активного участия в общественной и политической жизни школы, поселения;
  • Способствовать формированию у учащихся необходимой правовой культуры, правового сознания, чувства гражданской ответственности и гражданского долга.

 Формы и методы работы:

  • работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);
  • изучение материалов СМИ, Интернет-материалов;
  • дискуссии, дебаты, проектная деятельность;
  • практические занятия по решению учебных задач;
  • освоение знаний по региональным и муниципальным выборам в Ленинградской области, в пгт Большая Ижора с помощью приемов деловой игры.

Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, текст Конституции РФ,  рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни.  

Требования к уровню подготовленности учащихся

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для курса «Избирательное право» на этапе среднего (полного) общего образования  в области познавательной деятельности являются: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования; поиск нужной информации по заданной теме в источниках права, извлечение необходимой информации  из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача  содержания информации адекватно поставленной цели;

Учащиеся должны:

знать/понимать:

  • систему и структуру избирательного права, современные избирательные системы в разных странах;
  • общие правила применения  избирательного права;

уметь:

  • характеризовать: избирательное право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти;
  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при:

  • поиске, анализе, интерпретации и использования правовой информации;
  • анализе текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • изложении и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • применении правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
  • осуществлении учебных исследований и проектов по правовой тематике;
  • выборе соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
  • обращении в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

По плану

По факту

1

Вводное занятие «Что надо знать о выборах».

1

Форма проведения: игра.

2

Основные страницы развития избирательного права в России.

1

3

Понятие, система и источники избирательного права

1

4

Принципы избирательного права.

1

5

Избирательная система

1

6

Субъекты избирательного права

2

8

Избиратели, участники референдума.

Гарантии их прав

1

Форма проведения: круглый стол.

9

Политическая партия

(основы правового статуса)

1

10

Политическая партия

Тест №1 Политические партии

1

11

Кандидат на пост Президента РФ

1

Форма проведения: дискуссия.

12

Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ

1

13

Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления

1

14

Терминологический диктант№1

1

15

Избирательные комиссии

1

16

Избирательные комиссии

1

Форма проведения: игра.

17

Система избирательных комиссий

1

18

Наблюдатели. Уполномоченные представители и доверенные лица.

1

19

Роль СМИ как субъекта избирательного права

1

20

Зачёт по  теме: «Избирательные комиссии»

1

21

Стадии избирательного процесса

1

22

Назначение выборов и референдума

1

23

Выдвижение кандидатов

1

24

Участие молодёжи в избирательном процессе

1

Урок - практикум

25

Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ

1

26

Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ Тест №2 «Избирательное право»

1

27

Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ

1

Форма проведения: игра.

28

Избирательный кодекс Ленинградской области

1

29

Избирательный кодекс Ленинградской области

1

Урок - практикум

30

Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права

1

31

Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права

1

32

Участие молодёжи в избирательном процессе

Тест №3 «Я–избиратель»

1

33

Итоговое повторение Тест №4  по  теме: «Избирательное право в России»

1

34

Дебаты «Я-избиратель!»

1

Дебаты

Содержание

Тема № 1. Вводное занятие

Структура и особенности элективного курса «Я – избиратель!». Методика изучения курса. Знакомство учащихся со структурой элективного курса. Определение тем опережающих творческих заданий «Что надо знать о выборах»

Тема №2. Основные страницы развития избирательного права в России.

Основные страницы развития избирательного права в России.

Вече — народное собрание в древней и средневековой Руси.

Земский Собор на Руси с середины XVI до конца XVII века — собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для решения политических, экономических и административных вопросов.

Городская дума – распорядительный орган городского управления в России.

Государственная дума как представительное введена согласно Манифесту Императора Николая Второго.

Государственная Дума - результат первой русской революции.

Попытка созыва Учредительного собрания в 1917-1918 гг.

Учредительное собрание – представительное учреждение, созданное на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки конституции России в 1917 году.

«Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» - важнейший конституционный акт Советской республики, законодательно закрепивший завоевания Великой Октябрьской социалистической революции.

«Сталинская» Конституция 1936 года.

Советы народных представителей как социалистическая форма государственного устройства.

Верховный Совет СССР: Совет Союза и Совет Национальностей. Съезды народных депутатов РСФСР и СССР. Федеральное Собрание РФ - верхняя и нижняя палаты.

Тема №3. Понятие, система и источники избирательного права

Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в России.

Основы конституционного строя в России.

Система избирательного права.

Источники избирательного права, их иерархия.

Основные принципы избирательного права.

Установление избирательным законодательством условий получения и реализации избирательных прав – избирательный ценз.

Понятие избирательной системы.

Основные типы избирательных систем.

Тема №4. Принципы избирательного права. Избирательная система

Понятие избирательного права в узком и широком смысле.

Понятие избирательной системы.

Избирательная система РФ.

Принципы избирательного права.

Тема №5. Субъекты избирательного права.

Категории избирателей.

Носители избирательного права.

Лица, осуществляющие регистрацию (учет) избирателей.

Основания для регистрации (учета) избирателей.

Составление списков избирателей, участников референдума.

Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списки кандидатов, инициативы проведения референдума.

Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах.

Политическая партия – основной субъект пассивного избирательного права при выборах в Государственную Думу РФ.

Понятие политической партии.

Требования к политической партии, предъявляемые законом (основы правового статуса).

Устав партии.

Тема № 6. Кандидат на пост Президента Российской Федерации.

Назначение выборов Президента.

Выдвижение кандидатур на должность Президента РФ избирателями, партиями, избирательными объединениями (блоками).

Регистрация кандидатов.

Предвыборная агитация.

Финансирование выборов.

Проведение голосования, подсчет голосов, установление результатов выборов.

Вступление Президента РФ в должность.

Права и обязанности Президента РФ.

Тема №7.  Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Назначение Выборов Президентом РФ.

Выдвижение кандидатов по одномандатным округам и федеральному избирательному округу.

Избирательные участки и избирательные округа.

Финансирование выборов.

Предвыборная агитация.

Процедура голосования.

Особенности подсчета голосов и подведения результатов выборов.

Федеральное Собрание Российской Федерации: полномочия Совета Федерации и Государственной Думы.

Тема №8. Выборы в депутаты представительного органа местного самоуправления.

Назначение выборов.

Выдвижение и регистрация кандидатов, их избирательные фонды, агитация.

Процедура голосования и подведения итогов.

Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления.

Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления

Пава и обязанности кандидатов; гарантии деятельности кандидата.

Тема №9. Избирательные комиссии 

Субъекты, обеспечивающие реализацию субъективного избирательного права.

Принципы деятельности избирательных комиссий.

Статус членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

Реформирование комиссий.

Система избирательных комиссий.

Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии РФ.

Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий различных уровней.

Тема №10. Наблюдатели. Уполномоченные представители и доверенные лица

Наблюдатели.

Права и обязанности наблюдателей.

Уполномоченные представители и доверенные лица.

Уполномоченные представители политической партии и ее региональных отделений.

Доверенные лица политических партий.

Доверенные лица кандидатов в президенты.

Тема №11. СМИ как субъект избирательного права

СМИ как субъект избирательного права.

Понятие СМИ.

Права СМИ при информационном освещении подготовки и проведения выборов.

Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях.

Тема №12. Стадии избирательного процесса

Назначение выборов и референдума.

Инициатива проведения и назначение выборов РФ.

Реализация инициативы проведения всенародного голосования.

Реализация инициативы проведения референдума в соответствии с международным договором РФ.  

Образование (определение) избирательных округов, округа референдума. Требования к образованию избирательных округов.

Избирательная комиссия, организующая выборы.

Образование избирательных участков.

Требования к образованию избирательных участков.

Информирование избирателей: субъекты информирования, содержание информационных материалов.

Тема №13. Выдвижение кандидатов 

Выдвижение кандидатов: общие положения о выдвижении кандидатов; выдвижение федерального списка кандидатов.

Статус кандидатов: ограничения, связанные с должностным или служебным положением.

Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ: самовыдвижение кандидата, выдвижение кандидата политической партией, основания для отказа регистрации кандидата, регистрация кандидата в Президенты РФ.

Сбор подписей избирателей: количество подписей, необходимых для регистрации; период сбора подписей, место сбора подписей, запреты при сборе подписей.

Проверка подписей избирателей.

Агитация: понятие, формы, методы, условия.

Голосование.

Избирательный бюллетень: процедура передачи, защита от подделки, форма и текст.

Досрочное голосование.

Подсчет голосов и установление результатов голосования.

Определение результатов выборов.

Тема №14. Избирательный кодекс

Избирательный кодекс в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другими федеральными законами, Уставом Белгородской области и другими законами устанавливает гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, отзыве, дополняющие установленные федеральным законодательством, и определяет порядок и механизм подготовки и проведения выборов в органы государственной власти Ленинградской области, в органы местного самоуправления в Ломоносовский район, референдума области и местного референдума, отзыва Губернатора Ленинградской области, депутатов представительных органов и выборных должностных лиц муниципальных образований в Ломоносовском районе.

Тема №15. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права        Конституционно-правовая ответственность за нарушение норм избирательного права.

Субъекты конституционно-правовой ответственности.

Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права: субъекты, предмет обжалования, порядок обжалования, результат рассмотрения.

Отмена решения о результатах выборов или референдума.

Административная ответственность за нарушение норм избирательного права: классификация объектов правонарушения, субъекты правонарушений, виды административных правонарушений.

Уголовная ответственность за нарушение норм избирательного права: преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов; состав преступления.

Зачетные занятия

Итоговое тестирование.   Организация обобщающих турниров, викторин, деловых игр, дебатов, тестов. Подведение итогов работы учащихся в рамках элективного курса за учебный год: активность на занятиях, участие в школьных, муниципальных, областных олимпиадах и конкурсах по избирательному праву, результат итогового тестирования и др.

            Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература и Интернет-ресурсы:

  1. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах: на основе ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» / А.В.Плаксин. – М.: ЦИК РФ, Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ, Издательская серия: «Прикладная юриспруденция», 2007.
  2. Электронное пособие « Обществознание : полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, СВ. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2009. — 478, [2] с. — (Единый государственный экзамен)
  3. Конституция РФ. Москва, издание Центральной избирательной комиссии РФ, 2019
  4. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ  "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в действующей редакции).
  5. Федеральный закон  от 10 января 2003 года  № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (в действующей редакции).
  6. Федеральный закон от 03.12.2012 года № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (в действующей редакции).
  7. Федеральный закон от 22.02.2014 года № 20—ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в действующей редакции).
  8. Федеральный закон от 01.04.2005 года № 182-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (в действующей редакции).
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в действующей редакции).
  10. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 года № 5-ФКЗ "О референдуме в Российской Федерации" (в действующей редакции)
  11. Плаксин А.В. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах /РЦОИТ-М., 2007
  12. Сайт Центральной избирательной комиссии http://www.cikrf.ru/.
  13. Сайт КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа Клуба молодого избирателя

Рабочая программа клуба молодого избирателя...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...