Конспект урока по праву на тему "Конституционные права и свободы человека и гражданина"
план-конспект урока по праву (10 класс)
Цель занятия: создать условия для формирования у обучающихся новых знаний по теме «Конституционные права и свободы человека и гражданина».
Задачи:
Образовательная:
- формирование навыка работы с информацией и ее систематизации;
- формирование навыка практического применения полученных знаний.
Развивающая:
- развивать умение анализировать, исследовать, сравнивать, делать выводы;
- развивать логическое мышление, самостоятельность, способность к рефлексии.
Воспитательная:
- воспитывать уважительное отношение к правам и свободам человека;
- формировать основы правовой культуры.
Здоровьесохранная:
- обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- воспитание чувства само- и взаимоуважения;
- развитие сотрудничества при работе в группах.
Метапредметные:
- умение моделировать жизненные ситуации, используя свой социальный опыт;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- умение организовывать совместную деятельность со сверстниками и учителем.
Предметные:
- овладение обществоведческими понятиями: Конституция, Всеобщая декларация прав человека, права и свободы человека и гражданина, омбудсмен;
-совершенствование умений и навыков работы с правовыми документами (Конституция, Всеобщая декларация прав человека);
Технологии: За основу я взяла кейс – технологию.
Кейс-технология позволяет изучить теорию с точки зрения реальных событий, помогает заинтересовать учащихся, содействует активному освоению знаний и навыков, моделей поведения в «жизненных ситуациях».
Этапы работы с кейсом:
1. Описание практической ситуации по теме. Вопросы и задания, решаемые при работе с кейсом.
2. Навигатор решений. Учитель: инструкции по решению кейс - заданий. Подсказки в случае затруднений.
Деятельность учащихся: работа с документами, решение практических задач.
3. Продукт деятельности – интеллект-карта.
Методы обучения:
- частично-поисковый (поиск информации);
- наглядно – иллюстративный (для создания ярких образов);
- практический (формирование умений по дальнейшему использованию полученных знаний);
Формы организации учебной деятельности:
- групповая
- фронтальная
Структура занятия была построена таким образом, чтобы вызвать у ребят интерес и необходимость изучения новых знаний по теме. Объем материала занятия и сложность информации учтены с учебными возможностями обучающихся, с имеющейся у них базой знаний и умений, восприимчивостью к информации.
Ребята были вовлечены во все этапы занятия.
Развивающий потенциал занятия связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительному анализу с последующим практическим применением в жизненных ситуациях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока:«Конституционные права и свободы человека и гражданина».
Цель занятия: создать условия для формирования у обучающихся новых знаний по теме «Конституционные права и свободы человека и гражданина».
Задачи:
Образовательная:
- формирование навыка работы с информацией и ее систематизации;
- формирование навыка практического применения полученных знаний.
Развивающая:
- развивать умение анализировать, исследовать, сравнивать, делать выводы;
- развивать логическое мышление, самостоятельность, способность к рефлексии.
Воспитательная:
- воспитывать уважительное отношение к правам и свободам человека;
- формировать основы правовой культуры.
Здоровьесохранная:
- обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- воспитание чувства само- и взаимоуважения;
- развитие сотрудничества при работе в группах.
Метапредметные:
- умение моделировать жизненные ситуации, используя свой социальный опыт;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- умение организовывать совместную деятельность со сверстниками и учителем.
Предметные:
- овладение обществоведческими понятиями: Конституция, Всеобщая декларация прав человека, права и свободы человека и гражданина, омбудсмен;
-совершенствование умений и навыков работы с правовыми документами (Конституция, Всеобщая декларация прав человека);
Технологии: За основу я взяла кейс – технологию.
Кейс-технология позволяет изучить теорию с точки зрения реальных событий, помогает заинтересовать учащихся, содействует активному освоению знаний и навыков, моделей поведения в «жизненных ситуациях».
Этапы работы с кейсом:
1. Описание практической ситуации по теме. Вопросы и задания, решаемые при работе с кейсом.
2. Навигатор решений. Учитель: инструкции по решению кейс - заданий. Подсказки в случае затруднений.
Деятельность учащихся: работа с документами, решение практических задач.
3. Продукт деятельности – интеллект-карта.
Методы обучения:
- частично-поисковый (поиск информации);
- наглядно – иллюстративный (для создания ярких образов);
- практический (формирование умений по дальнейшему использованию полученных знаний);
Формы организации учебной деятельности:
- групповая
- фронтальная
Структура занятия была построена таким образом, чтобы вызвать у ребят интерес и необходимость изучения новых знаний по теме. Объем материала занятия и сложность информации учтены с учебными возможностями обучающихся, с имеющейся у них базой знаний и умений, восприимчивостью к информации.
Ребята были вовлечены во все этапы занятия.
Развивающий потенциал занятия связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительному анализу с последующим практическим применением в жизненных ситуациях.
Конспект занятия по теме: «Конституционные права и свободы человека и гражданина».
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность? (паспорт, свидетельство о рождении, права и др.)
-Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении? (Ф.И.О., дата рождения, место регистрации, гражданство, пол и т. д.)
-Как вы считаете, у государства может быть подобный документ? (Да, это основной закон страны – Конституция)
-Какие основные сведения содержит Конституция? (об общественном и государственном устройстве, порядке и принципах образования представительных органов власти, об избирательной системе, о правах и свободах человека и гражданина)
- В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена большая по объему вторая глава. Специалисты – правоведы считают, что эта глава – самая сильная, отработанная, бесспорная в Конституции.
- Исходя из этого, что будет темой нашего сегодняшнего занятия? (Тема занятия: права и свободы человека и гражданина).
Целеполагание. Цель: углубить знания о правах и свободах человека и гражданина, чтобы уметь применять их в повседневной жизни.
1. Как вы считаете, что такое права человека? Что такое свобода человека?
Права человека это нормы, выражающие естественную (прирожденную, неотъемлемую) возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни, объективно необходимы каждому для нормального, полноценного развития личности, участия во всех сферах жизни общества.
Актуализация знаний. Какие же права и свободы есть у граждан нашей страны?
- Все имеющиеся права можно разделить на несколько групп, а именно на: личные (гражданские), политические, социальные, экономические и культурные.
Гражданские (личные) (присущи всем людям в силу их человеческой природы) | Политические (обеспечивают участие гражданина в осуществлении политической власти) | Социально-экономические (обеспечивают гражданину возможность достичь желаемых условий своего существования) | Культурные (обеспечивают доступ граждан к духовным ценностям) |
Этапы осмысления. 1 этап (Углубление знаний).
Работа с кейсом. (Составление интеллект-карты)
Задание № 1.
Выписать из главы 2 Конституции РФ примеры прав и свобод человека и гражданина (в соответствии со своей специализацией) с указанием статьи основного закона. Используя свой социальный опыт, приведите примеры жизненных ситуаций, как реализуются конституционные права и свободы.
Гражданские
- правонажизнь (ст.20)
-достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (статья 21)
- правона свободу и личнуюнеприкосновенность (ст. 22)
- право на неприкосновенность частной жизни, личнуюи семейнуютайну, тайну переписки, телефонных переговоров (ст.23)
- сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24)
- право на неприкосновенность жилища (ст. 25)
- право на определение и указание национальной принадлежности, и пользование родным языком (ст. 26)
- право на свободусовестиᅠиᅠвероисповедания (ст. 28)
- право на свободуᅠпередвижения (ст. 27)
Пример: (Гражданин Н. потребовал от редакции газеты опровержения не соответствующих действительности и порочащих его честь и достоинство сведений, которые были распространены в этой газете (ст. ст.21). Гражданин Н. дал согласие на обработку персональных данных при условии обеспечения их конфиденциальности (ст.34).
Политические
- право на свободу мысли и слова, убеждений, информации (ст. 29)
- право на участие в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32)
- право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32)
- право на равный доступ к государственной службе (ст.32)
- право участвовать в отправлении правосудия (ст.32)
- право на обращение в государственные органы (ст.33)
- право на объединение (ст.30)
- право на собрания и демонстрации (ст.31)
Примеры: (Устроившись на работу, гражданин А. вступил в профсоюзную организацию для защиты своих прав и интересов (ст.30). Когда гражданину П. исполнилось 16 лет, он принял участие в выборах президента РФ(ст. 32)
Социально - экономические
- право на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст.34)
- право на частную собственность (ст.35)
- Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст. 36)
- право на свободный выбор труда, на труд и на отдых (ст. 37)
- право на социальное обеспечение (ст. 39)
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)
- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии (ст.42)
Примеры:(Гражданка К. 1960 г. рождения вышла на пенсию. Каждый месяц она получает денежное пособие по старости (ст. 39). В собственности гражданина М. находится земельный участок, который он сдаёт в аренду гражданину И. и ежемесячно получает ренту(ст. 36.)
Культурные
- право на образование (ст. 43)
- право на свободу творчества, участие в культурной жизни, пользование достижениями культуры (ст.44)
Примеры:(Выпускник 11 класса, успешно сдав ЕГЭ, прошёл конкурсный отбор и поступил на бюджетной основе в ВУЗ (ст.43). Я каждый год со своим классом езжу на экскурсии в разные города, где посещаю музеи, театры ( ст. 44)
Задание 2.
А теперь давайте, выясним какие права, вы считаете главными. Для этого немного поиграем.
Игра «Полет на воздушном шаре».
Представьте, что вы находитесь в корзине воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся мешки с названиями прав человека. Чтобы шар не упал и набрал высоту, нужно оставить только три мешка с названиями прав человека.
Заранее подготавливаются 14 карточек с надписями:
- все равны перед судом и законом;
- право на жизнь;
- право на свободу;
- право на охрану здоровья;
- свобода слова;
- свобода совести;
- право вступать в общественные организации, объединения;
- право на свободу труда;
- право на жилище;
- право на частную собственность;
- право вступать в брак;
- право на образование;
- право на собрание и митинги;
- право избирать и быть избранным.
Вопросы для обсуждения игры.
– Почему вы оставили именно эти 2 права?
Задание № 3.
К сожалению, права граждан в нашей стране соблюдаются не всегда. Давайте рассмотрим такие ситуации. Определим, какие права были нарушены, ссылаясь на статьи Конституции РФ.
Ситуация №1
Двое молодых людей - 18- летний Олег и 20- летний Михаил мирно сидели на скамейке в сквере. Неожиданно к ним подошел человек в гражданском в сопровождении двух милиционеров. Человек в гражданском представился следователем прокуратуры и попросил предоставить ему документы. Посмотрев в паспорт Михаила, он сказал:
- Гражданин Пономарёв, вы очень похожи на человека, подозреваемого в совершении двух тяжких преступлений, я вас арестовываю и заключаю под стражу…
Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции (ответ учащихся: нарушены личные права граждан ст. 22 (2)Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.).
Ситуация № 2
На избирательном участке №45 в Москве в день выборов президента России произошел скандал. Одна из избирательниц пришла проголосовать, однако ей отказали в праве волеизъявления, сославшись на то, что она уже отмечена как проголосовавшая. Пока председатель комиссии проверял эту информацию, женщине поступил звонок от неизвестного, который заявил, что "ей лучше уйти с избирательного участка".
Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции
(Ответ учащихся: - нарушены политические права граждан (ст.).Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме).
Ситуация №3
Гражданина Николаева Олега Ивановича, работающего на заводе токарем высшего разряда, вызвали к директору.
- Олег Иванович, Вы первоклассный специалист, а наш завод получил дополнительный заказ и без вас нам не обойтись.
- Но я с понедельника должен быть в отпуске!
- Ничего, с отпуском можно подождать.
- Нет, я не могу, мы едем с семьей за пределы города. Уже и билеты купили.
- А я вам запрещаю уходить в отпуск, вы разве не понимаете важности заказа для нашего завода?
Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции
(ответ учащихся: нарушены социально – экономические права ст. 37 (5)Каждый имеет право на отдых.Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.)
Ситуация №4
Второгоднику, переростку, лодырю и лентяю Виктору Белоусову надоело учиться. Да и сами посудите: 16 лет, а он еще в 8 классе. А тут еще старший брат подыскал ему работу. Виктор прекращает посещать школу.
Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции
(ответ учащихся:Нарушены культурные права. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.ст. 43 (4)
- Но что же делать, если права человека всё-таки были нарушены? К кому идти за помощью?
Самым главным судом по защите прав граждан нашей страны является Конституционный суд Российской Федерации. Именно в него можно обратиться с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.
Также, следует помнить о том, что в государстве есть специальные должностные лица, которые следят за соблюдением прав граждан. Это так называемые омбудсмены.
Омбудсмен – это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан в случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина.
В нашей стране это:
· Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Москалькова Татьяна Николаевна; Жамбалова Юлия Валерьевна
· Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка;
Мария Алексеевна Львова-Белова; Ганькина Наталья Викторовна.
Именно к этим людям можно будет обратиться в случае нарушения ваших прав.
3-й этап. Рефлексия. И так, подведём итог нашему занятию. Какая цель стояла перед нами в начале урока?
- Цель: углубить знания о правах и свободах человека и гражданина, чтобы уметь применять их в повседневной жизни.
- Как вы думаете, наша цель достигнута?
Мы сегодня затронули очень важную тему – права человека. Так зачем нам эти права? И есть ответ, который объединяет нас всех – это наша безопасность! Права человека подобны броне: они защищают вас; они подобны правилам, поскольку говорят вам, как можно себя вести; и они подобны судьям, потому что вы можете к ним взывать.
Домашнее задание.
Предлагаю вам дома в группе или в парах составить проект газеты по правам человека. Для этого необходимо будет познакомиться со статьями газет, журналов для того, чтобы подобрать материал, относящийся к правам человека по трем разделам: нарушение, защита, реализация прав человека.
Придумайте название своей газеты, можно поместить плакаты, стихотворения, карикатуры, объявления, репортажи, а также другой материал о положении прав человека. Сдать газету необходимо будет на первом уроке II четверти.
- Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Приём «Чемодан, мясорубка, корзина». На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу.
Занятие закончено. Благодарю за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе на тему "Права и свободы человека и гражданина"
Карта урока:Этап урокаВремя(мин.)Формы, методы, приёмыI. Организационный этап.3 II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.71.Тестирование.2. Фронтальный опрос.III. Этап подготовки учащихся...

Конспект урока: Права и свободы человека и гражданина.
Конспект урока: Права и свободы человека и гражданина....
Права и свободы человека и гражданина высшая ценность или равенство прав и обязанностей?
В статье я попытался показать несоответствие одного из признаков правового государства и исторического материала нашей страны на фактах. Хотелось бы знать мнения других учителей....

Права и свободы человека и гражданина (конспект урока)
План-конспект открытого урока по теме: "Права и свободы человека и гражданина" для 9-х классов (предмет "Обществознание"...
Права и свободы человека и гражданина. Нет прав без обязанностей.
Познакомить учащихся с основными обязанностями человека и гражданина и принципами, которые лежат в их основе....

Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.
Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...

Технологическая карта урока ОУДП. Право по теме «Права и свободы человека и гражданина»
Технологическая карта урока ОУДП. Право по теме: «Права и свободы человека и гражданина»...
