социальный проект
план-конспект по праву

Школа правовых знаний - проект, накправленный на формирование правовых знаний у младших школьников. Осуществляется на основе модели каскадной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon содержание занятий129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1. Права человека, права ребенка.

Цель: формирование интереса к правам ребенка среди учеников 3-их классов.

Задачи: - знакомство с учениками 3-их классов;

- объяснение понятия «права ребенка».

Основные понятия: права, Конституция, «Конвенция о правах ребенка».

Формы и методы: беседа, «упражнение Джеффа», рассказ, социологический опрос.

Ход занятия.

1 этап.( Представление волонтеров, которые будут проводить занятия с учениками) « Добрый день. Мы ( фамилия, имя, класс) будем заниматься вместе с вами в «Школе правовых знаний». Наша школа не совсем обычная: она не учит читать или считать, она обучает правам ребенка, умению ими пользоваться и их защищать. И первое с чего мы с вами начнем занятие – узнаем, что же такое права человека и ребенка».

2 этап (беседа). Права человека – это правила и нормы поведения, без которых люди не могут жить достойно, как люди. Их соблюдение позволит людям жить в мире и справедливости.

Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать; они принадлежат людям просто потому что они люди. Права нельзя отобрать.

Мы все рождаемся свободными и равными; имеем право на жизнь, образование, труд, на охрану жизни и здоровья.

Во многих странах мира права человека записаны в главном законе страны – Конституции.

Но права не только записаны на бумаге, они присутствуют в нашей жизни каждый день. И чтобы уметь ими пользоваться, их надо хорошо знать.

Рефлексия: «Как же вы поняли, что такое права?» ( вопрос задается нескольким детям, ответы можно записать на доске, после чего подвести итог.)

3 этап ( «упражнение Джефа») А теперь давайте поиграем и узнаем, можете ли вы – дети иметь права ( правила игры заключаются в следующем: ведущая задает вопросы и три варианта ответа на них, а ребята должны выбрать вариант, который им подходит и распределиться по группам, соответствующим вариантам ответа. Затем ведущая подходит к каждой группе и, бросая мячик, спрашивает у ребят, почему они выбрали свой вариант ответа. Второй ученик записывает варианты ответов на последний вопрос ведущего для того, чтобы подвести итог игры.)

1. Можете ли вы посещать кружки и секции по собственному желанию:

А) да, могу;

Б) нет, мне запрещают родители;

В) я не хочу ходить в кружки.

2. К кому вы обратитесь, если у вас в школе отняли сотовый телефон:

А) к родителям;

Б) в милицию;

В) к классному руководителю.

3. Представьте себе, что вас пригласили на день рождения. Вы подарите подарок, который:

А) куплен в магазине;

Б) сделан своими руками;

В) вообще пойду без подарка.

4. Вы убираетесь дома:

А) по собственному желанию;

Б) по приказу родителей;

В) я вообще не убираюсь.

5. Вы ходите гулять:

А) когда хочу;

Б) когда отпустят родители;

В) вообще не хожу гулять.

6. Представьте, что у вас есть возможность сходить в кинотеатр. На какой фильм вы пойдете:

А) на комедию;

Б) на ужастик;

В) про любовь.

Мы с вами поиграли в несложную игру и выяснили, что вы можете ( не можете) делать выбор, зависите от взрослых ( не зависите от взрослых) в решении простых вопросов.

4 этап (беседа) А знаете ли вы, что у детей тоже есть права? Правда, появились они не сразу. Долгое время в ребенке не признавали личность, считая его собственностью своих родителей, бесплатной рабочей силой.

Лишь два века назад произошел перелом в отношении детей, появились идеи о равенстве всех людей независимо от возраста и пола. А в 1989г. ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Потребовалось много лет, чтобы подготовить этот важный для нас документ. После принятия Конвенции ее признали и подписали 61 страна, в том числе и наша.

Но даже и наши дни многие взрослые считают, что у маленьких детей нет никаких прав, что детей можно унижать, обижать, командовать ими, не считаться с интересами детей.

И чтобы доказать, что это не так, что все дети, даже самые маленькие, имеют права, а государство и общество гарантирует их защиту, мы и организовали нашу «Школу правовых знаний». Помогать проводить занятия нам будет «Маленький человечек», который на себе испытал несоблюдение прав ребенка. Всем слушателям школы по завершении занятий и при условии выполнения всех заданий будет выдано «Удостоверение знатока прав ребенка».

5 этап (социологический опрос – изучение правовой обстановки в школе). В заключение нашего занятия мы хотим задать вам несколько вопросов ( ведущий раздает листки) :

1) Обижают ли тебя в школе (да, нет)?

2) В чем выражаются обидные действия ( обзывают, отнимают что-то, угрожают)?

3) все ли ученики в твоем классе нравятся тебе (да, нет)?

4) Обижает ли тебя учитель (да, нет)?

5) Обижают ли тебя родители (да, нет)?

6) Умеешь ли ты за себя постоять (да, нет)?

7) Знаешь ли ты какие-нибудь права ребенка?

6 этап ( рефлексия; для ее проведения готовятся карточки трех цветов; итоги рефлексии фиксируются в письменном виде.)

Ребята, вот и прошло наше первое занятие. Все ли вам понятно? Интересно ?

Мы просим вас ответить на эти вопросы, подняв карточку нужного цвета:

Красная – все понятно и интересно;

Белая – не все понятно и не очень интересно;

Синяя-совсем не понятно и неинтересно.

«Карта интересов».

Рефлексия.

№заня № занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итог.

Белая

Синяя

красная

ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ЗАДАНИЯ.

Список класса

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Резюме прав, определенных Конвенцией о правах ребенка.

  • Дети, без всякого исключения, должны обеспечиваться всеми правами.
  • Дети имеют право на жизнь, на развитие.
  • Дети имеют право на имя и гражданство.
  • Дети имеют право на сохранение своей индивидуальности.
  • Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.
  • Дети имеют право на медицинский уход.
  • Дети – инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.
  • Дети имеют право на отдых.
  • Дети имеют право на бесплатное образование.
  • Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.
  • Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
  • Дети имеют право выражать свое мнение и собираться с целью выражения своих взглядов.

Занятие #1050;онвенция о правах ребенка (основное содержание). «Охота за сокровищами».

Цель: - знакомство учеников с основными статьями Конвенции о правах ребенка.

Задачи: - организация деловой игры «Охота за сокровищами»;

- объяснение содержания основных статей Конвенции с учетом личного опыта и знаний учеников 3-их классов.

Основные понятия: Конвенция о правах ребенка.

Рабочие материалы: карточки со статьями Конвенции.

Ход занятия.

1 этап (повторение, 2-3мин, проводится в виде беседы; в случае затруднения детей ведущий помогает им) «Ребята, на прошлом занятии мы рассказали вам о правах, о Конституции, о Конвенции прав ребенка. Кто из вас вспомнит и попробует объяснить эти понятия?»

2 этап ( изучение нового материала, 5-7 мин., проводится в форме викторины) «Сегодня мы хотим назвать и рассказать об основных статьях Конвенции. Но сначала проведем небольшую викторину, в которой все вопросы начинаются словами: «Можете ли вы назвать»:

1 какое-либо право ребенка;

2 фильм или книгу о правах ребенка;

3 право, которого вы лишены в школе;

4 право, которое должны иметь дети;

5 право, которое имеют ваши родители и которого нет у вас?»

После проведения викторины сделать вывод: знают (не знают) дети права ребенка.

3 этап (игра, перед которой следует провести небольшую инсценировку, используя образ «маленького человечка») «Ребята, мы хотели прочитать вам статьи Конвенции, но наш «маленький человечек» нечаянно рассыпал их по всему классу, о чем он очень жалеет. Поможем ему найти и прочитать статьи Конвенции? ( статьи Конвенции должны быть спрятаны в классе перед приходом детей. Каждого нашедшего попросите объяснить найденную статью, в случае затруднения ребенка ведущий сам комментирует статью. После чего найденную статью следует прикрепить на доске. Время игры – 30-35мин.) Посмотрите, это наши «сокровища» - наши права, которые вы нашли. И теперь вы должны их сохранить, защитить и уметь ими пользоваться».

4 этап – рефлексия ( система карточек, 3-5мин.)

Статья 1. Определение ребенка: любое человеческое существо до достижении 18-летнего возраста считается ребенком.

Статья 2. Каждому ребенку без исключения должны быть обеспечены равные права.

Статья 6. Каждый ребенок имеет право на жизнь; государство обязано обеспечить выживание и всестороннее развитие.

Статья 7. Каждый ребенок с момента своего рождения имеет право на имя, на гражданство.

Статья 8. Каждый ребенок имеет право сохранить свою индивидуальность.

Статья 12. Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение и право на то, чтобы оно принималось во внимание.

Статья 13. Каждый ребенок имеет право искать, получать и передавать информацию любого рода.

Статья 15. Каждый ребенок имеет право на создание объединений и мирные собрания.

Статья 16. Каждый ребенок имеет право на личную жизнь, никто не может вмешиваться в его личную жизнь, вторгаться в его жилище, нарушать тайну корреспонденции.

Статья 18. Родители несут ответственность за воспитание ребенка.

Статья 19. Государство должно обеспечить защиту детей от всех форм физического или психологического насилия.

Статья 23. Дети – инвалиды имеют право на особую заботу и образование, обеспечивающие их активное участие в жизни общества.

Статья 24. Дети имеют право пользоваться услугами здравоохранения.

Статья 28. Дети имеют право на бесплатное образование.

Статья 29. Образование должно быть направлено на развитие личности и способностей ребенка.

Статья 30. Дети, принадлежащие к различным нациям, имеют право пользоваться своей культурой и родным языком.

Статья 31. Дети имеют право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право участвовать в культурной жизни и искусством.

Занятие 3. Конвенция о правах ребенка (основное содержание). «Цепочки».

Цель: - дальнейшее знакомство учеников 3-их классов с основными статьями Конвенции.

Задачи: - организация познавательной игры «Цепочки»;

- проведение конкурса рисунков.

Основные понятия: права ребенка, Конвенция.

Рабочие материалы: резюме статей Конвенции, раздаточный материал к игре, альбомы, краски, карандаши.

Ход занятия.

1 этап (повторение 5мин.). Ребята, мы с вами уже изучали основные статьи Конвенции, но наш маленький человечек их забыл. Мы пробовали ему рассказать о них, но он нам не верит. Говорит, что мы уже большие и совсем не дети, и говорим ему неправильно. Помогите нам, вспомните, о каких правах ребенка мы уже говорили. ( в случае затруднения, ведущие помогают детям)

2 этап (организация игры 20-25мин.). Молодцы, спасибо. Вы очень помогли нам. А теперь давайте проверим ваши знания и поиграем в игру под названием «Цепочки» ( детям предлагается разделится на три группы. Каждой из них вручается конверт с карточками, на которых статьи Конвенции «разорваны». Группам предлагается посоревноваться в правильном составлении цепочки. Работа начинается с солнышка. За короткое время перед детьми появляется содержание 6 основных статей Конвенции.) А теперь, когда мы закончили игру, проверим себя, посмотрим резюме Конвенции (вывешивается на доску резюме).

3 этап (конкурс рисунков 10-12мин.). Вы хорошо справились с заданиями игры. Посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием: «Нарисуйте рисунок к сказке, в которой нарушались бы права маленьких главных героев». ( для выполнения задания дети используют рисовальные принадлежности)

4 этап (рефлексия 2-3мин.). Наше занятие завершилось ( если дети не закончили рисунок, то задание дается на дом). И мы просим вас оценить его, подняв карточку нужного цвета.

Занятие 4. Я и мое имя. Индивидуальность.

Цель: - укрепление понимания детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства.

Задачи: - организация и проведение тренинга и игры «Имя».

Основные понятия: имя, индивидуальность, достоинство.

Рабочие материалы: резюме Конвенции, листы бумаги, ручки, карандаши.

Ход занятия.

1 этап (повторение, проводится в виде беседы, 5 мин). Ребята, скажите пожалуйста, кого можно считать ребенком? (можно привести различные вопросы с примерами, отвечая на которые дети могут покричать, посоревноваться в скорости ответа). Хорошо, молодцы.

2 этап (объяснение нового материала, проводится в виде тренинга и игры, 30-35мин). Ребята, статья 7 Конвенции о правах ребенка говорит, что каждый имеет право на собственное имя, фамилию, право на гражданство, право знать своих родителей.

- Как вы это понимаете?

- Есть ли у вас имя, фамилия? (ответ фиксируется поднятием руки)

- Сколько у вас в классе…( перечисляются имена учеников, которые узнаются заранее). Молодцы, свои имена вы знаете. А сейчас приступим к заданию: - 1) напишите на листе бумаги свое имя;

2) разукрасьте свое имя ( можно раскрасить, нарисовать вокруг

него любимые вещи, игрушки, еду и т.п.).

3) в заключении, посадив( поставив)детей в круг, попросить,

показать рисунок и рассказать про свое имя.

В заключение сделать вывод о том, как отличалась бы ваша жизнь, если бы не было имени. ( провести в форме беседы)

3 этап (рефлексия, задание№1, 5мин). Дорогие ребята, поставьте ваши оценки за сегодняшнее занятие. Сегодня вы получаете 1-ое задание из тех, которые выполняются для получения удостоверения. Задание называется «Узнай свое имя». (Детям нужно узнать происхождение своего имени, почему его так назвали. Ответ нужно красочно оформить на листке бумаги. Обратить внимание, всем ли детям понятно задание)

Занятие 5. Свобода и достоинство личности.

Цель: - формирование у детей чувства собственного достоинства понимания необходимости уважать достоинство других людей.

Задачи: - организация решения проблемной ситуации;

- проведение упражнения Джеффа.

Основные понятия: свобода, достоинство, взаимоуважение.

Рабочие материалы: резюме Конвенции, карточки с проблемными ситуациями.

Ход занятия.

1 этап (повторение, беседа, 5-7мин.) Ребята, на прошлом занятии мы говорили о том, что каждый из нас имеет имя и попросили вас дома узнать, что означает ваше имя и почему вас так назвали. Кто хочет выступить с домашним заданием? ( можно заслушать 2-3 учеников) очень часто кроме имени дети имеют прозвища и клички. Есть в вашем классе у кого-нибудь прозвище?

- Почему, по вашему мнению, возникают прозвища?

- Всегда ли прозвище обидное или нет?

2 этап (изучение нового материала, организуется упражнение Джеффа и решение проблемной ситуации, 20-25мин.) Прозвище, кличка, оскорбление – все эти вещи и поступки унижают достоинство каждого ребенка. А в Конвенции о правах ребенка статьи 8, 12 и 14 утверждают право ребенка на свободу самовыражения, на признание достоинства ребенка, на уважение прав других детей. Всегда ли мы с вами помним об этих правах? (упражнение проводится при получении ответа на вопрос, дети делятся на группы согласно варианту ответа). Варианта ответов: а) всегда; б) иногда; в) никогда; г) даже не знаю таких прав( ответы фиксируются поднятие руки; в соответствии с распределением ответов класс следует похвалить или пожурить).

А теперь давайте попробуем разобраться в нескольких ситуациях. Как бы вы поступили в подобной ситуации? Какие права детей нарушены в них? Что нужно делать, чтобы не было подобных ситуаций? ( ребята делятся на 4 группы, каждая из которых получает одну карточку с ситуацией). После прочтения ребята всей группой обсуждают ситуацию, ведущие могут им помочь. Затем принятые группой варианты ответа озвучиваются.

Ребята, а можно ли вести себя так, чтобы не унижать достоинство других людей? Какие мысли и поступки нам в этом помогут?

3 этап (рефлексия, задание, 10мин) После обсуждения темы нашего занятия, мы хотим дать вам задание: вспомните литературного героя, который своими поступками унижал достоинство других людей.

Ситуация 1. Вы нечаянно разбили окно в школьном коридоре, но этого никто не видел. Подозрение пало на вашего одноклассника. Вы может и не признаться, на вас никто не подумает. Но неприятности ожидают весь класс. Как поступить?

Ситуация 2. У вас с приятелем не хватает денег на две порции мороженного. По рассеянности продавщица дает сдачу больше, чем положено, и этих денег хватит и на вторую порцию. Как вы поступите?

Ситуация 3. Вы видите, как ваши одноклассники обижают малыша, но молча проходите мимо, не желая портить отношения и наживать неприятности. Но совесть все же не оставляет вас в покое. И в следующий раз… как вы поступите в следующий раз?

Ситуация 4. Из-за дружбы с девочкой из параллельного класса над вами стали подтрунивать одноклассники и даже обидно отзывались о ней. Как быть? Отказаться от дружбы или… как вы поступите?

Занятие 6. Личная жизнь ребенка.

Цель: - познакомить детей с правами, защищающими личную жизнь, научить определять степень защищенности своей личной жизни.

Задачи: - изучение 16 статьи Конвенции, организация тренинга.

Основные понятия: личная жизнь, честь, репутация.

Рабочие материалы: резюме Конвенции, плакат, листы бумаги, карандаши, краски.

Ход занятия.

1 этап (объяснение, рассказ, на доске написаны вопросы, относящиеся к рассказу, беседа, тренинг, 40мин.) Ребята, наше занятие мы начнем с рассказа о Томе и Джеке. Слушайте внимательно, потому что вы должны помочь нам кое в чем разобраться и ответить на наши вопросы.

«Давным- давно жили два мальчика, Том и Джек. Они были одного возраста и очень походили друг на друга. Том жил со своими родителями в доме на окраине. Родители Тома были очень бедными и вынуждены были работать каждый день с утра до вечера. Том все время оставался один. Длительное одиночество сделало жизнь Тома скучной и тоскливой.

Джек был сыном короля. За ним повсюду следовали слуги. В королевстве действовал закон, по которому сыну короля ни в коем случае нельзя было оставаться одному.

Однажды мальчики встретились и, поговорив друг с другом, решили поменяться местами, уверенные в том, что их никто не узнает. Они поменялись одеждой и Том поехал во дворец, а Джек пошел на окраину города. Так для них началась новая жизнь.

Сначала Тому нравилась жизнь королевского сына. Он всегда общался со слугами, мог играть с ними. Теперь ему не было скучно и одиноко. Джек тоже поначалу был счастлив. Наконец-то он один! Он мог жить без постоянного надзора за собой.

Но через некоторое время мальчики загрустили. Они мечтали вернуться к прежней жизни. И встретившись вновь, они очень долго разговаривали. Они поняли, что каждый хочет вернуться в свой дом. С огромным облегчением они поменялись одеждой и вернулись в свои дома. Но время от времени их посещало желание вновь поменяться ролями.»

А теперь ребята – наши вопросы:

1. Что каждому мальчику не нравилось в его жизни до того, как они встретились?

2. Что заставило их загрустить после того, как они поменялись местами?

3. Какая проблема осталась нерешенной для обоих мальчиков? (предполагаемые ответы: 1) Тому было скучно, Джек никогда не оставался один.

2) Том не мог отделаться от слуг, а Джек устал быть один.

3) Мальчики не могли распоряжаться собой, жить так, как бы им хотелось.)

А вот еще одна история, ее нам рассказал «маленький человечек» ( см. Усачев «Приключения маленького человечка»)

Ребята, а что общего в этих двух историях? – И в той, и в другой взрослые вмешивались в личную жизнь детей!

А как вы понимаете, что такое личная жизнь ребенка?

Конвенция о правах ребенка относит к личной жизни ребенка ( плакат «Личная жизнь ребенка»):

  • Имя ребенка.
  • Факты его биографии.
  • Данные характеризующие физическое состояние ребенка, его здоровье.
  • Чувства ребенка, его мысли.
  • Личные вещи, письма, дневники.

Статья 16 утверждает, что у каждого ребенка есть своя честь. Честь и достоинство ребенка должны уважаться всеми взрослыми. Взрослые не должны читать твои письма; подслушивать твои разговоры; не узнавать твои тайны, если ты сам не захочешь им рассказать; не должны рыться в твоих вещах. Если ты имеешь свою комнату и хочешь, чтобы взрослые стучались перед тем как войти, ты вправе попросить их об этом, и они должны придерживаться этого правила.

Ты сам можешь решать, как делиться своей личной жизнью.

Конечно, ребенок нуждается в защите и помощи взрослых, но это не значит, что у ребенка нет права на личную жизнь.

Всегда ли мы пользуемся правом на личную жизнь? Давайте проведем небольшое научное исследование, посвященное личной жизни каждого из вас

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. часто ли тебя называют обидными словами?

А) дома; б) во дворе; в) в классе.

2. говорят ли о тебе неправду?

А) никогда; б) редко; в) часто.

3. есть ли у тебя дома собственное место (комната, уголок)?

А) да; б) нет.

4. встречался ли ты со случаями, когда кто-то рылся в твоих вещах без твоего ведома?

А) никогда; б) редко; в) часто.

5. встречался ли ты лично с фактами воровства?

А) никогда; б) один раз; в) много раз.

Задание 2. Подумай, как изменилась сфера твоей жизни. Для этого в один столбик запиши то, что ты мог самостоятельно делать в 6 лет, а в другой – что ты можешь делать сейчас.

В шесть лет я мог…

Сейчас я могу…

Задание 3. Подумай, что бы ты предпочел чаще всего держать в секрете от других ( мысли, вещи, информацию о себе, поступки, телефонные разговоры).

Мои секреты

от родителей от друзей от учителей от всех

Занятие 7. Семья. Родители и дети.

Цель: - показать детям, что родители несут ответственность за их воспитание, за соблюдение прав ребенка.

Задачи: - обсуждение проблемных ситуаций;

- проектирование.

Основные понятия: право детей на проживание в семье, право детей на заботу и внимание со стороны родителей.

Рабочие материалы: резюме Конвенции.

Ход занятия.

1 этап ( повторение, беседа, 5мин.) Ребята, на прошлом занятии мы говорили о праве каждого ребенка на личную жизнь. Вспомните, а что относится к личной жизни ребенка? А как по-вашему, от кого зависит личная жизнь ребенка( варианты ответа: от родителей, от нас, от друзей)?

2 этап (объяснение, беседа, проблемная ситуация, работа в парах, проектирование, 30-35мин.) Статья 5, 9, 10 Конвенции о правах ребенка говорят о том, что каждый ребенок должен иметь семью или людей ее заменяющих. Семья, родители или близкие люди обязаны обеспечить ребенку заботу, уход, внимание, воспитание и развитие. И конечно же, родители, должны защищать права своих детей.

Мы хотим предложить разобраться в двух ситуациях из жизни детей и ответить на вопрос: а всегда ли взрослые защищают наши права?

Ситуация 1. «Крики двухдневного малыша привлекли внимание уборщика на железнодорожном вокзале. Малыш – девочка, одетая в теплые вещи, лежала в картонной коробке перед входом в вокзал. В коробке нашли записку: «Пожалуйста, позаботьтесь обо мне». Милиция обратилась по радио с предложением к родителям девочки прийти в пункт милиции и заявить о себе, а также вызвали врачей. Но на их призыв никто не отозвался» (при обсуждении ситуации дети работают в парах).

Вот такая история, а сейчас давайте подумаем, что нужно этой малышки для жизни? ( предполагаемые ответы: еда, одежда, дом, родители)

Какое право нарушили ее родители, бросив девочку? (иметь хотя бы одного родителя)

Кто теперь позаботится о малютке? (детский дом или приемные родители)

Ситуация 2. «Косте 11 лет, у него брат и сестра, которых он очень любит. Он старший среди них, но по каким-то причинам его мать и отчим обращаются с ним не так, как с остальными детьми. Костя целыми днями находится в своей комнате. Костя все время один. Он никого не видит и ни с кем не разговаривает. Он не может позвать своих друзей или крикнуть им из окна, так как оно забито доской. В комнате только лампа, кровать и стол. Когда Костя заканчивает делать уроки, лампу забирают, и он остается в темноте. Отчим его никогда не навещает и не разговаривает с ним. А когда Костя попытался пожаловаться матери, отчим избил его. Так с ним обращаются каждый день в течение года. У Кости нет праздников: ни дня рождения, ни Нового года».

Грустная история, правда. Какие же права нарушают родители Кости?( на заботу, внимание, уход, воспитание, общение с другими детьми)

Что бы вы посоветовали сделать Косте? (обратиться за помощью к учителям)

Молодцы! Вы очень активно и правильно обсуждали наши ситуации. К сожалению, похожие ситуации бывают и в нашей жизни. Давайте ребята напишем «советы» родителям, чтобы они не забывали наши права и уважительно и заботливо относились к нам.

(предполагаемый вариант, который озвучивают ведущие в случае затруднения детей:

  • Родители должны знать и стараться соблюдать наши права.
  • Родители должны любить и воспитывать своих детей: покупать им книги, игрушки; совершать с ними интересные прогулки и путешествия; думать в первую очередь о своих детях, а потом о других проблемах.
  • Родители должны помнить, что дети растут и изменяются, а значит родители должны изменять свои требования к детям.

3 этап ( рефлексия, 5мин). Ребята, все ли мы с вами правильно говорили сегодня, все ли вам понятно? Тогда дома подумайте, какие еще советы можно дать нашим родителям, чтобы они не забывали про наши права.

Занятие 8. Разнообразие окружающего мира людей.

Цель: - формирование у детей понятия многообразия окружающих людей, неповторимости каждого из людей, доброжелательного и уважительного отношения ко всем людям.

Задачи: - организация упражнений и тренинга, проведение игр народов мира.

Основные понятия: разнообразие, неповторимость, индивидуальность.

Рабочие материалы: резюме Конвенции.

Ход занятия.

1 этап (повторение, беседа, 5мин.) Ребята, на одном из занятий мы с вами говорили про индивидуальность. Помните, что это такое (варианты ответов: внешность, характер, привычки, поведение).

2 этап (объяснение, тренинг, беседа, 15-20мин) Индивидуальность есть у каждого ребенка. Именно она делает нас, таких одинаковых, такими непохожими друг на друга. А хорошо ли вы знаете особенности своих одноклассников, узнаете ли вы друг друга с закрытыми глазами (для проведения тренинга дети встают в круг, желающему завязывают глаза; по волосам, одежде и т.п. он должен узнать одноклассников; в игре принимает участие максимальное количество желающих поводить). После игры зададим вопросы:

- как вы узнали кто это был?

- что если у кого-то другой цвет кожи или глаз?

- что если бы у всех были одинаковые носы, волосы, уши?

Что же получается: когда мы не видим друг друга, то не замечаем отличий. А это значит, что все мы с вами люди и все одинаковые. Но в тоже время, если бы мы на самом деле были одинаковые, то было бы очень неинтересно общаться, дружить. И поэтому надо запомнить самое главное, несмотря на различия мы все имеем равные права, которые надо соблюдать!

А всегда ли мы уважительно относимся к тем, кто в чем-то на нас непохож:

(ответы фиксируются поднятием руки) а) не всегда; б) всегда; в) никогда.

Ребята, читали ли вы сказку про «Гадкого утенка»? Почему ему было трудно жить вначале? А смотрели ли мультфильм про Шрека? За что его не любили и даже боялись? (предполагаемые ответы: не похожи на других, не красивые) Но конец у обеих сказок хороший – герои нашли свое счастье. Как вы думаете, что хотели сказать нам авторы двух разных сказок, написанных в разное время? (предполагаемые ответы: все люди и существа достойны счастья и уважения)

3 этап ( игры детей различных стран, 10-15мин.) А вы знаете ребята, что дети, живущие в разных местах нашей планеты, играют в очень похожие игры. И это еще раз доказывает, что мы имеем равные права, не смотря на различия. Что мир, в котором живут разные дети – очень интересен и увлекателен, надо только уметь его беречь. А теперь – играем.

Проводятся игры: «Глухой телефон», «Кто это» (Чили), «Слепая коза»(Кабэ-Верде).

4 этап (рефлексия, 5мин.) Понравились игры, похожи они на те, в которые мы играем? Поднимите, пожалуйста, карточку нужного цвета кому понравились и игры и само занятие.


Занятие 9. Справедливость.

Цель: усвоение детьми понятия справедливости как основы их прав.

Задачи: - организация упражнений-тренингов и игры «Камуфляж»;

- научить детей видеть справедливость в процессе организации занятия и на основе их личного опыта.

Основные понятия: справедливость, права ребенка.

Ход занятия:

1 этап ( «мозговой штурм», 5 мин.). Ребята, мы с вами уже давно говорим о правах детей, знаем, что у взрослых тоже есть права. А как вы думаете, что стало основой для создания прав детей? (варианты ответа предлагают дети). Основой всех прав является справедливость. Какое значение имеет это понятие?(варианты ответа: честность, правда, правильность, равенство всех) Справедливость – это значит всем все одинаково, поровну.

2 этап - Упражнение «Градусник» ( для проведения упражнения на доске мелом нужно нарисовать градусник 15-20 мин.) : Давайте попробуем измерить справедливость. Те, кто когда-нибудь испытал несправедливость на себе, встаньте там, где температура погорячее, те, кого несправедливость не коснулась, встаньте там, где температура похолоднее.( в зависимости от восприятия задания дети должны распределится по всей длине градусника) Вопросы для беседы с детьми: Кто проявил несправедливость?

В чем это выражалось? Что ты почувствовал? Какое ответное действие ты предпринял? Почему ты считаешь это несправедливым? А как надо было поступить по справедливости? Был ли ты сам несправедлив к кому-либо?

Вывод: Ребята, вы согласны с тем, справедливость очень важна для каждого ребенка и что надо учиться быть справедливым по отношению и к себе и к другим.

3 этап – игра «Камуфляж» (20 мин., ученики делятся на 3 команды, им дается по листку бумаги и цветные карандаши) Дети, вам нужно нарисовать осень. Оцениваться будут мастерство(правдоподобность изображения) и быстрота исполнения ( но при этом каждая команда имеет свой набор цветных карандашей и только у одной группы – карандаши желтого, коричневого, оранжевого цвета). На рисунок -10 мин. При подведении итогов следует обратить внимание не только на правильность изображения, но и на то, в какие условия были поставлены команды. Вопросы для обсуждения: Что вы почувствовали оказавшись в команде-победительнице? Что вы почувствовали оказавшись в проигравшей команде? Справедлива ли эта игра? Можно ли было сделать её справедливой?

4 этап (рефлексия, 3-5мин.) Ребята, как вы поняли, что же такое справедливость? Нужна ли она в жизни? Оцените, пожалуйста, сегодняшнее занятие по справедливости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект на тему: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."

Тема: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."Цель: Формирование социальных установок на здоровый образ жизни,ответственного подхода и позитивного отношения к своему умственному, э...

Социальный проект "Табакокурение как социальная проблема"

  С социальным проектом  "Табакокурение как социальная проблема" ребята , входящие в актив  районного Содружества детских общественных объединений "Аист" принимали участие в областном конкурсе социаль...

Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»

Актуальность создания программы      Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адапта...

Методические рекомендации по поиску средств и социальных партнёров для реализации детских социальных проектов

С развитием в городе детского движения всё больше мы говорим о социальной проектной деятельности. Работая над социальным проектом, дети не только заявляют о проблеме, а под руководством координатора –...

Социально - воспитательное направление работы с Активом школьного музея. Социальный проект "По велению сердца"

Проект, направлен на приобщение подрастающего поколения к национальной истории и воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Отечеству и сохранение памяти о людях фронтового поколения....

"Социальное проектирование. Структура социального проекта"

В современных условиях возрастающей потребностью становится проектирование социальных систем, которое в принципе сводится к определению будущего состояния конкретного социального объекта, процесса, яв...