Рабочая программа " ПРАВОВЕД"
рабочая программа по праву (9 класс)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально – экономической направленности

 

 

ПРАВОВЕД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoved_.docx_1_1.docx90.26 КБ

Предварительный просмотр:

______Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №9

им. Героя Советского Союза Д.К.Курыжова 142000, Московская область, г. Домодедово, ул. Курыжова, д. 27

+7(496)795-60-13 dmdd_sosh_9@mosreg.ru __________________________________________________

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

МАОУ Домодедовская СОШ № 9

им. Героя Советского Союза Д.К.Курыжова

Протокол                                                          

от «___» _____ 202__ г. № ___                                                  

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ Домодедовская СОШ № 9 им. Героя Советского Союза Д.К.Курыжова

Козырь Е.В.________________  

Приказ от «___» __ 202__г. № ____                          

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально – экономической направленности

ПРАВОВЕД

СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ

Возраст обучающихся: 12-16

Срок реализации: 1 год

Составитель:

педагог дополнительного образования

Карагулова Земфира Рамбердиевна

                                                     

Домодедово, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Правовед (далее - Программа) - социально – экономической направленности

Уровень Программы – стартовый.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими педагогический процесс в области дополнительного образования.

 Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
    в Российской Федерации».
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
    от 31.03.2022
       № 678-р. 
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
    от 27.07.2022   № 629 «Об утверждении Порядка организации
    и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК — 641/09 «О направлении методических рекомендаций»
  5. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области. Письмо Министерства образования Московской области от 24.03.2016 № Исх-3597/21в.
  6. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человеческих факторов среды обитания»

Устав МАОУ Домодедовская СОШ № 9 им. Героя Советского Союза Д.К.Курыжова.        

Актуальность: cтатистика утверждает, что в России нет ни одной семьи, которая так или иначе не пострадала бы от преступления. Однако самому осваивать лабиринты законов нелегко. Данный курс может служить самоучителем и позволяет в увлекательной и доступной форме рассказать подросткам об их правах и обязанностях.

Новизна и отличительные особенности Программы

Программа представляет собой гибкую систему модулей, легко учитывает возраст и уровень обученности детей, содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников.

Отличительные особенности программы заключается в том, что занятия проводятся на основе личностного подхода в образовании провозглашен ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики. Он рассматривается как построение особого рода педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием, технологиями), который ориентирован на развитие и саморазвитие личностных свойств учащегося 

  Педагогическая целесообразность том, что занятия построены на индивидуальном подходе к каждому ребенку: более сильным детям будет интересна сложная ситуация, менее подготовленным, можно предложить работу проще. Также на развитии ценностных ориентиров, основанные на толерантности, осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия. Понимания необходимости развития внутреннего мира своей личности- члена формирующегося гражданского общества в РФ.

Адресат программы, возрастные особенности: дополнительная общеразвивающая программа «Правовед» предназначена для детей в возрасте от 12 до 16 лет.

Критериев отбора для прохождения программы нет. Дети принимаются на основании письменных заявлений от родителей (законных представителей) и согласия на обработку персональных данных.

Цель: повысить уровень правовой культуры у учащихся, создать условия для формирования и развития у них уважения к правам и свободам человека, чувства человеческого достоинства, стремления к взаимопониманию, терпимости, равенству и и дружбе между нациями; умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по правам человека; развивать творческие способности, коммуникативные навыки

Задачи:

Предметные: познакомить учащихся с элементарными сведениями о правах человека, раскрыть значение понятий и терминов, с которыми школьники встречаются в своей повседневной жизни;

Личностные: идентификация себя в качестве гражданина России, Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, развитие гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.

Метапредметные: обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Воспитательный потенциал Программы

Воспитательная работа в рамках программы «Правовед»  направлена на: повышение  уровня правовой культуры у учащихся,  воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к законам РФ, ее традициям; уважение к высоким образцам культуры других стран и народов; развитие доброжелательности в оценке творческих работ товарищей и критическое отношение к своим работам; воспитание чувства ответственности при выполнении своей работы...

Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в мероприятиях города, учреждения, объединения: благотворительных акциях, творческих концертах, выставках, мастер-классах, лекциях, беседах и т.д.; в конкурсных программах различного уровня, направленных на повышение уровня правовой культуры у учащихся.

Ожидаемые результаты освоения Программы.

В результате изучения основ правовых знаний учащийся должен  знать порядок принятия и вступления в силу законов, формы и процедуры избирательного процесса в России; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты; механизмы реализации и защиты имущественных и неимущественных прав; органы и способы международно-правовой защиты прав человека;

Уметь   правильно употреблять основные правовые понятия и категории (правовой статус, компетенция, полномочия, юридическое лицо, имущественные и неимущественные права, решение суда);

характеризовать: систему российского права, порядок участия в митингах, шествиях, демонстрациях; права и обязанности супругов; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; правовой статус индивидуального предпринимателя; порядок получения платных образовательных услуг; права абитуриента;

объяснять: содержание права на благоприятную экологическую среду; основные условия приобретения гражданства, основания отсрочки от военной службы, выбора альтернативной гражданской службы;

различать: способы выдвижения кандидатов на выборах; виды судопроизводства; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

осуществлять поиск, первичный анализ и использование правовой информации; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

выбирать соответствующие закону формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определять способы реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

формулировать, аргументировать и излагать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций).

Результаты :

  1. Личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
  2. Метапредметные результаты: Регулятивные УДД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную.

 Познавательные УДД: умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 Коммуникативные УДД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  1. Предметные результаты:

Ученик научится:

• объяснять механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений; особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

• различать формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

  • характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
  • различать факты и мнения в потоке политической информации.

Ученик получит возможность научиться:

• поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

• анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

• применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах); • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике.

Особенности организации образовательного процесса

Срок реализации Программы

1 год

Язык преподавания

русский

Форма организации педагогического процесса

занятие

Форма обучения

очная

Возраст обучающихся

12-16 лет

Количественный состав группы

10-20

Состав группы

Переменный

Разновозрастный

Количество учебных часов

в неделю

в год

2

72

Формы организации образовательного процесса: групповая, парная

Типы занятий: комбинированный, теоретический, диагностический, контрольный, тренировочный и др.

Формы организации занятия: беседа, мастер-класс, защита проектов, круглый стол, тренинг, практическое занятие, творческая лаборатория, конференция, защита проектов и пр.

Применяемые педагогические технологии и методы: технология проблемного обучения, приемы критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, технология опорных конспектов и т д.

Формирование контингента

Контингент формируется без предварительного отбора, со специальными способностями к профилю программы.  

Дифференциация учебной нагрузки применяя: технология «мини - макс»; технология КТД – коллективное творческое дело; дидактические решения, обеспечивающие повышение уровня владения программным материалом каждым из возрастов.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование разделов, тем

Количество

учебных часов

Формы контроля

всего

теория

практика

Раздел 1. Введение

4

1

Понятие «право». Право, его роль в жизни общества и государства.

2

1

1

тест

2

Нормы права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений

2

1

1

тест

Раздел 2. История прав человека

2

3

Права человека в различные исторические эпохи

1

1

1

тест

4

Права человека в трудах античных философов Аристотеля и Цицерона.

Великая хартия вольностей

1

1

1

тест

Раздел 3. Права человека

16

5

Основные принципы и стандарты прав человека

2

1

1

тест

6

Виды прав человека

2

1

1

тест

7

Всеобщая декларация прав человека. История создания

2

1

1

8

Классификация прав человека

2

1

1

тест

9

Конституция РФ о правах человека

2

1

1

тест

10.

Конвенция о правах ребёнка

2

1

1

тест

11

Основные права ребенка

2

1

1

тест

12

Права человека: принципы, виды, стандарты

2

1

тест

Раздел 4. Права человека в современном мире

18

13

Нарушения прав человека в современном мире.

2

1

1

тест

14

Проблемы беженцев, рабочих-мигрантов

2

1

1

тест

15

Соблюдение прав человека

2

-

-

тест

16

Лица, нуждающиеся в специальных правах

2

1

1

17

Конвенция о статусе беженцев.

2

1

1

тест

18

Организация защиты прав человека

2

1

1

тест

19

Дискриминация и защита прав человека

4

2

1

тест

20

Спорные вопросы прав человека

  2

1

1

тест

Раздел 5. Ориентир в лабиринте закона

32

21

Виды правонарушений. Преступление

2

1

1

тест

22

УК и его структура

1

1

1

тест

23

Основные понятия уголовного права

1

1

1

24

Стадии преступления

1

1

1

тест

25

Как не стать жертвой преступления

2

1

1

тест

26

Возбуждение уголовного дела

2

1

1

тест

27

Уголовный процесс

2

1

тест

28

Возмещение ущерба от преступления

2

1

1

29

Правила возмещения ущерба от преступления

2

2

тест

30

Права и обязанности потерпевшего и свидетеля

2

1

1

тест

31

Если вас задержали

2

1

1

тест

32

Права и обязанности подозреваемого и обвиняемого

2

1

1

тест

33

Судебное разбирательство

2

1

тест

34

Досуговая деятельность. Участие в конкурсах

2

2

тест

35

Досуговая деятельность. Участие в открытых мероприятиях

2

2

тест

36

Итоговое занятие. Права и ответственность человека.

3

2

Контрольная работа

Всего

72

                         

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Раздел 1. Введение (4 часа)

Тема № 1-2

Понятие “право”. Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Охрана труда подростков.

Практика: Инструкция по безопасности труда в аудитории. Правила оказания первой медицинской помощи при травмах.

Раздел 2. История прав человека (2 часа)

Тема № 3-4

Теория: Права человека в различные исторические эпохи. Права человека в трудах античных философов Аристотеля и Цицерона. Великая хартия вольностей. Декларация прав человека и гражданина. Пакт о правах.

Практика: Практическая работа «Великая хартия вольностей»

Раздел 3. Права человека (16 часов)

Тема: № 5-12

Теория: Ценности прав человека: гуманизм, человеческое достоинство, свобода, равноправие, солидарность, справедливость, толерантность. Стандарты прав человека: международные универсальные, международные региональные, национальные документы.  Классификация прав человека: по сферам жизнедеятельности, по происхождению, по политическому статусу личности, по времени формирования, по субъектам-носителям. История создания. Классификация прав человека, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека.

Практика: Конституция РФ как основной закон государства. Российская      конституционная концепция прав человека. Основные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.  Декларация прав ребенка. История принятия Конвенции. Основные права ребенка. Обобщение и закрепление знаний по разделу.

Раздел 4.  Права человека в современном мире (18 часов)

Тема: № 13-20

Теория: Основные виды нарушений прав человека в современном мире. Дискриминация. Геноцид. Апартеид. Национальный экстремизм. Проблемы беженцев, рабочих-мигрантов. Условия и средства обеспечения прав человека в современном мире. Категории лиц, нуждающихся специальных правах и особой заботе государства: сироты, инвалиды, беженцы и др. Конвенция о статусе беженцев. Международные организации, осуществляющие защиту прав человека. Внутригосударственные правозащитные органы. Спорные вопросы прав человека: смертная казнь, аборт, эвтаназия и др.

Практика: Нарушение прав человека в современном мире – беседа. Соблюдение прав человека – тест. Лица, нуждающиеся в специальных правах – ролевая игра. Организация защиты прав человека - самостоятельная работа с источниками. Дискриминация и защита прав человека игра-тренинг.

Раздел 5. Ориентир в лабиринте закона (32 часа)

Тема № 21-33  

Теория: Правонарушение.  Виды правонарушений и их отличия. Преступление и его признаки. Субъект преступления. УК и его структура.  Юридическое определение вины. Виды соучастия. Стадии преступления. Виктимология.   Программы личной и коллективной безопасности. Уголовный процесс. Уголовно-процессуальный кодекс. Стадии уголовного процесса. Первые действия потерпевшего или очевидца преступления. Правила заявления о преступлении.

 Участники уголовного процесса. Потерпевший. Гражданский иск в уголовном процессе. Правила возмещения ущерба от преступления. Основные права и обязанности потерпевшего и свидетеля. Правила вызова на допрос. Правила поведения и этапы допроса. Порядок задержания подозреваемого. Подозреваемый, его права и обязанности. Порядок действий задержанного и реализация его прав. Правила приглашения защитника и работы с ним. Принципы судебного разбирательства. Этапы и правила ведения судебного заседания. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

Практика: Виды правонарушений. Преступление – Творческие упражнения. Основные понятия уголовного права – тесты. Как не стать жертвой преступления – ролевые игры. Возбуждение уголовного дела – ситуационная игра. Возмещение ущерба от преступления – тест, игра-тренинг. Права и обязанности потерпевшего и свидетеля   игра-тренинг. Если вас задержали. Права и обязанности подозреваемого и обвиняемого – игра-тренинг. Судебное разбирательство – ситуационная игра.

ФОРМЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ФИКСАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Тестирование, анализ активности обучающихся на занятиях и т.п.

Мониторинг: для отслеживания результативности можно использовать дневники достижений обучающихся, карты оценки результатов.

2. Формы контроля         

Входная диагностика проводится в первые дни обучения в форме теста.  

Текущая диагностика проводится в течение всего учебного года по мере изучения тем программы. В январе проводится контрольный срез, с целью определения степени освоения обучающимися учебного материала и уровень их подготовленности к дальнейшим занятиям. Формы проверки - выполнение практических работ, устный опрос и наблюдение.

Итоговая диагностик проводится в форме контрольной работы (в приложении)

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: основной государственный экзамен.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение

Дидактический и наглядный материал: сборники диагностических заданий по УМК

Методы и формы подачи материала: беседа, инструктаж, тест.

Диагностика: тест. Входная диагностика

Техническое оснащение: ПК, магнитная доска

Раздел 2. История прав человека

Дидактический и наглядный материал: сборники диагностических заданий по УМК

Методы и формы подачи материала: беседа, тест, практическая работа, видеопросмотр.

Диагностика: наблюдение

Техническое оснащение: ПК, магнитная доска

Раздел 3. Права человека

Дидактический и наглядный материал: сборники диагностических заданий по УМК

Методы и формы подачи материала: беседа, тест, практическая работа, видеопросмотр.

Диагностика: опрос.

Техническое оснащение: ПК, магнитная доска

Раздел 4.  Права человека в современном мире

Дидактический и наглядный материал: сборники диагностических заданий по УМК

Методы и формы подачи материала: игра, тест, беседа игра-тренинг, самостоятельная работа с источниками.

Диагностика: тест, наблюдение. Конвенция о статусе беженцев.

Техническое оснащение: ПК, магнитная доска

Раздел 5. Ориентир в лабиринте закона

Дидактический и наглядный материал: сборники диагностических заданий по УМК

Методы и формы подачи материала: игра, тест, беседа игра-тренинг, самостоятельная работа с источниками.

Диагностика: тест, наблюдение.

Техническое оснащение: ПК, магнитная доска

Раздел 6.  Досуговая деятельность

Дидактический и наглядный материал: методические разработки  

Методы и формы подачи материала: игра, конкурс

Диагностика: наблюдение.

Техническое оснащение: ПК, магнитная доска

Раздел 7. Итоговое занятие

Методическое обеспечение: сборники диагностических заданий по УМК.

Методы и формы подачи материала: игра, беседа, тестирование

Форма диагностики игра, тестирование

Кадровое обеспечение

Учитель истории и обществознания.

Литература для педагога

  1. Азбука права//автор-составитель Бобкова Н.Н. – Волгоград, 2006.
  2. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения – Москва, 1998.
  3. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов – СПб, 2001.
  4. Воспитание. Пособие для педагогов //Осипова М.П., Козлович С.И., Король Е.Д.; под общей редакцией Осиповой М.П. – Минск, 2002. С.143 – 206.
  5. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых – Москва, 1992.
  6. Ефремова Н.П. Твои права, подросток //Библиотека – №12, 2000. С.37-39.
  7. Конвенция ООН о правах ребенка – Москва, 2001.
  8. Любимов А.П. Конституция Российской Федерации: Альбом таблиц и схем – Москва, 1998.
  9. Права человека: Новое издание – Москва, 1995.
  10. Психолого-педагогический словарь – Ростов-на-Дону, 1998.
  11. Ребенок должен знать свои права //Библиотека – №6, 2000. С.45-47.
  12. Савельева М. Знай закон смолоду //Библиотека – №5, 1999. С.66-67.
  13. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка //автор-составитель Маньшина Н.А. – Волгоград, 2007.
  14. Смагина Л.И. 100 уроков по правам ребенка – Минск, 1998.
  15. Справочник классного руководителя. 5-11 классы //Дереклеева Н.И. – Москва, 2003.
  16. Ты имеешь право. // Составитель Жук Л.И. – Минск, 2003.
  17. Усачев А.А. Приключения маленького человечка: Повесть-сказка – Москва, 1994.
  18. Шабельник Е.С. Права ребенка – Москва, 1997.
  19. Яковлев Ю. Ваши права, дети – Москва, 1992.

Интернет-ресурсы

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия – Режим доступа: http://vschool.km.ru 
  2. ВСЕВЕД: все об образовании – Режим доступа: http://www.ed.vseved.ru
  3. Государственная Дума: официальный сайт – Режим доступа: http://www.duma.gov.ru
  4. Интернет-школа «Просвещение.ru» – Режим доступа: http://www.internet-school.ru
  5. Информационно-справочная система педагогического объединения «РАДУГА» – Режим доступа: http://www.detiplus.ru
  6. Коллекция «Право в сфере образования» Российского общеобразовательного портала – Режим доступа: http://zakon.edu.ru
  7. Московская школа прав человека – Режим доступа: http://www.mshr-ngo.ru
  8. Обучающие сетевые олимпиады – Режим доступа: http://oso.rcsz.ru
  9. Обществознание в школе: сайт учителя по обществознанию В.П. Данилова – Режим доступа: http://danur-w.narod.ru
  10. Организация Объединенных Наций – Режим доступа: http://www.un.org/russian/
  11. Портал «5баллов» (новости образования, вузы России, тесты, рефераты) – Режим доступа: http://www.5ballov.ru
  12. Права человека в России – Режим доступа: http://www.hro.org
  13. Президент России — гражданам школьного возраста – Режим доступа: http://www.uznay-prezidenta.ru
  14. Президент России: официальный сайт – Режим доступа: http://www.president.kremlin.ru
  15. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт – Режим доступа: http://ombudsman.gov.ru

Литература для обучающихся и родителей (законных представителей)

  1. Права человека: Новое издание – Москва, 1995.
  2. Психолого-педагогический словарь – Ростов-на-Дону, 1998.
  3. Ребенок должен знать свои права//Библиотека – №6, 2000. С.45-47.
  4. Савельева М. Знай закон смолоду//Библиотека – №5, 1999. С.66-67.
  5. Усачев А.А. Приключения маленького человечка: Повесть-сказка – Москва, 1994.
  6. Шабельник Е.С. Права ребенка – Москва, 1997.
  7. Яковлев Ю. Ваши права, дети – Москва, 1992.

Интернет-ресурсы

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия – Режим доступа: http://vschool.km.ru
  2. ВСЕВЕД: все об образовании – Режим доступа: http://www.ed.vseved.ru
  3. Государственная Дума: официальный сайт – Режим доступа: http://www.duma.gov.ru
  4. Интернет-школа «Просвещение.ru» – Режим доступа: http://www.internet-school.ru
  5. Информационно-справочная система педагогического объединения «РАДУГА» – Режим доступа: http://www.detiplus.ru
  6. Коллекция «Право в сфере образования» Российского общеобразовательного портала – Режим доступа: http://zakon.edu.ru
  7. Московская школа прав человека – Режим доступа: http://www.mshr-ngo.ru
  8. Обучающие сетевые олимпиад – Режим доступа: http://oso.rcsz.ru
  9. Обществознание в школе: сайт учителя по обществознанию В.П. Данилова – Режим доступа: http://danur-w.narod.ru
  10. Организация Объединенных Наций – Режим доступа: http://www.un.org/russian/
  11. Портал «5баллов» (новости образования, вузы России, тесты, рефераты) – Режим доступа: http://www.5ballov
  12. Права человека в России – Режим доступа: http://www.hro.org
  13. Президент России — гражданам школьного возраста – Режим доступа: http://www.uznay-prezidenta.ru
  14. Президент России: официальный сайт – Режим доступа: http://www.president.kremlin.ru
  15. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт – Режим доступа: http://ombudsman.gov.ru

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Правовед».

Уровень программы – стартовый.

Год обучения – 1.

№ п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

СЕНТЯБРЬ

1

Беседа, тест, практическая работа.

1

Понятие «право»

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

2

2

Беседа, тест, практическая работа.

1

Право, его роль в жизни общества и государства

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

3

3

Беседа, тест, практическая работа.

1

Нормы права. Нормативный правовой акт

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

4

4

Беседа, тест, практическая работа.

1

Понятие правоотношений

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

5

СЕНТЯБРЬ

1

Беседа, тест, практическая работа.

1

Права человека в различные исторические эпохи

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

6

2

Беседа, тест, практическая работа.

1

Права человека в трудах античных философов Аристотеля и Цицерона.

Великая хартия вольностей

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

7

3

Беседа, тест, практическая работа.

1

Основные принципы и стандарты прав человека

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

8

4

Беседа, тест, практическая работа.

1

Основные принципы и стандарты прав человека

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

9

1

Беседа, тест, практическая работа.

1

Виды прав человека

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

10

2

Беседа, тест, практическая работа.

1

Виды прав человека

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

11

3

Беседа, тест, практическая работа.

1

Всеобщая декларация прав человека. История создания

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

12

4

Беседа, тест, практическая работа.

1

Всеобщая декларация прав человека. История создания

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

13

ОКТЯБРЬ

1

Беседа, тест, практическая работа.

1

Классификация прав человека

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

14

2

Беседа, тест, практическая работа.

1

Классификация прав человека

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

15

3

Беседа, тест, практическая работа.

1

Конституция РФ о правах человека

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

16

4

Беседа, тест, практическая работа.

1

Конституция РФ о правах человека

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

17

НОЯБРЬ

1

Беседа, тест, практическая работа.

1

Конвенция о правах ребёнка

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

18

2

Беседа, тест, практическая работа.

1

Конвенция о правах ребёнка

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

19

3

Беседа, тест, практическая работа.

1

Основные права ребенка

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

20

4

Беседа, тест, практическая работа.

1

Основные права ребенка

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

21

НОЯБРЬ

1

Беседа, тест, практическая работа.

1

Права человека: принципы, виды, стандарты

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

22

2

Беседа, тест, практическая работа.

1

Права человека: принципы, виды, стандарты

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

23

3

Беседа, тест, практическая работа.

1

Нарушения прав человека в современном мире.

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

24

4

Беседа, тест, практическая работа.

1

Нарушения прав человека в современном мире

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

25

Декабрь

1

Беседа, тест, практическая работа.

1

Проблемы беженцев, рабочих-мигрантов

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

26

2

Беседа, тест, практическая работа.

1

Проблемы беженцев, рабочих-мигрантов

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

27

3

Беседа, тест, практическая работа.

1

Соблюдение прав человека

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

28

4

Беседа, тест, практическая работа.

1

Соблюдение прав человека

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

29

1

Беседа, тест, практическая работа.

1

Лица, нуждающиеся в специальных правах

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

30

2

Беседа, тест, практическая работа.

1

Лица, нуждающиеся в специальных правах

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

31

3

Беседа, тест, практическая работа.

1

Конвенция о статусе беженцев.

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

32

4

Беседа, тест, практическая работа.

1

Конвенция о статусе беженцев

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

33

Январь

1

Беседа, тест, практическая работа.

1

Организация защиты прав человека

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

34

2

Беседа, тест, практическая работа.

1

Организация защиты прав человека

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

35

3

Беседа, тест, практическая работа.

1

Дискриминация и защита прав человека

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

36

4

Беседа, тест, практическая работа.

1

Дискриминация и защита прав человека

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

37

1

Беседа, тест, практическая работа.

1

Спорные вопросы прав человека

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

38

2

Беседа, тест, практическая работа.

1

Спорные вопросы прав человека

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

39

3

Беседа, тест, практическая работа.

1

Виды правонарушений. Преступление

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

40

4

Беседа, тест, практическая работа.

1

Виды правонарушений. Преступление

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

41

Февраль

1

Беседа, тест, практическая работа.

1

УК и его структура

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

42

2

Беседа, тест, практическая работа.

1

УК и его структура

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

43

3

Беседа, тест, практическая работа.

1

Основные понятия уголовного права

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

44

4

Беседа, тест, практическая работа.

1

Основные понятия уголовного права

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

45

1

Беседа, тест, практическая работа.

1

Стадии преступления

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

46

2

Беседа, тест, практическая работа.

1

Стадии преступления

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

47

3

Беседа, тест, практическая работа.

1

Как не стать жертвой преступления

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

48

4

Беседа, тест, практическая работа.

1

Как не стать жертвой преступления

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

49

март

1

Беседа, тест, практическая работа.

1

Возбуждение уголовного дела

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

50

2

Беседа, тест, практическая работа.

1

Возбуждение уголовного дела

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

51

3

Беседа, тест, практическая работа.

1

Уголовный процесс

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

52

4

Беседа, тест, практическая работа.

1

Уголовный процесс

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

53

1

Беседа, тест, практическая работа.

1

Возмещение ущерба от преступления

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

54

2

Беседа, тест, практическая работа.

1

Возмещение ущерба от преступления

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

55

3

Беседа, тест, практическая работа.

1

Правила возмещения ущерба от преступления

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

56

4

Беседа, тест, практическая работа.

1

Правила возмещения ущерба от преступления

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

57

Апрель

1

Беседа, тест, практическая работа.

1

Права и обязанности потерпевшего и свидетеля

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

58

2

Беседа, тест, практическая работа.

1

Права и обязанности потерпевшего и свидетеля

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

59

3

Беседа, тест, практическая работа.

1

Если вас задержали

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

60

4

Беседа, тест, практическая работа.

1

Если вас задержали

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

61

Май

1

Беседа, тест, практическая работа.

1

Права и обязанности подозреваемого и обвиняемого

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

62

2

Беседа, тест, практическая работа.

1

Права и обязанности подозреваемого и обвиняемого

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

63

3

Беседа, тест, практическая работа.

1

Судебное разбирательство

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Тест

64-65

4

Беседа, практическая работа.

2

Участие в конкурсах

МАОУ Домодедовская СОШ 9

66-67

1

Беседа, практическая работа.

2

Досуговая деятельность

МАОУ Домодедовская СОШ 9

68-69

2

Беседа, тест, практическая работа.

2

Участие в открытых мероприятиях

МАОУ Домодедовская СОШ 9

69-70

3

Беседа, тест, практическая работа.

2

Итоговое занятие. Права и ответственность человека.

МАОУ Домодедовская СОШ 9

71-72

4

Контрольная работа.

2

Итоговое занятие. Права и ответственность человека.

МАОУ Домодедовская СОШ 9

Контрольная работа.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Критерии оценки знаний:

Высокий уровень – полностью владеет материалом и понимает его, умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, умеет самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать выводы, самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, литературу.

Уровень Выше среднего – показывает знания изученного материала, дает полный и правильный ответ, допуская незначительные ошибки или неточности при использовании терминов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом может исправить неточности самостоятельно при требовании или при небольшой помощи педагога.

Средний уровень – усваивает основное содержание учебного материала, имеет пробелы в его усвоении, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

Уровень ниже среднего имеет отдельные представления об изученном материале, слабо сформированные и неполные знания; не делает выводов и обобщений, не умеет применять их к решению конкретных задач по образцу, отвечает на вопросы только с помощью педагога.

Низкий уровень – не смог усвоить основное содержание материала, не знает и не понимает значительную или основную его часть, затрудняется при ответах на стандартные вопросы.

Основные виды деятельности обучающихся

Индивидуальная самостоятельная работа по систематизации теоретических сведений по теме занятия в процессе предварительной подготовки к занятию (прочтение и осмысление теоретического материала, составление плана конспекта, схемы, предварительный подбор ситуативных примеров социальной действительности в соответствии с темой);

парная работа;

групповая работа;

творческая работа (составление кроссвордов по терминам и др.);

дистанционное консультирование по возникающим вопросам посредством возможностей электронной почты или «МАХ».

Область образования и уровни

Программа «Правовед» относится к области образования обществознание.

Направленность деятельности – социально-экономическая.

Уровень освоения программы – общекультурный и стартовый уровень.

Уровень образованности – компетентность общекультурная.

Уровень усвоения содержания образования – творческий.

Уровень действий – продуктивно-творческий.

Уровень освоения культурных ценностей – ориентация, адаптация, коммуникация, продуцирование (творчество).

Приложение № 1

Итоговая контрольная работа

1 вариант

1. Силой государства охраняются

  

 1) 

нормы обычая

  

 2) 

нормы морали

  

 3) 

правовые нормы

  

 4) 

религиозные нормы

2. Президент Российской Федерации

  

 1) 

разрабатывает и принимает законы

  

 2) 

осуществляет управление федеральной собственностью

  

 3) 

разрабатывает федеральный бюджет

  

 4) 

определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ

3. Установите соответствие между ситуациями и видами (типами) правоотношений, который они иллюстрируют:

  

СИТУАЦИИ

 

ВИДЫ (ТИПЫ) ПРАВООТНОШЕНИЙ

А) 

Политическая партия не предоставила сведения о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Б) 

При поступлении на работу гражданину не предоставили информацию о требованиях охраны труда на рабочем месте.

В) 

Работодатель направил своих работников на курсы повышения квалификации.

Г) 

Водитель нарушил правила дорожного движения.

   

1) 

административные

2) 

трудовые

4. Четырнадцатилетний юноша решил поработать в летние каникулы. На какую вакансию он, согласно закону, имеет право устроиться?

  

 1) 

курьера

  

 2) 

продавца в ночную смену

  

 3) 

грузчика в супермаркете

  

 4) 

продавца в табачном киоске

5. К деятельности органов исполнительной власти относится

  

 1) 

разработка бюджета государства

  

 2) 

назначение выборов Президента

  

 3) 

утверждение изменения границ между субъектами

  

 4) 

разработка и принятие законов

6. Родители шестилетнего Егора часто кричат на него, ругают грубыми словами. В этой ситуации нарушается право ребёнка

  

 1) 

жить и воспитываться в семье

  

 2) 

на уважение человеческого достоинства

  

 3) 

на выражение собственного мнения

  

 4) 

на общение с родственниками

7. Одна из конституционных обязанностей граждан РФ –

  

 1) 

быть членом какого-либо общественного объединения

  

 2) 

принимать участие в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей

  

 3) 

принимать участие в референдумах

  

 4) 

заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

8. В РФ установлен следующий порядок: все нормативные акты, принимаемые органами власти, должны соответствовать Конституции РФ. Какой признак Конституции проявляется в данной ситуации?

  

 1) 

особая охрана

  

 2) 

высшая юридическая сила

  

 3) 

прямое действие

  

 4) 

особый порядок принятия

9. К гражданским (личным) правам человека относится право

  

 1) 

на жилище

  

 2) 

на защиту своей чести и доброго имени

  

 3) 

на социальное обеспечение по возрасту

  

 4) 

на образование

10. Какая из предложенных ситуаций служит примером трудового правоотношения? Бригада строителей

  

 1) 

построила коттедж клиенту

  

 2) 

потребовала от руководства своей фирмы увеличения заработной платы

  

 3) 

совершила хищение стройматериалов со стройки городского дома

  

 4) 

приобрела новую спецодежду

11. Гражданин N. заключил договор о временной работе по оказанию менеджерских услуг фирме. Нормами какой из отраслей права регулируются данные правоотношения?

  

 1) 

административного

  

 2) 

гражданского

  

 3) 

трудового

  

 4) 

гражданско-процессуального

12. Жильцы дома обратились в отдел полиции с жалобой на гражданина М., который постоянно выгуливает свою собаку без намордника. Нормы какого права регулируют данные правоотношения?

  

 1) 

гражданского

  

 2) 

жилищного

  

 3) 

уголовного

  

 4) 

административного

13. Семья Ивановых сдала в наем свою квартиру и переехала в загородный дом. Какая отрасль права регулирует сложившуюся ситуацию?

  

 1) 

гражданское право

  

 2) 

семейное право

  

 3) 

административное право

  

 4) 

трудовое право

14. Гражданка Иванова оформила опеку над своим осиротевшим племянником. Данная ситуация иллюстрирует правоотношения, регулируемые нормами права

  

 1) 

административного

  

 2) 

семейного

  

 3) 

гражданско-процессуального

  

 4) 

трудового

15. Мария хотела купить игрушку для своего племянника. Но на товаре отсутствовали сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного использования. Какое право потребителя было нарушено в этом случае?

  

 1) 

на полную информацию о товаре

  

 2) 

на качественный товар

  

 3) 

на отказ от приобретенного товара

  

 4) 

на потребительское образование

16. Иван Петрович приобрёл новый пылесос. Его взаимодействие с магазином и сервисной службой регулируется, прежде всего, нормами права

  

 1) 

административного

  

 2) 

гражданского

  

 3) 

конституционного

  

 4) 

трудового

17. Какой из приведённых ниже примеров иллюстрирует отношения, регулируемые нормами гражданского права?

  

 1) 

стрельба из огнестрельного оружия в населённых пунктах

  

 2) 

лов рыбы в запрещённых местах

  

 3) 

неоплаченный провоз багажа в автобусе

  

 4) 

заключение договора купли-продажи недвижимого имущества

18. Гражданин В., являясь наследником второй очереди, претендует на наследство умершего брата.

Нормы какого права станут основой для разбирательства дела в суде?

  

 1) 

семейного

  

 2) 

гражданского

  

 3) 

предпринимательского

  

 4) 

финансового

19. Верны ли следующие суждения о Федеральном Собрании РФ?

А.

 Выборы депутатов Государственной Думы проходят на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Б.

К ведению Совета Федерации относится назначение выборов Президента РФ.

Верно только А   2) верно только Б    3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны

20. Верны ли следующие суждения о специфике правовой нормы?

А.

Правовую норму устанавливает государство, она адресована всем членам общества.

Б. 

Правовая норма охраняется и защищается государством.

1)Верно только А   2) верно только Б    3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны

2 вариант

1. Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях родителей?

А. Родители, проживающие отдельно от ребёнка, имеют право с ним общаться.

Б. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

1)Верно только А   2) верно только Б    3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о полномочиях Президента РФ?

А. Согласно Конституции РФ, Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ.

Б. Президент РФ разрабатывает и принимает государственный бюджет.

1)Верно только А   2) верно только Б    3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о правосудии в РФ?

А.

В судебной системе РФ действует принцип состязательности сторон.

Б.

В судах РФ принято гласное открытое судопроизводство.

1)Верно только А   2) верно только Б    3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о правах человека?

А. Права человека неделимы: каждый человек обладает всей совокупностью прав.

Б. К социально-экономическим правам человека относят своевременную уплату налогов.

1)Верно только А   2) верно только Б    3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о правонарушениях?

 А.

Преступления отличаются от проступков более высокой общественной опасностью.

Б.

Ответственность за совершение проступков и преступлений регулируется нормами уголовного права.

1)Верно только А   2) верно только Б    3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения об юридической ответственности?

А. Юридическая ответственность представляет собой реакцию государства на уже совершенное правонарушение.

Б. Юридическая ответственность налагается не только за поступки, но и за мысли, даже если они не высказаны.

1)Верно только А   2) верно только Б    3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о правовых основах брака и семьи?

А. Для вступления в брак необходимо наличие постоянной работы у жениха и невесты.

Б. Для вступления в брак необходимо достижение женихом и невестой установленного законом брачного возраста.

1)Верно только А   2) верно только Б    3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о Конституции РФ?

А. На всей территории РФ граждане, организации, государственные органы обязаны соблюдать Конституцию и подчиняться её требованиям.

Б. Соблюдение Конституции обеспечивается в РФ деятельностью всего механизма государства.

1)Верно только А   2) верно только Б    3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения об организации государственной власти в РФ?

А.

Исполнительную власть в России осуществляет парламент.

Б.

Органом законодательной власти в России является Государственный Совет.

 1)Верно только А   2) верно только Б    3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны

10. Установите соответствие между примерами и элементами статуса гражданина РФ, которые они иллюстрируют

  

ПРИМЕРЫ

 

ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА ГРАЖДАНИНА РФ

А) 

обращение в государственные органы

Б) 

охрана здоровья и медицинская помощь

В) 

уплата налогов

Г) 

получение информации

Д) 

забота о сохранении культурного наследия

   

1) 

права

2) 

обязанности

11. Установите соответствие между конституционными правами и группами прав человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА

 

ГРУППЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

А) 

право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

Б) 

право на охрану здоровья и медицинскую помощь

В) 

право на свободу и личную неприкосновенность

Г) 

право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания

Д) 

право на защиту своей чести и доброго имени

   

1) 

гражданские (личные)

2) 

социально-экономические

3) 

культурные

12. Что находится в совместном ведении федерального центра и субъектов РФ?

  

 1) 

федеральная государственная собственность и управление ею

  

 2) 

внешняя политика, международные и внешнеэкономические отношения РФ

  

 3) 

природопользование, охрана окружающей среды

  

 4) 

установление правовых основ единого рынка

13. Гражданин А. подвергся разбойному нападению. Преступники, захватившие его автомобиль, отобрали у него деньги, ценные вещи и выбросили его из машины. Куда в первую очередь следует обратиться гражданину А.?

  

 1) 

в отдел полиции

  

 2) 

в прокуратуру

  

 3) 

к адвокату

  

 4) 

к мировому судье

14. Родители в течение нескольких лет не регистрировали рождение своего сына в органах ЗАГС. Какое право ребёнка нарушили родители?

  

 1) 

жить и воспитываться в семье

  

 2) 

получать от родителей материальное обеспечение

  

 3) 

свободно выражать своё мнение

  

 4) 

получить имя, фамилию, гражданство

15. Согласно Конституции РФ, Президент РФ

  

 1) 

определяет основные направления политики государства

  

 2) 

управляет федеральной собственностью

  

 3) 

утверждает изменения границ между субъектами РФ

  

 4) 

разрабатывает и принимает законы

16. Супруги Нора и Вадим решили заключить брачный договор. Куда им необходимо обратиться для его удостоверения?

  

 1) 

к адвокату

  

 2) 

в отдел полиции

  

 3) 

к нотариусу

  

 4) 

к мировому судье

17. Верны ли следующие суждения об особенностях трудоустройства несовершеннолетних?

А. При заключении трудового договора с несовершеннолетним работником по соглашению сторон может быть установлен испытательный срок.

Б. Для несовершеннолетних работников установлена 40-часовая рабочая неделя.

1)Верно только А   2) верно только Б    3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны

18. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А. В РФ закреплено равноправие всех форм собственности.

Б. В РФ запрещена частная собственность на землю.

1)Верно только А   2) верно только Б    3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны

19. Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях родителей?

А. Родители представляют интересы своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и интересов.

Б. Родитель, проживающий отдельно от ребёнка, имеет право на общение с ребёнком и участие в его воспитании.

1)Верно только А   2) верно только Б    3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны

20. Верны ли следующие суждения о гарантиях защиты прав и свобод человека и гражданина?

Конституция и законы РФ гарантируют

А. право каждого на судебную защиту.

Б. право каждого защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не запрещёнными законом.

1)Верно только А   2) верно только Б    3) оба суждения верны   4) оба суждения неверны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа учебной группы "Юный правовед"

Материал, расчитан на детей 11-13 лет. Данная рограмма дополнительного образования, ставит своей целью, научить основам правовой грамотности....

Рабочая программа курса "Правоведы БудуШел"

Курс для 8-9 классов, расчитанный на изучение основ Права....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...

Рабочая программа творческого объединения "Юный правовед"

Рабочая программа творческого объединения "Юный правовед". Данная программа прдназначена для обучающихся среднего и старшего звена....

Рабочая программа творческого объединения "Юный правовед"

Рабочая программа творческого объединения "Юный правовед". Данная программа прдназначена для обучающихся среднего и старшего звена....