Рабочая программа по природоведению, 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

Поликарпова Елена Евгеньевна

Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению для 5 класса по учебнику Плешакова А.А. и Сонина Н.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ktp_5_klass_2011.doc294.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Воскресенска Московской области.

«Согласовано»

на заседании РМО

протокол № ____ от

«____» ____________ 2011 г.

Руководитель  РМО

________ /_______________

«Согласовано»

«___» _______________ 2011г.

Зам. директора по УВР

__________ /Андреева М.М./

«Утверждаю»

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

___________ /Гафурова Л.Н./  

 

«____» ____________ 2011г.

 

Рабочая учебная программа

предмета «Природоведение»

для 5-го класса

 Составитель:

Поликарпова Е.Е., учитель географии

высшей квалификационной категории

г. Воскресенск

2011 год

 

Пояснительная записка

        

        Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов:

  • Закон РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ  от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
  • Примерная программа основного общего образования по природоведению  для 5 класса, допущенная  Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.
  • Авторская  программа для общеобразовательных  школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - Программы  для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.
  • Федеральный перечень  учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебном году (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.2008 № 379).

        На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базисный уровень.

Общая характеристика учебного предмета.

        Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

        Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд.

        В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими  изменениями в окружающей среде.

            Такой подход к отбору содержания соответствует как  возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.

        В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

        Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту.  Естественнонаучный материал  «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

        В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и  ученических практических работ.

Рабочая программа по природоведению разработана к УМК:

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс, Москва – Дрофа, 2006.
  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. – М.: Дрофа, 2010.
  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2010.
  • Multimedia – поддержка предмета: Природоведение, 5 класс: мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2009. (CD-ROM)

Место предмета в базисном учебном плане

        Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70  учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Тип программы: типовая, базового уровня.

Структура программы

Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и «Человек на Земле».

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Практические работы

Проверочные работы  

Тема 1. Изучение природы

5

1

2

Тема 2. Вселенная

15

2

8

Тема 3. Земля

18

4

6

Тема 4. Жизнь на Земле

16

5

7

Тема 5. Человек на Земле

13

1

5

ИТОГО

67 + 3ч резерв

13

28

Резервное время используется для повторительно – обобщающих уроков, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий, компенсирует потерю уроков в каникулярное и праздничное время.

В программу внесены следующие изменения:

п/п

Название темы

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по рабочей программе

Причины изменения

1

Тема 1. Изучение природы

3

5

в связи с практической направленностью обучения.

2

Тема 2. Вселенная

14

15

в связи с более полным изучением темы «Галактики».

3

Тема 4. Жизнь на Земле

14

16

в связи с боле полным изучением темы «Природные зоны».

4

Тема 5. Человек на Земле

16

13

в связи с легкостью усвоения материала.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений
и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:

Приемы элементарной исследовательской деятельности.

Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

Способы работы с естественнонаучной информацией.

Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

Коммуникативные умения.

Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

Способы самоорганизации  учебной деятельности.

Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Приоритетные направления в преподавании предмета.

В качестве приоритетных направлений в преподавании природоведения выделяются следующие:

● развитие способностей учеников, относящихся к их взаимодействию с миром природы; развитие интереса к познанию природных объектов и явлений, способности чувствовать их красоту и значимость для жизни человека; организация практической деятельности по изучению природы и освоению учащимися элементарных приемов исследовательской деятельности;

● формирование основ ценностного отношения к природе (знание редких и охраняемых видов растений и животных своей местности, оценка доступными способами экологических параметров окружающей среды, осознание необходимости бережного использования и защиты объектов природы, стремление внести посильный вклад в решение местных экологических проблем);

● учет региональных особенностей в содержании предмета (включение местных природных объектов в учебный процесс в рамках практикумов в окружающей среде, знание наиболее распространенных растений и животных своей местности, освоение норм здорового образа жизни с учетом местных условий, изучение правил безопасного поведения в местной окружающей среде);

● научный метод познания как основная  идея интеграции знаний и  как основа для формирования приемов самостоятельной познавательной деятельности школьников;

● интеграция в курс природоведения элементов информатики (обучение учащихся работе
с конкретными средствами информационно-коммуникационных технологий и использованию
их при выполнении заданий по природоведению);

● открытость содержания образования (широкое внедрение в учебный процесс внешкольной информации; обучение приемам работы с естественнонаучной информацией, подготовка учащихся к жизни в информационном обществе);

● формирование коммуникативных умений (широкое использование групповой работы школьников, ведение диалога, аргументация собственных суждений, толерантность к чужому мнению, организация совместной продуктивной деятельности);

● усиление в преподавании природоведения роли развивающих, дифференцированных, личностно ориентированных, проблемно-поисковых (исследовательских) и групповых педагогических технологий.

 Важными формами деятельности учащихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах (2-5 человек);
  • проектная работа;
  • подготовка сообщений/ рефератов;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-поисковая деятельность;
  • выполнение практических и лабораторных работ.

Результаты обучения

  • Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений,  постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
  • Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
  •  Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных       закономерностей;
  • Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
  • Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;
  • Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
  • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на  электронных носителях, в сети Internet);
  • Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
  • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
  •  Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
  • Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим  и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).  

Методические аспекты преподавания курса природоведения 

В рамках преподавания курса природоведения могут  быть освоены и  эффективно использованы  современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).  

Межпредметные связи

Учет межпредметных связей необходим, т.к. предмет Природоведение продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.

География: история географических открытий, контурные карты, круговорот воды в природе, материки и части света, океаны Земли, физическая карта мира, природные зоны Земли.

История: Древняя Греция, Древний Египет.

Астрономия: телескоп, Галактика.

Литература: мифы древней Греции.

Экология: биосфера, среда обитания организмов, загрязнение окружающей среды, экологические проблемы.

Химия: молекулы простых и сложных веществ, кислород, его общая характеристика и нахождение в природе, озон, кислород, азот, углекислый газ (значение).

Биология: строение светового микроскопа, строение клетки, царства живой природы, внешнее строение растений.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(70 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1. Изучение природы (5 часов)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Практические работы

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.
  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
  • Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].
  • Великие естествоиспытатели.

Демонстрации:

  • Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
  • Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов.
  • Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
  • Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
  • Плакат: Науки о природе.

 

Тема 2. Вселенная (15 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV–XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик.

Демонстрации:

  • Карта звездного неба.
  • Модель Солнечной системы.
  • Глобус.
  • Мир в картинках: Космос (фотографии)
  • Плакаты: Малые небесные тела. Строение Вселенной. Мир звезд.  Солнечная система.

Практические работы

Наблюдение за звездным небом, нахождение основных созвездий Северного полушария.

Тема 3. Земля  (18 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

Демонстрации:

  • Глобус.
  • Физическая карта полушарий.
  • Плакаты: Гипотеза о возникновении Солнечной системы. Вода  на планете. Строение земли. Строение атмосферы. Круговорот воды.
  • Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)

Практические работы

На контурной карте подписать крупнейшие вершины и реки материков.

На контурной карте подписать океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки.

Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление и скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Тема 4. Жизнь на Земле (16 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Демонстрации:

  • Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
  • Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта)
  • Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.

Практические работы

Ознакомление с ископаемыми остатками организмов.

Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.

Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов.

Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.

Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций.

Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов.

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

 

Тема 5. Человек на Земле  (13 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.

Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.

Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

 

Демонстрации

  • Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Практические работы

  • Измерение своего роста и массы тела.
  • Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Резерв   - 3 часа

Результаты обучения.

Отражены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования ориентированы на овладение наиболее значимыми для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук элементами знаний, приемами практической и интеллектуальной деятельности.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования, которые нацелены главным образом на усвоение и воспроизведение содержания предмета.

Рубрика «Уметь» включает требования к формированию общих для всех естественных наук приемов исследовательской деятельности (описание наблюдений и опытов, сравнение природных объектов, использование измерительных приборов и т. д.), коммуникативных умений (работа с естественнонаучными текстами, подготовка устных сообщений и т. д.), а также умений, которые связаны с содержанием курса и усваиваются на продуктивном уровне.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с сохранением здоровья и обеспечением безопасности жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся,

заканчивающих 5 класс.

В результате изучения природоведения ученик должен:

 знать / понимать:

  • естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
  • многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
  • как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
  • строение живой клетки (главные части);
  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  • беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  • как человек появился на Земле (на уровне представлений);
  • как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  •  Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
  •  Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
  •  Самостоятельность ответа.
  •  Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

 

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;  записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В  основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении  материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых  явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;
  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

                                                   Нормы оценок: практика.

«5» — работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» — работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» — работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» — ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

ОЦЕНКА УМЕНИЙ ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ И НА ПРОИЗВОДСТВЕ

«5» - правильное, по плану проведенное наблюдение, точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.

«4» - правильное, по плану проведенное наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.

 «3» - допускаются недочеты в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

«2» - неправильное выполнение задания; неумение сделать выводы на основе наблюдений.

УМК / Литература:

Программа

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программы  для общеобразовательных учреждений. Биология.  5-11 классы. / авт.-сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2008.

Основная литература

Базовый учебник

Плешаков А.А., Сонин Н.И.  Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.-  М.: Дрофа, 2006 г.

Методическое пособие для ученика

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. – М.: Дрофа, 2010.
  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2010.

Инструмент по отслеживанию результатов

 работы

  • Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. – М: Дрофа, 2003.
  • Дикарев С.Д. Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс – М.: Интеллект-Центр, 2001.
  • Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.
  • Крылова О.Н. – Природоведение: входные тесты за курс начальной школы: 5 класс. – М.: Экзамен, 2010.
  • Парфилова Л.Д. – Контрольные и проверочные работы  по природоведению: 5 кл.: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.
  • Парфилова Л.Д. – Тесты по природоведению к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.
  • Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2002.
  • Сивоглазов В.И. и др. – Тетрадь для оценки качества знаний к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» – М.: Дрофа, 2004.
  • Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс: Дидактические карточки-задания к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. “Природоведение 5 кл.” - М.: Дрофа, 2001.

Учебно-методические пособия

для учителя

  • Захаров В.Б. и др. – Правильные ответы на вопросы учебника «Природоведения, 5 класс – М.: Дрофа, 2006.
  • Иванова Т.В. и др. Природоведение 5кл. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина “Природоведение5кл.”. – М.: Дрофа, 2001.
  • Касаткина Н.А. Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) – Волгоград: Учитель, 2003.
  • Кириленкова В.Н. Природоведение. 5 класс: метод. пособие к учебнику  А.А. Плешакова, Н.И. Сонина – М.: Дрофа, 2007.                            
  • Козачек Т.В. Природоведение. 5 класс: Поурочные планы к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - Волгоград: Учитель, 2003.
  • Парфилова Л.Д. – Тематическое и поурочное планирование. Природоведение. 5 класс. – М.: АСТ, Астрель, 2002.
  • Семенцова В.Н. Природоведение 5 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001.
  • Сергеева Б.Ф. и др.  – Рабочая тетрадь  по природоведению – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  • Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя – М.: Айрис-пресс, 2003.
  • Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2002.
  • Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.

Дополнительная литература:

  • Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  • Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
  • Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
  • Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
  • Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
  • Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
  • Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2001.
  • Тихомирова Е.М. Растительный и  животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.

     

Электронные издания:

  • Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)
  • Интерактивная модель Солнечной системы
  • Планета Земля: аудиэндиклопедия.
  • Природоведение, 5 кл («Дрофа», «Физикон»)
  • Современные чудеса света («Новый диск»)
  • Хочу все знать: Земля и Вселенная
  • Хочу все знать: Растительный мир
  • Чудеса света («ИДДК»)
  • Экология
  • Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.

Календарно-тематическое планирование учебного материала

курса «Природоведение» в 5 классе

на 2011-2012 учебный год

70 часов (2 часа в неделю)

Программа

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программы  для общеобразовательных учреждений. Биология.  5-11 классы. / авт.-сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2008.

Основная литература

Базовый учебник

Плешаков А.А., Сонин Н.И.  Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.-  М.: Дрофа, 2006 г.

Методическое пособие для ученика

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. – М.: Дрофа, 2010.
  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2010.

урока по порядку (№ урока по теме)

Разделы и темы

Практичес-кая

работа

+ Т/Р

Д/З

Стр. учебника

№ задания в альбоме «Твои откры-тия»

Дата

по

плану

Дата факти-ческая

Тема 1.  Изучение природы (5 уроков)

  1. (1)

Природоведение – комплекс наук о природе.

Записи в тетради, рассмотреть весь учебник

 

  1. (2)

Науки о природе.

6-11, с.14 в.1

 1

  1. (3)

Методы изучения природы.

15-17

 2

  1. (4)

Оборудование для научных исследований.

№1: Знакомство с оборудованием для научного исследования.

18-19

 3

  1. (5)

Великие естествоиспытатели.

21-22

Тема 2.  Вселенная  (15 уроков)

  1. (1)

Что такое Вселенная? Как древние люди представляли себе Вселенную.

24-25

  1. (2)

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

26-28

сообщение об Аристотеле и Птолемее

 4

  1. (3)

Н. Коперник,

его модель Вселенной.

29-30

 5

  1. (4)

Д. Бруно и Г.Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника.

30-33

  1. (5)

Солнечная система, её состав.

Планеты земной группы.

34-35

 6

  1. (6)

Планета Земля и ее соседи.

36-38

  1. (7)

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

39-42

  1. (8)

Небесные тела: астероиды и кометы.

43-44

 7

  1. (9)

Метеоры и метеориты.

45-46

  1. (10)

Солнце - ближайшая к нам звезда.

48-49

  1. (11)

Многообразие звезд.

№2: Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

49-50

  1. (12)

Созвездия.

№3: Нахождение созвездий

50-51

 8,9

  1. (13)

Галактики. Световой год.

записи в тетради

8

  1. (14)

Далекие миры. Многообразие галактик.

сочинение: Путешествие барона Мюнхгаузена

51, сочинение

  1. (15)

Обобщение:

 Что мы узнали о Вселенной.

52

 10

Тема 3. Земля  (18 уроков)

  1. (1)

Представления людей о возникновении Земли.

54-55

  1. (2)

Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

56-58

  1. (3)

Внутренне строение Земли.

60

 11

  1. (4)

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

№4: Ознакомление со свойствами г.п. и минералов.

61-62

  1. (5)

Вещества и явления в окружающем мире.

64-71

  1. (6)

Природные явления: Землетрясения.

72

 13

  1. (7)

Природные явления:

Вулканы и гейзеры.

73-74

 13

  1. (8)

Обобщение: Строение Земли. Природные явления.

к/к – сейсмически активные зоны, действующие вулканы.

75-76

к/к

  1. (9)

Суша планеты.

Материки, острова.

Правила заполнения к/к

№5: к/к – материки, архипелаги, острова.

78-79

к/к

 14

  1. (10)

Характеристика природных условий материков.

80-81

  1. (11)

Особенности материков планеты Земля.

№6: к/к – крупные вершины, реки, озера.

к/к, с. 84 в. 1-9

  1. (12)

Атмосфера Земли.

85-86

 15

  1. (13)

Погода. Климат.

№7: Описание погоды одного дня

86-87

  1. (14)

Ураганы. Смерчи.

88-89

  1. (15)

Гидросфера Земли, ее части.

Мировой океан.

91

 16

  1. (16)

Воды суши.

93

  1. (17)

Планета Земля как среда обитания живых организмов.

97-98

  1. (18)

Уникальность планеты Земля.

99-100

 17

Тема 4. Жизнь на Земле  (16 уроков)

  1. (1)

Развитие жизни на Земле.

102

 18

  1. (2)

Животные прошлого.

103-104

  1. (3)

Живые клетки.

Методы их изучения.

№8: Изучение строения клетки растения с помощью микроскопа.

107-108

  1. (4)

Большой мир маленькой клетки.

№9: Рассматрива-ние готовых микропрепаратов клеток.

110

 19

  1. (5)

Разнообразие живого на Земле.

113

  1. (6)

Одноклеточные организмы.

114

  1. (7)

Многоклеточные организмы.

Грибы. Растения.

№10: Рассматрива-ние различных групп растений.

114

  1. (8)

Беспозвоночные и позвоночные животные.

115-116

 20

  1. (9)

Среда обитания организмов: наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к ней.

118-120

  1. (10)

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве.

121

 21

  1. (11)

Жизнь на разных материках.

123-125

 22

  1. (12)

Природные зоны Земли.

доклады о Р и Ж

различных ПЗ

129-130, сообщения

  1. (13)

Природные зоны Земли.

131, сообщения

 23

  1. (14)

Растения различных

природных зон.

№11. Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов.

доклады о животных моря

  1. (15)

Жизнь в морях и океанах.

коллаж: Обитатели Мирового океана

135-137

 24

  1. (16)

Обобщение: Жизнь на Земле.

№12. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

139

 25

Тема 5.  Человек на Земле (13 уроков)

  1. (1)

Происхождение человека.

Древние предки человека.

142-143

  1. (2)

Первые люди.

Жизнь наших предков.

144-147

 

  1. (3)

Обобщение:

Происхождение человека.

148

 26

  1. (4)

История географических открытий.

Открытие Америки.

149-150

  1. (5)

Открытие Австралии и Антарктиды.

150-151

  1. (6)

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.

доклады

152-153, доклады

  1. (7)

Как человек изменил Землю.

155-157

 27

  1. (8)

Три «подарка» человека самому себе и своей планете.

157-158

 28

  1. (9)

Жизнь под угрозой.

рис.: Правила поведения в природе

160-161, рисунок

 29

  1. (10)

Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания.

163-165

  1. (11)

Здоровье человека и безопасность жизни

№13: Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания доврачебной помощи

166-169

 30

  1. (12)

Обобщение: Человек на Земле.

173

 31

  1. (13)

Повторение: Оболочки Земли.

68,69,70

Резерв времени

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...