Календарно - тематическое планирование по природоведению 5 класс
календарно-тематическое планирование по природоведению (5 класс) на тему

Емелюкова Надежда Тимофеевна

Календарно тематическое планирование по природоведению запланированное по учебнику Сонина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechatplanirovanie_po_prirodovedeniyu_5_klass.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Календарно-тематическое планирование по предмету природоведение 5 класс

                                                                       

п\п

Тема урока

Задачи урока

Оборудование

Практические и лабораторные работы

Домашнее

 задание

ИКТ

Подготовка

к ЕГЭ

Дата планируемая

Дата фактическая

Примечание

1

Введение. Науки о природе. Методы изучения природы.

Познакомить с комплексом наук о природе; обобщить знания о телах и явлениях природы, методах их изучения; показать роль и место человека в природе

Таблицы с изображением явлений природы, телескопа, батискафа; микроскоп, лупа; кинофильм «Охрана природы»

2

Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе вселенную.

Сформировать у учащихся представление о Вселенной: её строении, развитие взглядов на модель Вселенной, её видение в древности.

Глобус Земли, иллюстрации представления о Вселенной. Атлас «Мир и человек», фотографии планет и т.д.

Рубрика «Подумайте»

Слайды, таблица

компьютер,экран, э/пособие

3

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею

Продолжить формировать у школьников представлений о строении Вселенной, познакомить их с системами мира Аристотеля и Птолемея.

Рисунки учебника на с. 6-7; фотографии и рисунки, иллюстрирующие развитие взглядов на строение Вселенной.

Повторить текст на с.9

4

Н. Коперник, его модель Вселенной

Познакомить учащихся с системой мира, созданной Н. Коперником; показать её отличия от моделей Вселенной по Аристотелю и Птолемею

Схема и модель Солнечной системы;  рисунки в учебнике, географическая карта полушарий Земли.

Изучить два первых абзаца на с.10 учебника

Слайды, таблица

компьютер,экран, э/пособие

5

Джордано Бруно и Галилео Галилей. Развитие идей Коперника

Сформировать у учащихся представление о развитии учения Н. Коперника итальянскими учёными Дж. Бруно и Г.Галилеем.

Схема и модель Солнечной системы; рисунки в учебнике, географическая карта полушарий Земли.

Изучить текст на с.10-15 учебника, рубрика «Какие утверждения верны»

Слайды, таблица

компьютер,экран, э/пособие

6

Солнечная система и её состав. Планеты земной группы.

Дать первоначальные сведения о Солнечной системе, её составе и возникновении; познакомить учащихся с планетами земной группы

Схема и модель Солнечной системы; рисунки иллюстрирующие состав Солнечной системы, ; рисунки в учебнике на с. 16-17, фотографии луны, спутников планет.

Выполнить задание 1 письменно в рубрике»Подумайте»

Слайды, таблица

компьютер,экран, э/пособие

Тесты

7

Планеты-гиганты. Самая маленькая планета Плутон.

Продолжить формировать у школьников представлений о планетах Солнечной системы, их размерах, форме, спутниках и других особенностях.

Схема и модель Солнечной системы; рисунки, иллюстрирующие состав Солнечной системы, ; рисунки в учебнике на с. 22-25, фотографии луны, спутников планет.

Прочитать текст на с.22-23 учебника, рубрика «Подумайте»

8

Спутники планет

Познакомить учащихся со спутником Земли – Луной и спутниками других планет

Фотографии Луны в различных фазах, глобус Луны, рисунки учебника, иллюстрирующие спутники различных планет.

Изучить статью «Луна» на с.17 учебника, зарисовать Луну.

Слайды, таблица

компьютер,экран, э/пособие

Тесты

9

Астероиды. Кометы.

Сформировать у школьников представление об  астероидах и кометах, как небесных телах, входящих в состав Солнечной системы.

Схема Солнечной системы; фотографии комет, астероидов; рисунки учебника на с. 28

Выполнить задания 1-2,с.33., изучить текст на с.28.

10

Метеоры. Метеориты.

Сформировать у школьников представление о многочисленных мелких телах и частичках космической пыли, движущихся в межпланетном пространстве вокруг Солнца.

Схема Солнечной системы; фотографии и рисунки метеоров.

Изучить текст на с.29 учебника, выполнить задание 3, с 33.

Тесты

11

Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда

Дать учащимся первоначальное представление о звёздах, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде.

Рисунки, иллюстрирующие внешний вид и размеры Солнца, расстояние от него до Земли; рисунки учебника с. 34-35

1-5 вопросы в рубрике «Какие утверждения верны?»,с.39.

12

Многообразие звёзд

Дать учащимся представление о звёздах, как о гигантских пылающих шарах, находящихся на очень больших расстояниях от нашей планеты, их многообразии.

Атласы и карты звёздного неба; рисунки учебника на с. 34-35.

Изучить текст на с.34-35, работа со словарем на с.39.

13

Созвездия

Познакомить учащихся с созвездиями, как с участками звёздного неба в пределах установленных границ; научить находить на звёздном небе и звёздной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, дракона, Цефея, Кассиопеи

Атласы и карты звёздного неба; рисунки учебника на с. 36-37;изображения фигур созвездий на старинных звёздных картах.

Практическая работа№1

рассматривание поверхности Луны в телескоп

Выполнить практ. Работу по заданиям на с.38.

Тесты

14

Галактики. Световой год.

Дать учащимся представление о Галактике, её возникновении, составе, расстояниях между звёздами, измеряемых с помощью астрономической единицы длины – светового года.

Фотографии Галактик; карты звёздного неба; рисунки учебника на с. 40-43

Изучить текстдо слов «Кажется, как огромна..»

Слайды, таблица

компьютер,экран, э/пособие

15

Многообразие Галактик.

Сформировать у учащихся представление о множестве галактик во Вселенной, методах их изучения

Фотографии галактик; рисунки учебника на с. 40-43; схема Солнечной системы

Изучить статью «Галактики» до конца.

Слайды, таблица

компьютер,экран, э/пособие

16

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

Систематизировать и обобщить представления учащихся о строении Вселенной, Солнечной системы, о звёздном небе и созвездиях; о галактиках.

рисунки иллюстрирующие модель системы мира по Аристотелю, Птолемею, Копернику;  современные представления о

Вселенной; схема Солнечной системы;

атласы и карты звёздного неба; фотографии галактик.

Подготовиться к проверочной работе по теме «Вселенная», повторить выводы после каждой темы

Тесты

17

Земля. Как возникла Земля. Гипотезы возникновения Земли.

Познакомить учащихся с различными гипотезами возникновения Земли; с учёными, внёсшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе и Земли.

Модель Солнечной системы, рисунки, иллюстрирующие возникновение планет Солнечной системы; рисунки учебника с.51-53.

18

Возникновение Земли

Развить представление о причинах возникновения Солнечной системы, в том числе и Земли; познакомить учащихся с гипотезой О.Ю.Шмидта и современными взглядами учёных на эту проблему.

Модель Солнечной системы, рисунки, иллюстрирующие возникновение Земли, как планеты Солнечной системы;

Подготовить сообщения, доклады, рефераты об ученых, выдвинувших гипотезы о происхождении С.С.

19

Внутреннее строение Земли

Познакомить учащихся с внутренним строением Земли, особенностями земной коры.

Физическая карта полушарий, схемы, рисунки учебника, раскрывающие строение Земли.

Задание в рубрике «Выберите правильныйответ» на с60.

20

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

Углубить знания учащихся о горных породах, минералах, полезных ископаемых, известные им из нач. классов; показать свойства и особенности происхождения горных пород, их отличия от минералов.

Физическая карта России; коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых.

Практическая работа№3

Изучить текст на с.56-57 учебника, работа со словарем.

Слайды, таблица

компьютер,экран, э/пособие

21

Землетрясения.

Сформировать у учащихся представление о землетрясении, как о грозном явлении природы, причинах его происхождения; познакомить с зонами распространения на Земле, их предсказанием.

Физическая карта полушарий, кинофильм «Землетрясения», рисунки учебника с. 62.

Изучить статью о землетрясениях на с. 62 учебника.

22

Вулканы

Продолжить формирование представлений о грозных явлениях природы на примере извержений вулканов; познакомить учащихся с причинами и последствиями извержения вулканов, с их видами.

Физическая карта полушарий, кинофильм «Вулканы», рисунки, иллюстрирующие строение вулканов, формы вулканических извержений.

Изучить статью «Вулканы», , рубрика на с.67.

23

Суша планеты.

П24ознакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать их краткую характеристику.

Физическая карта полушарий

Прочитать статью «Суша», работа с к/картами.

24

Суша планеты.

Познакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать их краткую характеристику

Физическая карта полушарий

Практическая работа№4

Работа со словарем, с к/картами.

Тесты

25

Обобщающий урок по теме «Земля»

Обощить знания и умения по  о материках и островах, составляющими сушу нашей планеты; дать их краткую характеристику

Физическая карта полушарий

26

Атмосфера Земли

Сформировать у учащихся представление о составе и строении атмосферы, атмосферных явлениях; раскрыть значение атмосферы в жизни планеты, человечества.

Таблицы и схемы «Состав атмосферы», рисунки учебника.

Изучить статью на с.75.,задания 1-5 устно.

Слайды, таблица

компьютер,экран, э/пособие

27

Погода. Климат.

Сформировать у учащихся представление о погоде и климате, о разнообразии климатических условий на земле; показать влияние климата на жизнь живых организмов, в том числе и на человека.

Кинофильм «Погода и её изменения»; Физическая карта полушарий

Прочитать текст параграфа,работа со словарем.

28

Ураганы. Смерчи.

Продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей, раскрыть их причины.

Физическая карта полушарий, рисунки, иллюстрирующие причины и последствия ураганов и смерчей.

Индивид-но подготовить сообщения по теме урока, прочитать текст.

Тесты

29

Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.

Сформировать у учащихся знания о гидросфере, её составных частях, их взаимосвязи;

Познакомить с крупнейшими морями и океанами планеты.

Физическая карта полушарий, таблица «Круговорот воды в природе»

Изучить текст

Слайды, таблица

компьютер,экран, э/пособие

30

Вода на Земле.

Познакомить учащихся с основными источниками пресной воды, показать их роль в круговороте воды.

Таблицы «Круговорот воды в природе», «Подземные воды», Физическая карта полушарий Земли, кинофильм «Ледники и Айсберги»

Практическая работа№5

Прочитать текст «Вода на Земле».

31

Уникальность планеты Земля.

Развить и углубить знания учащихся о нашей планете: её месте в Солнечной системе, вращении вокруг Солнца и своей оси; акцентировать внимание учащихся на уникальности Земли – существовании на ней живых организмов.

Изучить статью «Неповторимая планета»

32

Знакомая и незнакомая Земля

Значение Солнца для жизни на Земле, роль гидросферы и круговорота воды, роль зелёных растений

Глобус Земли, физическая карта полушарий, модель вращения Земли

Познакомиться с выводами об уникальности Земли на с.91.

33

Обобщающий урок по теме «Земля»

Систематизировать и обобщить знания учащихся о происхождении Земли, её строении; о грозных явлениях природы; о суше, водной и воздушной оболочках Земли; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни.

Глобус Земли, физическая карта полушарий, модель вращения Земли

Подготовиться к проверочной работе.

Тесты

34

Проверочная работа по теме «Земля»

Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме «Земля»

Глобус Земли, физическая карта полушарий, модель вращения Земли

Подготовиться к пересказу

35

Урок – игра «Что мы знаем  о планете Земля»

Систематизировать и обобщить знания учащихся о происхождении Земли, её строении; о грозных явлениях природы; о суше, водной и воздушной оболочках Земли; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни.

Карточки для игры

Повторить термины

36

Развитие жизни на Земле

Познакомить уч-ся с современными взглядами на развитие жизни на Земле; с древними животными, населявшими планету миллионы лет назад

Рисунки учебника с.92-95, таблицы и картины

Изучить текст на с.96-97.

Слайды, таблица

компьютер,экран, э/пособие

37

Животные прошлого

Продолжить формирование представления о развитии жизни на Земле, о древних животных, их ископаемых останках, по которым можно узнать историю развития жизни на Земле

Рисунки учебника, таблицы и картины

Практическая работа№6

Повторить материал «Как развивалась жизнь на Земле».

38

Живые клетки

Дать представление о клеточном строении организмов, познакомить уч-ся с историей строения клетки, с разнообразием клеток, процессами их жизнедеятельности

Таблицы «Строение растительной клетки, «строение животной клетки», «Схема строения клетки»; микроскоп, лупы; рисунки учебника с. 3998-101; фильм «Строение и жизнь растительной клетки»

Прочитать статью на с102-103.

49

Строение клетки

Познакомить уч-ся с увеличительными приборами, правилами работы с ними;

Формировать умение готовить микропрепараты кожицы чешуи лука, пользоваться готовыми микропрепаратами

Микроскоп, лупы; готовые микропрепараты; кусочки чешуи репчатого лука; препаровальные иглы, пипетки пузырьки с водой и раствором йода, предметные и покрывные стёкла; динамическая модель-аппликация «Строение клетки»; таблицы «Строение растительной клетки», «Схема строения клетки»; памятка «Правила пользования микроскопом».

Выполнить практическое задание на с.107.

Слайды, таблица

компьютер,экран, э/пособие

40

Царства живой природы. Одноклеточные организмы

Дать представление о разнообразии организмов, их повсеместном распространении на Земле; познакомить с основными царствами живой природы.

Таблицы с изображением организмов различных царств природы; комнатные растения, гербарные материалы; коллекции, влажные прпараты животных; муляжи грибов

Изучить статью на с.109., дополн. творческое задание.

41

Многоклеточные организмы (грибы, растения)

Познакомить уч-ся с разнообразием грибов и растений, показать их отличительные черты, роль в природе.

Муляжи грибов; таблица «Шляпочные грибы»; таблицы по систематике растений; гербарии растений.

Практическая работа№7

Прочитать текст, подобрать интересные сообщения по теме.

42

Беспозвоночные животные

Дать представление о разнообразии живых организмов, их роли в природе, связях с растениями и другими животными

Таблицы, картины с изображением беспозвоночных животных различных групп, коллекции, влажные препараты; рисунки учебника на с. 110

Изучить текст о водной среде.

43

Позвоночные животные

Дать представление о разнообразии живых организмов, их роли в природе, связях с растениями и другими животными

Таблицы, картины с изображением позвоночных животных различных групп, коллекции, влажные препараты; рисунки учебника

Выполнить задания в рубрике «Подумайте» на с.111

44

Среды обитания организмов.

Сформировать представление о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред; раскрыть особенности наземно-воздушной среды и приспособление организмов к жизни в ней.

Кинофильм «Многообразие видов растений и животных, их приспособленность к среде обитания»

Изучить статью на с 114-115.

45

Исследование разнообразия растений с использованием гербарного материала

(практическая работа)

Исследовать приспособленность некоторых растений к наземно-воздушной среде

Гербарные материалы

46

Водная среда.

Познакомить уч-ся с особенностями водной среды обитания по сравнению с наземно-воздушной средой, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде.

Таблицы и картины с изображением водных животных, кинофильм «Многообразие видов растений и животных, их приспособленность к среде обитания»

Повторить материал темы

47

Почвенная среда.

Раскрыть особенности почвы как среды обитания; продолжить формирование представления о приспособленности растений и животных к почвенной среде обитания

Таблицы и картины с изображением организмов, живущих в почве; кинофильм «Многообразие видов растений и животных, их приспособленность к среде обитания»

Завершить пр\ работу

Тесты

48

Жизнь на разных материках.

Познакомить уч-ся с со своеобразием растительного и животного мира (Евразия, Африка, Австралия)

Географическая карта полушарий, таблицы из серии «Растительный мир материков», «Животный мир материков»

Сообщения о древних людях, с.120-123.

49

Жизнь на разных материках.

Познакомить уч-ся с со своеобразием растительного и животного мира (Евразия, Африка, Австралия)

Географическая карта полушарий, таблицы из серии «Растительный мир материков», «Животный мир материков»

Выполнить задание 1-3 на с.125 учебника

50

Природные зоны Земли

Познакомить уч-ся с природными зонами Земли; их расположением, особенностями животного и растительного мира в них, раскрыть причины распределения растений и животных на суше

Таблицы и кинофрагменты о растительном и животном мире различных природных зон» гербарии; картины с изображением животных; географическая карта «Природные зоны России»

Прочитать текст учебника

Слайды, таблица

компьютер,экран, э/пособие

51

Жизнь в морях и океанах

Дать уч-ся представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, их распространении;

Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Таблицы и картины с изображением морских водорослей, животных поверхности и толщи воды

Выполнить задание на с. 134 и задание рубрики «Подумайте»

52

Жизнь в морях и океанах.

Дать уч-ся представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, их распространении;

Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Таблицы и картины с изображением морских водорослей, животных донного и глубоководного сообществ.

Практическая работ№9

Повторить материал темы «Жизнь на Земле»

53

 «Жизнь на Земле» Практическая работа

Систематизировать и обобщить знания учащихся о развитии жизни на Земле; об отличительных чертах живых организмов, их клеточном строении; о средах обитания организмов и их приспособляемости к ним; о распределении растений и животных на материках и в океанах, в природных зонах Земли.

Физическая карта полушарий; таблицы и картины, иллюстрирующие основные понятия темы; карточки для игры «Жизнь на Земле»

Тесты

54

Обобщающий урок по теме: «Жизнь на Земле»

Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме «Жизнь на Земле»

карточки для игры «Жизнь на Земле»

Тесты

55

Происхождение человека. Древние предки человека.

Познакомить уч-ся с предками человека, их средой обитания и образом жизни

Таблицы и картины из серии «Происхождение человека», рисунки учебника с. 132-133

Сообщения о жизни древних людей.

56

Первые люди

Дать представление о первых людях на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития

Таблицы и картины с изображением древних людей, рисунки на с. 134-135

Прочитать

57

Науки о природе

Познакомить уч-ся с естественными науками, объектами их изучения, значением в познании природы

Схема «Естественные науки»; рисунки учебника с. 140-141

Изучить текст, выполнить задания на с150.

58

Методы изучения природы. Наблюдение

Развить знания уч-ся о методах изучения природы, полученные в предыдущих классах; углубить знания о роли наблюдения при изучении природы, их использовании в практической деятельности

Приборы и инструменты для изучения природных тел, процессов и явлений; таблицы и картины с изображением космической ракеты, телескопа, электронного микроскопа и др.

Задание 1 на с.156

59

Эксперимент, измерение – методы познания природы

Развить знания уч-ся о методах изучения природы – эксперименте и измерении

Развить знания уч-ся о методах изучения природы – эксперименте и измерении

Выполнить задания на с.157.

60

Оборудование для научных исследований

Познакомить уч-ся с увеличительными и измерительными приборами, лабораторным оборудованием

Микроскоп, лупы; препаровальные иглы, пипетки, предметные и покрывные стёкла;  памятка «Правила пользования микроскопом»; таблицы и картины с изображением космической ракеты, телескопа, электронного микроскопа и др.

Подготовить материал о путешественниках

61

История географических открытий. Открытие Америки

Сформировать представление о географических открытиях материков нашей планеты

Сформировать представление о географических открытиях материков нашей планеты

Прочитать текст , подготовить дополнит. материал.

62

Открытие Австралии и Антарктиды

Продолжить формировать представление о великих географических открытиях, познакомить уч-ся с первооткрывателями Австралии и Антарктиды

Географическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей материков

Изучить текст Как человек открывал Землю

63

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель

Продолжить формировать представление о великих географических открытиях, познакомить уч-ся с путешественниками, внесшими большой вклад в открытие новых земель и доказательства шарообразности Земли

Географическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей материков

Познакомиться с краткими сведениями.

64

Как человек изменил Землю

Познакомить уч-ся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

Фильм «Влияние человека на природу»; рисунки, иллюстрирующие последствия деятельности человека на живую природу; географическая карта полушарий Земли

Выполнить задание на с. 169.

65

О кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте.

Сформировать представление о естественных и и искусственных источниках загрязнения атмосферы, познакомить уч-ся с видами опасности для всего живого, связанной с загрязнением атмосферы.

Рисунки, иллюстрирующие последствия загрязнения окружающей среды.

Обсуждение заданий 3-5 рубрики «Подумайте» на с.168.

66

Жизнь под угрозой

Развить знания о последствиях влияния деятельности человека на живые организмы; привести конкретные примеры негативной деятельности человека

Таблицы, картины с изображением исчезающих видов животных и растений, интерактивная версия «Красной книги»

Выполнить задания1и2 на с.173 учебника.

67

Меры сохранения жизни на Земле

Познакомить уч-ся с основными мерами сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ

Фильм «Охрана растений», «Заповедники мира», картины с изображением исчезающих видов животных и растений, интерактивная версия «Красной книги»

Выполнить задание 3 на с. 173 учебника

68

Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания

Сформировать у уч-ся понятие «опустынивание»; познакомить их с причинами и мерами его остановки, а также защиты Земли от этого процесса

Таблицы и картины с изображением пустынь

Прочитать статью «Не станет ли Земля

Пустыней»

69- 70

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»

Систематизировать и обобщить знания уч-ся о происхождении человека, постепенном освоении им новых земель, влияние деятельности человека на окружающую среду; сформировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды

Географическая карта полушарий; таблицы и картины, иллюстрирующие основные понятия темы; карточки для игры «Человек на Земле»

Повторить

Тесты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе.

Тематическое планирование составлено по УМК А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. По всем темам курса выделено, что должны знать и уметь учащиеся....

Календарно-тематическое планирование по природоведению в 5 классе по программе А.А. Плешакова и Н.И.Сонина.

Предлагаю вашему вниманию календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по природоведению в 5 классе по программе А.А.Плешакова и Н.И.Сонина. Природоведение. 5 класс. Москва "Дрофа", 2...

Календарно-тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе

дата№ур окаРаздел, темаТип урокацелиоборудованиеПр.работы/ контрольОсновные ЗУНДомашнее задание  1. 2.    3.  4. 5. 6. 7. 8....

календарно-тематическое планирование по природоведению для 5 класса на год 2012-2013 учебный год в ГБОУ Белебееская коррекционная школа VIII вида

календарно-тематическое планирование по природоведению в 5 классе коррекционной школе 8 вида по учебникуРоманова...

Календарно-тематическое планирование по природоведению в коррекционной школе VIII вида, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по природоведению в коррекционной школе VIII вида, 5 класс...

Календарно-тематическое планирование по природоведению в 5 классе.

Календарно – тематическое планирование по природоведению в 5 классе по программе В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В.Латюшина, Р.Д.Маша....