Рабочая программа по природоведению.5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

Хомутова Любовь Александровна

Рабочая программа по природоведению. 5 класс. Учебник Пакулова В.М,, Иванова Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass.rar66.93 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование. Природоведение.  5 класс


п/п

Название раздела,

кол-во часов

Дата

Тема урока

Планируемый результат

Домашнее

задание, контроль

1.



2.










3.


Введение

3 ч

Сентябрь



Сентябрь










Сентябрь

1. Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа.


2. Зачем и как изучают природу. Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.  

Л/р №1. «Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования»


3. Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Пр/р№1. «Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты. [Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках]»

     знать:

Отличия живой природы от неживой,

Место и роль человека в природе

Методы изучения природы

Измерительные приборы

     уметь:

Ориентироваться в учебнике с помощью оглавления

Использовать дополнительную литературу при подготовке сообщений

Работать со справочной литературой

Объяснять явления живой и неживой природы,

Различать измерительные приборы.

с. 3-6. Введение

р/т –з.2


стр 7-10, опыт, р/т










подготовить сообщение

4.








5.




6.



7.


8.









9.



10.

1. Вселенная

Сентябрь








Сентябрь




Сентябрь



Сентябрь


Сентябрь









Октябрь



Октябрь

1. Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Л/р №2. «Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария.»


2. Планета Земля.  Суточное и годовое движение Земли. Л/р №3. «Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий»


3.  Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).


4. Луна – естественный спутник Земли.


5. Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Представление о Солнце как одной из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.). Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.


6. Пр/р№2-4. «Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.»

7. Обобщающий урок по теме: «Вселенная»


   знать:

Крупные звёзды Северного полушария,

Оболочки Земли,

историю развития представлений о Вселенной,

Строение солнечной системы.

     уметь:

Работать с картой, атласами, глобусом,

Определять на глобусе и карте полушарий экватор, полюса, тропики, полушария,

Ориентироваться на местности.

§1, р/т -9-10








§2, р/т 11-13




§3, р/т 14



§4, р/т 15, 16


§5,  р/т 17-23









 оформление пр/р № 2-4


Контр. работа №1

11.


12.





13.


14.


15.


16.



17.




18.



19.




20.





21.

2. Строение и свойства вещества

    11ч

Октябрь


Октябрь





Октябрь


Октябрь


Октябрь


Октябрь



Ноябрь




Ноябрь



Ноябрь




Ноябрь





Ноябрь

1. Тела и вещества.


2. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

Л/р №4. «Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел»


3.Вещества и смеси.


4. Молекулы. Атомы. Элементы.


5. Движение частиц вещества.


6. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.


7. Вещества в окружающем мире и их использование человеком: примеры веществ, простые и сложные вещества


8. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые)


9. Химические явления, химические реакции. Наблюдение явлений превращения веществ в окружающем мире. Горение


10. Наблюдение явлений превращения веществ в окружающем мире. Окисление. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.


11. Строение и свойства веществ (обобщающий урок)

    знать:

о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;

Строение и свойства тел и веществ,

Явления природы.

     уметь:

Ориентироваться в параграфе учебника, работать с текстом и рисунками, выделять главное.

описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе;

кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;







§6, р/т 24-28


§7, р/т 29-32





§8


§9, р/т 34, 35


§10, р/т 36-38


§11, р/т 39



§12, р/т 40, 41




§13, р/т 42-47



§14, р/т 48-52




§15, р/т 53, 54





Контр. работа №2

22.




23.


24.



25.





26.






27.

3. Воздух

Ноябрь




Декабрь


Декабрь



Декабрь





Декабрь






Декабрь

1. Состав воздуха. Значение

воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.


2. Физические свойства воздуха (упругость, давление).


3. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.


4. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники.


5. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Наблюдение погодных явлений. Основные характеристики погоды. Типичные признаки погоды. Предсказывание погоды. Влияние погоды на организм человека.

Л/р №5. «Описание погоды за месяц».


6. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

   знать:

Состав воздуха, его свойства и значение для живых тел природы

Основные характеристики погоды;




     уметь:

Вести фенологические наблюдения (проводить измерения Т воздуха, определять направление ветра, облачность, виды осадков, делать записи условными обозначениями ).

§16, р/т 55-57




§17, р/т 58-62


§18, р/т 63, 64



§19, р/т 65, 66





§20, р/т 67-70






повт.§16-20

28.




29.


30.




31.

4. Вода


Декабрь




Декабрь


Декабрь




Январь

1. Три состояния воды.




2. Изменение объема воды при нагревании.


3. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.


4. Обобщение по теме: «Вода»

   знать:

Состав воды, её свойства и значение для живых тел природы,

Меры по охране воды

     уметь:

Ориентироваться в параграфе учебника, работать с текстом и рисунками, выделять главное.

Сам. р. по теме: «Воздух»§21, р/т 71, 72


§22, р/т 73, 74


§23, р/т 75-79




повт. §21-23

32.


33.



34.




35.






36.

5. Горные породы.

Январь


Январь



Январь




Январь






Январь

1. Внутреннее строение Земли. Горные породы.


2. Горные породы и минералы. Л/р №6 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств».


3. Разрушение горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.


4. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.  Л/р№7. «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами»


5. Горные породы (обобщающий урок)

   знать:

Внутреннее строение Земли,

Основные признаки рудных и нерудных полезных ископаемых, их использование в производственной деятельности человека,

Причины разрушения горных пород.

     уметь:

Ориентироваться в параграфе учебника, работать с текстом и рисунками, выделять главное, находить ответы на вопросы.

§24, р/т 80-82


§24 стр 101-103



§25, р/т 83-86




§26, р/т 87-90






Конт. р.№3

37.



38.



39.


40.


41.

6. Почва

Январь

 


Февраль



Февраль


Февраль


Февраль

1. Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.


2. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.


3. Плодородие почвы. Обработка почвы.


4. Почва и растения.


5. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

знать:

Основные виды почв,

Свойства почв,

Меры по охране почв

     уметь:

Ориентироваться в параграфе учебника, работать с текстом и рисунками, выделять главное, находить ответы на вопросы.

§27, р/т 92, 93



§28, р/т 94-96



§29, р/т 97, 98


§30


§31, р/т 100-102

42.



43.






44.








45.


46.


47.





48.

7.  Организмы

Февраль



Февраль






Февраль








Март


Февраль


Март





Март

1. Организм. Свойства живых организмов (биологические явления).


2. Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Л/р №8 «Изучение влияния температуры, света и влажности на растения (на примере прорастания семян)»


3. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Примеры приспособления растений к недостатку и избытку влаги, освещенности; животных – к низким и высоким температурам. Экскурсия «Разнообразие организмов, их относительная приспособленность к условиям окружающей среды».


4. Знакомство с увеличительными приборами.


5. Клеточное строение организмов. Клетка.


6. Разнообразие живых организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов.         Причины и последствия сокращения разнообразия живых организмов.


7. Обобщение знаний по теме «Организмы»

знать:

Многообразие живых организмов,

Условия и местообитание организмов,

Строение клетки,

Приборы для изучения организмов.

     уметь:

Ориентироваться в параграфе учебника, работать с текстом и рисунками, выделять главное, находить ответы на вопросы.

§32, р/т 103-106



§33, р/т 107-111






отчет по экскурсии








§34


§35(с141-142)


§35(с142-144)





Тест

49.


50.



51.


52.






53.







54.


55.

8. Растения

          7ч

Март


Март



Март


Апрель






Апрель







Апрель


Апрель

1. Характерные признаки растений.


2. Растения цветковые и нецветковые. Дикорастущие и культурные растения.


3. Цветковые растения, их органы


4. Л/р №9. «Распознавание органов цветкового растения на  живых и гербарных образцах. Определение названий растений с помощью атласа-определителя»


5. Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями.



6. Охрана растений, растения Красной книги.


7. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.        

знать:

Многообразие растений.

Признаки растений.

Строение цветковых растений

     уметь:

Распознавать органы цветкового растения

Различать распространённые в нашей местности виды растений, в т.ч. лекарственные и ядовитые

Проводить опыты с растениями.

§36


§37,  р/т 118

 


§38, р/т 119-125

 

повт.§38





сообщение «Лекарственные растения», р/т 126-130

§39, сообщение «Красная книга растений»


§40


§41, р/т 131, 132

56.



57.



58.

9. Грибы.

     3ч

Апрель



Апрель



Апрель

1. Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.


2. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.


3. Л/р № 10. «Узнавание съедобных и ядовитых грибов»

    знать:

Многообразие грибов.

Съедобные и несъедобные грибы нашего края

     уметь:

Распознавать съедобные и несъедобные грибы нашего края.

тематический тест «Растения», §42


§43, р/т 134-136



повт.§ 42, 43

59.




60.





61.









62.




63.

10. Животные

     5ч

Апрель




Май





Май









Май




Май

1. Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.


2. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни

в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных.


3. Значение диких животных в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

Л/р № 11. «Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе  редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей».


4. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.


5. Обобщение знаний по теме: «Животные – братья наши меньшие»

знать:

Сходства и различия между животными и растениями,

Значение животных в природе,

Меры охраны диких животных

     уметь:

Распознавать диких животных своего края.

Составлять пищевые цепи

§44, р/т 137, 138




§45, р/т 139-141





§46, р/т 142, 143

доп м-л о жив-х








§47, р/т 144




сообщения учащихся

64.

11. Природа едина

1 час

Май

1. Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

знать:

Связи живого и неживого

Правила поведения в природе

     уметь:

Составлять пищевые цепи

§48

65.




66.




67.








68.

12. Человек.

Его здоровье          и безопасность жизни.

     4 ч

Май




Май




Май








Май

1. Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.


2. Л/р № 12. «Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормам»


3. Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (при сильном ветре, во время грозы, ливней, под градом, при встрече с опасными животными и т.п.)

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Л/р №13. «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах»


4. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

знать:

Средние показатели развития организма своего возраста,

О вредных привычках и их предупреждении

     уметь:

Оказывать первую помощь при ушибах, кровотечении, растяжении связок

§49, р/т 146, 147







§50, р/т 148-151









§51, р/т 152, 153

69.



70.

Обобщение знаний по курсу «Природоведение. Природа. Неживая и живая»


Резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...