Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

Стреколовская Нина Николаевна

          Программа   по природоведению составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089, Примерной  программы по природоведению для 5  класса общеобразовательных учреждений, рекомендованной МО и Н РФ, тематического планирования,  предложенного А.А.Плешаковым и Н.И.Сониным  с учётом учебного плана МБОУ СОШ № 5 на 2012-2013 уч.год , (протокол педсовета № 1 от 31.08.2012г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._5_klass_-_rab_progr_po_prirodovedeniyu.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г.Саяногорск

средняя общеобразовательная школа № 5

Рассмотрено на заседании экспертно - методического совета.

Протокол № 1 от 10.09.2012г.

Руководитель ШМО

Куликова И.М.___________

Согласовано

Заместитель директора школы

Турова Л.И.__________

Утверждено

Приказом директора №_____от 11.09.2012г.

Директор МБОУ СОШ № 5 г.Саяногорска

Дюкарев А.Ф.____________

                                                                                                               

Рабочая программа

по природоведению  

5 класс

на 2012-2013 уч. год

                                                                                          Учитель биологии -

                                                                                          Стреколовская Н.Н.

                                                                                                                             

                                                                               

г.Саяногорск – 2012г.

                                 

I. Пояснительная записка

  1. Основа содержания обучения предмета.

          Программа   по природоведению составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089, Примерной  программы по природоведению для 5  класса общеобразовательных учреждений, рекомендованной МО и Н РФ, тематического планирования,  предложенного А.А.Плешаковым и Н.И.Сониным  с учётом учебного плана МБОУ СОШ № 5 на 2012-2013 уч.год , (протокол педсовета № 1 от 31.08.2012г.)

         Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребёнок устремлён к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами. Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации, поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе. Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

2.Цели:

   - освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и      неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

- овладение начальными исследовательскими умениями: проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.

- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи;

3.Краткая характеристика предмета «Природоведение». 

Содержание природоведения для 5 класса сочетает в себе эмпирическую направленность изучения природы с овладением младшими подростками элементами естественнонаучных методов познания на уровне отдельных приёмов исследовательской деятельности. В рамках природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.

4. Место предмета в базисном учебном плане.

На основании учебного плана МБОУ СОШ № 5 на 2012-2013 учебный год  по БУП 2004 г, утверждённого приказом директора педсовета № 1 от 31.08.2012г   предусмотрено 68 часов в год, 2 часа в неделю.

5. Особенности преподавания предмета «Природоведение»

     Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе. В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, программой предусмотрено проведение практических работ, НРК, запланировано проведение уроков ИКТ.

6. УМК, на основе которого ведётся преподавание предмета

   УМК в 5 классе включает в себя учебник: “Природоведение” авторы: Плешаков А.А., Сонин Н.Н. Изд. ”Дрофа”-2012г.,  рабочая тетрадь по природоведению – для учащихся, рабочая тетрадь для учителя “Биология - природоведение” авторы: Сонин Н.Н., Калинова Г.С., Иванова Т.В., программа авторов  - А, А, Плешакова и Н, И, Сонина. Учебник по природоведению соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 уч.год  (Приказ Минобрнауки Российской Федерации № 2885 от  27.12. 2012г.)

Перечень учебников МБОУ СОШ № 5 на 2012-2013уч.г. рассмотрен на заседании экспертно - методического совета (Протокол № 6 от 03.05.2012г.) и утверждён приказом директора по школе № 148 от 03.05.2012г.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(68 ч., 2часа в неделю)

Тема 1. Изучение природы (3 часа)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

• Практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Великие естествоиспытатели.

Тема 2. Вселенная (14часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

( Курсивом в данной программе выделен текст материала, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников).

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV—XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.

Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

• Демонстрации

Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.

•  Практическая  работа

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

Тема 3. Земля (18часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюф-фон, И. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

• Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).

• Практические работы

Описание и сравнение признаков 2—3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1—2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т. п.).

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Тема 4. Жизнь на Земле (14часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление

клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

• Практические работы

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Тема 5. Человек на Земле (16 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих

ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

• Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

• Практические работы

Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

 

Диагностический инструментарий. Природоведение 5 класс

Тема

Вид работы

Сроки проведения

(месяц)

1.

Знакомство  с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

Практическая работа

2.

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

Практическая работа

3.

 Теме:  «Вселенная».

Контрольная работа

4.

Описание минералов и горных пород, определение их свойств.

Практическая работа

5.

Обозначение на контурной карте материков, островов, крупных вершин.

Практическая работа

6.

Обозначение на контурной карте океанов, морей, омывающих Россию, крупных рек.

Практическая работа

7.

Тема:  «Земля»

Контрольная работа

8.

Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.

Практическая работа

9.

Исследования разнообразия растений с использованием гербарных материалов.

Практическая работа

10.

 Теме “Жизнь на Земле”.

Контрольная работа

11.

Овладение способами оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, переломах, растяжении связок, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.

Практическая работа

12.

Тема: «Человек на Земле».

Контрольная работа

7. Требования к уровню подготовки.

В результате изучения курса природоведения ученик должен

 знать/понимать

• многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

•  строение живой клетки (главные части);

•  царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

•  среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

•  природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

•  изменения  в  природе,   вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

•  важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

•  основные   характеристики   погоды,   факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

•  узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

•  приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений  в окружающей среде под   воздействием человека;

•  указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

•  находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

•  описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

•  сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам;

•  описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

•  использовать дополнительные  источники  информации для выполнения учебной задачи;

.   • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

•  кратко пересказывать доступный  по  объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

•  использовать   изученную   естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2—3 минуты);

•  пользоваться  приборами для  измерения  изученных физических величин;

•  следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•  определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

•  измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

•  определения  наиболее  распространенных   в данной  местности  ядовитых  растений,   грибов  и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

•  составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

•  оказания   первой  помощи  при  капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по природоведению

Дата

Тема

Всего часов

ИКТ

     Выполнение практической части

к/р

пр/р

л/р

р/р

вн/ч

экс.

нрк

1. Изучение природы.

1.Науки о природе.

2.Методы изучения природы.

3.Великие естествоиспытатели.

3

1

1

2.Вселенная.

1.Как древние люди представляли себе Вселенную.

2.Взгляды Пифагора, Аристотеля , Птолемея.

3.От Коперника до наших дней.

4.Солнечная система, её состав.

5.Планеты земной группы.

6.Планеты – гиганты.

7.Плутон.

8.Спутники планет.

9.Астероиды, кометы.

10.Метеоры, метеориты.

11.Звёзды, многообразие звёзд.

12.Солнце как ближайшая к нам звезда.

13.Созвездия.

14.Контрольная работа по теме: ”Вселенная”.

14

1

1

1

3.Земля.

1.Гипотезы о возникновении Земли.

2.Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

3.Внутреннее строение Земли.

4.Горные породы, минералы (в Хакасии)

5. Полезные ископаемые   (в Хакасии)

6.Вещества и их использование.

7.Простые и сложные вещества, смеси.

8.Мноообразие явлений природы.

9.Землетрясения.

10.Вулканы.

11.Суша планеты. Материки, острова.

12.Характеристика природных условий материков ( в Хакасии)

13.Атмосфера.

14.Ураганы, смерчи.

15.Гидросфера. Воды суши.

Подземные воды.

(В Хакасии)

 16Ледники. Айсберги.

17.Неповторимая планета.

18.Контр. работа по теме: ‘’Земля”.

18

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4.Жизнь на Земле.

1.Как развивалась жизнь на Земле: жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода

2.Расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

3.Клеточное строение организмов.

4.Разнообразие клеток.

5.Органоиды клетки.

6. Царства живой природы; одноклеточные и многоклеточные организмы.

7.Пр. Исследования разнообразия растений с использованием гербарных материалов.

8.Беспозвоночные и позвоночные животные (в РХ).

9.Среды обитания организмов: наземно-воздушная.

10.Водная и почвенная среда обитания.

11.Жизнь на разных материках: Евразия,Африка

12.Америка, Австралия, Антарктида.

13.Природные зоны Земли.

14.Жизнь в морях и океанах.

15. Контрольная работа по теме: “Жизнь на Земле”.

15

1

1

1

1

1

5.Человек на Земле.

1.Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки.

2.Человек прямоходящий. Человек разумный.

3. Как человек открывал Землю: открытие Америки.

4.Открытие Австралии, Антарктиды.

5.Великие путешественники.

6.Изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( в РХ)

7.Озоновые дыры, Кислотные дожди, парниковый зффект (в РХ)

8.Биологическое разнообразие, его обеднение (в РХ)

9.Охрана животных и растений (в РХ)

10.Опустынивание, его причины и борьба с опустыниванием.

11.Здоровье человека и безопасность жизни.

12.Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

13.Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

14.Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

15.Ядовитые растения, опасные животные в РХ.

16.Человек на Земле. Охрана животных и растений (в РХ)

17.Контрольная работа.

Резервное время – 3 часа.

17

3

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого:

70

4

4

8

11

   

Литература:

Для учителя:

1.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089)

2.Примерные программы по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263)

3. Учебник ‘’Природоведение’’ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. 5 класс.(из федерального пе       речня).2012г.

   

4..А.А.Плешаков, В.И.Сивоглазов.  Природа и человек. (дидактический материал) М.: Просвещение.

5..Н.И.Сонин, К.П.Казарин .Природоведение.( Задания). М.: Дрофа.

6.Атлас РХ под ред. Балахчиной Н.П.  МО РХ.

7.В.И.Сивоглазов, Т.С.Сухова, т.а.Козлова.Экология России. (Книга для учителя). М.: МДС .

8.Н.И.Сонин, Г.С.Калинова, Т.В.Иванова. Природоведение.(рабочая тетрадь для учителя) М.: Дрофа.

Для учащихся:

1.А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Природоведение.5 класс. Изд.: Дрофа, 2012г.Учебник.

2. Акимушкин И.  Мир животных. М.: Мысль, 1993.

3. Акимушкин И.  Невидимые нити природы.  М.: Мысль, 1985.

4. Гржимек Б.   Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1985.

5.Евсюков В.В.  Мифы о Вселенной.  Новосибирск: Наука, 1988..

6. Шпинар З.В. История жизни на Земле. (Прага: Атрия, 1977.

7. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984

8. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.

9. Яковлева И., Яковлев В.  По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...