Рабочая программа по природоведению в 5 классе
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Балкова Елена Александровна

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Природоведение».

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Природоведение. Природа. Неживая и живая.  5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.М. Пакулова, Н.В.Иванова.  – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. – 222,(2)с. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по природоведению. Учебник адресован учащимся 5 класса общеобразовательных учреждений и входит в учебно-методический комплект по биологии линии В.В.Пасечника.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. 35 учебных недель – 70 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_priroda_5_klass_2013-2014.docx63.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Природоведение».

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Природоведение. Природа. Неживая и живая.  5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.М. Пакулова, Н.В.Иванова.  – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. – 222,(2)с. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по природоведению. Учебник адресован учащимся 5 класса общеобразовательных учреждений и входит в учебно-методический комплект по биологии линии В.В.Пасечника.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. 35 учебных недель – 70 часов. В 5а классе 2 урока приходится на выходные праздничные дни (10.03.14, 09.05.14.), итого 68 часов. В 5б классе 1 урок приходится на выходной день (10.03.14.), итого 69 часов. Программа будет пройдена за счет  уплотнения материала.

Программа подготовлена в соответствии с новой концепцией биологического образования, действующим учебным планом, на основе минимума содержания образования и требований к уровню учеников 5 класса по природоведению, с учетом регионального компонента и особенностями школы.

Структура и содержание программы определены с учетом обучения биологии в школе и достижений биологической науки. Учебная  программа соблюдает строгую преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и федеральным базисным учебным планом для ОУ РФ.

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием примерного числа часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; календарно-тематическое планирование по разделам.

Большинство представленных лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

В программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом материальной базы школы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов.

Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.

Цели обучения:

  1. Овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями.
  2. Формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры.
  3. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, проводить наблюдения за биологическими объектами, явлениями, состоянием собственного организма.
  4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
  5. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека.
  6. Установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
  7. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными являются распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Учащиеся пополнят первоначальные знания, полученные в начальной школе о том, что жизнь природы многообразна, интересна и сложна, в ней есть свои тайны. Узнают о явлениях природы, научатся их наблюдать и объяснять. Программа поможет заглянуть в разнообразный мир живых существ, понять особенности их жизни и необходимость охраны. Учащиеся поймут, что в природе все взаимосвязано.

В результате изучения природоведения ученик должен

Знать/понимать

  • признаки живых организмов, растений, животных и грибов своего региона;
  • строение Вселенной, строение и свойства вещества
  • сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение;
  • особенности строения организма человека;

Уметь

  • объяснять роль организмов в жизни человека и собственной деятельности, необходимость защиты окружающей среды, взаимосвязи человека и окружающей среды;
  • наблюдать за ростом, развитием, поведением организмов; сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические  объекты;
  • распознавать и описывать на таблицах и живых объектах основные части и органы; культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
  • сравнивать биологические объекты;
  • ориентироваться на местности;
  • анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

РАЗБИВКА  МАТЕРИАЛА ПО ЧАСАМ.

Тема

К-во

ч.

Лабораторные работы,

экскурсии

1

Введение.

2

2

Вселенная.

6

Л.р. № 1 «Определение на звездной карте созвездий Северного полушария».

Л.р. № 2 «Определение на глобусе экватора, полюсов, полушарий».

Пр.р.1 «Ориентирование на местности с помощью компаса».

Пр.р.2 «Ориентирование по солнцу и часам».

Пр.р.3 «Определение сторон горизонта по звездам»

3

Строение и свойства вещества.

11

Л.р. № 3 «Определение физических свойств  твердых, жидких и газообразных тел»

4

Воздух.

6

Пр.р. № 4 «Описание погоды».

5

Вода.

3

6

Горные породы.

4

Л.р. № 4 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств».

Л.р. № 5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами»

7

Почва – особое тело Земли.

6

8

Организмы.

6

9

Растения – посредники между небом и Землей.

7

Л.р. № 6 «Распознавание органов цветкового растения».

Л.р. № 7 «Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян».

Л.р. № 8 «Определение названия растений».

Экс. «Весенние явления в жизни растений»

10

Грибы.

3

Л.р. №9 «Узнавание съедобных и ядовитых грибов».

11

Животные – братья наши меньшие

6

Л.р. № 10 «Узнавание животных своей местности».

12

Человек. Его здоровье и безопасность жизни.

9

Л.р. №11 «Определение показателей развития своего организма».

Л.р. №12-14 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи»

ИТОГО: 69 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛАМ.

Дата

предпол./фактич.

Тема

Цели

Задачи

Оборудование,

ТСО.

Вид деятель-

ности на

уроке

Примеч

Д/з

1

02.09.а,б

Введение. Как работать с учебником.

Показать значение курса природоведения. Научить работать с учебником

Изучить элементы живой и неживой природы.

Показать связь организмов и среды.

Доказать необходимость изучения природы.

Отработать приемы работы с учебником.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Слушание

Чтение

Письмо

С.3-6

2

06.09.а

04.09.б

Как изучают природу.

Изучить методы познания природы

Познакомить с первыми попытками человека познать окружающую природу.

Изучить методы: наблюдение, эксперимент, измерения.

Провести опыты.

Линейка

Весы

Термометр

Микроскоп

Мензурки

Часы

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

С.7-10

Вселенная (6)

3

09.09. а,б

Звезды на небе.

Л.Р.№ 1 «Определение на звездной карте созвездий Северного полушария».

Дать представления о звездах, созвездиях и истории их изучения.

Дать понятия: звезда, созвездие, телескоп.

Выяснить вклад в развитие астрономии Коперника, Бруно, Галилея.

Научить отличать старые звезды от молодых, находить созвездия Малой и Большой Медведицы.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Карта звезд. неба

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Лаб.раб.№1

§1

4

13.09.а

11.09.б

Земля – наш дом.  Л.Р.№2 «Определение на глобусе экватора, полюсов, полушарий».

Изучить при помощи глобуса нашу планету.

Изучить форму и размеры Земли.

Выяснить причину смены дня и ночи, смену времен года.

Дать понятия: ось, полушария, стороны света, орбита, компас, високосный год.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Глобус

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.задачи

Лаб.раб.№2

§2

5

16.09. а,б

Оболочки Земли.

Изучить оболочки Земли.

Изучить атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу.

Выяснить роль озонового слоя.

Таблица

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

§3

6

20.09.а

18.09.б

Луна – естественный спутник Земли.

Изучить строение Луны.

Дать понятия: лунные моря и океаны, кратеры, фазы Луны, новолуние, полнолуние.

Выяснить, почему Луна на небе выглядит по-разному.

Луны макет

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.задачи

§4

7

23.09. а,б

Солнце. Солнечная система.

Изучить Солнце и солнечную систему.

Доказать, что Солнце – основа жизни на Земле.

Дать понятия: солнечная система, планета, галактика, астероиды, метеоры, метеориты, кометы.

Изучить планеты солнечной системы.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§5

8

27.09.а

25.09.б

Ориентирование. Пр.р.1-3 «Ориентирование»

Обучить приемам ориентирования.

Научить ориентироваться на местности:

  • с помощью компаса;
  • по солнцу;
  • по солнцу и часам.

Научить определять стороны горизонта по звездам.

Компас

Часы

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Рисование

Практ.раб №1-3.

С.36-37

Строение и свойства вещества (11)

9

30.09. а,б

Тела и вещества.

Дать понятия: тело, вещество.

Научить отличать тела и вещества.

Развивать наблюдательность, логическое мышление.

Изучить биографию М.В.Ломоносова.

Портрет Ломоносова

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Тестирование

Сост.таб.

§6

10

04.10.а

02.10.б

Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Л.р. №3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел»

Изучить свойства тел

Изучить свойства твердых тел, жидкостей и газов.

Дать понятия: деформация, упругость, пластичность.

Мензурки

Колбы

Воздуш.шар

Куб

Резин.лента

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Лаб.раб.№3

§7

11

07.10. а,б

Вещества и смеси.

Изучить вещества и смеси.

Научить отличать смеси от веществ.

Дать понятия: вещество, смесь.

Развивать наблюдательность.

Формировать умение обобщать знание и делать выводы.

Порошок железа и серы

Магнит

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Тестирование

§8

12

11.10.а

09.10.б

Молекулы. Атомы. Элементы.

Изучить строение веществ.

Дать понятия: молекула, атом, элемент.

Развивать абстрактное мышление.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Табл.Менделеева

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Реш.задачи

§9, №1

13

14.10. а,б

Движение частиц вещества.

Изучить движение веществ.

Доказать, что частицы в веществах движутся.

Дать понятия: диффузия.

Выяснить, от чего зависит скорость движения частиц.

Р-р медного купороса

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§10

14

18.10.а

16.10.б

Взаимодействие частиц.

Изучить взаимодействие частиц.

Доказать, что частицы в веществе взаимодействуют.

Дать понятия: сила притяжения, текучесть, отталкивание частиц.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

§11

15

21.10. а,б

Разнообразие веществ.

Изучить разнообразие веществ.

Классифицировать вещества на простые и сложные, органические и неорганические.

Научить определять простые и сложные вещества.

Показать роль химии в изучении веществ.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Тестирование

Сост.таб.

§12

16

25.10.а

23.10.б

Явления природы. Физические явления.

Изучить явления природы.

Изучить физические явления природы: механические, тепловые, электрические, световые.

Научить отличать и приводить примеры физических явлений в природе.

Расческа

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§13

17

28.10. а,б

Химические явления. Горение.

Изучить горение, как пример химического явления в природе.

Дать понятия: химическая реакция, горение, горючие материалы, топливо.

Выяснить роль горения в природе и жизни человека.

Свеча

Торф

Кам.уголь

Бензин

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§14

18

01.11.а

30.10.б

Окисление.

Изучить окисление, как пример химического явления в природе.

Изучить

Дать понятия: окисление, дыхание.

Выяснить роль окисления в природе и жизни человека.

Показать необходимость проветривания классов после каждого урока.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§15

19

11.11. а,б

Обзор пройденного материала

Обобщить и систематизировать знания по теме.

Повторить основные положения главы.

Ответить на вопросы с.63.

Обобщить и систематизировать знания о телах и веществах.

Провести тематический контроль знаний.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Тестир.

Воздух (6)

20

15.11.а

13.11.б

Воздух – смесь газов.

Изучить воздух, как смесь газов.

Изучить состав воздуха.

Дать понятия: кислород, азот, углекислый газ, примеси, смог.

Выяснить, почему, не смотря на большое потребителей кислорода, его количество практически не убывает.

Показать, чем грозит увеличение углекислого газа в атмосфере.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Реш.пробл.

§16

21

18.11. а,б

Свойства воздуха.

Изучить свойства воздуха.

Дать понятия: сжимаемость, упругость, водолазный колокол, кессоны.

Выяснить какие свойства воздуха человек использует в практической деятельности.

Слушание

Чтение

Отв.на вопр.

Реш.задачи

§17

22

22.11.а

20.11.б

Вес воздуха и атмосферное давление.

Доказать, что воздух имеет вес.

Опытным путем доказать, что воздух имеет вес.

Дать понятия: атмосферное давление.

Выяснить, как будет изменяться вес воздуха с высотой.

Весы

Воздушные шарики

Набор гирек

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.задачи

§18

23

25.11. а,б

Изменение давления воздуха с высотой.

Изучить изменение давления воздуха с высотой.

Дать понятия: барометр, метеорологические станции, плотность и разреженность воздуха.

Выяснить, как будет изменяться давление воздуха с высотой.

Изучить опыт Э.Торричелли.

Барометр

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

§19

24

29.11.а

27.11.б

Погода и ее предсказания.

Изучить задачи метеорологии.

Выяснить, что называют погодой и изучить ее составляющие.

Изучить признаки устойчивой и неустойчивой погоды.

Дать понятия: погода, метеорология.

Показать влияние погоды на самочувствие людей.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

§20

25

02.12. а,б

Описание погоды.

Пр.р. №4 «Описание погоды».

Научить обобщать материал, выделять главное из изученного.

Повторить изученный материал.

Научить наблюдать и описывать погоду.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Практ.раб №4

с.81-82

Вода (3)

26

06.12.а

04.12.б

Три состояния воды.

Изучить три состояния воды.

Изучить воду в твердом, жидком и газообразном состоянии.

Дать понятия: теплопроводность, пар, туман.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§21

27

09.12. а,б

Тепловое расширение воды.

Изучить тепловое расширение воды.

Показать способность воды изменять объем при разных температурах.

Дать понятия: тепловое расширение воды.

Выяснить, как изменяется объем воды при замерзании.

Лед

Термометр

Пробирка

Стеклянная трубка

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

§22

28

13.12.а

11.12.б

Вода – растворитель.

Работа воды в природе.

Изучить свойства воды и работу ее в природе

Дать понятия: раствор, взвеси.

Показать роль воды, как универсального растворителя.

На конкретных примерах показать роль воды в природе и жизни человека.

Продолжить обучение работе с текстом параграфа и составлению плана.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сост.плана

§23

Горные породы (4)

29

16.12. а,б

Внутреннее строение Земли.

Изучить внутреннее строение Земли.

Изучить внутренние оболочки Земли.

Дать понятия: мантия, ядро, земная кора, горные породы.

Таблица

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

§24

30

20.12.а

18.12.б

Горные породы. Л.р. №4 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств».

Изучить разнообразие горных пород

Научить распознавать магматические, осадочные, метаморфические горные породы и минералы.

Коллекции горных пород

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сост.таб.

Лаб.раб.№4

§24

31

23.12. а,б

Разрушение горных пород. Полезные ископаемые.

Изучить действие природных факторов на горные породы. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых.

Изучить действия ветра, воды, солнца, живых организмов на горные породы.

Дать понятия: выветривание, обломочные горные породы.

Выяснить использование обломочных горных пород человеком.

Рассмотреть коллекции горных пород.

Выяснить их использование человеком.

Коллекции полезных ископаемых

Коллекции горных пород

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§25

§26

32

27.12.а

25.12.б

Обзор пр. материала.

Л.р. № 5 «Ознакомление с местными пол. ископ.».

Изучить горные породы, минералы, которые использует человек. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами

Изучить рудные и нерудные полезные ископаемые.

Дать понятия: руда, металлы, ковкость, тягучесть, теплопроводность.

Научить отличать руды черных и цветных металлов.

Показать значение полезных ископаемых в жизнедеятельности человека. Познакомить с образцами местных полезных ископаемых.

Описать их внешний вид, основные признаки.

Коллекции полезных ископаемых

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сост.таб.

Лаб.раб.

§26

Почва – особое тело Земли (6)

33

10.01.а

13.01.б

Почва - особое тело Земли

Изучить разнообразие почв.

Изучить процесс возникновения и формирования почвы, разнообразие их.

Дать понятия: почва, структура почвы, почвенный горизонт.

Показать значение живых организмов а формирование почв.

Почва

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§27

34

13.01.а

15.01.б

Состав и свойства почвы.

Изучить состав и свойства почвы.

Изучить вещества, образующие почву.

Выяснить, какими свойствами обладает почва.

Дать понятия: плодородие, капилляры, чернозем.

Показать значение плодородия почв.

Почва

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Реш.пробл.

§28

35

17.01.а

20.01.б

Уход за почвой.

Изучить приемы правильной обработки почвы.

Выяснить, почему почву называют кормилицей.

Изучить приемы правильной обработки почвы и меры по ее улучшению.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

§29

36

20.01.а

22.01.б

Влияние растений на почву.

Изучить, как растения влияют на почву.

Изучит связь почвы и растений.

Выяснить, как со сменой растительности изменяется почва.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§30

37

24.01.а

27.01.б

Разрушение почв.

Изучить причины разрушения почв.

Сформировать понятия: ветровая и водная эрозия почв.

Выяснить, почему растения считают лучшими защитниками почв.

Написать мини-сочинение «Охрана почв».

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

§31

38

27.01.а

29.01.б

Обзор пройденного материала.

Проверка знаний по теме «Почва»

Повторить и обобщить знания по теме: «Почва – особое тело Земли».

Повторить строение, состав и свойства почвы.

Классифицировать почвы на торфяные, солончаковые, песчаные, глинистые, черноземные, подзолистые.

Развивать логическое мышление, объясняя народную мудрость о почве.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

Тестирование

С.127-128

Организмы (6)

39

31.01.а

03.02.б.

Организм и его свойства.

Изучить многообразие живых организмов и их общие свойства.

Классифицировать все живые организмы на 4 царства.

Выяснить свойства живых организмов.

Привести примеры биологических явлений природы.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Таблица

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§32

40

03.02.а

05.02.б

Где живут организмы?

Познакомить с основами науки экологии.

Сформировать понятия: среда обитания, факторы среды, экология.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§33

41

07.02.а

10.02.б

Увеличительные приборы.

Изучить увеличительные приборы.

Изучить строение лупы и микроскопа.

Показать их роль в изучении живой природы.

Научить приемам работы с увеличительными приборами.

Выяснить историю открытия растительной клетки.

Таблица

Микроскоп

Лупа

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

§34

42

10.02.а

12.02.б

Строение организмов.

Изучить строение растительной клетки.

Научить готовить микропрепарат растительной клетки.

Изучить ее строение.

Выяснить отличия одноклеточных организмов от многоклеточных.

Сформировать понятия: клетка, ткань, орган.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Таблица

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

§35

43

14.02.а

17.02.б

Лаб.работа «Строение растительной клетки»

Научить работать с микроскопом.

Научить готовить микропрепарат кожицы лука.

Отработать навыки работы с микроскопом.

Микроскопы лук, йод

Исследование

Чтение

Письмо

Слушание

Рисование Лаб.раб

§35

44

17.02.а

19.02.б

Обзор пройденного материала.

Повторить и обобщить знания по теме: «Организмы».

Повторить строение организмов,  их свойства.

Обобщить знания об окружающей среде и факторах, влияющих на организмы.

Отработать навыки работы с увеличительными приборами.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

Тестирование

С.145-146

Растения – посредники между небом и Землей (7)

45

21.02.а

24.02.б

Признаки растений.

Изучить признаки растений.

Выяснить признаки общие и отличительные особенности растений и других живых организмов.

Дать понятия: пигмент, хлорофилл, фотосинтез.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Реш.пробл.

§36

46

24.02.а

26.02.б

Разнообразие растительного мира.

Изучить разнообразие растительного мира.

Изучить особенности одноклеточных и многоклеточных растений.

Научить отличать цветковые и нецветковые растения.

Познакомить с многообразием и значением цветковых растений.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сост.таб.

§37

47

28.02.а

03.03.б

Строение цветковых растений.

Изучить органы цветкового растения.

Сформировать понятия: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена, побег, вегетативное размножение.

Отрабатывать навыки самостоятельной работы.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сост.таб.

Лаб.раб.№6,7

§38

48

03.03.а

05.03.б

Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека».

Изучить многообразие дикорастущих растений.

Выяснить, почему растения в лесу не мешают друг другу.

Сформировать понятие «ярусность».

Познакомить с многообразием дикорастущих лекарственных растений.

Изучить памятку сборщику лекарственных растений.

Предупредить об опасности ядовитых растений.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Таблицы

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§39

49

07.03.а

12.03.б

Красная книга растений.

Изучить растения, занесенные в Красную книгу.

Познакомить с растениями Красной книги.

Выяснить необходимость создания Красной книги.

Воспитывать бережное отношение к дарам природы.

Научить определять растения.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

Лаб.раб.№8

§40

50

14.03.а

17.03.б

Многообразие культурных растений.

Познакомить с многообразием культурных растений.

Классифицировать культурные растения.

Показать их значение для человека.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§41

51

17.03.а

19.03.б

Обзор пройденного материала.

(Экскурсия)

Повторить и обобщить знания по теме: «Растения – посредники между небом и Землей».

Ответить на вопросы и выполнить задания на стр.173.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

Сост.таб.

С.173-174

Грибы (3)

52

21.03.а

31.03.б

Разнообразие грибов.

Изучить разнообразие грибов.

Выяснить, почему грибы считают особой группой живых существ, которая не относится ни к растениям, ни к животным.

Изучить одноклеточные и многоклеточные грибы.

Показать значение грибов в природе и жизни человека.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Таблица

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

§42

53

31.03.а

02.04.б

Шляпочные грибы.

Изучить многообразие и значение  шляпочных грибов.

Изучить строение шляпочных грибов.

Классифицировать грибы на съедобные и ядовитые.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Таблица

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сост.таб.

§43

54

04.04.а

07.04.б

Узнавание съедобных и ядовитых грибов.

Выполнить лабораторную работу.

Научить распознавать грибы-двойники.

Изучить памятку сборщику грибов.

Муляжи грибов

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Лаб.раб.№9

С.183-184

Животные – братья наши меньшие (6)

55

07.04.а

09.04.б

Признаки животных.

Изучить признаки животных.

Выяснить сходства и различия между животными и растениями.

Научить классифицировать животных на экологические группы, в зависимости от способа питания.

Показать значение одомашненных животных

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сост.таб.

§44

56

11.04.а

14.04.б

Условия жизни и многообразие диких животных.

Познакомить с многообразием диких животных и условиями их обитания.

Изучить животных различных природных зон.

Выяснить, почему переселенное животное не сможет выжить в других условиях.

Сравнить беспозвоночных и позвоночных животных.

Предостеречь от общения с ядовитыми животными.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Таблица

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

Сост.таб.

§45

57

14.04.а

16.04.б

Значение диких животных и их охрана.

Изучить значение диких животных в природе и в жизни человека.

Выписать из текста значение диких животных.

Познакомить с животными из Красной книги.

Изучить  меры охраны диких животных.

Написать мини-сочинение «Как я могу помочь диким животным».

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§46

58

18.04.а

21.04.б

Домашние животные.

Изучить многообразие и значение домашних животных.

Познакомить с историей одомашнивания животных.

Изучить многообразие домашних животных.

Показать значение сельскохозяйственных животных.

Выяснить , какие отрасли животноводства имеются в Семикаракорском районе.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§47

59

21.04.а

23.04.б

Связи живого и неживого.

Вспомнить, как связаны с неживой природой  и между собой живые существа.

Изучить влияние растений, животных на биосферу, атмосферу, литосферу, гидросферу.

Расширить понятие пищевой связи.

Выяснить, почему хищники не могут быть во втором звене цепи питания.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Видеофрагм.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Реш.пробл.

§48

60

25.04.а

28.04.б

Обзор пройденного материала.

Повторить и обобщить знания по теме: «Животные – братья наши меньшие».

Повторить:

  1. сходства и различия между животными и растениями;
  2. как приспособились животные к различным средам обитания;
  3. как расселились животные на планете;
  4. как можно спасти диких животных и почему многие попали на страницы Красной книги;
  5. с какой целью человек разводит животных.

Доказать единство природы.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

С.205-206

Человек. Его здоровье и безопасность жизни (8)

61

28.04.а

30.04.б

Человек и окружающая среда.

Изучить организм человека.

Изучить системы органов человека.

Выяснить, от чего зависит здоровье человека.

Органы человека

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§49

62

05.05.а,б

Определение показателей развития своего организма.

Изучить показатели нормального развития организма учащихся 11-13 лет.

Определить уровень физического развития школьника.

Выяснить, от чего зависит развитие организма.

Научить делать выводы о состоянии развития своего организма.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

Сост.таб.

Лаб.раб.№11

§49

63

12.05.а

07.05.б

Как беречь свое здоровье и жизнь?

Изучить правила поведения в различных неблагоприятных ситуациях.

Познакомить  с правилами поведения во время грозы.

Изучить способы оказания первой помощи при:

  1. тепловом и солнечном ударах;
  2. обморожениях;
  3. ожогах;
  4. ушибах;
  5. растяжениях связок;
  6. переломах;
  7. кровотечениях.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

Сост.таб.

§50

64

16.05.а

12.05.б

Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах и переломах.

Научить простейшим способам оказания первой помощи.

Организовать и провести ролевую игру «Оказание первой помощи пострадавшим».

Жгут

Бинты

Лед

Шины

Йод

Реш.пробл.

Лаб.раб. №12, 13.

Прак.раб.

§50

65

19.05.а

14.05.б

Овладение простейшими способами оказания первой помощи при кровотечениях.

Научить простейшим способам оказания первой помощи.

Организовать и провести ролевую игру «Оказание первой помощи пострадавшим».

Жгут

Бинты

Шины

Йод

Реш.пробл.

Лаб.раб. № 14

Прак.раб.

§50

66

23.05.а

19.05.б

Вредные привычки и их предупреждение.

Доказать опасность для здоровья вредных привычек.

Сформировать негативное отношение к курению, алкоголю, наркомании.

Научить анализировать свой образ жизни.

Составить распорядок дня, сохраняющий здоровье.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

§51

67

26.05.а

21.05.б

Обзор пройденного материала.

Повторить и обобщить знания по теме: «Человек. Его здоровье и безопасность жизни».

Провести измерения показателей организма в покое и после физических нагрузок. Сделать вывод о влиянии физических нагрузок на работу сердца, дыхательной системы.

Мотивировать учащихся на здоровый активный образ жизни.

ПК, проектор, экран.

Презентация

компьютерн.

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

Дискуссия

См.тетр.

68

30.05.а

26.05.б

Итоговый контроль знаний.

Провести итоговую проверку знаний.

Выяснить уровень усвоения учащимися основных вопросов по природоведению.

Слушание

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Тестирован.

69

28.05.б

Здоровье - величайшая ценность.

Убедить, что здоровье – это величайшая ценность для личности и общества.

Показать роль здорового образа жизни.

Повторить составляющие здорового образа жизни.

Убедить в необходимости соблюдения гигиенических правил и норм поведения.

Показать ценность здоровья для личности и общества.

Мультимедийное оборудов.

Презентация

Слушание

Отв.на вопр.

Тестиров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению для 5 класса по учебнику Плешакова А.А. и Сонина Н.И....

Рабочая программа по природоведению 5 класс.Автор Овчарова.

Рабочая программа и тематическое планирование  составлены по  учебнику Овчаровой....

рабочая программа по природоведению 5 класс

рабочая программа по природоведению 5 класс...