Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Борисова Лариса Геннадьевна

 

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы основного общего образования по природоведению А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_prirodovedeniyu.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»

 

Программа рассмотрена на МО

 естественноматематического  цикла

МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»,

Протокол № _1__ от «__»_августа______2013 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ  «Новосидоровская средняя

общеобразовательная школа »

_________________С.В.Шигуров

Приказ №___ от «___» ____________ 2013 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

5  КЛАСС

Автор-составитель:

    Борисова Лариса Геннадьевна, учитель биологии и химии  первой квалификационной категории МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»

с. Новая Сидоровка

2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы основного общего образования по природоведению А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.

Курс природоведения в 5 классе продолжает курс «Окружающий мир» начальной школы и одновременно является пропедевтической основой для изучения естественных наук.

Цель: завершить изучение природы в рамках единого интегрированного предмета.

В содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Задачи изучения предмета:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, обучающиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в 5 классе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

В связи с собой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы». С целью создания условий для формирования у обучающихся различных компетенций изменен и дополнен список обязательных практических работ.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации. При изучении курса природоведения у обучающихся осуществляется активное формирование базовых учебных компетенций:

  • учебно-познавательной (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира);
  • коммуникативной (владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы);
  • информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, сайтами сети Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);
  • природоведческой (иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми);
  • здоровьесберегающей (позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи)

Рабочая программа реализуется при работе с УМК:

  1. Плешаков А.А.. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 174 с.
  2. Сонин Н.И., Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение. 5класс», Москва, «Дрофа», 2012.
  3. Электронное учебное издание «Природоведение. 5 класс». Мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела

Количество часов

Лабораторные и практические работы

1.

Введение.

1

0

2.

Раздел 1. Изучение природы.

4

3

3.

Раздел 2.Вселенная.

14

1

4.

Раздел 3. Земля.

18

4

5.

Раздел 4. Жизнь на Земле.

15

7

6.

Раздел 5. Человек на Земле.

15

2

7.

Повторение.

1

0

Итого

68

17

Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе. В тетрадь включены вопросы и задания, в форме практических работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать изученные объекты, а также их компоненты и свойства. Эти задания выполняются по ходу урока (для проверки уровня подготовки учащихся, закрепления изученного материала), а также в качестве домашнего задания. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления, работы с дополнительными источниками информации выполняются в качестве домашнего задания.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Для отслеживания динамики результативности обучающихся применяются различные формы контроля:

вид контроля

количество часов (работ)

оцениваются

не оцениваются

(оцениваются по желанию обучающегося)

Практические работы

17

10

7

Обобщающие уроки

4

4

Тестовый контроль

4

4

Контурные карты

3

2

Защита проектов

3

3

Подготовка сообщений

5

5

   

В календарно-тематическом планировании использованы следующие обозначения:

* - дополнительное задание, выполняется обучающимися по желанию

: - использование мультимедийных презентаций по теме урока

Для обозначения компетенций, формируемых у обучающихся, используются аббревиатуры:

УПк - учебно-познавательная компетенция

Кк - коммуникативная компетенция

Ик - информационная компетенция

Пк - природоведческая компетенция

Зк - здоровьесберегающая компетенция.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (1 час)

Раздел 1. Изучение природы (4 часа)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Великие естествоиспытатели и их вклад в развитие естественных наук.

Практические работы:

  1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.
  2. Методы изучения природы (проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы).
  3. Великие естествоиспытатели.

Раздел 2. Вселенная (14 часов)

Представления о Вселенной древних народов. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Птолемею, Аристотелю. Взгляды на строение Вселено в раннем средневековье. Эпоха великих географических открытий и ее влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику. Роль Дж. Бруно и Г.Галилео в развитии и пропаганде учения Н.Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеориты и метеоры. Звезды и их многообразие. Солнце как ближайшая к нам звезда. Созвездия. Галактики. Многообразие галактик.

Практические работы:

  1. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

Раздел 3. Земля (18 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинкс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: мантия, ядро, земная кора. Строение земной коры. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире.

Суша планеты, материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера Состав воздуха. Облака. Типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера и ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники, айсберги. Подземные воды.

Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности положения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни.

Практические работы:

  1. Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.
  2. Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.
  3. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от её температуры, площади поверхности и т. п.).
  4. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Раздел 4. Жизнь на Земле (15 часов)

Развитие жизни на Земле, жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода, расцвет древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанны и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Практические работы:

  1. Знакомство с ископаемыми останками животных и растений.
  2. Знакомство с устройством увеличительных приборов (микроскоп, лупа).
  3. Изучение одноклеточных организмов.
  4. Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарного материала.
  5. Приспособления растений и животных к среде обитания.
  6. Определение наиболее распространенных животных и растений с использование разных источников информации.
  7.  Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Раздел 5. Человек на Земле (15 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитек, австралопитек. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

История географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание, его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи.

Практические работы:

  1. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
  2. Измерение своего роста и массы тела.

Повторение – 1 час.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» В 5 КЛАССЕ

№ п/п

Дата

Тема урока

Основное содержание, формируемые компетенции

Домашнее задание

Средства обучения

Примечания

  1. 1

Введение в природоведение

Знакомство с курсом «Природоведение», его основной содержание. Требования к учащимся на уроках природоведения

УПк Ик  Зк

С.3-4

Табл. с  изображениями животных и растений, тела живой природы, коллекции горных пород и минералов

Урок-знакомство

Раздел 1. Изучение природы (4 часа)

Науки о природе

Естественные науки (астрономия, физика, химия и проч.), их предмет и задачи, значение для общества.

УПк Ик Пк  Зк

С.6-11, рубрика «Подумайте» на  с.14

*с.12-13

Урок получения новых знаний

Методы изучения природы

Основные методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение.

УПк Кк Ик  Зк

С.15-19

Оборудование для проведения практической работы (дидактические карточки)

Комбинированный урок, ПР№2 «Методы изучения природы»

Оборудование для научных исследований

Оборудование, используемое при проведении научных исследований: увеличительные приборы, лабораторное оборудование и проч.

УПк Кк Ик  Зк

Задания с.20

Оборудование для проведения п/р

ПР№1«Знакомство с оборудованием для научных исследований»

Великие естествоиспытатели

Вклад в исследование природы К.Линнея, Ч.Дарвина, В.Вернадского, М.Ломоносова.

Зк УПк

С. 21 - 22

*сообщение о великих естествоиспыта-телях

ПР№3 Великие естество-

испытатели.

Раздел 2. Вселенная (14 часов)

Что такое Вселенная? Как древние люди представляли себе Вселенную.

Представление о вселенной древних индийцев, вавилонян, египтян. Понятие Вселенной.

С. 24-25

Урок новых знаний

  1. 2

Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею

Ученые древности: Аристотель и Птолемей. Система строения мира Аристотеля, Птолемея

Зк УПк

С.26-28

Урок новых знаний

  1. 3

Модель Вселенной Николая Коперника

Синтез новой модели строения мира на основе приобретенных человечеством знаний. Модель Вселенной Коперника

Зк УПк

С.29-33

Комбинированный урок

  1. 4

Развитие представлений о Вселенной

Вклад Г.Галилея  и Дж. Бруно в развитие знаний о Вселенной. Обобщение знаний по теме «Развитие представлений о Вселенной»

УПк Кк Ик Зк

Приготовить творческие задания по изученной теме

:

Комбинированный урок

  1. 5

Солнечная система. Планеты Земной группы.

Строение Солнечной системы, многообразие небесных тел. Особенности планет Земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс).

Зк УПк

С.34-37, задания на с.38

: 

Урок новых знаний

  1. 7

Луна - естественный спутник Земли.

Характеристика Луны, лунные фазы.

Зк УПк

С.36

Фотографии лунной поверхности

Комбинированный урок

  1. 8

Планеты-гиганты

Группа планет-гигантов: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, особенности их строения. Плутон - особое небесное тело.

Зк УПк

С.39-40, задания на с.42

*с. 41-42

:

Комбинированный урок

  1. 9

Небесные тела: астероиды и кометы

Понятия «астероид», «комета»,  отличительные черты этих небесных тел. Крупнейшие кометы и астероиды, известные человечеству.

Зк УПк

С.43-45

:

Комбинированный урок

Небесные тела: метеоры и метеориты.

Понятия «метеоры», «метеориты», отличительные черты этих небесных тел.

С.45-47

:

Комбинированный урок

  1. 10

Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда

Понятие «звезда», разные типы звезд, строение звезд. Видимое суточное движение звезд.  

Зк УПк

С.48-50

*сообщение о звездах и созвездиях

:

Обобщающе-повторительный урок

  1. 11

Созвездия

Разнообразие созвездий, история названий некоторых созвездий, использование созвездий в качестве ориентиров.

Зк УПк

С. 51

Творческое задание

:

Урок новых знаний ПР№4 «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд»

Галактики. Многообразие галактик.

Понятие «галактика», «световой год», «млечный путь». Многообразие галактик.

записи

Урок новых знаний

  1. 15

Что мы узнали о Вселенной?

Обобщение знаний по теме, закрепление понятий Вселенная, Солнечная система, планета, астероид, комета, метеор, метеорит, звезда, созвездие, галактика.

УПк Кк Ик Зк

Творческое задание по изученной теме, с.52

Тест «Вселенная»  

Обобщающий урок, игровые методы обучения

Контрольная работа №1 по теме «Вселенная»

Контрольное тестирование

Раздел 3. Земля (18 часов)

Как возникла Земля? Гипотезы возникновения Земли.

Гипотезы возникновения Земли Ж.Бюффона, Иммануил Канта, Пьера Лапласа, Джеймса Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении планеты Земля и Солнечной системы.

С.54-58, задания с. 59.

:

Урок новых знаний

  1. 18

Внутреннее строение Земли

Внутренне строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Понятия «рельеф», «горные породы», «минералы», «полезные ископаемые». Литосферные плиты.  Зк УПк  Кк  Ик

С. 60-61, задания с.63

: 

Коллекции минералов и горных пород

Урок новых знаний.

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

Свойства горных пород и минералов. Понятия «горные породы», «минералы», «полезные ископаемые». Разнообразие горных пород и минералов.

С. 60-62, задания с.63

ПР№5«Ознакомление со свойствами горных пород и минералов»

Вещества.

Понятия «вещество», «тело», классификация веществ (чистые, смеси, простые, сложные). Молекулярное строение вещества.

Зк УПк Кк  Ик

С.64-67

Примеры различных веществ

ПР№6«Описание и сравнение признаков 2-3 веществ»

Многообразие явлений природы

Понятие «явление», классификация явлений. Характерные признаки явлений разных групп.

С.67-71

:

Демонстрация физических и химических явлений

ПР№7«Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от её температуры, площади поверхности и т. п.)

  1. 20

 Землетрясения.

Механизм возникновения землетрясения. Сейсмоактивные районы. Понятия «очаг землетрясения», «эпицентр».  

С.72

*сообщение о вулканах

:

Комбинированный урок

  1. 22

Вулканы.

Строение вулкана. Понятия «вулканический кратер», «жерло», «очаг магмы», «лава». Виды вулканов. Понятие о строении гейзера.

Зк УПк 

УПк Кк Ик Зк

С. 73-77

:

Комбинированный урок

  1. 23

Суша планеты

Знакомство с континентами Земли: расположение,  размеры Евразии, Африки, Северной и Южной Америки, Австралии, Антарктиды. Отличие острова и континента. Крупнейшие острова, архипелаги.

УПк  Зк Ик

С.78-84

:, Физическая карта полушарий

Комбинированный урок,

контурной картой

Суша планеты

Знакомство с континентами Земли: расположение,  размеры Евразии, Африки, Северной и Южной Америки, Австралии, Антарктиды. Отличие острова и континента. Крупнейшие острова, архипелаги.

УПк  Зк Ик

С.78-84

:, Физическая карта полушарий

Работа с контурной картой

  1. 26

Атмосфера планеты Земля

  Понятие об атмосфере Земли, строение атмосферы. Облака и их типы. Понятие «погода», «климат», виды климата.

Зк УПк

С.85-87

:

Комбинированный урок

Погода. Климат

Многообразие погодных явлений

Зк УПк Ик

С.85-87

:

Оборудование дл проведения наблюдений за погодными явлениями

ПР№8«Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»

  1. 27

Стихийные явления в атмосфере. Ураганы. Смерчи.

Стихийные атмосферные явления (ураганы, тайфуны, смерчи, торнадо)

Зк УПк

С.88-90

:

Комбинированный урок

  1. 28

Гидросфера Земли. Её части. Мировой океан.

Понятие о гидросфере. Состав гидросферы. Мировой океан как основной компонент. Круговорот воды

Зк УПк.  

С.91-93, выучить расположение океанов,  крупнейшие, моря мира

:

Физическая карта мира

Комбинированный урок

Гидросфера Земли. Её части. Мировой океан.

Понятие о гидросфере. Состав гидросферы. Мировой океан как основной компонент. Круговорот воды

Зк УПк.  

С.91-93, выучить расположение океанов,  крупнейшие, моря мира

:

Физическая карта мира

Комбинированный урок, работа с контурной картой

  1. 29

Воды суши

Реки, болота, озера, ледники, подземные воды как компоненты гидросферы.

Зк УПк  Зк

С.93-96, выучить расположение крупнейших рек мира

:

Физическая карта мира

Комбинированный урок, работа с контурной картой

  1. 31

Уникальность планеты Земля

Обобщение знаний о внутреннем строении планеты Земля, ее оболочках.

УПк Кк Ик Зк

С.97-99

Физическая карта мира

Обобщающе-повторительный урок

Обобщение знаний по теме «Земля»

Контроль знаний о внутреннем строении планеты Земля, ее оболочках.

УПк Зк

Повторение изученной темы, с.100

Урок-игра

Контрольная работа №2 по теме «Земля»

Контрольное тестирование

Раздел 4. Жизнь на Земле (15 часов)

  1. 32

Развитие жизни на Земле

Основные этапы развития жизни на Земле.

Зк УПк

С.102-106 сообщение об ископаемых животных

:

Урок новых знаний

  1. 33

Животные прошлого

Животные разных геологических эпох.

Зк УПк

:

Изображения животных  разных геологических  эпох

ПР№9«Знакомство с ископаемыми остатками животных и растений»

  1. 34

Живые клетки. Методы их изучения

Понятие «клетка», разнообразие типов клеток. Методы изучения клеток. Вклад Р.Гука.

Зк УПк Ик

С.107

:

Оборудование для проведения п/р

ПР№10

«Знакомство с устройством увеличительных приборов (микроскоп, лупа)».

  1. 35

Живые клетки, их строение

Клетка - структурная и функциональная единица живого. Разнообразие клеток. Общий план строения живых клеток

Зк УПк

С.107-109, с.112

:

Табл. «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки»

Комбинированный урок

  1. 38

Царства живой природы. Одноклеточные организмы

Особенности строения одноклеточных организмов. Функции клетки одноклеточного организма.

Ик Зк УПк

С. 113-114

:

Оборудование для проведения п/р

ПР№11

«Изучение одноклеточных организмов».

  1. 39

Многоклеточные организмы (растения и грибы)

Разнообразие многоклеточных растений и грибов. Особенности строения целостного многоклеточного организма.

Ик Зк УПк

 С.113-114

Оборудование для проведения п/р

ПР№14

« Определение наиболее распространенных животных и растений с использование разных источников информации»

Беспозвоночные и позвоночные животные

Разнообразие животных.  Беспозвоночные и позвоночные животные.

С.114-117

Комбинированный урок

  1. 40

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней.

Наземно-воздушная, водная, почвенная среды обитания, характеристика наземно-воздушной среды.

Зк УПк

С.118-119

:

Изображения животных, обитающих в разных средах жизни

Комбинированный урок

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

Характеристика водной среды обитания, приспособления у растений и животных к обитанию в водной среде.

С. 119

:

Изображения животных, обитающих в разных средах жизни

Комбинированный урок ПР№13

«Приспособления растений и животных к среде обитания».

  1. 41

Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве.

Разнообразие организмов и их приспособления к обитанию в определенных средах жизни.

УПк Кк Ик Зк

С. 118-122

Изображения животных, обитающих в разных средах жизни

  1. 42

Жизнь на различных материках

Характеристика животного и растительного мира на разных материках.

УПк Кк Ик Зк

С.123-128

: 

Комбинированный урок, работа в парах

  1. 43

Природные зоны Земли

Природные зоны планеты и их характеристика: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Зк УПк

С.126-131

: 

Комбинированный урок ПР№12

«Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарного материала».

  1. 45

Жизнь в морях и океанах

Разнообразие форм жизни в морях и океанах. Сообщества нектона, планктона, бентоса, кораллового рифа.

Зк УПк

С.135-138

:

Комбинированный урок

  1. 46

Что мы узнали о живой природе? Обобщение знаний по теме «Жизнь на Земле»

Обобщение знаний по теме  «Жизнь на Земле». Понятия: клетка, одноклеточные и многоклеточные организмы, царства живой природы, среда обитания, природные зоны Земли, природные сообщества морей и океанов.

УПк Кк ИкЗк

Повторение изученной темы,

С.139

Обобщающий урок

Контрольная работа №3 по теме «Жизнь на Земле»

Контрольное тестирование

Раздел 5. Человек на Земле (15 часов)

  1. 47

Происхождение человека. Древние предки человека

Основные стадии эволюции приматов: дриопитеки, австралопитеки, человек умелый.

Зк УПк

С.142- 144

:

Урок новых знаний

Первые люди

Основные стадии эволюции человека:  человек умелый, прямоходящий, разумный их краткая характеристика. Особенности быта древних людей, образ жизни, определяемый природными условиями.   Человек как биосоциальное существо.

С. 144-148

:

Урок новых знаний

  1. 53

История географических открытий

Открытие Америки, Австралии, Антарктиды..

УПк Кк Ик Зк

С. 149-150

:

Физическая карта мира

Урок новых знаний

Открытие Австралии и Антарктиды.

История ткрытия Австралии и Антарктиды.

УПк Кк Ик Зк

С.150- 154

 Сообщение о великих путешественниках

:

Физическая карта мира

Урок новых знаний

  1. 54

Великие путешественники

Жизнь и деятельность великих путешественников: Х.Колумба, Д.Кука, Ф.Магеллана и др.

УПк Кк Ик Зк

С. 152-153

Портреты путешественников, Физическая карта мира

Комбинированный урок

  1. 55

Как человек изменил Землю

Влияние деятельности человека на растительный и животный мир. 

Зк УПк Пк Зк

С.155-156

:

Комбинированный урок

Три «подарка» человека самому и своей планете

Глобальные экологические проблемы: парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди.

Зк УПк Пк Зк

С.157-159

:

Комбинированный урок

  1. 56

Жизнь под угрозой

Последствия деятельности человека для биологического разнообразия живых организмов на Земле.

Зк Пк УПк Зк

С.160-161

:

Урок-диспут

Меры сохранения жизни на Земле

Запрет на уничтожение животных и растений, Красная книга, питомники, ботанические сады, заповедники и национальные парки.

С. 162

:, Разные издания Красной книги

Комбинированный урок

  1. 57

Не станет ли Земля пустыней?

Опустынивание: его причины и последствия.

УПк Ик Пк Зк

С.163-165

:

Комбинированный урок

Экологические проблемы своей местности

Особенности экологической ситуации в с. Новая Сидоровка, пути решения проблем

УПк Ик Пк Зк

Способы вторичного использования бытового мусора

ПР№15

«Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Здоровье человека и безопасность жизни

Понятие «здоровье», ценность здоровья для человека, правила гигиены, правила поведения в экстремальных ситуациях.  Правила питания человека. Необходимые продукты в рационе, правила приема пищи.

Поведение во время ураган, грозы, лесного пожара, наводнения.

Отработка практических приемов оказания первой помощи при кровотечении, растяжении, укусе насекомого

УПк Кк Зк

Памятки на гигиенические темы, с.166-168

Памятка о правилах поведения в опасных природных ситуациях

Тренироваться оказывать первую помощь, с.169

:

Средства для оказания первой медицинской помощи: перевязочный материал, дезинфицирующие средства

Урок новых знаний

ПР№16 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

ПР№17 « Измерение своего роста и массы тела.

Ядовитые растения и грибы

Разнообразие ядовитых растений, грибов и животных. Опасность, исходящая от них, симптомы отравлений.

Пк Зк УПк

С.170-172

:

Урок новых знаний

Что мы узнали о происхождении человека и его жизни на Земле?

Обобщение и повторение материала темы. Основные понятия: человек умелый, прямоходящий разумный, естественные науки. Экологические проблемы, биологическое разнообразие, опустынивание.

УПк Кк Ик Зк

Обобщающий урок

Урок-игра

Групповая работа

Контрольная работа по теме «Человек на Земле»

Контрольное тестирование

Итоговое повторение

Что мы узнали из курса Природоведения

Урок-игра

Групповая работа


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения природоведения ученик должен:

Знать/понимать:

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации, отдельные методы изучения природы;
  • строение живой клетки (главные части);
  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры живых организмов);
  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения  животных соей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособление животных к условиям среды обитания; изменений в окружающем мире под воздействием человека;
  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения и опыты, различать в них цель, условия проведения и получены результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3 - 4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2 - 3 минуты);
  • пользовать приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знаний и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определение наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составление простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечения, несложных травмах.  

Учебно-методическое обеспечение

  1.  Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по природоведению: 5-ый кл.: к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение 5 класс»: метод. пособие/ Л.Д.Парфилова . - М.: изд-во «Экзамен», 2005. - 126 с. - (Серия «Учебно-методический комплект»)

  1. Парфилова Л.Д. Тесты по природоведению: 5-ый кл.: к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение 5 класс»: метод. пособие/ Л.Д.Парфилова . - М.: изд-во «Экзамен», 2006. - 62 с. - (Серия «Учебно-методический комплект»)

  1. Дидактический материал по экологии 5 класс/ авт. - сост. Н.А.Степанчук. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 255 с.

  1. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология: Учебник для 5(6) классов. - М.: Устойчивый мир, 2000 - 272 с.


Материально-техническое обеспечение

Настенные карты:

  1. Карта полушарий (физическая)
  2. Строение земной коры
  3. Океаны
  4. Природные зоны мира
  5. Климатическая карта мира

Объемные средства обучения:

  1. Глобус

Натуральные объекты:

  1. Коллекция «Полезные ископаемые» (к курсу природоведения, демонстрационная)
  2. Коллекция «Полезные ископаемые» (для курса географии средней школы)
  3. Коллекция «Полезные ископаемые» (учебная)
  4. Коллекция «Формы сохранности ископаемых растений и животных»
  5. Коллекция «Известняк» (учебная) 3 шт.
  6. Коллекция «Почва и ее состав.
  7. Живые растения (гербарные экземпляры) - обитатели разных природных зон.

Приборы:

  1. Микроскоп
  2. Лупа
  3. Компас
  4. Термометр

Лабораторное оборудование:

  1. Предметные и покровные стекла
  2. Чашки Петри
  3. Препаровальные иглы
  4. Пипетки
  5. Пробирки
  6. Химические стаканы разного объема
  7. Колбы разного объема

Технические средства обучения:

  1. Персональный компьютер
  2. Мультимедийный проектор

Мультимедийные учебные пособия:

  1. Мультимедийное учебное издание «Живой организм» (5 - 9 класс), ООО «Дрофа», 2008
  2. Мультимедийное учебное издание «Многообразие живых организмов» (5 - 9 класс), ООО «Дрофа», 2008
  3. Электронное учебное издание «Природоведение. 5 класс». Мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина, ООО «Дрофа», 2005

Видеофильмы:

  1. Ребятам о зверятах (ВВС, 30 серий)
  2. Homo sapiens - человек разумный (ВВС, 4 серии)
  3. Одиссея первобытного человека (ВВС, 3 серии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...