Занятие кружка для учащихся 5 – 6 классов «Наблюдай и исследуй» Тема «Свойства воды»
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Шило Светлана Анатольевна

Цели:

·        Познакомить учащихся со свойствами воды.

·        Учить наблюдать явления и давать им объяснение.

·        Формировать умение проводить эксперимент.

·        Развивать познавательный интерес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие кружка для учащихся 5 – 6 классов

 «Наблюдай и исследуй»

Тема «Свойства воды»

Цели: 

  • Познакомить учащихся со свойствами воды.
  • Учить наблюдать явления и давать им объяснение.
  • Формировать умение проводить эксперимент.
  • Развивать познавательный интерес.

Ход занятия

Сегодня мы будем говорить о воде. Каждый день мы встречаемся с ней. Вода – одно из самых распространённых веществ на планете. Посмотрите на глобус. Вода занимает 2/3  (70%) поверхности Земли и лишь 1/3 (30%) приходится на сушу. Вода окружает нас и в нас же находится. Тело человека почти на 70% состоит из воды, а кровь человека – на 90%. С её участием протекает множество процессов в живой и неживой природе. Вода доставляет питательные вещества к клеткам живых организмов и растений. Без воды жизнь на Земле была бы невозможна.

Вода обладает удивительными свойствами.

В: в каком состоянии находится вода при комнатной температуре?

- при комнатной температуре вода – жидкость.

Исследуем свойства жидкой воды.

Опыт 1.

В стакан налейте воду и поставьте  его на газету. Можно ли различить буквы в тексте сквозь толщу воды? Опусти в стакан ложку. Видна ли ложка в воде?

Вывод: жидкая вода прозрачная.

Опыт 2.

Определите цвет воды. Для определения цвета воспользуйтесь полосками цветной бумаги. Совпадает ли цвет воды с цветом полосок.

Вывод: жидкая вода бесцветная.

Опыт 3.

Стакан с водой поднесите к носу и определите запах воды. Для сравнения определите запах кофе, лимона, одеколона. Определяется ли запах воды.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4.

Определите вкус воды, для этого наберите немного воды в рот и подержите её во рту, не глотая. Для сравнения попробуйте на вкус лимон и сахар.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт 5.

Небольшое количество воды налейте на поверхность подноса. Что происходит с водой?

- Вода растекается

Вывод: жидкая вода текуча.

Опыт 6.

Определите, какую форму имеет вода. Для этого перелейте воду в разные сосуды. Что наблюдаете?

- Вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.

Вывод: жидкая вода не сохраняет форму.

Опыт 7.

Насыпьте в стакан с водой ложку сахара и хорошо перемешайте. Что произошло?

Все ли вещества растворяет вода? Насыпьте в стакан с водой песок. Что происходит?

Вывод: вода – растворитель. Но не все вещества растворяются  в воде.

При растворении веществ в воде образуются растворы.

Опыт 8.

Загрязнённую воду можно очистить. Для этого её нужно пропустить через фильтр. Что происходит?

- Нерастворимые вещества остаются на фильтре, а вода проходит через фильтр.

Опыт 9.

Давайте выясним, что происходит с водой при нагревании и охлаждении.

В две колбы наполним подкрашенной водой. Закроем их пробками, в которые вставлены стеклянные трубки. Часть воды находится в трубках над пробками. Отметим уровень воды в трубках. Одну колбу поместим в ёмкость с горячей водой, а вторую в ёмкость со снегом. Что происходит?

- В сосуде с горячей водой вода в трубке поднимается.  

- В сосуде с холодной водой вода в трубке опускается.

О чём говорят проведённые исследования?

Вывод: при нагревании вода расширяется, при охлаждении сжимается.

Закрепление

О каких свойствах воды вы узнали сегодня на уроке?

Вывод: вода – прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, текуча, не сохраняет объём. Вода – растворитель, но не все вещества растворяются  в ней. Загрязнённую воду можно очистить с помощью фильтра.

Домашнее задание

Проведите эксперимент:

  1. В два блюдца налейте небольшое количество воды. Одно блюдце поставьте на подоконник, а другое в морозильную камеру. Проведите наблюдение за содержимым блюдца из холодильника в течение 15 минут. Запиши в тетрадь наблюдения. За водой в блюдце наблюдай в течение нескольких дней. Что произошло с водой. Запиши в тетрадь наблюдения.
  2. В пластиковую бутылку набери немного воды. Маркером отметь её уровень. Бутылку поставь на сутки в морозильную камеру. Достань бутылку. Что произошло с водой? Изменился ли её уровень? Запиши в тетрадь наблюдения.

Следующее занятие начинается с обсуждения домашнего эксперимента:

Что произойдёт с водой при очень низкой температуре.

- при низкой температуре вода превратится лёд.

Лёд – это твёрдое состояние воды. В твёрдое состояние вода переходит при температуре ниже 0°C. Как изменится объём воды при замерзании? Расскажите о проведённом домашнем опыте.

- если стакан с водой поставить в холод, то через некоторое время она замёрзнет и превратится в лёд. Объём её при этом увеличится.

Почему при замерзании, объём воды увеличивается?

- превращаясь в лёд, вода расширяется.

Летом многие садоводы и огородники набирают воду для полива в бочки, а с наступлением холодов сливают её. Зачем?

- Замерзая, вода расширяется и с силой давит на дно и стенки бочек. От этого может произойти деформация.

Почему на зиму нужно утеплять водопроводные трубы?

- Если вода замёрзнет в трубах, то может произойти их разрыв.

Что произойдёт со льдом, если его занести в тёплое помещение.

- Лёд растает. Вода из твёрдого состояния перейдёт в жидкое.

Что произойдёт с водой, если оставить её на подоконнике в течение нескольких дней?

- Вода испарится.

Что такое пар?

- Пар – это газообразное состояние воды.

Можем ли мы увидеть водяной пар?

- Нет, водяной пар – это прозрачный, бесцветный, невидимый газ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды.

Разработка для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику О.С. Габриелян.Урок разработан с использованием личностно- ориентированного подхода,  применения опорного конспекта, сопровождается презе...

Занятие по экологии для детей среднего дошкольного возраста. Тема «Ознакомление со свойствами воды»

   Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.     Задачи:1.     Расширять представления детей о неживой природе.2....

Занятие кружка для учащихся 5 – 6 классов «Наблюдай и исследуй». Тема «Воздух – невидимка»

Цели: ·         Познакомить учащихся со свойствами воздуха.·         Учить наблюдать явления и давать им объяснение.·...

Отчёт об исследованиях на занятиях кружка "Я- исследователь". "Волшебные свойства воды"

В отчёте отражена экспериментальная деятельность учеников начальных классов, посещающих занятия кружка "Я - исследователь"....

Образовательная рабочая программа занятий кружка для учащихся средней общеобразовательной школы "Стрелковое оружие, первичные навыки обращения с ним"

Занятия по курсу могут проводиться совместно с юношами и девушками.При реализации программы основное внимание уделяется на выработку у учащихся практических навыков по безопасному обращению с оружием ...

Свойства воды открытое занятие

Конспект и презентация заняти по свойствам воды, показанное на городском семинаре....

Программа занятия кружка для учащихся 5 классов

В настоящее время популяризация  и более глубокое изучение основ журналистики является неоспоримым фактом.  Чтобы развить у учащихся интерес к предмету, пробудить желание лучше  знать н...