Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Понаморенко Наталья Николаевна

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по природоведению  для учащихся 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению, примерной программы основного общего образования по природоведению, и авторской программы основного общего образования по природоведению 5 класс А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.

Рабочая программа составлена с учётом следующего учебно-методического комплекса:

1.А.А.Плешаков, Сонин  Н.И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Издательство Дрофа,2009 г.

2.Авторская программа основного общего образования по природоведению 5 класс А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. М.: издательство Дрофа,2009 г.

3. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2005

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю, 35 учебных недель.

Тип программы: типовая, базового уровня.

Структура программы

Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле».

Распределение резервного времени:

5 часов резервного времени распределены следующим образом:

-1 ч.добавлен к теме  «Изучение природы» в связи с практической направленностью обучения;

-на проведение контрольно-обобщающих уроков добавлены часы к темам:

  • Вселенная-1ч;
  • Земля-1ч;
  • Жизнь на Земле-1ч;
  • Человек на Земле-1ч.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы». 

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
  • Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • Работа в малых группах ( 2-5 человек);
  • Проектная работа;
  • Подготовка рефератов;
  • Исследовательская деятельность;
  • Информационно-поисковая деятельность;
  • Выполнение практических и лабораторных работ.

Результаты обучения

- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений. постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

-  Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:    
            -  Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных       закономерностей;

-  Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

-  Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; - Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на  электронных носителях, в сети Internet); 

-   Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

              -  Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); 

               - Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

               -  Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим  и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Методические аспекты преподавания курса природоведения

 

В рамках преподавания курса природоведения могут  быть освоены и  эффективно использованы  современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).  

Учебно-тематический план

Название темы

Общее количество часов

Практических работ.

Тема 1. Изучение природы

4

3

Тема 2. Вселенная

15

2

Тема 3. Земля

19

5

Тема 4. Жизнь на Земле

15

4

Тема 5. Человек на Земле

17

2

ИТОГО

70

16

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

(70 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1. Изучение природы (3ч+1ч. резерва)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

■ Практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Великие естествоиспытатели.

Тема 2. Вселенная (14ч+1 ч резерва)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею1.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV—XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.

Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

 Демонстрации

Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.

 Практические работы

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

Тема 3. Земля (18ч +1ч.резерва)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюф-фон, И. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подъемные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

 Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).

 Практические работы

Описание и сравнение признаков 2—3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1—2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т. п.).

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Тема 4. Жизнь на Земле (14ч+1ч резерва)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление

клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

■ Практические работы

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Тема 5. Человек на Земле (16ч.+ 1ч резерва)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические   представления   древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды.

Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

 Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

 Практические работы

Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Резервное время: 5 часов

                         Календарно-тематическое планирование учебного материала

курса «Природоведение» в 5 классе на 201__-201__ учебный год.

70 часов (2 часа в неделю) -35недель  в год.

Программа

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программа  для общеобразовательных учреждений. Природоведение  5 кл. М.: Дрофа, 2009.

Основная литература

Базовый учебник

Плешаков А.А., Сонин Н.И.  Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.-  М.: Дрофа, 2009г.

Методическое пособие для ученика

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2005.

урока

Тема урока

Тип урока

Основные понятия

Д/З

Дата проведения

План

Факт

Тема 1.  Изучение природы (4 уроков)

 

  1. (1)

Природоведение – комплекс наук о природе.

П\Р Великие естествоиспытатели.

Урок изучения нового материала

Естественные науки, астрономия, физика, химия и т.д.

Записи в тетради, рассмотреть весь учебник

  1. (2)

Методы изучения природы.

Комбинированный

Наблюдение, эксперимент, измерение.

6-11, с.14 в.1

  1. (3)

Оборудование для научных исследований.

П/Р Знакомство с оборудованием для научного исследования.

Урок -практикум

Колба, штатив, микроскоп.

15-17

  1. (4)

П\Р Проведение наблюдений, опытов и измерений.

Урок -практикум

Термометр, весы, лупа.

18-19

Тема 2.  Вселенная  (15 уроков)

  1. (1)

Представления о Вселенной древних людей.

Урок изучения нового материала

Вселенная, Аристотель, Птолемей.

24-25

  1. (2)

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Комбинированный

Солнечная система, системы мира.

26-28

  1. (3)

Н. Коперник, его модель Вселенной.

Комбинированный

Модель Вселенной по Копернику.

29-30

  1. (4)

Д. Бруно и Г.Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника.

Комбинированный

Д. Бруно и Г.Галилей.

30-33

  1. (5)

Солнечная система, её состав.

Планеты земной группы.

Комбинированный

Планеты земной группы.

34-35

  1. (6)

Планета Земля и ее соседи.

Урок изучения н/м

Меркурий, Венера, Земля, Марс.

36-38

  1. (7)

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

Комбинированный

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

39-42

  1. (8)

Спутники планет

Комбинированный

Ганимед, Титан.

43-44

  1. (9)

Небесные тела: астероиды и кометы.

Комбинированный

Астероиды, кометы.

45-46

  1. (10)

Метеоры и метеориты.

Комбинированный

Метеоры и метеориты.

48-49

  1. (11)

Звёзды. Многообразие звёзд.

Комбинированный

Звёзды, сверхгиганты, гиганты.

49-50

  1. (12)

Созвездия.

П\Р Нахождение созвездий

Урок -практикум

Созвездия.

50-51

  1. (13)

Солнце как ближайшая к нам звезда.

П\Р Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

Комбинированный

Карлик

  1. (14)

Галактики. Многообразие галактик. Световой год.

Урок изучения нового материала

Галактики. Световой год.

51, сочинение

  1. (15)

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

Урок контроля

Повторение

Тема 3. Земля 19 уроков

  1. (1)

Представления людей о возникновении Земли.

Урок изучения нового материала

Гипотезы Канта, Шмидта.

54-55

  1. (2)

Внутренне строение Земли.

Комбинированный

Ядро,мантия,земная кора

56-58

  1. (3)

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Комбинированный

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

60

  1. (4)

Вещества в окружающем мире.

П/Р «Описание и сравнение признаков веществ»

Комбинированный

Вещества,тела,признаки веществ.

61-62

  1. (5)

Многообразие явлений природы.

Комбинированный

Явления природы.

61-62

  1. (6)

П\Р «Наблюдение признаков химических реакций»

Урок -практикум

Химические реакции

64-7172

  1. (7)

П\Р «Исследование физических реакций»

Урок -практикум

Физические явления.

  1. (8)

Природные явления: землетрясения.

Урок изучения нового материала

Землетрясения,эпицентр,очаг землетрясения.

75-73-7476

к/к

  1. (9)

Природные явления: вулканы и гейзеры.

Комбинированный

Вулканы,очаг магмы,лава.

78-79

к/к

  1. (10)

Суша планеты. Материки, острова.

Комбинированный

Материки, острова.

80-81

  1. (11)

Характеристика природных условий материков.

Комбинированный

Погода,климат.

к/к, с. 84 в. 1-9

  1. (12)

Атмосфера Земли.

Комбинированный

Атмосфера,облака,ветер.

85-86

  1. (13)

П\Р Наблюдение погоды в течение одного дня»

Урок -практикум

Погода. Климат

86-87

  1. (14)

Погода. Климат.

П\Р «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»

Урок -практикум

Погода. Климат

88-89

  1. (15)

Ураганы. Смерчи.

Урок изучения н/м

Ураганы,смерчи

91

  1. (16)

Гидросфера Земли, ее части.

Мировой океан.

Комбинированный

Гидросфера

93

  1. (17)

Воды суши.

Комбинированный

Мировой океан,ледники.

97-98

  1. (18)

Уникальность планеты Земля.

Комбинированный

Уникальность планеты .

99-100

  1. (19)

Обобщающий урок по теме «Земля»

Урок контроля

Тема 4. Жизнь на Земле 15 уроков

  1. (1)

Развитие жизни на Земле.

Урок изучения нового материала

Юрский период.

102

  1. (2)

Животные прошлого.

Комбинированный

Динозавры.

103-104

  1. (3)

Клеточное строение организмов

Комбинированный.

Цитоплазма.ядро,мембрана.

107-108

  1. (4)

Царства живой природы

Одноклеточные организмы.

Комбинированный

Бактерии,грибы,простейшие.

110-114

  1. (5)

Многоклеточные организмы.

Грибы. Растения.

Урок -практикум

Грибы. Растения.

  1. (6)

Беспозвоночные и позвоночные животные.

Комбинированный

Беспозвоночные и позвоночные животные.

115-116

  1. (7)

П/Р « Определение растений и животных»

Урок -практикум

Царства растений и животных.

  1. (8)

Три среды обитания

Урок изучения нового материала

Наземно-воздушная,водная,почвенная.

118-120

  1. (9)

П\Р Исследование влияний абиотических факторов среды на прорастание семян»

Урок -практикум

Свет влага,тепло.

  1. (10)

П\Р  «Приспособленность растений и животных к среде обитания»

Урок -практикум

Наземно-воздушная,водная,почвенная

  1. (11)

Растения и животные разных материков

Комбинированный

Эвкалипт,рис,баобаб,жираф ит.

123-125

  1. (12)

Природные зоны Земли.

Комбинированный

Тундра,тайга,смешанные и широколиственные  леса.

131, 129-130

  1. (13)

Жизнь в морях и океанах

Комбинированный

Сообщества поверхности воды,толщи воды.

135-137

  1. (14)

П\Р «Экологические проблемы нашей местности и способы их решения»

Урок -практикум

Экологические проблемы

  1. (15)

Обобщающий урок по теме « Жизнь на Земле»

Урок контроля

Тема 5. Человек на Земле 17 уроков

  1. (1)

Научные представления о происхождении человека

Урок изучения н/м

Дриопитеки,

142-143

  1. (2)

Древние предки человека

Комбинированный

Австралопитеки

144

  1. (3)

Первые люди. Жизнь наших предков.

Комбинированный

Человек умелый, прямоходящий.

147,148

  1. (4)

История географических открытий.

Комбинированный

149-150

  1. (5)

Открытие Америки.

Комбинированный

Христофор Колумб

149-150

  1. (6)

Открытие Австралии и Антарктиды.

Комбинированный

Янсзон,Беллинсгаузен,М.П.Лазарев.

150-151

  1. (7)

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.

Комбинированный

Ф.Магеллан.Р.Пири,В.Беринг.

152-153

  1. (8)

Как человек изменил Землю.

Урок изучения нового материала

Радиоктивные отходы

155-157

  1. (9)

Три «подарка» человека самому себе и своей планете.

Урок изучения нового материала

Озоновая дыра,кислотные дожди,парниковый эффект

157-158

  1. (10)

Жизнь под угрозой.

Комбинированный

Питомники,ботанические сады,заповедники.

160-161

  1. (11)

Опустынивание и его причины.

Защита Земли от опустынивания.

Урок изучения нового материала

Распашка земель,чрезмерный выпас скота.

163-165

  1. (12)

Здоровье человека и безопасность жизни

Комбинированный

Здоровый образ жизни,правила безопасности.

166-169

  1. (13)

П\Р «Измерение своего роста и массы тела»

Урок -практикум

173

  1. (14)

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения

Комбинированный

Правила поведения во время грозы,сильного ветра.

174

Простейшие способы оказания первой помощи

Урок -практикум

Первая помощь при кровотечении

174

П\Р «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

Урок -практикум

Растяжении связок

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»

Урок контроля

тесты

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

      Основная литература :  

  1. Плешаков А.А., Сонин Н.И.,«Природоведение» (Учебник). - М.: Дрофа, 2005.
  2. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природовеление (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2005.

 

Дополнительная литература:

  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  2. Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
  4. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
  5. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
  6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

       Методическая литература:

  1. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.
  2. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/понимать

• многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

 строение живой клетки (главные части);

 царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

 среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

 природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

 изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

 важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

 основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

 узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

 приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

 указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

 находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

 описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

 сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам;

 описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

 использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

 находить значение указанных терминов в спра-иочной литературе;

 кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

 использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2—3 минуты);

 пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

 следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для:

 определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

 измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

 определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

 составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

 оказания первой помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...