Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Беляева Елена Михайловна


Рабочая программа по природоведению к учебнику Суховой, Строгонова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_prirode_5_klass_s_planirovaniem.docx117.72 КБ

Предварительный просмотр:

      АКСАЙСКИЙ РАЙОНН, Х. ОСТРОВСКОГО

_________________________________________________________________________________________

 (территориальный , административный округ (город, район, поселок)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АКСАЙСКОГО РАЙОНА

ОСТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

УТВЕРЖДАЮ___________________

Приказ № ____ от_____ ____________ 2014 г

                                                                                                                                             Директор  МБОУ Островской сош

                                                                                                               Шаповалов А.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «Природа. Введение в биологию и экологию»

Класс 5

Количество часов 70

Учитель Беляева Е.М.

Программа разработана на основе

  1. ФЗ №273 - ФЗ  «Закона об образовании в РФ»  от 29.12.12 г
  2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089).
  3. Примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по биологии 5-11 класс (авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, В.М. Константинов, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова. Составитель: Кучменко В.С. – М.: Дрофа, 2011г.).

Пояснительная записка

   Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089).
  2. Примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по биологии 5-11 класс (авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, В.М. Константинов, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова. Составитель: Кучменко В.С. – М.: Дрофа, 2011г.).
  3. Требования к уровню подготовки к обучающимся 5 класса (сборник «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования» часть 1, стр. 165), утвержденные приказом № 1089 Министерства образования РФ от 5.03. 04 г

Цель:

  1. Формировать комплексное представление о царствах живой природы. Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности.
  2. Способствовать овладению учащимися умениями применять биологические знания работать с биологическими приборами, справочниками, наблюдать за биологическими объектами и проводить биологические эксперименты. Воспитывать позитивное целостное отношение к живой природе, собственному здоровью, культуре поведения в природе.

Задачи:

Обучающие:

  • создать условия для формирования у учащихся предметных и учебно-исследовательских компетенций (понимание учащимися практической значимости биологических знаний, формирование общенаучных знаний).

Развивающие:

  • создать условия для развития у учащихся интеллектуальной, эмоциональной сферы, развить уверенность в себе, умения достигать поставленных целей.

Воспитательные: 

  • способствовать совершенствованию социально-успешной личности, развитию коммуникативных компетенций.

Рабочая программа для 5 класса рассчитана на  70 часов (2 часа в неделю). Программа «Природа введение в биологию и экологию» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ».  Преподавание курса ориентировано на использование учебника «Природоведение 5 класс» под редакцией Т.С Суховой, В.И. Строганова М., Вентана – Граф, 2011 г 

При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, географией, физикой, химией, астрономией, экологией.

Текущий  контроль осуществляется  в процессе изучения тем в виде устных и письменных зачетных работ. Итоговый   контроль в конце изучения зачетного раздела. В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля:

  • тестовый контроль,
  • проверочные работы,

 

Используются следующие средства обучения: 

1. Печатные пособия:  Таблицы,  Портреты великих ученых - естествоиспытателей; Справочные издания по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты; Глобус.

2. Технические средства обучения

Ноутбук; Мультимедийный проектор; Экран проекционный; Микроскоп.

3. Учебно – лабораторное оборудование

Приборы, приспособления: МИНИ- ЛАБОРАТОРИЯ (Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ).

4. Натуральные объекты Коллекции, образцы, Гербарии

Методы обучения:

  • Словесные: рассказ, беседа.
  • Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
  • Практические: лабораторная работа, работа со справочной  литературой.
  • Самостоятельные: письменные упражнения.

 Технологий обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; игровые, проектные, здоровьесберегающие технологии; ИКТ-технологии.

Формы организации работы учащихся:

  •  Общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа.
  • Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповое творческое занятие.
  • Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.

Виды деятельности учащихся:

-устные сообщения

-обсуждения;

-мини-сочинения;

-  работа с источниками информации;

-доклады        

-защита презентаций;

-рефлексия.

Содержание рабочей программы направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных  результатов. Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в обучении природоведению используются компьютерные и коммуникативные средства ТСО, экранно-звуковые пособия, учебно-практическое и лабораторное оборудование, натуральные объекты, оборудование класса, книгопечатная продукция, печатные пособия

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.


Оценка   "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3.      Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка   "4" ставится, если ученик:

1.      Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3.      Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

 Оценка   "3" ставится, если ученик:

  1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
  2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
  3.  Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка   "2" ставится, если ученик:

1.  Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2.  Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3.  При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
   Оценка    «1» ставится в случае:

1.    Нет ответа.


Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка   «5» ставится, если ученик:

1.  Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2.  Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. 

Оценка   «4» ставится, если ученик:

  1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
  2.   Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка   «3» ставится, если ученик:

  1.   Правильно выполняет не менее половины работы.
  2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. 
  3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. 

Оценка   «2» ставится, если ученик:

  1.  Правильно выполняет менее половины письменной работы.
  2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
  3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка    «1» ставится в случае:

  1. Нет ответа.

Примечание.  — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем   уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях  учеников.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка   «5» ставится, если:
1.  Правильной самостоятельно  определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой  последовательности проведения опытов, измерений.
2.  Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3.  Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4.  Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ. 
Оценка   «4» ставится, если ученик:
1.  Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2.  При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении. 
Оценка   «3» ставится, если ученик

  1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
  2.  Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
  3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
  4.  Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.   
    Оценка   "2" ставится, если ученик:
  1.   Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно. 
    
Оценка    «1» ставится в случае:
1.      Нет ответа.
 
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО БИОЛОГИИ

с помощью коэффициента усвоения К

К = А:Р, где              А – число правильных ответов в тесте

                                     Р – общее число ответов

Коэффициент  К

Оценка

0,9-1

«5»

0,8-0,89

«4»

0,7-0,79

«3»

Меньше 0,7

«2»

 

 

 

 

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка   «5» ставится, если ученик:
1.  Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2.  Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3.      Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы. 
Оценка    "4" ставится, если ученик:
1.  Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2.  Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3.      Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
 
Оценка   "3" ставится, если ученик:
1.  Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2.  При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3.  Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Оценка   «2» ставится, если ученик: 
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2.  Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3.  Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Оценка    «1» ставится в случае:
   1.    Нет ответа.
Примечание.   Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.
   

Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
 
Грубыми считаются  ошибки:
-   незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений   , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
-   неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
-   неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
-   неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
-   неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
-   неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
-   нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
-   неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой  1 — 3 из этих признаков второстепенными;
-   ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;   
-   ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
-   ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
-   нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-   нерациональные методы работы со справочной литературой;
-     неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
 Недочётами являются:
-   нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
-   арифметические ошибки в вычислениях;
-   небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
-   орфографические и пунктационные ошибки.

Требования к написанию школьного реферата.

Зашита реферата — одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов. Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников». Однако выпускники школы не всегда достаточно хорошо подготовлены к этой форме работы и осведомлены о тех требованиях, которые предъявляются к ее выполнению

  1. Тема реферата и ее выбор.

Основные требования к этой части реферата:

  • тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения
  •  в названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими 
  • следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий

2.Требования к оформлению титульного листа.

В правом верхнем углу указывается название учебного заведения, в центре -тема реферата, ниже темы справа — Ф.И.О. учащегося, класс. Ф.И.О. руководителя, внизу – населенный пункт  и год написания.

3.Оглавление.

Следующим после титульного листа должно идти оглавление. К сожалению, очень часто учителя не настаивают на этом кажущемся им формальном требовании, а ведь именно с подобных «мелочей» начинается культура научного труда.
Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.

4.Основные требования к введению.

        Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений. Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один параграф реферата. 

5.Требования к основной части реферата.

         Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. Не стоит требовать от школьников очень объемных рефератов, превращая их труд в механическое переписывание из различных источников первого попавшегося материала. Средний объем основной части реферата — 10 страниц. Учителю при рецензии, а ученику при написании необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

5.Требования к заключению.

Заключение — часть реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто ученики (да и учителя) путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий изложение проблемы. Объем заключения  2-3 страницы.

7.Основные требования к списку изученной литературы.

Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания.

8.Основные требования к написанию реферата

Основные требования к написанию реферата следующие:

  • Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, оглавление и т.д.)
  • Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности
  • Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов
  • Введение и заключение должны быть осмыслением основной части реферата

9.Выставление оценки за реферат.

В итоге оценка складывается из ряда моментов: 

  • соблюдения формальных требований к реферату.
  • грамотного раскрытия темы:
  • умения четко рассказать о представленном реферате
  •  способности понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них.

ОЦЕНКА РЕФЕРАТОВ ПО БИОЛОГИИ

оценка

Оформление реферата

Содержание реферата

Речевое оформление

Грамотность

«5»

1. Титульный лист оформлен в соответствии с требованиями (приложение)

2. Наличие плана

3. В тексте имеются ссылки на авторство

4. Наличие списка использованной литературы в соответствии с правилами библиографии.

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Стройный по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей.

4. Объем реферата 10-12 листов

1. Написан правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию.

2. В реферате допускается незначительная неточность в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: одна орфографическая. Или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка

«4»

1. Оформление в основном соответствует требованиям, но нарушен один из 4-х пунктов требований.

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли.

1. Написан правильным литературным языком и стилистически  соответствует содержанию.

2.достоверно:

2-3 неточности в содержании, не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические, или 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, а также 2

грамматические ошибки

«3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Оформление не соответствует  выше перечисленным требованиям.

1. В главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему.

2. допущены отклонения от темы или имеются отдельные ошибки в изложении фактического материала.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

1. Стиль работы отличается единством, обнаруживается владение основами письменной речи.

2.Допускается: не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Программа курса «Природа. Введение в биологию и экологию»

5 класс (70  часов, 2 часа в неделю)

Введение  (8 ч)

Живая и неживая природа. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Признаки живых организмов. Среда обитания, ее виды и обитатели. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания (водной, почвенной, наземно - воздушной). Обитатели водной и наземно- воздушной сред Ростовской области.

Единство живой и неживой природы. Изменения окружающего мира. Физические изменения в живых организмах. Химические изменения в живых организмах.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года.

Общие умения и навыки.

         Познавательная деятельность

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

1. Многообразие природных явлений (2  ч)

Научные объяснения изменения окружающего мира. Виды изменений тел в природе. Химические, физические, биологические явления в природе. Различие химических и физических явлений.

Лабораторные работы

Определения физических свойств твердых, жидких и газообразных тел. Определение объема и массы твердых и  жидких тел.

Работа с термометром по определению температуры тел.

Общие умения и навыки

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Исследование несложны практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

Информационно-коммуникативная деятельность

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно).

Рефлексивная деятельность

Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния.

2.  Химические явления в живой и неживой природе. (4  ч)

Химическая реакция. Признаки химической реакции. Наблюдение явлений превращения веществ. Условия изменения течения химической реакции. Горение. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение). Условия протекания реакции горения. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Растения — фабрика химических превращений. Вещества, образуемые растениями.

Общие умения и навыки

Познавательная деятельность

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Информационно-коммуникативная деятельность

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Рефлексивная деятельность

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

3. Физические явления в живой и неживой природе. (6  ч)

Физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. Физические явления, науки, изучающие физические явления. Виды физических явлений в природе. Магнитные и электрические явления. Механическое движение в живой и неживой природе. Световые явления в живой и неживой природе. Свет в жизни живых организмов. Звуковые явления в живой и неживой природе.

Демонстрация опытов нескольких физических явлений (температуры кипения воды и плавления льда).                                                                                                                                                                                                                                                

Лабораторная работа: «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями»

Общие умения и навыки

 Познавательная деятельность

Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

Информационно-коммуникативная деятельность

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно).

Рефлексивная деятельность

Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

4.  Биологические явления (4 ч)

Биология - наука о живом. Знакомство с увеличительными приборами. Клеточное строение организмов.

Лабораторная работа; « Знакомство с микроскопом».

Лабораторная работа: « Приготовление препарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени»

5. Особенности живого организма. (25 ч)

Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей  животных. Однополые и обоеполые живые организмы. Образование и развитие зародышей растений.

Лабораторная работа. Строение семени фасоли (гороха).

Могут ли растения производить потомство без семян.

Расселение потомства у животных и растений, взаимосвязь растительных и животных организмов.

Экскурсия. Распространение плодов и семян растений Ростовской области

 Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

Способы питания живых организмов. Питание растений, животных, человека. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании живых организмов. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Передача энергии. Движение и расход энергии. Значение питательных веществ для жизни живых организмов.

Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа»

Опыты в домашних условиях. Изучение испарения воды листьями.

Демонстрационный опыт. Прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды.

Проведение опыта «Влияние температуры, света, и влажности на прорастание семян»

Лабораторные работы

  1. Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

Разнообразие клеток многоклеточных организмов. Кислород — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружающую среду.

  1. Рассматривание под микроскопом разных клеток многоклеточных организмов.

Демонстрационный опыт. Опыт, доказывающий увеличение содержания углекислого газа в выдыхаемом воздухе

Общие умения и навыки

Познавательная деятельность

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное  применение одного из них. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям критериям.

Информационно-коммуникативная деятельность

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно).

Рефлексивная деятельность

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

6. Движение в сферах планеты Земля и в космосе. (14  ч)

Изменения облика Земли и живых организмов. История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых живых организмов на Земле.

Движения литосферы. Внутренне строение Земли. Землетрясение, извержение вулканов -катастрофические явления природы. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).

Движение атмосферы. Горизонтальное перемещении воздуха. Правила безопасности поведения в опасных ситуациях природного происхождения (ветер, гроза, град). Погодные явления. Основные характеристики погоды. Типичные признаки погоды своей местности по временам года, предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека. Правила безопасного поведения в природе.

Движение гидросферы. Влияние Луны на движение гидросферы. Круговорот воды в природе. Взаимосвязь сфер Земли. Горные породы. Горные породы слагающие территорию Ростовской области. Влияние живых организмов на образование горных пород.

Строение солнечной системы. Солнце - как одна из звезд.

Звездное небо, размеры звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник. Г. Галилей, Дж. Бруно.) Суточное и

годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

Лабораторная работа «знакомство с горными породами биогенного происхождения»

 Наблюдения.

  1. «Наблюдения за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца»
  2. «Наблюдение звездного неба»
  3. Систематические фенологические и ежедневные за погодой.

Общие умения и навыки

 Познавательная деятельность

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого.

Информационно-коммуникативная деятельность

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность

Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

7. Освоение природы человеком. (7 ч)

Роль современной науки в жизни человечества. Человек — часть природы. Влияние человека на биосферу. Современные проблемы охраны окружающей среды.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек. Овладеваете простейшими способами оказания первой помощи.

Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности. Экологические проблемы Ростовской области.

Общие умения и навыки

Познавательная деятельность

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиске и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого.

Информационно-коммуникативная деятельность

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность

Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др)

Тематическое планирование курса

Наименование раздела

Всего часов

В том числе часов на:

Уроки

Контрольные работы

Лабораторные  работы

проекты

1

Введение

8

4

4

2

1. Многообразие природных явлений

2

1

1

3

2. Химические явления в живой и неживой природе

4

3

1

4

3. Физические явления в живой и неживой природе.

6

3

1

1

1

5

4. Биологические явления

4

1

1

2

6

5. Особенности живого организма.                      

25

15

3

5

2

7

6. Движение в сферах планеты Земля и в космосе.

14

10

1

2

1

8

7. Освоение природы человеком. 

7

5

2

Тематическое планирование курса

Наименование раздела

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности

Кол-во часов

1

Введение

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Живая и  неживая природа.

Сравнивать объекты живой и неживой природы Сравнивать объекты (органические и неорганические); описывать объекты по предложенному плану.

8

2

 Многообразие природных явлений

Научные объяснения изменения окружающего мира. Виды изменений тел в природе. Химические, физические, биологические явления в природе. Различие химических и физических явлений.

Различать и характеризовать  виды природных явлений (физические, химические, биологические

2

3

Химические явления в живой и неживой природе

Химическая реакция. Признаки химической реакции Растения - фабрика химических превращений. Вещества, образуемые растениями.

Выяснить и проанализировать  условия протекания химических  реакций; Использовать правила безопасности при проведении практически работ

4

4

 Физические явления в живой и неживой природе.

Физические явления, науки изучающие физические явления. Виды физических явлений в природе.

Классифицировать явления природы. Характеризовать механические явления, объяснять тепловые и электрические явления

6

5

Биологические явления

Биология - наука о живом. Знакомство с увеличительными приборами.

Определить строение увеличительного прибора, правила работы с микроскопом. Характеризовать назначение микроскопа и других увеличительных приборов

4

6

Особенности живого организма.                      

Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды,

Дать определение бесполого и полового размножения. Называть  отличительные признаки бесполого и полового размножения приводить примеры различных способов питания животных; кратко пересказывать учебный текст, выделять в нем главную мысль

25

7

Движение в сферах планеты Земля и в космосе.

Изменения облика Земли и живых организмов. История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых живых организмов на Земле.

определение понятия «эволюция». доказывать, что изменения в сферах Земли связаны с изменениями живой природы

14

8

Освоение природы человеком.

Влияние человека на биосферу. Современные проблемы охраны окружающей среды.

характеризовать хозяйственную деятельность человека, её положительные и отрицательные черты

7

Календарно - тематическое планирование по природоведению.

5 класс ( 70 часов, 2 часа в неделю)

Тема урока

Дата

основные элементы содержания

Основные виды деятельности учащихся

Опыты, наблюдения, л/раб

Формы контроля

требования к результатам

Дом. Задание

Введение (8 ч)

1

1

Методы изучения живых объектов.

Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Живая и  неживая природа.

Описывать личные опыты или наблюдения; различать в них цель, условия проведения, полученные результаты.

Рабочая тетерадь, с. 3 №1,2.

Работа с рис 1с. 4

Знать отдельные методы изучения природы Уметь: описывать опыты; различать в них цель, условия проведения, полученные результаты

* 1, стр 5 «д», зад № 4 в раб тетр.

2

2

Признаки живых организмов.

Среда обитания, ее виды и обитатели. Примеры приспособленности растении и .жмвотных к жизни в разных условиях среды обитания (водной, почвенной, наземной, воздушной). Обитатели водной и наземно -- воздушной среды Ростовской области.

Сравнивать объекты живой и неживой природы.

Наблюдения за

растениями,

животными, факторами неживой природы по сезонам, года.

Работа с рис 9

Знать признаки живых организмов.

Уметь сравнивать объекты живой и неживой природы

* 2 зад 1 - 4 в раб тетр

3

3

Экскурсия «Живая и неживая природа»

Тела живой и неживой природы

Сравнивать объекты живой и неживой природы.

Отчет о проделанной работе

Знать признаки живых организмов.

Уметь сравнивать объекты живой и неживой природы

*1,2

4

5

4

5

Единство живой и неживой природы.

Единство живой и неживой природы.

Характеристики описания тел природы: масса, форма, размер, цвет. Органическое, неорганическое вещество, молекула. Атом.

Сравнивать объекты(органические и неорганические); описывать объекты по предложенному плану.

«Распознавание органических веществ от неорганических при помощи огня.». «Вещества состоят из мельчайших частиц»

Р.т, с 6-7№1, с7 №2

знать из чего состоят вещества. Уметь: сравнивать объекты (органические и неорганические); описывать объекты по предложенному плану; определять объекты живой и неживой природы

* 3 с. 18 «д» задание 1 с 6 - 8 в раб тетр

6

6

Изменения окружающего мира.

Историческое развитие.

Описывать изменения происходящие в окружающем мире

Сост. табл. «Изменения, происходящие в природе»

Знать определение термина «обмен веществ». Уметь описывать изменения, происходящие в окружающем нас мире

*4 зад 1 -3 в р.т

7

7

Физические изменения в живых организмах

Испарение. Пар.

Объяснять проведенные опыты; обосновывать защиту организма путем испарения

«Испарение воды»

Р.т с 9 зад 1-3, с 10

Знать определение термина «испарение».

Уметь: объяснять проведённые опыты; обосновывать защиту организма путём испарения

*5 с. 25 зад «д», №1 – 2 в р.т

8

8

Химические изменения в живых организмах.

Химические процессы в организме

Объяснять превращение одних веществ в другие

«Влияние слюны на крахмал», обнаружение крахмала в белом хлебе»

Р.т с 11

Знать о химических процессах в окружающей среде. Уметь объяснять превращение одних веществ в другие

*6 «д» с 28, зад 1 в р.т

1. Многообразие природных явлений (2  ч)

9

1

Научные объяснения изменения окружающего мира.

Виды изменений тел в природе.

Различать и характеризовать  виды природных явлений (физические, химиеские, биологические)

Работа с рис 39,41. Составить схему «Явления в природе»

Знать виды природных явлений.

Уметь: различать физические и химические изменения; характеризовать биологические изменения;

* 7 раб. Тетр. С 13-

14

10

2

Химические, физические, биологические явления в природе.

Различие химических и физических явлений.

Различать и характеризовать  виды природных явлений (физические, химиеские, биологические)

Лаб раб:

Определение-физических свойств твердых, жидких и газообразных тел. Определение объема и массы твердых и .жидких тел. Работа с термометром по определению температуры тел»

Составить план исследования

Знать определение химических и физических явлений. Уметь сравнивать химические и физические явления

*8 раб тетр.С 15

2. Химические явления в живой и неживой природе (4 ч)

11

1

Химическая реакция.

Признаки химической реакции. Наблюдение

явлений  превращения веществ.

Использовать правила безопасности при проведении практически работ

Опыт1,2,3 с. 37

Сост. схему «Признаки химической реакции»

Знать правила безопасности при проведении практических работ.

Уметь описывать ХОД опыта

* 9 зад 1 - 4 с16-18в раб тетр

12

2

Условия протекания реакции горения.

Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни.

Выяснить и пранализировать  условия протекания реакции горения; прктическое применение ее в деятельности человека; факторы влияния на ее течение

Опыт,1,2 с45

Составить памятку «Правила противопожарной безопасности»

Знать условия протекания реакций горения, гниения. Уметь приводить примеры явлений превращения веществ

•11 о.46

«д», зад 1 -с18~20в раб. тетр

13

3

Растения - фабрика химических превращений.

Вещества, образуемые растениями.

Назвать отрасли применения растительных веществ.

Р.т с 20-21

Знать основные виды тел и веществ.

Уметь: называть основные отрасли применения растительных веществ

*12 правило о 51. задание 1,2 с 20 22 в раб тетр

14

4

Контрольная работа по теме «Многообразие природных явлений», «Химические явления в живой и неживой природе»

Применять на практике полученные знания

3. Физические явления в живой и неживой природе. (6 ч)

15

1

Физические явления

механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. Физические явления, науки изучающие физические явления. Виды физических явлений в природе.

Классифицировать явления природы. Характеризовать механические явления, объяснять тепловые и электрические явления

Демонстрация опытов нескольких физических явлений (температуры кипения воды и плавления льда).

Знать основные явления природы и их простейшие классификации.

Уметь: характеризовать механические явления; давать определение звуковым и световым явлениям; объяснять тепловые и электрические явления

* 14 с55 «д», зад 1,2 с 24 0 25 в раб тетр

16

2

Лабораторная работа:

«Знакомство с магнитными и электрическими явлениями»

Магнитные явления, электрические явления

Дать опредение магнитное и  электрическое явление. Приводить примеры явлений в природе.

Отчет о проделанной работе с выводами

Знать определения магнитных и электрических явлений. Уметь использовать знания, полученные при изучении взаимодействия тел

* 15 «д» с 60, лаб. Раб № 1 с 25 в раб тетр.

17

3

Механическое движение в живой и неживой природе.

Механическое движение

Знать определние понятия «скорость» Приводить примеры явлений в природе.

Р.т с27, зад1

Знать определение понятия «скорость».

Уметь приводить примеры механического движения в живой природе

* 16 с 61, 63 «д», зад 1,2 в раб тет с

27

18

4

Световые явления в живой и неживой природе.

Световые явления

Выяснить условия рваспространения света, его отражения. Объяснять и анализировать итоги опыта

Нарисовать радугу пользуясь подсказкой

Знать: условия распространения света; определение термина «отражение света». Уметь: объяснять источники света и поставленные опыты; различать естественные и искусственные источники света

*17с67,69, 70 «д», с 28 в раб тетр

19

5

Свет в жизни живых организмов.

Охарактеризовать наличие зрения или его отстутсвие как способ ориентации в пространстве

Р.т с 29

Уметь характеризовать наличие зрения или его отсутствие как способ ориентации в окружающей среде

*18с72«д», с 29 раб тетр.

20

6

Звуковые явления в живой и неживой природе.

Звук. Источник звука.

Знать условия распространения звука, обосновывать роль звука как одного из источников информации

Используя схему объяснить распространение звука школьного звонка

Знать условия распространения звука, то, что звук распространяется во всех средах. Уметь обосновывать роль звуков как одного из источников информации

* 19 с 73 «д» сЗО-31в раб тетр

4. Биологические явления (4 ч)

21

1

Биология - наука о живом.

Наука биология. Опыт как метод изучения природы

Описать опыт, различать в них цель, условия проведения, результаты

Опыт с. 83 (дома)

знать понятие биология. Уметь описывать опыты, различать в них цель, условия проведения,

* 21 с 83 «Д», с 34 в р.т

22

2

Лабораторная работа:

«Знакомство с увеличительным прибором».

Микроскоп, лупа, окуляр, штатив, столик, зеркало.

Определить строение увеличительного прибора, правила работы с микроскопом. Характеризовать назначение микроскопа и других увеличительных приборов

Работа с табл. «Устройство микроскопа», составить правила работы с микроскопом

Знать увеличительные приборы, правила работы с микроскопом.

Уметь характеризовать назначение микроскопа и других увеличительных приборов

*22 с 85 «д», лабр раб №2 с 34-35 в р.т

23

3

Лабораторная работа:

«Приготовление препарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени»

Микропрепарат

изготавливать микропрепараты; описывать личные наблюдения, проведенные в ходе опытов

Отчет о проделанной работе

Знать признаки отличия живого вещества от неживого. Уметь: изготавливать микропрепараты; описывать личные наблюдения, проведенные в ходе опытов

*23 С 87 «Д», с 35 в р.т

24

4

Контрольная работа по теме «Физические явления в живой и неживой природе», «Биологические явления»

применять на практике полученные знания

5. Особенности живого организма. (25ч)                     

25

1

Воспроизводство себе подобных.

Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение.

Дать определение бесполого и полового размножения. Называть  отличительные признаки бесполого и полового размножения

Составить схему «Виды размножения в природе»

Знать стадии развития пшеницы, окуня, лягушки. Уметь рисовать схему образования нового организма

* 24, зал 1, 2 с 38 в р.т

26

2

Образование и развитие зародышей  животных.

Однополые и обоеполые живые организмы.

Выявлять стадии развития пшеницы, окуня, лягушки. Рисовать  схему образования нового организма

Знать определение бесполого и полового размножения. Уметь называть отличительные признаки бесполого и полового размножения

*25с95« д», зад 12 с 39-40 в_р.т

27

3

Образование и развитие зародышей растений.

Плод, семена.

Выяснить строение цветка. Объяснять, что из семени появляется новое растение; работать со схемой строения цветка

Знать строение цветка. Уметь: объяснять, что из семени появляется новое растение; работать со схемой строения цветка

* 26 с 96 « д»,с40-41 в р.т

28

4

Лабораторная работа.

Строение семени фасоли (гороха).

Зародыш, семядоля. Стебелек. почечка.

Выяснить строение семени.

Знать строение семени. Уметь характеризовать строение семени

* 27, лаб раб № 4 с 41 в р.т

29

5

Могут ли растения производить потомство без семян.

Бесполое размножение.

Выявить этапы размножения растения. Использовать полученные знания для разведения растений

Раб с рис. 113

Знать этапы размножения растений.

Уметь использовать полученные знания для разведения растений

* 28 зад 1,2 в р.т с 42

30

6

.Расселение потомства у животных и растений.

взаимосвязь растительных и животных организмов.

Выявить основные спсобы распространения семян. Использовать полученные знания для разведения растений

Распространение плодов и семян растений Ростовской области

Составить схему «Способы расселения растений»

Знать основные способы распространения семян. Уметь использовать полученные знания для разведения растений

* 29 с 43 в р.т

31

7

Благоприятные и неблагоприятные условия среды.

Приспособленность живых организмов к условиям среды, Причины гибели организмов.

Анализировать  причины выживания и гибели живых организмов

Работа с рис 120,121

Знать понятие «среда обитания».

Уметь: приводить примеры приспособления животных к условиям среды обитания; составлять цепь питания

*32с 109-

113 зад 1,2 в р.т с 48

32

8

Регуляция численности. Отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин».

Цепь питания. Экология

Анализировать  причины выживания и гибели живых организмов

Составить цепь питания

обитания».

Уметь: приводить примеры приспособления животных к условиям среды обитания; составлять цепь питания

* 32 с 114 — 116 с 116 «

д», зад 3,4 с 49 в р.т

33

9

Роль растений в жизни животных и человека.

Органические вещества

Определить образование органических веществ из неорганических.  характеризовать роль хлорофилла в природе

Наблюдения1,2,3 с 119

Работа с рис 131

Знать образование органических веществ из неорганических.

Уметь характеризовать роль хлорофилла в природе

*33 с 121 «д», с 50 -51 в .р.т

34

10

Контрольная работа №1 по теме «Особенности живого организма»

применять на практике полученные знания

35

11

Способы питания живых организмов

приводить примеры различных способов питания животных; кратко пересказывать учебный текст, выделять в нем главную мысль

знать способы питания живых организмов. Уметь: приводить примеры различных способов питания животных;

*35 с 126 «д», зад 1,2 с 53 в р.т

36

12

Питание растений, животных, человека.

хлорофилл

описывать личные наблюдения, опыты; различать в них цель, условия, полученные результаты

Лабораторная работа

«Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа»

знать способы питания живых организмов. Уметь: приводить примеры различных способов питания животных;

* 36 лаб раб № 5 в р.т с

54

37

13

Значение корня в жизни растения.

Корень. Минеральные соли.

сравнивать и описывать природные объекты (по гербарию); приводить примеры приспособленности растений к минеральному питанию

Опыт «Обнаружение в почве минеральных солей»

Составить схему «Функции корня в жизни растений!

знать значение корня в жизни растения Уметь: приводить примеры приспособленности растений к минеральному питанию

*37 с 131 «д», с 55 -56 вр.т

38

14

Питание хищников и паразитов,

их участие в регулировании численности организмов.

Определить меры защиты от паразитов.

Знать меры защиты от паразитов.

Уметь: кратко пересказывать текст, выделять его главную мысль

* 38 с 135

«д» с 56 -57 вр.т

39

15

Значение минеральных солей в жизни живых организмов. Нитраты.

Минеральные

соли. Нитраты.

Выявить источники минеральных солей. Приводить  примеры значения минеральных солей для человека, примеры влияния деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей

Работа с рис 145. Сост. табл. «Значение мин. Солей для человека»

Знать источники минеральных солей.

Уметь: приводить примеры значения минеральных солей для человека, 

* 40 с 141 «д», зад 1 -5 с 58 в р.т

40

16

Роль воды в питании живых организмов.

Вода-растворитель питательных веществ.

описывать личные наблюдения и опыты; приводить примеры изменений в окружающей среде, происходящих под воздействием человека; использовать дополнительные источники для подготовки устных ответов

Опыт: 1,2,3 с 141 

Опыты в домашних условиях.

Изучение испарения воды листьями. Отчет о проделанной работе

знать роль воды в питании живых организмов Уметь:; использовать дополнительные источники для подготовки устных сообщений

* 41 « д» с 142, с 61 в р.т

41

17

Пища — источник энергии.

Энергия.

выделять главную мысль текста, отвечать на вопросы по его содержанию

Уметь: выделять главную мысль текста, отвечать на вопросы по его содержанию

* 42 с 146 «д» , с 63 в р.т

42

18

Движение и расход энергии.

Солнце – источник энергии. Передача энергии

приводить примеры приспособления организмов к добыванию пищи; описывать личные наблюдения и опыты

Отчет о проделанной работе с 149

Уметь: приводить примеры приспособления организмов к добыванию пищи; описывать личные наблюдения и опыты

* 43 с 349 «д» опыт на с 149, с 64 -

43

19

Значение питательных веществ для жизни живых организмов.

Питательные вещества

Выяснить  значение питательных веществ для здоровья человека. Использовать приобретённые знания для укрепления собственного здоровья

Сост. табл «Зачем мы запасаем питательные вещества»

Знать значение питательных веществ для здоровья человека.

Уметь использовать приобретённые знания для укрепления собственного здоровья

* 44 , зад 1-3 с 65-67 в р.т

44

20

Обобщающий урок  по теме «Питание живых организмов»

применять на практике полученные знания

45

21

Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов»

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Определить признаки живой клетки. Различать одноклеточные и многоклеточные организмы;

Сост. схему «Признаки одноклеточного организма»

Знать признаки живой клетки; среду обитания дрожжей и их пищу.

Уметь: различать одноклеточные и многоклеточные организмы; характеризовать дрожжи как одноклеточные организмы

*46 с 157 «д», лаб раб № 7 с 69 в р.т

46

22

Лаб. раб «Рассматривание под микроскопом разных клеток многоклеточных организмов»

доказывать, что строение клеток связано с их функцией; объяснять, почему жизнь одних клеток зависит от работы всех других клеток

Сост. схему «Признаки многоклеточного организма»

Уметь: доказывать, что строение клеток связано с их функцией; объяснять, почему жизнь одних клеток зависит от работы всех других клеток

*47

47

23

Кислород — необходимое условие жизни на Земле.

Дыхание растений, животных, человека.

Выяснить строение органов дыхания у разных животных.

знать значение кислорода в жизни на Земле.

* 48 с 163 «д»с71 -73 вр.т

48

24

Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения.

Влияние живых организмов на окружающую среду.

Называть вещества, выделяемые растениями в атмосферу.

Опыт,

доказывающий увеличение содержания углекислого газа в выдыхаемом воздухе. С 165, с 44

Рабочая тетрадь, с. 73, задания 1,2

знать взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения

 Уметь объяснять, почему в случае, если исчезнут растения, исчезнет и жизнь на Земле

* 49 с 165,

167 «д»,с73 -74 в р.т

49

25

Контрольная работа по теме «Особенности живого организма»

применять на практике полученные знания

6. Движение в сферах планеты Земля и в космосе. ( 14ч)

50

1

Изменения облика Земли и живых организмов.

История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых живых организмов на Земле.

доказывать, что изменения в сферах Земли связаны с изменениями живой природы

Раб с рис 178,180

знать определение понятия «эволюция». Уметь доказывать, что изменения в сферах Земли связаны с изменениями живой природы

* 51 зад 1 с 78 в .р.т

51

2

Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).

Движения литосферы. Внутренне строение Земли. Землетрясение, извержение вулканов -катастрофические явления природы.

Выяснить причины движения литосферных плит. характеризовать литосферу;

Рис. 183 - 186

знать сферы Земли. Уметь объяснять, что такое очаг землетрясения, поднятия и опускания материков, причины землетрясений;

* 52 с175, 177, 178, 179 «д», с 78 -79 в р.т

52

3

Движение атмосферы. Горизонтальное перемещении воздуха.

Ветер. Бриз. Муссон

Определить основные виды ветров. характеризовать роль ветра в природе и жизни человека

Сост. схему ветров: бриза, муссона

знать что такое атмосфера. Уметь объяснять образование ветра; различать бриз, муссоны, ураганы, смерчи;

* 53 с 79 80 в р.т

53

4

Правила безопасности поведения в опасных ситуациях природного происхождения (ветер, гроза, град).

применять на практике полученные знания

знать и уметь применять правила безопасного поведения в природе.

*53 с 79 80 в р.т

54

5

Погодные явления.

Основные характеристики погоды. Типичные признаки погоды своей местности по временам года, предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.

применять на практике полученные знания

систематические фенологические и ежедневные наблюдения за погодой. 

знать понятие «погода» Уметь проводить наблюдения за погодой.

См. консп

55

6

Движение гидросферы..

Влияние Луны на движение гидросферы

Выяснить причины образования волн, течений; определение понятий «цунами», «прилив», «отлив»,«течение».

отличать приливы и отливы; характеризовать течения: холодное и тёплое

Знать: причины образования волн, течений; определение понятий «цунами», «прилив», «отлив», «течение». Уметь: отличать приливы и отливы; характеризовать течения: холодное и тёплое

* 54 «д» с 186, с 80 81,82вр.т

56

7

Круговорот воды в природе.

Испарение. Конденсация.

Определить, что такое круговорот воды в природе. объяснять, как вода попадает в атмосферу; характеризовать мировой круговорот воды

Опыт: испарение и конденсация воды

Сост. схему круговорота воды в природе

Знать, что такое круговорот воды в природе. Уметь: объяснять, как вода попадает в атмосферу; характеризовать мировой круговорот воды

* 55 зад 1с 80, 83 в раб тетр

57

8

Взаимосвязь сфер Земли.

Выветривание. рельеф

физическое и химическое выветривание;

Сост. схему «Взаимосвязь сфер»

знать понятия «рельеф», «выветривание». Уметь характеризовать причины выветривания.

* 56 с 187

58

9

Горные породы.

Горные породы слагающие территорию Ростовской области. Влияние живых организмов на образование горных пород.

составлять схему классификации горных пород; различать магматические, осадочные, метаморфические горные породы,

знать виды горных пород. Уметь: составлять схему классификации горных пород;

* 56 « д» с 190, с 8384 в р.т

59

10

Лабораторная работа

«Знакомство с горными

породами биогенного происхождения»

Характеристика пород

составлять схему классификации горных пород; различать магматические, осадочные, метаморфические горные породы,

знать виды горных пород. Уметь: составлять схему классификации горных пород;

* 57, лаб раб № 9 с 84

60

11

Строение солнечной системы.

Солнце - как одна из звезд.

определение понятий: «планета», «астероид», «комета», «метеорное тело»; порядок расположения планет в Солнечной системе.

Наблюдения.

1. «Наблюдения за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца»

Изобразить схематично строение Солнечной ситемы»

Знать определение понятий: «планета», «астероид», «комета», «метеорное тело»; порядок расположения планет в Солнечной системе. Уметь: характеризовать притяжение, движение планет, лунные затмения; причины смены дня и ночи

* 59 с 192-193

61

12

Звездное небо, размеры звезд.

История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник. Г. Галилей, Дж. Бруно.)

Работа с дополнительными литературными или интенет источниками

2. . «Наблюдение звездного неба»

Подгот сообщ. об одном из астрономов

* 59с 194-195

62

13

Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

Суточное и годовое движение Земли

характеризовать притяжение, движение планет, лунные затмения; причины смены дня и ночи

*59 С 195-199 ЗАД С 86 В Р.Т

63

14

Контрольная работа по теме «Движение в сферах планеты Земля и в космосе»

применять на практике полученные знания

7. Освоение природы человеком. (7 ч)

64

1

Роль современной науки в жизни человечества.

Техногенная авария

Выяснить роль современной науки в жизни человека.

характеризовать техногенные катастрофы

Раб с 207

Знать роль современной науки в жизни человека. Уметь характеризовать техногенные катастрофы

* 60 с 202 «д»с 88 р.т

65

2

Человек — часть природы.

отличать человека от всех других живых существ; доказывать, что жизнь и здоровье человека зависят от окружающей среды

Рис. 208, вопр с 202

Уметь: отличать человека от всех других живых существ; доказывать, что жизнь и здоровье человека зависят от окружающей среды

* 61 с 88-в р.т

66

3

Влияние человека на биосферу.

Современные проблемы охраны окружающей среды.

характеризовать хозяйственную деятельность человека, её положительные и отрицательные черты

Уметь характеризовать хозяйственную деятельность человека, её положительные и отрицательные черты

* 62 с 89 в р.т, с207 «д»

67

4

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Профилактика вредных привычек. Овладевание простейшими способами оказания первой помощи.

Осваивать приемы рациональной организации труда и отдыха,

Сост. правила для сохранения здоровья

знать взаимосвязь здоровья и образа жизни. Уметь проводить наблюдения за собственным здоровьем

См. консп. Сост. проект

68

5

Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности..

Экологические проблемы Ростовской области

Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды

знать экологические проблемы своей местности. Уметь Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды

Сост.проект

69

6

Обобщающий урок по курсу «Природоведение. Введение в биологию и экологию»

уметь применять полученные знания на практике.

70

7

Контрольная работа по курсу «Природоведение. Введение в биологию и экологию»

уметь применять полученные знания на практике

Литература.

Для учителя:

  1. «Природоведение» - Сухова Т.С., Строганов В.И. -  Вентана – Граф, Москва, 2008 г
  2. «Природа. Живая и неживая» - В.М. Пакулова, Н.В. Иванова – Дрофа, Москва, 2002 г
  3. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Живая и неживая» - Москва, Дрофа, 2002 г
  4. «Биология, экология. Предметные недели в школе» - Волгоград, «Учитель», 2001 г
  5. Пакулова В. М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2002;
  6. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;

Для ученика:

  1. «Природоведение» - Сухова Т.С., Строганов В.И. -  Вентана – Граф, Москва, 2008 г
  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение» - Сухова Т.С., Строганов В.И. -  Вентана – Граф, Москва, 2008 г
  3. «Природа. Живая и неживая» - В.М. Пакулова, Н.В. Иванова – Дрофа, Москва, 2002 г
  4. «Я познаю мир. Природа» - Москва, «Аванта», 2000 г
  5. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
  6. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
  7. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
  8. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
  9. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;

Интернет-ресурсы по биологии и экологии

 

Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии» http://bio.1september.ru

Биология в Открытом колледже http://www.college.ru/biology

Herba: ботанический сервер Московского университета http://www.herba.msu.ru

BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии http://www.biodat.ru

FlorAnimal: портал о растениях и животных http://www.floranimal.ru

Forest.ru: все о росийских лесах http://www.forest.ru

БиоДан — Тропинка в загадочный мир http://www.biodan.narod.ru

Внешкольная экология: программа «Школьная экологическая инициатива» http://www.eco.nw.ru

Государственный Дарвиновский музей http://www.darwin.museum.ru

Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия http://www.livt.net

Занимательно о ботанике. Жизнь растений http://plant.geoman.ru

Изучаем биологию http://learnbiology.narod.ru

Концепции современного естествознания: электронное учебное пособие http://nrc.edu.ru/est/

Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас http://med.claw.ru

Мир животных http://animal.geoman.ru

Опорно-двигательная система человека: образовательный сайт http://www.skeletos.zharko.ru

Палеоэнтомология в России http://www.palaeoentomolog.ru

Проблемы эволюции http://www.macroevolution.narod.ru

Редкие и исчезающие животные России http://www.nature.ok.ru

Санкт-Петербургская общественная организация содействия экологическому образованию http://www.aseko.ru

Теория эволюции как она есть http://evolution.powernet.ru

Чарлз Дарвин: биография и книги http://charles-darwin.narod.ru

Экологическое образование детей и изучение природы России http://www.ecosystema.ru

 

По страницам периодической печати

Журнал «Вокруг света» - www.vokrugsveta.ru

Журнал «Друг» - www.droug.ru.

Журнал «Гео» - www.geoclub.ru.

Журнал «National Geographic» - www.nationalgeographic.com/index.html.

Газета «Мое зверье» - www.zooclub.ru/animals/.

Журнал «Знание-сила» - www.znanie-sila.ru.

Газета «Биология» - http://bio.1september.ru/.

Журнал «Наука и жизнь» - http://nauka.relis.ru.

Журнал «Компьютерра» - http://computerra.ru.

Общие сайты по биологии

 «Научная сеть» - www.nature.ru –на этом сайте приводится интереснейшая и достоверная научная информация по разным отраслям науки, в том числе и по основным разделам биологии: аннотация книжных новинок, биографии ученых, курсы лекций, научные статьи, популярные заметки и многое другое.

«Кирилл и Мефодий. Животный мир» - www.zooland.ru –сайт, содержащий обилие интереснейших сведений о самых разнообразных животных. Информация изложена кратко, в доступной форме, приведены фотографии.

Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова - www.bio.msu.ru.

«Херба» - www.herba.msu.ru – ботанический сервер МГУ им. М.В. Ломоносова; предлагает научную информацию о растениях, рисунки гербарных листов, цветные фотографии, изображения из атласов.

«Редкие и исчезающие животные России» - www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm - на сайте представлена информация о животных Росси, внесенных в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы – записи голосов, видеосюжеты.

«БиоДан. Новости биологии» - www.biodan.narod.ru – авторский сайт, на котором собрана интересная и полезная для учителя научная информация, но, к сожалению, только по некоторым разделам биологии: ботанике, зоологии, генетике, антропологии. К тому же сайт лишен иллюстративного материала, что, впрочем, не снижает его информационного значения.

«Животные» - www.zoomax.ru

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения природоведения ученик должен

знать:

  • многообразие тел, веществ и явлений природы
  • их простейшую классификацию
  • отдельные методы изучения природы
  • основные характеристики погоды
  • факторы здорового образа жизни
  • экологические проблемы своей местности и пути их решения

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животные своей местности
  • узнавать редкие и охраняемые виды растений и животных
  • определять название растений и животных с использованием атласа- определителя
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положение Солнца и  Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию, выделять его главную мысль;
  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;  следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составление простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными  растениями, домашними животными;
  • оказание первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

МБОУ островской сош

От 22. 08.2014 года №1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ Сусликова Э.Н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...