Рабочая программа курса природоведения
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Изварина Надежда Николаевна

Рабочая программа курса природоведения Т.С. Сухова, В.И. Строганов 70 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_prirod_5_kl_2014-2015.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка  5 класс

Рабочая программа составлена на основе

  • Федерального  компонента  государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по природоведению для 5 класса (Программа курса «Природа. Введение в биологию и экологию» для 5-го класса авторов Т.С. Суховой, В.И. Строганова. Программы. М,: Вентана-Граф, 2010.)
  • Базисного  учебного  плана  общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • Федерального  перечня  учебников, утвержденных приказом от 31 марта 2014 г. № 253, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Предлагаемая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий уже с 5 класса: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

- Вводный курс даст обобщенные представления о жизни на Земле и ее разнообразии, о взаимосвязях организмов и среды обитания, роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся 5 класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в курсе «Природоведение». Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в плане общей характеристики жизни на планете с учетом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Такой экологический подход позволит, на наш взгляд, убедить учащихся не только в необходимости изучения биологии, но и в том, что жизнь на нашей планете зависит оттого, как каждый из нас распорядится этими знаниями.

Цель программы Формирование  у детей качественно нового осмысления окружающей природной среды и приобретение необходимых знаний для квалифицированных действий в интересах  сохранения биосферы.      

Задачи программы:

  • развитие познавательной активности детей, постановка проблемных вопросов, расширение кругозора;
  • изучение  формирования органического мира Земли с момента возникновения до   настоящего времени;
  • развитие интереса к природоведческой науке и наукам о Земле;
  • стимулирование желания самостоятельно изучать различные направления данной программы: природоведение, астрономию, геологию;
  • формирование умения работать с научной литературой, справочными материалами, фондами коллекций, научно-лекционными  демонстрационными таблицами;
  • обучение сбору и систематизации материалов в полевых условиях, оформлению гербариев и коллекций;
  • формирование умения анализировать информационный  материал с целью написания и оформления творческих  работ и рефератов;
  • приучение детей к выразительному изложению своих мыслей;
  • обучение воспитанников самостоятельному чтению лекций;
  • формирование  умения прогнозировать свою деятельность в интересах сохранения окружающей среды;
  • воспитание чувства любви к родной природе;
  • формирование у ребенка экологического мировоззрения жителя планеты Земля и ответственности за  жизнь на ней;
  • воспитание чувства коллективизма, порядочности, честности.

Основное содержание всех тем:

1.Введение. Что тебя окружает (8 часов)

Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент).

Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач).

Обитатели суши, воды, воздуха.

Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы. Понятие о движении _ все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения.

Практическая работа. Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы.

Экскурсия. Живая и неживая природа.

2. Многообразие природных явлений (2 часа).

Понятие о физических, химических и биологических явлениях. Человек как биосоциальное явление.

3-4. Химические явления в живой и неживой природе (12 часов).

Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества.

Физические и химические явления: механические, тепловые, световые, звуковые, электрические и магнитные, явления превращения веществ. Правила безопасного поведения во время грозы. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.

Первая помощь при пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, грибами, животными.

Лабораторная работа №1  Знакомство с магнитными и электрическими явлениями.

5. Биологические явления (3 часа).

История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле.

Лабораторная работа №2 Изучение устройства микроскопа.  

Лабораторная работа №3 Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

6. Особенности живого организма ( 32 часа).

Как размножаются организмы. Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Расселение потомства у животных и растений. Взаимосвязь растительных и животных организмов.

Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни.

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности, отношения  «хищник-жертва», «паразит-хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

Как питаются живые организмы.

Способ питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища-источник энергии. Солнце – источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов.

Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов. Кислород-необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка – целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду. Что мы узнали о жизни на Земле.

Лабораторные работы: №4 Изучение строения семени фасоли. №5 Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа. №6 Рассматривание корней растений. №7 Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. №8 Знакомство с разнообразием клеток многоклеточных организмов.

Практическая  работа. Уход за комнатными растениями и аквариумом.

Экскурсии: Распространение плодов и семян. Живые организмы зимой.

7. Движение в сферах планеты и в космосе (8 часов).

Глобальные изменения облика Земли. Крупные геологические события в истории Земли: горообразовательные процессы и оледенения; поднятия и опускания суши; изменения очертаний материков, уровня океанов. Изменения климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли.

Движение в литосфере. Медленные вертикальные движения земной коры. Землетрясения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Изменение поверхности Земли. Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников.

Движение в атмосфере. Непрерывность движения воздуха. Общая циркуляция атмосферы. Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, ее показатели. Влажность, осадки, воздушные массы, направление ветра, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

Движение в гидросфере. Движение вод в биосфере. Биосфера – все части планеты, освоенные жизнью. Уникальность живого вещества биосферы. Представление о функциях живого вещества, биогенной миграции атомов. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере; роль живых организмов в этих процессах. Участие живого вещества в образовании минералов осадочных пород, атмосферы и в изменении химического состава гидросферы. Космическая роль зеленых растений. Движение живой материи на Земле от простого к сложному.

Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Падение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли.

Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах.

Лабораторная работа №9 Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.

8.Освоение человеком природы (5 часов).

Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет и др.)

Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей. Контроль за состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей людей. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

2.Федеральный компонент  федерального стандарта общего образования.

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

природоведения в V классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о многообразии Изучение объектов и явлений        природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях  природной среды под воздействием человека;

овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей cреде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ  ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ

Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение).

Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни.

Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.

Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных своей местности (в том числе редких и охраняемых видов). Наблюдения звездного неба, явлений превращения веществ, погодных явлений, примеров приспособления растений к различным способам размножения, животных – к жизни в разных средах обитания (водной, почвенной, воздушной, наземной). Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Измерения длины, температуры, массы, времени. Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов. Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы. Участие в социальноориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и  путей их решения.

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ

Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.

Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать

о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе;

кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль; использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

4.Содержание образовательной программы и практические занятия по предмету.

№ п/п

Название темы

Количество часов

Виды контроля

Лабораторная работа

Экскурсии

Практические  работы

Контрольные работы

   1.

Введение. Что тебя окружает.

8ч.

1

1

Входная диагностическая контрольная работа

   2.

Многообразие природных явлений.

2ч.

   3.

Химические явления в живой и неживой природе.

5ч.

1

   4.

Физические явления в живой и неживой природе.

7ч.

1

   5.

Биологические явления.

3ч.

2

  6.

Особенности живого организма:

-Как размножаются живые организмы;

-Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды;

-Как питаются живые организмы;

-Как дышат одноклеточные и многоклеточные.

32ч.

9ч.

4ч.

14ч.

5ч.

1

2

2

1

1

1

1

1

    7.

Движение в сферах планеты и космоса.

8ч.

1

  8.

Освоение человеком природы.

1

Итого часов:

70ч.

5.Календарно-тематическое планирование  уроков  по  природоведению

п\п

Название темы

Кол –во

часов

урока

Название темы урока

Дата

план

Дата

факт

УМК

Оборудование

1.

Введение. Что тебя окружает.

8ч.

1

Живая и неживая природа

01.09.

(1) стр. 3-5

Таблица «Живая и неживая природа»,

  ИКТ

2

Загадки природы

02.09.

(2) стр. 6-11

Таблиц «Живая и неживая природа», «Травянистые растения. Цветение растений.»

  ИКТ

3

Единство живой и неживой природы

08.09.

(3) стр. 12-17

Таблицы «Живая и неживая природа», «Изменение температуры воздуха»,

  ИКТ,    ТСО

4

Экскурсия №1 «Живая и неживая природа»

09.09.

 стр. 212-213

5

Изменяется ли окружающий мир

15.09.

(4) стр. 18-22

Таблицы «Живая и неживая природа», «Возрастные изменения в жизни растений»

  ИКТ

6

Могут ли в живых организмах происходить физические явления

16.09.

(5) стр. 22-25

Таблица «Сезонные изменения»,

  ИКТ

7

Входная диагностическая контрольная работа по теме «Повторение». Могут ли в живых организмах происходить химические явления.

22.09.

(6) стр. 25-28

  ИКТ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

8

Анализ контрольной работы.

Практическая работа №1 «Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы»

23.09.

2.

Многообразие природных явлений

2ч.

9

Все течет, все изменяется.  

29.09.

(7) стр. 29-34

Таблица «Сезонные изменения»,

  ИКТ

10

Чем различаются химические и физические явления

30.09.

(8) стр. 34-36

 ИКТ

3

Химические явления в живой и неживой природе

5ч.

11

Как узнать, что химическая реакция произошла

06.10.

(9) стр. 37-39

ИКТ

12

Можно ли повлиять на химическую реакцию

07.10.

(10) стр. 39-42

ИКТ

13

Какие условия необходимы для реакции горения

13.10.

(11) стр. 42-46

ИКТ

14

Вещества, образуемые растениями

14.10.

(12) стр. 47-51

Таблицы «Цветковое растение и его органы», «Передвижение веществ по растению»,

  ИКТ

15

Контрольная работа №1 по теме: «Химические явления в живой и неживой природе».

20.10.

Повторение изученного материала

4

Физические явления в живой и неживой природе

7ч.

16

Анализ контрольной работы. Что необходимо знать, изучая физические явления

21.10.

(14) стр. 53-57

ИКТ

17

Магнитные и электрические явления

Лабораторная работа №1 «Знакомство с  магнитными и электрическими явлениями»

27.10.

(15) стр. 57-58

магнит

18

Механическое движение в живой и неживой природе

28.10.

(16) стр. 59-63

Таблица «Движение растений»,

  ИКТ

19

Световые явления в живой и неживой природе

10.11.

(17) стр. 63-70

ИКТ

20

Свет в жизни живых организмов

11.11.

(18) стр. 70-72

ИКТ

21

Звуковые явления в живой и неживой природе

17.11.

(19) стр. 72-76

ИКТ

22

Подведем итоги

18.11.

(20) стр. 76-80

5

Биологические явления

3ч.

23

Как идет жизнь на Земле

24.11.

(21) стр. 81-83

Таблицы «Дикие и домашние животные», «Перелетные и зимующие птицы»

  ИКТ

24

Прибор открывающий «невидимое»

Лабораторная работа №2 «Строение микроскопа»

25.11.

(22) стр. 83-85

Микроскоп

25

Живое и неживое под микроскопом Лабораторная работа №3 «Живое и неживое под микроскопом»

01.12.

(23) стр. 86-88

Микроскоп

6.

Особенности живого организма

32ч.

Как размножаются живые организмы

9ч.

26

Как размножаются живые организмы

02.12.

(24) стр. 89-92

ИКТ

27

Как размножаются животные

08.12.

(25) стр. 93-95

Таблица «Дикие и домашние животные»

  ИКТ

28

Как размножаются растения

09.12.

(26) стр. 95-97

Таблица «Генеративные органы растений»,

  ИКТ

29

Практическая работа № 2 «Уход за комнатными растениями»

15.12.

30

Строение семени

Лабораторная работа №4 «Строение семени»

16.12.

(27) стр. 97-98

Коллекция семян

31

Могут ли растения производить потомство без помощи семян

22.12.

(28) стр. 99-100

Таблицы «Вегетативное размножение растений», «Генеративные органы растений»,

  ИКТ

32

Как переселяются растения

23.12.

(29) стр. 100-103

Таблицы «Вегетативное размножение растений», «Генеративные органы растений», ИКТ

33

Экскурсия №2 «Распространение плодов и семян»

12.01.

Стр. 213

Коллекция семян

34

Подведем итоги

13.01.

(30) стр. 104

Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды

4ч.

35

Почему всем хватает места на земле

19.01.

(31) стр. 105-109

ИКТ

36

Как живые организмы переносят неблагоприятные условия

20.01.

(32) стр. 109-116

Таблицы «Изменения температуры воздуха», «Плоды и семена»

  ИКТ

37

Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников

26.01.

(33) стр. 117-122

Таблицы «Питание диких и домашних животных», «Травянистые растения»

  ИКТ

38

Подведем итоги

27.01.

(34) стр. 122-123

Как питаются живые организмы

14ч.

39

Как питаются разные животные

02.02.

(35) стр. 123-126

Таблицы «Питание диких и домашних животных», «Насекомые», «Перелетные и зимующие птицы»

  ИКТ

40

Как питается растение

03.02.

(36) стр. 127-128

Таблица «Передвижение веществ по растению»,

  ИКТ

41

Лабораторная работа №5 «Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа»

09.02.

(36) стр. 127-128

Микроскоп

42

Только ли лист кормит растение

10.02.

(37) стр. 128-132

Таблицы «Части растения», «Передвижение веществ по растению»

  ИКТ

43

Лабораторная работа №6 «Рассматривание корней растений»

16.02.

(37) стр. 128-132

Коллекция корней

44

Как питаются паразиты

17.02.

(38) стр. 132-135

Таблица «Плоские, круглые и кольчатые черви»,

  ИКТ

45

Подведем итоги

24.02.

(39) стр. 135

46

Нужны ли минеральные соли животным и человеку

02.03.

(40) стр. 136-141

 ИКТ

47

Можно ли жить без воды

03.03.

(41) стр. 141-143

  ИКТ,    ТСО

48

Можно ли жить не питаясь

10.03.

(42) стр. 144-147

Таблица «Питание диких и домашних животных»

  ИКТ,    ТСО

49

Как можно добывать энергию для жизни

14.03.

(43) стр. 147-150

ИКТ,    ТСО

50

Экскурсия №3 «Живые организмы зимой»

16.03.

стр. 213-214

51

Зачем живые организмы запасают питательные вещества

17.03.

(44) стр. 150-153

52

Административная контрольная работа №2 по теме: «Как питаются живые организмы»

23.03.

(45) стр. 154-155

Как дышат одноклеточные и многоклеточные

5ч.

53

Анализ контрольной работы. Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом Лабораторная работа №7 «Рассматривание под микроскопом одноклеточных и многоклеточных организмов»

31.03.

(46) стр. 155-157

Микроскопы

54

Разнообразие клеток одноклеточных и многоклеточных организмов Лабораторная работа №8

«Рассматривание под микроскопом разных клеток многоклеточных организмов»

06.04.

(47) стр. 158-159

Микроскопы

55

Можно ли жить и не дышать

07.04.

(48) стр. 159-164

ИКТ,    ТСО

56

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду

13.04.

(49) стр. 164-167

 ИКТ,    ТСО

57

Контрольная работа №3 по теме «Особенности живого организма»

14.04.

(50) стр. 168-169

7

Движение в сферах планеты и космоса

8ч.

58

Анализ контрольной работы. Изменение облика Земли и живых организмов

20.04.

(51) стр. 170-175

59

Движение литосферы

21.04.

(52) стр. 175-179

ТСО

60

Движение атмосферы

27.04.

(53) стр. 180-183

ТСО

61

Движение гидросферы

28.04.

(54) стр. 184-185

ТСО

62

Круговорот воды в природе

04.05.

(55) стр. 186-187

ТСО

63

Взаимосвязь сфер Земли

05.05.

(56) стр. 187-191

ТСО

64

Знакомство с горными породами  с горными породами Лабораторная работа №9 «Знакомство с горными породами биогенного происхождения»

11.05.

(57) стр. 191-192

(58) стр. 192

Коллекция горных пород

65

Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.

12.05.

(59) стр. 192-199

8

Освоение человеком природы

5ч.

66

Роль современной науки в жизни человечества

18.05.

(60) стр. 200-202

67

Человек часть природы

19.05.

(61) стр. 202-205

68

Влияние человека на биосферу

25.05.

(62) стр. 205-207

69

Итоговая контрольная работа №4

26.05.

Повторение изученного материала

70

Анализ контрольной работы. Итоговый урок

01.06.

(63) стр. 207-211


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...

Рабочая адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класса 2021-2022 г

Рабочая адаптированнаярабочая  программа по природоведениюдля 5 класса...