Рабочая программа по природоведению 5 класс.
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_-_5_2014_g.docx59.68 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы общего образования по биологии.

Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них  распределение учебных часов, рекомендует минимальный набор демонстраций, лабораторных и практических работ. Реализуется с использованием учебника В.М. Пакулова.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие  интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

    ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить учащихся с комплексом наук о природе;
  2. обобщить знания о телах и явлениях природы, методах их изучения ,об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы;
  3. показать роль и место человека в природе;
  4.  сформировать у учащихся представления о строении Вселенной;
  5.  дать представления о развитии жизни на Земле.

     Место предмета в учебном плане

      Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит  70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

                  Содержание программы учебного предмета

Природоведение.  Природа неживая и живая. 5класс.

Введение (2 часа)

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

1. Вселенная (6 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Су точное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

 Лабораторная работа №1 « Работа со звездной картой. Определение сторон горизонта и звездных созвездий», Лабораторная работа №2 « Определение на глобусе, карте полушарий экватора, полюсов, полушарий».

Практическая работа № 1«Ориентирование на местности с помощью компаса, по Солнцу и часам».

Знать: историю развития Вселенной, размеры звезд, планеты, сферы Земли, солнечную систему.

Уметь: работать со звездной картой, определять стороны горизонта, ориентироваться на местности с помощью компаса, по Солнцу и часам.

2. Строение и свойства вещества (11 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование че ловеком физических и химических явлений при роды в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

Лабораторная работа  № 3 « Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».

Знать: строение  твердых, жидких и газообразных тел. Вещества и их использование человеком. Простые, сложные смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение).

Уметь: определять физические свойства твердых, жидких и газообразных тел.

3. Воздух  (8 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение на правления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.

        Практическая работа № 2  « Описание погоды за месяц»

Знать: состав воздуха, физические свойства, плотность и разреженность. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.

Уметь: вести календарь погоды и составлять описание погоды за месяц.

4. Вода (5 часов)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

Знать: три состояния воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Охрана воды.

Уметь: описывать работу воды в природе.

5.  Горные породы (4 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Знать: разнообразие горных пород, рудные и нерудные полезные ископаемые. Охрана недр.

Уметь: описывать горные породы, определять их свойства.

Лабораторная работа №4 « Описание горных пород, определение их свойств».

 Лабораторная работа №5 « Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

6. Почва (5 часов)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с раз ной структурой; опытов по определению свойств почвы.

Знать: разнообразие почв, структуру, состав почвы и её свойства, плодородие.

Уметь: ухаживать за почвой, демонстрировать почву своей местности, почву с разной структурой, проводить опыты по определению свойств почвы.

7. Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы, Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного матери ала.

Наблюдения за растениями, животными, факто рами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

 Экскурсия в природу « Разнообразие организмов их относительная приспособленность к условиям среды».

Знать: свойства живых организмов, условия жизни, клеточное строение, разнообразие организмов. Причины сокращения.

Уметь: пользоваться увеличительными приборами, наблюдать за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года.

8. Растения (7 часов)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторная работа № 6 «Распознавание органов цветковых растений».

Лабораторная работа № 7 «Определение названий растений Красной книги».

Знать: признаки растений, разнообразие, строение, места обитания дикорастущих растений. Памятку сборщику лекарственных растений.

Уметь: определять названия растений Красной книги, распознавать органы цветковых растений.

9. Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

Лабораторная работа № 8 «Узнавание съедобных и ядовитых грибов».

Знать: разнообразие грибов. Значение грибов в природе, правила сбора грибов.

Уметь: распознавать съедобные и ядовитые грибы.

10. Животные (4 часа)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана Диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, со здание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

Лабораторная работа № 9 « Узнавание животных своей местности».

Знать: признаки животных, условия жизни и многообразие диких животных. Условие жизни домашних животных.

Уметь: узнавать животных своей местности.

11. Ваши любимые растения и животные (2 часа)

Растения и животные — ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.

Демонстрация комнатных растений, домашних животных.

Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

Практическая работа №3 « Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными»

Знать: благоприятные условия для жизни, уход за ними.

Уметь: наблюдать за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

12.        Природа едина (3 часа)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

Экскурсия «Результаты работы текущих вод и ветра»

Знать: связь неживого и живого, цепи питания, охрану природы, правила поведения в природе.

Уметь: охранять природу.

13.        Человек, его здоровье и безопасность жизни (3 часа)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.

Знать: образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактику. Травмы человека.

Уметь: определять показания развития своего организма. Оказывать первую доврачебную помощь при травмах.

Резерв – 1 час.

Лабораторная работа №1 « Работа со звездной картой. Определение сторон горизонта и звездных созвездий».

Цель работы: научить работать со звездной картой, определять стороны горизонта, звездные созвездия.

Ход выполнения работы:

  1. Внимательно рассмотреть карту звездного неба.
  2. Найти созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица. Сосчитать сколько звезд входит в каждое из них.
  3. Найти полярную звезду. В каком созвездии она находится? Какое направление из сторон горизонта она показывает?
  4. Найти созвездие Кассиопея, Дракон, Гончие Псы. Внимательно рассмотреть расположение звезд, входящих в созвездие. Зарисовать созвездия и подписать их названия.
  5.  Найти ковш созвездия Большой Медведицы. Мысленно соединить две  крайние звезды, расположенные  напротив ручки ковша  в созвездии  Большой Медведицы и продолжить эту линию до первой яркой звезды, которая находится  в конце ручки  ковша  созвездия Малой Медведицы. Это Полярная звезда.
  6. Встать к ней лицом. Прямо перед вами север.

Лабораторная работа №2 « Определение на глобусе, карте полушарий экватора, полюсов, полушарий».

Цель работы: научить определять по глобусу и карте полушарий экватор, полушария, полюса.

Ход работы:

  1. Рассмотреть глобус и карту полушарий.
  2. Найти северный полюс, Южный полюс, экватор, Северное и Южное полушарие.
  3. Описать их местоположение на глобусе.

Лабораторная работа  № 3 « Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».

Цель работы: научить определять свойства  твердых, жидких и газообразных тел.

Ход работы:

  1. Положить кубик льда в стакан с водой. Изменится ли его форма? Объем? Сделать вывод, какое свойство твердых тел вы наблюдали?
  2. Взять стаканчик воды и перелить его в колбу. Что изменилось? Изменился ли объем воды? Сделать вывод, какое свойство жидких тел вы наблюдали.
  3. На стеклянную пластинку нанести пипеткой каплю воды. Наклонить  пластинку. Что вы наблюдаете?
  4. Сожмите ластик в руке  и отпустите его. Изменилась ли его форма, объем? Сожмите кусочек пластилина и отпустите. Изменилась ли его форма? Сравните результаты опытов с ластиком и пластилином. Сделать вывод, какие свойства твердых тел вы наблюдали.
  5. Надуйте воздушный шарик и завяжите его ниткой.  Надавите на шарик и наблюдайте за изменением его формы и объема. Отпустите руку. Что произошло с воздухом в шарике? Сделать вывод, какое свойство газообразных тел вы наблюдали.

Лабораторная работа №4 « Описание горных пород, определение их свойств».

Цель работы:  научиться описывать горные породы, определять их свойства.

Ход работы:

1.Рассмотреть коллекцию горных пород.

2.Определить цвет (металлический,  неметаллический),  прозрачность, твердость ( на мягком ноготь оставляет царапину).

3.Заполнить таблицу:

Название горной породы

Цвет

Блеск

Прозрачность

Твердость

Происхождение

4.Сделать вывод, чем отличаются горные породы друг от друга, что общего.

 Лабораторная работа №5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

Цель работы:  ознакомиться с местными полезными ископаемыми и их свойствами.

Ход работы:

1.Рассмотреть образцы местных полезных ископаемых. Определить их названия.

2. Описать их внешний вид, признаки ( цвет, блеск, сыпучие или не сыпучие, горючие, не горючие).

3. Сделать вывод о свойствах каждого изученного полезного ископаемого.

4. Как используются местные полезные ископаемые.

Лабораторная работа № 6 «Распознавание органов цветковых растений».

Цель работы: научиться распознавать органы цветковых растений.

Ход работы:

1.Рассмотреть растение, найти у него корень. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

2.Найти у растения стебель. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

3.Найти у растения лист. Какой он формы? Какую функцию он выполняет в жизни растения?

4.Найти у растения цветок. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

5.Рассмотрите цветок. Найдите в нем все части, запомните их названия.

6.Сделать вывод, из каких органов состоит цветковое растение.

Лабораторная работа № 7 « Определение названий растений Красной книги».

Цель работы:  определить названия растений, занесенных в Красную Книгу.

Ход работы:

1.Рассмотреть растения на гербарии.

2.Определить названия растений пользуясь набором рисунков или атласом- определителем.

3.Выписать названия растений в тетрадь.

Лабораторная работа № 8 « Узнавание съедобных и ядовитых грибов».

Цель работы: научиться отличать съедобные грибы от ядовитых.

Ход работы:

1.Рассмотреть муляжи шляпочных грибов. Найти у них шляпку, пенек.  Зарисуйте в тетрадь строение гриба.

1.Среди грибов найти съедобные, ядовитые . Какие из них растут в нашей местности? Запомнить внешний вид съедобных и ядовитых грибов.

2.Выписать в тетрадь названия съедобных и ядовитых грибов.

Лабораторная работа № 9 « Узнавание животных своей местности».

Цель работы: научить узнавать животных своей местности по рисункам.

Ход работы:

1.Рассмотреть набор рисунков животных и их названия.

  1. Выбрать животных, обитающих в нашей местности. Выписать их названия в тетрадь. Какие из  них нуждаются  в охране?
  2. Из животных своей местности опишите 2-3 животных по плану: название животного, среда обитания, внешний вид, чем питается, поведение.
  3. Сделать вывод о том, в каких отношениях находится описываемое животное с факторами неживой и живой природы.

Лабораторная работа № 10 « Определение показаний развития своего организма»

Цель работы:  Научиться определять показания развития своего организма.

Ход работы:

  1. Измерить  свой рост
  2. Измерить свой вес.
  3.  Измерить свой пульс.
  4. Измерить температуру тела.
  5. Запишите полученные результаты в таблицу:

Показатели измерений

Показатели измерений

              Тематическое  планирование по природоведению  5 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

    Примечание

1.

Введение

Экскурсия

2.

Вселенная

Лаб. раб. 1,2.

Практ. раб. №1

3.

Строение и свойства вещества

11ч

Лаб. раб. 3

4.

Воздух

Практ. раб. № 2

5.

 Вода

6.

Горные породы

Лаб. раб. 4,5

7.

Почва

8.

Организмы

Экскурсия

9.

Растения

Лаб. раб. 6,7

10.

Грибы

Лаб. раб. 8

11.

Животные

Лаб. раб. 9

12.

Ваши любимые растения и животные

Экскурсия

Практ. раб. № 3

13.

Природа едина

Экскурсия

14.

Человек, его здоровье и безопасность жизни

Лаб. раб. 10,11

15.

Обобщающий урок

Летние задания

Итого:

70ч

                                   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
      ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия  проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

             ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  1. Примерная программа общего образования по биологии.
  2. Образовательный стандарт основного общего образования.
  3. Учебный план.
  4. Образовательная программа

5) Справочные и дополнительные материалы к уроку.

6) В.М. Пакулова. Учебник 5 класс.

7) В.М. Пакулова. Рабочая тетрадь.5 класс.

8) Т.В. Иванова. Методическое пособие. 5 класс.

9) А.А.Плешаков. «Твои открытия. » Задачник. 5 класс.

10)  Ю.О. Дмитриев. О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика, 2004г.

11) М.А. Ивин. Ты, я и все вокруг. Л.: Детская литература, 2003г.

       Методическая литература:

  1. Авдеева С.Б. и др. Природоведение. 5класс. Поурочное планирование. Тематические контрольные и практические работы. М., Школа-Пресс, 2001.
  2. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.
  3. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Рабочая тетрадь для учителя.   - М.: Дрофа, 2005.
  4. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005.
  5. Природа неживая и живая.5 класс. Поурочные планы по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой,/авт.сост.Г.В.Чередникова – Волгоград. Учитель, 2005.
  6. Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2005.
  7. Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс. Дидактические карточки-задания. - М.: Дрофа, 2005.
  8. Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.

                                                     

                        Календарно – тематическое планирование

                   по природоведению в 5 классе 2014-2015 г.

урока

Тема урока

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Вид и форма контроля

1.

Человек и    природа.

01.09

2.

Природа неживая и живая. Экскурсия

06.09

                                                    Вселенная (6ч)

3.

Звезды на небе. Созвездия. Лабораторная работа №1 «Работа со звездной картой. Определение сторон горизонта и звездных созвездий»

08.09

4.

Земля – наш дом. Лабораторная работа №2 « Определение на глобусе, карте полушарий экватора, полюсов, полушарий»

13.09

5.

Оболочки  Земли.

15.09

6.

Луна - естественный спутник Земли.

20.09

7.

Солнце. Солнечная система. Практическая работа №1 «Ориентирование на местности с помощью компаса, по солнцу».

22.09

8.

Контрольная работа № 1 по теме «Вселенная»

27.09

тесты

                                    Строение и свойства вещества (11ч)

9.

Тела и вещества

29.09

10.

Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Лабораторная работа № 3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».

04.10

11.

Вещества и смеси

06.10

12.

Молекулы. Атомы. Элементы.

11.10

13.

Движение частиц вещества.

13.10

14.

Взаимодействие частиц.

18.10

15.

Разнообразие веществ.

20.10

16.

Явления природы. Физические явления.

25.10

17.

Химические явления. Горение.

27.10

18.

Окисление.

01.11

19.

Контрольная работа по теме «Строение и свойства веществ».

10.11

тесты

                                                      Воздух (8ч.)

20.

Воздух — смесь  газов. Состав воздуха.

15.11

21.

Физические свойства воздуха

17.11

22.

Вес воздуха и атмосферное давление.

22.11

23.

Изменение давления и температуры воздуха с высотой. Барометр.

24.11

24.

 Образование облаков. Ветер. Работа ветра в природе.

29.11

25.

Погода и её   предсказание

01.12

26.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. Пр. раб. № 2 «Описание погоды за месяц»

06.12

Практическая работа

27.

Контрольная работа по теме «Воздух»

08.12

тесты

                                                          Вода (5ч)

28.

Три состояния воды. Состав воды.

13.12

29.

30.

Тепловое расширение воды

Температура кипения  воды и плавления льда

15.12

31.

32.

Вода — растворитель. Растворы в природе

Работа воды в природе.  Использование воды человеком. Охрана воды.

20.12

20.12

                                                 Горные породы (4 ч.)

33.

Внутреннее строение Земли. Горные породы

22.12

Контрольное сочинение

34.

Разнообразие горных пород. Лабораторная работа №4 Описание горных пород, определение их свойств»

27.12

35.

Разрушение горных пород. Обломочные горные породы

29.12

36.

Полезные ископаемые. Металлы. Охрана недр. Лабораторная работа №5  « Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

17.01

                                              Почва – особое тело Земли (5 ч.)

37.

Образование почв и их разнообразие

19.01

Контрольный опрос

38.

Состав и свойства почвы.

24.01

39.

Плодородие почвы. Уход за почвой

26.01

40.

Влияние растений на почву

31.01

41.

Разрушение почв. Охрана почв.

02.02

                                                 Организмы (6ч)

42.

Организм и его свойства.

07.02

Контрольный опрос

43.

44.

Условия жизни организмов.

Экология – наука о взаимоотношениях организмов с условиями среды обитания.

09.02

45.

 Увеличительные приборы.

14.02

46.

Клеточное строение организмов Разнообразие организмов. Царства организмов

16.02

47.

Экскурсия в природу                    « Разнообразие организмов их относительная приспособленность к условиям среды».

21.02

                         Растения - посредники между небом и Землёй (7ч)

48.

Признаки растений.

28.03

Контрольный опрос

49.

Разнообразие растительного мира

02.03

50.

Строение цветковых растений. Лабораторная работа №6 «Распознавание органов цветковых растений».

07.03

51.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Лекарственные и ядовитые растения.

14.03

52.

Красная книга растений. Лабораторная работа № 7 « Определение названий растений Красной книги». 

16.03

53.

Многообразие культурных растений

21.03

54.

Контрольная работа по теме «Растения»

04.04

тесты

                                                         Грибы (2ч)

55.

Разнообразие грибов. Значение грибов в природе

06.04

56.

Шляпочные грибы. Правила сбора грибов. Лабораторная работа № 8 « Узнавание съедобных и ядовитых грибов»

11.04

                                                      Животные (4ч)

  57.

Признаки животных.

13.04

  58.

Условия жизни и многообразие диких животных

18.04

  59.

Значение диких животных и их охрана. Лабораторная работа № 9 « Узнавание животных своей местности» (обучающая).

20.04

  60.

Домашние животные. Уход за ними.

25.04

     

  61.

Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними. Практическая работа № 3  

27.04

                                                Природа едина (3ч)

  62.

Связи живого и неживого. Цепи питания.

02.05

  63.

Охрана природы. Правила поведения в природе

04.05

  64.

Экскурсия «Результаты работы текущих вод и ветра»

11.05

                       Человек. Его здоровье и безопасность жизни (4ч)

  65.

Человек и окружающая среда. Лабораторная работа № 10 « Определение показаний развития своего организма».

16.05

 66.

 

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях.

18.05

 67.

Травмы человека. Оказание первой помощи при травмах. Лабораторная работа № 11 «  Овладение  способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, кровотечениях»

23.05

  68.

 

Вредные привычки и их предупреждение.

25.05

 69.

Обобщающий урок. Летние задания.

30.05

Контрольные тесты

 70.

Резерв

                       

           

                       Контрольно-измерительный материал

Контрольная работа № 1

часть I

1. Какие небесные тела называют звездами?

2. Что такое созвездия?

3. Какие вы знаете названия известных вам созвездий?

4. Как происходит смена времён года?

5. Какие вы знаете оболочки Земли?

6. Что такое Солнце?

7. Перечислите известные вам названия планет?

8. Что такое планета?

9. Чем метеор отличается от метеорита?

10. Какое небесное тело располагается в центре Солнечной системы?

часть II

Выберите правильные ответы:

1. Вокруг Солнца движется:

а) 8 планет;

б) 10 планет;

в) 9 планет.

2. Созвездие – это:

а) участок неба с расположенными на нем звездами;

б) группа звезд.

3. Прибор для наблюдения звездного неба:

а) микроскоп;

б) телескоп;

в) бинокль;

г) подзорная труба.

4. Солнце – это:

а) планета;

б) спутник планеты.

5. Ближе всего к солнцу:

а) Юпитер;

б)Земля;

в)Венера;

г)Меркурий.

6. Луна – это:

а) звезда;

б) спутник планеты;

в) планета.

                                 Контрольная работа № 2.

                                              часть I

1. Заполните таблицу примерами:

Тела

Вещества

Мячик

Резина

2. Назовите три состояния вещества.

3. Что общего и в чем различие в свойствах газов и жидкостей ?

4. Что общего и в чем различие в свойствах жидкостей и твердых тел?

5. Что такое деформация, упругость и пластичность?

6. Из чего состоит вещество?

7. Какова величина молекул?

8. Что такое диффузия?

9. Что такое физические явления?

10. Что такое горение?

11 Что такое окисление?

                                              часть II

Выберите правильные ответы:

1. К органическим веществам относят:

а) воду;

б) белки;

в) воздух;

г) углеводы;

д) жиры.

2. Вещества в смесях:

а) не сохраняют свои свойства;

б) сохраняют свои свойства;

в) ответ иной.

3. Сложное вещество образовано:

а) атомами одного химического элемента;

б) атомами разных химических элементов.

4. Чтобы потушить пожар, необходимо:

а) прекратить доступ воздуха;

б) залить горящий предмет водой;

в) воспользоваться огнетушителем;

г)  ответ иной.

                                       

                                             

                                  Контрольная работа № 3

Сочинение  «Работа воды в природе»

Контрольный опрос  № 4.

1. Где встречается вода в природе?

2. Назовите основные свойства воды в природе.

3. Как изменяется объем воды при нагревании, охлаждении, замерзании?

4. Что такое раствор?

5. Как отличить раствор от взвеси?

6. Назовите  внутренние оболочки Земли.

7. Что такое выветривание?

8. Что такое полезные ископаемые?

9. Назовите полезные ископаемые, которыми богата наша область?

10. Что такое руда?

11. Какие полезные ископаемые используются в строительстве?

12. Какие полезные ископаемые относятся к цветным металлам?

13. Какие минералы входят в состав гранита?

14. Назовите правильную последовательность (от центра) оболочек Земли.

Контрольный опрос № 5.

1. Каковы общие признаки растений?

2. На какие две группы делятся растения?

3. На какие две группы делятся многоклеточные растения?

4. В чем состоит распознавание органов цветковых растений?

5. Назовите органы растений.

6. Какую работу выполняют эти органы в жизни растения?

7. Чем растения отличаются от других организмов?

8. Что такое побег?

9. Приведите примеры названий дикорастущих растений.

10. Приведите примеры  названий культурных растений.

11. Какие вы знаете лекарственные растения?

12. Какие их органы используют в медицине?

13. Какие лекарственные растения растут в нашей местности?

14. Какие ядовитые растения вы знаете?

15. Какие ядовитые растения растут в нашей местности?

                                       Контрольные тесты.

1. Назовите органы человека:

а) кровеносная;

б) желудок;

в) печень;

г)  нервная;

д) сердце.

2. Назовите системы органов человека:

а) скелет;

б) опорно-двигательная;

в) конечности;

г) кровеносная;

д) дыхательная;

е) печень.

3. Перечислите факторы среды обитания человека:

а) физические;

б) система органов;

в) химические;

г) орган человека;

д) биологические.

4. Подчеркните слова, обозначающие травмы:

а) страх;

б) обморожение;

в) боль;

г) перелом;

д) растяжение;

е) обморок;

ё) солнечный удар;

ж) кровотечение;

з) ожог.

5. Подчеркните правильное суждение:

а) от грозы можно укрыться под высоким одиноким деревом;

б) густой лес, пещеры, подножия холмов – хорошие убежища во время грозы.

6. Из перечисленных понятий вычеркните те, которые обозначают вредные привычки:

а) помогать товарищу;

б) употреблять алкоголь;

в) не чистить зубы;

г) лгать;

д) разбрасывать вещи;

е) ругаться;

ё)  употреблять наркотики;

ж) дружить;

з)  курить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...