ТЕМА: Зимнее время года
план-конспект урока по природоведению на тему

Осипова Лидия Владимировна

Конспект урока по природоведению  во 2 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Зимнее время года
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: формировать мотив к познанию широкой картины мира и увлеченности учением; дать представление об изменениях в природе с наступлением зимы; развивать мышление, учить анализировать и сравнивать воспитывать любовь к природе, учить наблюдать; создать условия для сохранения психического и физического здоровья детей.

ОБОРУДОВАНИЕ: Слайды – птицы зимой

аудио – А. Вивальди «Времена года».

ХОД УРОКА

  1. Актуализация опорных знаний

– Я хочу начать урок со сказки В.Даля “Старик – годовик”. (Чтение отрывка)

– Что вы себе представили, слушая сказку?

– Почему мы начинаем с нее урок? (ответы детей).

(на доске иллюстрации картин природы)

– На какие две группы можно разделить эти иллюстрации? (иллюстрации о зиме и осени)

– Закройте глаза и Дед Всевед перенесет нас на сказочную поляну. ( На доске прикреплены предметы живой и неживой природы, создающие картину осенней поляны с добавлением картинки льва)

– Посмотрите и скажите, что так да не так? (ответы детей о признаках осени. На доске картина – солнце полузакрыто облаком, дождинки, насекомые прячутся в коре деревьев, медведь бродит по лесу, рыбы плавают в реке.)

– Происходят ли изменения в самом времени года? 

– Какие периоды мы выделяли?

  1. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня мы будем говорить об изменениях в зимнее время. 

– Как вы думаете, у зимы есть периоды изменений?

– Кому нравится это время года?

– Многие поэты, писатели, композиторы посвящали зиме свои произведения. 

– Кто вспомнит стихи? (звучит музыка А.Вивальди, дети читают стихи).

– Вот пришли морозы, и зима настала... И.Суриков. Итак, наступает первый период зимы – ПЕРВОЗИМЬЕ.

– Что происходит в природе?

– Сегодня нам помогают наши друзья гномы: географ, ботаник, зоолог. – Что исследует каждый.

– Что изменил бы в картине гном географ?

– Что изменил бы ботаник?

– Что изменил бы зоолог? (на доске возникает картина зимней поляны – заменяем картинки осени: вместо дождинок – снежинки, солнце без лучей, деревья в снегу, у медведя берлога, река покрывается льдом, рыбы опускаются на дно.)

– Мы с вами не ошиблись в создании портрета начала зимы.

ПЕРВОЗИМЬЕ: Декабрь начинает холодную зиму. Резко похолодало. Глубоко каменеет почва, утолщаются льды на водоемах. Все ниже солнце, все короче и темнее дни. Сыплются снежинки. Зайцы надели белые шубки. Лоси едят побеги молодых деревьев. Белки резвятся. Её шубка выглядит совсем голубой. Заметны клесты, пестрый дятел, рябчик, тетерева. Глубже уходит крот. Спят еж, сурок, хомяк, бурый медведь. Рыбы, лягушки залегли на дно. Лес без листвы, только сосны и ели зеленеют.

– Интересно зимуют пчелы. Одна пчела погибла бы. Когда же пчел много, они могут вынести низкие температуры. Сбившись в клубок, пчелы находятся в непрестанном движении, внутри клубка 15 градусов тепла.

  1. Изучение нового материала

– У зимы есть еще два периода: ПЕРЕЛОМ зимы и КОРЕННАЯ зима.. (работа с текстом.)

Задание: сравнить описание зимних периодов и определить, где говорится о 2 периоде и о 3 периоде.

Предлагается два текста:

1.День прибывает. Сладко засыпает природа. Трещат от мороза деревья. Пухнут сугробы.

Лоси держатся поближе к дорогам, ищут сена. Лиса Патрикеевна достает мышей из-под снега. Семьями ходят волки, ступают след в след. Галки и вороны сбиваются в стаи. В окна заглядывают синицы. Не забудь покормить птиц!

2.Чаще радует солнце. Синеет даль. Ярко блестит снег. Смягчилась зима, добреет. У клестов птенчики появились. Выводят трели снегири, а рядом свиристели. У таежной медведицы прибавление. У лис и волков пора свадеб. Бобры на волю выходить стали. Со дна поднимается рыба. Протяжна песня юркой синицы, слышна овсянка, королек. Белке тепло в гнезде. Впереди весна!

– Как вы думаете, почему временные потепления не радуют землевладельцев?

Работа с плакатом “Следы зверей”.

–Давайте отгадаем следы, каким зверям принадлежат.

– Посмотрите внимательно, кого не хватает на зимней полянке?

Беседа о птицах.

Слайды.

– Что бы посоветовала вам наша фея Экология. 

  1. Итог

– Что нового мы узнали на уроке?

– Все ли изменения вам известны?

– Как вы будете беречь природу зимой?

– Понравился ли вам наш сегодняшний урок?


Критерии деятельности учителя на уроке с развивающей направленностью [16]:

  • наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
  • сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;
  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся;
  • отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;
  • при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Особенности развивающего урока определяют критерии эффективности труда учителя на уроке. К ним относим:

  • умение учителя излагать не только содержание знаний, но и знакомить учеников с рациональными способами его усвоения;
  • умение отбирать для совместного анализа в классе те способы, которые адекватны не только материалу данной темы, но могут обеспечить самостоятельную его организацию, т.е. быть "сквозными" при овладении материалом различного тематического содержания. 
  • умение учителя использовать в ходе урока диагностические процедуры, направленные на выявление познавательных стилей; опираться на них для построения обоснованного прогноза динамики развития каждого ученика в процессе овладения им учебным материалом.

Важное место при подготовке к уроку мы отводим разработке его гибкого плана. Он включает в себя:

  • определение обшей цели и ее конкретизации в зависимости от разных этапов урока;
  • подбор и организацию дидактического материала, позволяющего ученику выбирать тип, вид и форму задания;
  • планирование разных форм организации учебной деятельности (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы);
  • выявление требований к оценке продуктивности работы с учетом ее характера (дословный пересказ, краткое изложение своими словами, использование известных алгоритмов, решение проблемных, творческих задач и т.п.). Реализация гибкого плана урока возможна, если учитель не только располагает разнообразным дидактическим материалом, но и планирует характер общения, межличностных взаимодействий в процессе урока. Это предполагает:
  • использование разных форм общения (монолог, диалог, полилог) с учетом конкретных целей урока;
  • проектирование характера взаимодействий учеников с учетом их личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (предоставление возможности работать индивидуально, в группе, парами);
  • использование содержания субъектного опыта всех учеников в диалоге "ученик — учитель", "ученик — класс";
  • предвосхищение возможных изменений в организации коллективной работы класса, коррекция их по ходу урока. Планирование результативности урока предусматривает:
  • обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности;
  • анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
  • внимание к процессу работы ученика на уроке, а не только к конечному результату.


Развивающий урок рассчитан на работу с индивидуальностью каждого ученика. В связи с этим он ставит учителя в новую, непривычную для него пока профессиональную позицию — быть одновременно и предметником, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе урока [17].

Создание развивающей технологии обучения требует, конечно, особой методической базы, специальной подготовки учителя, критериев оценки эффективности урока, принятия обоснованных управленческих решений.

В настоящее время существуют схемы наблюдения и анализа развивающего урока. Они помогают оценивать усилия педагога в реализации целей и ценностей этого урока с позиции его основных составляющих:

  • использование субъектного опыта учеников;
  • применение учителем на уроке специально разработанного дидактического материала;
  • характер педагогического общения на уроке;
  • активизация способов учебной работы;
  • проявление гибкости учителя в организации и проведении урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме " Погода. Времена года." 4 класс

Вы можете использовать эту презентация в начале темы "Погода. Времена года" Она поможеть вам сформировать лексические навыки говорения по новой теме. Учащиеся быстро запоминают новые слова и  с у...

Урок истории в 8 классе ЗПР в школе 1вида. Тема урока "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря.

Урок истории в 8 класе ЗПР школы 1-2 вида. Тема урока  "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря. "...

Буклет по ПДД в зимнее время года

Буклет по ПДД в зимнее время года для учащихся...

Методическая разработка ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "Изображение природы в зимнее время года"

Методическая разработка (Конспект) ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "Изображение природы в зимнее время года" Тема занятия: Изображение природы в зимнее время года ...

Профилактическая беседа «Как не обморозится в зимнее время года

Занятие для 1 класса Беседа   медсестры нашей школы Худякова Ольга Альбертовна с обучающимися 1 класса.Она  рассказала детям  о понижении температуры воздуха зимой.  Все ...

Рекомендации для родителей учеников с ЛУО :"Как оставаться в безопасности на дороге в зимнее время года?"(1вариант

Рекомендации для родителей по безопасности надороге в зимнее время учеников с ЛУО...