Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего  образования по биологии и Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса авторов А.А. Плешакова и Н.И. Сонина// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2012.-138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Программа  по   природоведению  составлена  с  учетом  требований   к  уровню биологической подготовки выпускников начальной школы. Раскрываемое в программе содержание представляет собой необходимый компонент общекультурной подготовки школьников.

В   основе   программы  лежит  системный   подход,  предусматривающий изучение живой и неживой природы, процессов происходящих в природе.  Содержание  программы включает начальный курс следующих учебных предметов естественнонаучного цикла: биологии, физики, географии, астрономии, химии. 

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-ого класса предусматривает обучение природоведения в объёме 2 часов в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_prirodovedeniyu_soloveva.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» с. Дивное

Апанасенковского района Ставропольского края

УТВЕРЖДЕНО:                                                                                                                      РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ СОШ №3                                                                                                    на заседании педагогического совета

_____________ М.М. Радочинский                                                                                       МКОУ СОШ №3 с. Дивное

Пр. №_______от_______________2014 г.                                                                            Протокол №_____от ________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ  

«ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»

(5 класс, 70 часов)

Составлена учителем высшей квалификационной категории

Соловьевой В.Г. на основе:

Федерального компонента  государственного стандарта общего образования по биологии, одобренного решением коллегии МО РФ и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12,утвержденного приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089 и авторской программы  основного общего образования по биологии для VI-IX классов под руководством А.А. Плешакова.

 Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего  образования по биологии и Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса авторов А.А. Плешакова и Н.И. Сонина// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2012.-138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Программа  по   природоведению  составлена  с  учетом  требований   к  уровню биологической подготовки выпускников начальной школы. Раскрываемое в программе содержание представляет собой необходимый компонент общекультурной подготовки школьников.

В   основе   программы  лежит  системный   подход,  предусматривающий изучение живой и неживой природы, процессов происходящих в природе.  Содержание  программы включает начальный курс следующих учебных предметов естественнонаучного цикла: биологии, физики, географии, астрономии, химии.  

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-ого класса предусматривает обучение природоведения в объёме 2 часов в неделю.

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин Природоведение 5 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Природоведение – М.: Дрофа, 2012. – 48с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Эти задания могут выполняться как по ходу урока, так и в домашних условиях

Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.А. Плешаков, Н.И. Сонин Природоведение 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2012.-176с;

а также методических пособий для учителя:

1.В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов Природоведение 5 класс: Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Природоведение 5 класс М.: Дрофа, 2012.-176с;

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2012.-138 с.

3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2012

дополнительной литературы для учителя:

1.В.Н. Семёнова Технологические карты уроков Природоведение 5 класс – Санкт-Петербург «Паритет» 2006.-176с.

дополнительной литературы для учащихся:

А.А. Плешаков, Н.И. Сонин Природоведение 5 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Природоведение – М.: Дрофа, 2012. – 48с.

MULTIMEDIА – поддержка курса Природоведение 5 класс

  • Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Природоведение 5 класс (электронное учебное издание)
  • Интернет – ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Задача курса

Программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют задачи обучения по данному курсу:

- приобретение знаний о живой и неживой природе, присущих им закономерностях, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой  и неживой природы, использование знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической, генетической и гигиенической грамотности;

- овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщённых способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым в частности относятся:

  • использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и т.д.);
  • определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
  • умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи;
  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким признакам;
  • исследование несложных практических ситуаций , выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательств выдвигаемых предположений;
  • творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет - ресурсы и т.д.
  • самостоятельная организация учебной деятельности;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

 Цель преподавания

Цель курса: продолжить изучение природы, начатое в начальной школе на уроках «Окружающего мира», дать общее представление об удивительном многообразии природы и о тесных связях между миром живой и неживой природы, овладеть  рядом общих учебных умений, навыков и обобщённых способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности.

Требования к знаниям и умениям

Содержание основного общего образования по биологии отражает комплексный подход к изучению живой и неживой природы. Предполагает:

  • усвоение знаний об основных биологических понятиях, особенностях природы, животного и растительного мира, мира неживой природы;
  • овладение умениями пользоваться простейшими измерительными приборами, использовать карту, применять свои знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений;
  • формирование способности и готовности  использовать полученные знания и умения в повседневной жизни;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • воспитание любви к окружающей природе, бережного отношения к ней.

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/понимать

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
  • строение живой клетки;
  • царства живой природы;
  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  • природные сообщества морей и океанов (перечислять и кратко характеризовать);
  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

 уметь

  • узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с помощью атласа определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособленности растений и животных к среде обитания, к размножению; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения работы и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изучаемых тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объёму текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  • измерения роста, массы тела, температуры;
  • определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных, следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при несложных травмах.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

           На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании программы предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:

•        приемы элементарной исследовательской деятельности;

•        способы работы с естественнонаучной информацией (поиск необходимой информации в справочных изданиях, в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; фиксировать основное содержание учебного текста в виде сложного плана; заполнять предложенные таблицы; составлять простые диаграммы и схемы);

•        коммуникативные умения (пересказывать учебные или научно-популярные тексты, давать краткую рецензию ответов других учащихся; использовать естественнонаучную лексику в собственных устных сообщениях с применением иллюстративного материала и в письменных рассказах, участвовать в работе малой группы сотрудничества в соответствии с обозначенной ролью, корректно вести учебный диалог);

•        способы самоорганизации учебной деятельности (ставить цели и планировать личную учебную деятельность по предмету при выполнении проектных, учебно-исследовательских или другого типа заданий; оценивать собственный вклад в деятельность малой группы сотрудничества; проводить самооценку уровня личных учебных достижений по предложенному образцу проверки и критериям оценки).

 Контроль знаний  учащихся

Контроль знаний учащихся осуществляется практически на каждом уроке. При этом используются различные методы и формы контроля: фронтальный опрос, письменные упражнения и задания, тестовые упражнения, терминологические диктанты и т.д. После изучения каждого раздела осуществляется итоговый контроль знаний  

Формы и методы работы педагога

  • методы групповой и коллективно-распределённой деятельности учащихся, которая может осуществляться, в форме развернутого диалога;
  • проблемно-диалогическое обучение;
  • коллективно-исследовательская деятельность учащихся;
  • проектная деятельность учащихся

В процессе преподавания курса используется следующая типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления  нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений.

Учебно-методический комплект для учителя:

№ п/п

авторы, составители

название учебного издания

год издания

издательство

1.

А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Природоведение 5 класс

2012

М.: «Дрофа»

2.

А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение 5 класс»

2012

М.: «Дрофа»

Учебно-методический комплект для обучающегося:

№ п/п

авторы, составители

название учебного издания

год издания

издательство

1.

А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Природоведение 5 класс

2012

М.: «Дрофа»

2.

А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова, Н.И Сонина «Природоведение 5 класс»»

2012

М.: «Дрофа»

3.

А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Тетрадь для оценки качества знаний

2012

М.: «Дрофа»

4.

А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Твои открытия. 5 класс. Альбом-задачник 

    2012

М.: «Дрофа»

Содержание курса «Природоведение»

Введение (1 ч.) 

Науки о природе. Что изучают науки о природе? Семья биологических наук

Изучение природы (2 часа) 

Методы изучения природы, начальные исследовательские умения, наблюдения; опыты и измерения; результаты экспериментов, формулировка выводов. Суть методов изучения природы

Практическая работа: «Методы изучения природы»

Вселенная (15 часов)

Развитие представлений о строении Вселенной. Планеты Солнечной системы, астероиды, кометы, метеоры, метеориты. Характеристика планет Солнечной системы и процессов происходящих на них.

Просмотр медиафильма о небесных телах.

Планета Земля ( 18 часов)

Гипотезы возникновения Земли, работы учёных, внесших вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Внутреннее строение Земли. Ядро, мантия, земная кора, рельеф, горные породы, полезные ископаемые, минералы. Понятие о литосфере. Разнообразие происхождения и свойств горных пород Земли. Тела и вещества. Агрегатное состояние веществ

Практическая работа: «Разделение смесей на составные компоненты»

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Суша планеты Земля. Характеристика материков, островов их особенности.

Практическая работа: «Обозначить на контурной карте материки и крупные острова»

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав воздуха, закономерности охлаждения и нагревания воздуха. Погода, климат, их влияние на распространение живых организмов на Земле.

Гидросфера – водная оболочка Земли. Моря и океаны их характеристика. Сущность круговорота воды в природе. Источники пресной воды. Рациональное использование пресной воды

Практическая работа: «Обозначить на контурной карте океаны и моря»

Причины уникальности Земли.

Жизнь на Земле (18 часов)

Возникновение и развитие жизни на Земле (обратить внимание на то, что жизнь зародилась в океане и возникшие организмы постоянно изменялись). Древние водные растения и животные. Выход растений на сушу. Древние папоротникообразные. Эра динозавров. Возникновение и господство на земле цветковых растений, млекопитающих и птиц. Строение клетки, органоиды клетки.

Практическая работа: « Изучение клетки растения под микроскопом»

Изучение строения и функций органоидов клетки( оболочка, митохондрии, цитоплазма, лизосомы, хлоропласты). Разнообразие живого. Строение одноклеточных организмов. Многоклеточные: грибы, растения, животные. Разнообразие водорослей, мхов, папоротников, голосемянных и покрытосемянных растений. Жизненные формы растений. Многообразие и роль животных в природе. Среды обитания животных. Примеры приспособленности живых организмов в разных условиях среды. Растительный и животный мир разных материков Земли. Природные зоны Земли, их расположение, особенности растительного и животного мира

Интерактивное задание ЦОР

Жизнь в морях и океанах. Взаимосвязи обитателей морей и океанов и их приспособленность к жизни в разнообразных условиях.

Выполнение тестовой работы по вариантам, интерактивное задание ЦОР

Человек на Земле (16 часов)

Представления о предках человека, первые люди, их образ жизни. Эволюция человека от питекантропа к Человеку Разумному. Сравнение объёма головного мозга у разных видов рода Человек.

Географические открытия Древнего мира. Великие географические открытия Средних веков.  Географические открытия в 20 веке. Десять великих путешественников

Творческая работа: «Один день в Антарктиде, Австралии и т.д.», презентации о путешественниках и географических открытиях.

 Выявление причинно-следственных связей влияния человека на природу, возникновение экологических проблем. Влияние человека на живые организмы. Меры по сохранению всего живого на Земле

Исследовательский проект по теме «Есть ли экологические проблемы в нашем районе?» Подготовка к защите проекта. Экспертная оценка результатов. Защита. Оппонирование. Переосмысление результатов. Формулировка выводов. Определение новых задач.

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Овладение простейшими способами оказания первой помощи. Правила первой помощи при отравлении. Обобщающий урок. Что мы узнали о жизни человека на Земле

Литература

  1. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин Природоведение 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: «Дрофа», 2012 г.
  2. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин Природоведение 5 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Природоведение – М.: Дрофа, 2012. – 48с.
  3. В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов Природоведение 5 класс: Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Природоведение 5 класс М.: Дрофа, 2012.-176с;
  4. В.Н. Семёнова Технологические карты уроков Природоведение 5 класс – Санкт-Петербург «Паритет» 2006.-176с.
  5.  Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2012.-138 с.
  6.  Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2012

Тематическое планирование

Тема

Практические и лабораторные работы

Количество часов

1.Введение. Изучение природы.

Практическая работа: «Знакомство с оборудованием для исследований»

Практическая работа: «Методы изучения природы»

3

2.Вселенная.

Практическая работа: «Определение по звёздной карте созвездий Северного полушария»

15

3.Земля.

Практическая работа: «Разделение смесей на составные компоненты»

Практическая работа: «Обозначить на контурной карте материки и крупные острова»

Практическая работа: «Обозначить на контурной карте океаны и моря»

18

4.Жизнь на Земле.

Практическая работа: «Изучение ископаемых остатков организмов»

Практическая работа: «Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах»

Практическая работа: «Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов»

Практическая работа: «Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов»

Практическая работа: «Рассматривание морских организмов в коллекции и на влажных препаратах»

18

5.Человек на Земле.

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...