Рабочая программа по природоведению 5 класс (для детей с у/о)
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit_zap_i_programma_po_prirode_5_2.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

. г. Москва г.Троицк,ул. Пушковых, д.5, тел. 51-50-03

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

Захарова Р.С.

«___»______________2012

Рабочая программа по

природоведению

на 2012-2013 учебный год

для 5 б класса

(VIII вид)

Учитель: Варченко Е.В.

Рассмотрено   и согласовано                                                             СОГЛАСОВАНО

                         

на заседании ШМО                                                                    зам.директора по УВР

Протокол №_______от                                                               Глазова Е.Н.

                                                                                                       «____»______________20          

«___» _________20 __ г.

Руководитель ШМО____________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (класс 5)

(VIII вид)

Образовательная область, предмет – природоведение

       Данная рабочая программа по природоведению разработана на  основе  программы Воронковой В.В., Кмытюк Л.В. программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией  В.В.Воронковой, : Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета природоведение отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).  

По  учебному плану школы  в 5 классе   отведено  2 часа в неделю, (68 часов в год).                                                                                                            

      Содержание учебной программы по природоведению  сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.        Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически.

Используемый учебно-методический комплект: программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010. Природоведение. 5 кл.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / И.В.Романов, Р.А.Петросова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. Природоведение. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику для специальных (коррекционных) школ VIII вида/ И.В.Романов, Т.А.Карташева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. Набор карт, карт –схем по изучаемой тематике, модель глобуса.    

Программа адресована учащимся 5б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного под -хода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов , но и определяет необходимость создания в обучении условий для  самоопределения их как личности.  Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по природоведению, который доступен  учащимся. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний. Ученики должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимости природных явлений. Такая  деятельность учащихся имеет большое значение для коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. Природоведческие знания помогут детям лучше понимать отношение человека к природе, а в совокупности с практической деятельностью на уроках природоведения и трудового обучения помогут эстетически воспринимать и любить её, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ и т.п. Обучение  природоведению носит элементарно-практический характер. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимися, программа предусматривает проведение специально организованных опытов и практических работ (свойства воды, почвы, воздуха и пр.). В качестве повторения изученного материала и с  целью контроля знаний на уроках впервые планируется применение тестов.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

  • сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
  • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • воспитание бережного отношения к природе, её ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
  • воспитание социально значимых качеств личности;
  • коррекция речи и мышления.

Интеграция с другими предметами:

русский язык, чтение, математика, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), СБО, физическая культура профессионально-трудовое обучение, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля: еженедельный опрос, беседы по прочитанному, увиденному, тестовые задания, составление отчётов по проделанной практической работе.

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия.  Урок природоведения активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия,  улучшается  пространственное  восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.

Исходя из потенциальных возможностей детей основные требования к  ЗУНам будут несколько видоизменены, по сравнению с аналогичными требованиями авторской программы.

К концу учебного года учащиеся должны знать:

  • название конкретных  предметов и явлений в окружающей обстановке, использование в речи их обобщённых названий;
  • знать и соблюдать правила поведения в природе в различных ситуациях (экскурсии, прогулки, ЧС и пр.), правила охраны природы и применение их на практике;
  • знать основные отделы человеческого тела, значение наружных и внутренних органов, их взаимосвязь, правила ухода за телом.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • устанавливать простейшие связи между различными обитателями природы: растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком;
  • выполнять рекомендованные практические работы сначала совместно с педагогом, к концу года – самостоятельно (2 человека), относительно самостоятельно (3 человека);
  • проводить элементарные сравнения, устанавливать общие и отличительные свойства сравниваемых объектов, формировать умение связного пояснения проведённых наблюдений с обязательными выводами на основании проведённой работы (все учащиеся);
  • уметь извлекать информацию на заданную тему из средств массовой информации, интернета, литературных и др. источников с одновременным сообщением её другим учащимся класса в форме рефератов, докладов, сообщений (все учащиеся, кроме1 человека) ;
  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде на уроках и во внеурочное время, в быту;
  • уметь находить местоположение нашей страны на карте, знать местонахождение столицы, уметь определить чем занимает населения, опираясь на спец.знаки; знать основные природные богатства и природу различных местностей.

Содержание рабочей программы

п.п

Тема

Кол-во учебных часов (по авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

ВВЕДЕНИЕ

0

1

2

ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР

0

5

3

ПРИРОДА, КОТОРАЯ НАС ОКРУЖАЕТ

0

12

4

НАША СТРАНА

0

6

5

ПРИРОДА НАШЕЙ РОДИНЫ

0

25

6

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И ЧЕЛОВЕКА

0

12

7

ОХРАНА ПРИРОДЫ И ЭКОЛОГИЯ

0

4

8

ТРУД НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ

0

1

9

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

0

2

В связи с тем, что в авторской программе В.В.Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.        

Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с  их расположением в учебнике «Природоведение»

Учебно-методический комплект учителя:

Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010.

Природоведение. 5 кл.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / И.В.Романов, Р.А.Петросова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

Природоведение. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику для специальных (коррекционных) школ VIII вида/ И.В.Романов, Т.А.Карташева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

Модель глобуса

Набор карт, карт –схем по изучаемой тематике,

.    

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 классов, Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей».

Рабочая программа по природоведению для 5 класса (базовый уровень) предназначена для учащихся центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ “БИЮЛИ”   Целью рабочей программы яв...

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

адаптированная рабочая программа 5-8 класс для детей с ОВЗ технический труд

адаптированная рабочая программа по техническому труду для датей с ОВЗ  5-8 классов расчитаная на 106 часов...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...

Рабочая адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класса 2021-2022 г

Рабочая адаптированнаярабочая  программа по природоведениюдля 5 класса...