Технологическая карта урока "В гости к зиме".
план-конспект урока

Урок объяснения новых знаний, формирования умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_v_gosti_k_zime.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

В гости к зиме.

Педагогические цели и задачи

- расширить знания о зимних изменениях в неживой природе, об изменениях, которые произойти в жизни растений и животных с приходом зимы;

-объяснить такие явления природы, как образование снежинок, появление узоров на стекле;

- развивать воображение и фантазию;

- расширить активный словарный запас и кругозор.

Планируемые
результаты
(предметные)

- знать зимние изменения в неживой природе;

- объяснять причины изменений в неживой природе зимой;

- приводить примеры зимних явлений природы;

- понимать происхождение снежинок и знать их форму.

Личностные
результаты

- воспитывать желание трудиться, интерес к обучению;

- воспитывать способность к самооценке;

- понимать целостность картины мира;

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать свои достижения на уроке;

- проводить самопроверку;

-слушать и понимать речь других;

- сформировать умение вычитывать актуальную информацию;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Зимние изменения в живой и неживой природе.

Образовательные
ресурсы

Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир». Методическое пособие Т.Н. Максимовой.

Ход урока

Этапы урока

Форма работы, методы

Деятельность учителя

Организационный момент.

Ученики проверяют свою готовность к уроку.

Приветствие.

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Спросить детей о том, что запомнили с прошлого урока.

Пересказ параграфа «Все профессии важны» по плану.

Подробный рассказ о любой профессии.

Постановка учебной задачи

Постановка цели и сообщение темы урока.

- Ежедневно в природе происходят изменения. Кажется, ещё недавно мы наблюдали за красотой осенних листьев. И вот уже за окном падают снежинки. 

- Сегодня мы поговорим о том, как изменилась природа с наступлением зимы.

 Вспомним признаки зимы. Познакомимся жизнью растительного и животного мира зимой.

Работа по теме урока

Загадывание загадок о зиме

Рассказ о зимних месяцах, народных приметах о зиме.

Работа с понятиями: снег, снежинки.

Рассказ о возниконовении снежинок

Рассмотрение изменений в неживой природе

Работа по учебнику

Значение незнакомых слов

Наступили холода.

 Обернулась в лед вода.

 Длинноухий зайка серый

 Обернулся зайкой белым.

 Перестал медведь реветь:

 В спячку впал в бору медведь.

 Кто скажет, кто знает,

 Когда это бывает?

(зимой)

Зимние месяцы.

- В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)

Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.

Февраль - «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».

- А какие народные приметы ты знаешь? Например:

  • Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.
  • Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.
  • Дым столбом - к морозу.
  • Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу.
  • Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.
  • Холодная зима – жаркое лето.

Как ты, думаешь, когда наступает зима?

По каким признакам мы узнаем приход зимы?

-По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

 А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

Что лежит на земле, на ветках деревьев и кустарников?

- А ты знаешь, отчего снег бывает рыхлым и скрипучим? 

Зимой бывают сильные морозы. В такую погоду снег становится рыхлым и скрипучим. 

- А где снега больше? На открытой местности или под деревьями?

Что такое снег? Из чего он состоит?

Правильно снег это множество красивых снежинок. 

Какими бывают снежинки?

Снегопад. Тихо и красиво падают из облаков на землю снежинки. Раньше думали, что снег - замерзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками не прозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко, над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец становятся красивыми звездочками. Учёные, изучающие снежинки, сумели выделить девять основных форм снежных кристаллов. Им даже дали интересные названия: пластинка, звезда, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка, снежинка оледенелая, снежинка круповидная.
Снежинки столь разнообразны, что каждый такой снежный кристалл может встречаться в очень разных видах.

Сорок восемь видов, вариантов, комбинаций! Сколько красивых рисунков можно сделать, собирая рисованную коллекцию снежинок! Слипшиеся снежинки образуют снежные хлопья. Крупные, похожие на кусочки ваты, ложатся они на землю.

Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так “привыкли” к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит “дозревание” почек. А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? Оказывается, можно. В конце зимы под снежным покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

 Как зимуют травянистые растения?

-Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. 
-Какую роль выполняет снег для этих растений?

(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)

- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.

А сейчас поработаем по учебнику.

Работа с учебником. Чтение учащимися текста «Неживая природа зимой». (самостоятельно)  

Беседа по прочитанному.

- Какие явления в неживой природе происходят?

Природные явления зимой: оттепель, гололедица снегопад, метель, изморозь (отложения льда на тонких и длинных предметах (ветвях деревьев, проводах) при влажной морозной погоде).

- А еще, какие природные явления вы знаете? (Вьюга, пурга)

Послушай, как В. Архангельский рассказывает нам о изменениях, которые происходят зимой. Чтение рассказа В. Архангельского « Летят снежные пушинки».

Физкультминутка

Снятие мышечного напряжения

Вот вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)

Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

Работа по теме урока.

Рассмотрение изменений в живой природе

- Оказывается снег, не только защищает растения, но и согревает животных.

Лось, например, в глубоком снегу не зарывается полностью, на поверхности остается его голова и спина с густой шерстью.

–На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) 

- Сейчас мы поговорим о том, что происходит с насекомыми, некоторыми животными и птицами зимой.

Как ты думаешь, можно ли увидеть зимой насекомых? Оказывается можно!

Леднички, зимние комарики, снежные паучки и ногохвостики прогуливаются по снегу, если температура воздуха не ниже -10 градусов

Поговорим о птицах, их можно распределить на три группы, какие? (перелетные, зимующие и кочующие)

- Почему  же многие птицы улетели в тёплые страны?

- Чем же они питались раньше? 

- Значит, главная причина - отсутствие пищи.

- Каких птиц можно увидеть зимой?

- А как же тогда объяснить то, что некоторые птицы остались зимовать? 

- Как вы думаете, что для птиц самое страшное зимой?

Птицы нуждаются в нашей помощи. Как мы можем им помочь?

Пора вспомнить о зверях.

-Что меняется в их жизни с приходом зимы?

- Как звери приспосабливаются к изменениям температуры?

-Что зимой происходит с белкой и зайцем? Для чего это надо?

-Как звери добывают себе корм?

Есть звери, которые делают запасы с осени. Приведи примеры таких зверей. (белка, мышь)

Дупло у белки не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями. Белочке там тепло. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Но мы знаем, что много грибов развесила белка по лесу для сушки, много орехов закопала в разные лесные «кладовки» под деревьями: Так много, что за зиму всё не съедает. Её запасами кормятся другие лесные звери.

-Есть звери, которые и зимой находят пропитание. Для этого им подходят сухая трава, кора деревьев, веточки. Кого устраивает такой корм? (зайца, лося, кабана.)

Зимой заяц стал белым. Шубка его тёплая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу. Запасов на зиму Заяц не делает. Обгладывает кору молодых осинок, грызёт тоненькие веточки. 

Есть еще одна группа зверей. Мы их не видим зимой в лесу, потому что они спят. Какие звери залегают в спячку? Кто еще из животных спит зимой?

Медведь устраивает берлогу в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнем пнем. С детства вы слышите о том, что медведь зимой сосёт лапу. Это не так. Он ее не сосет, а лижет. Зимой у медведя на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком.

Если медведь летом мало ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой медведь встает и начинает искать пищу. Таких медведей называют шатунами. Встреча с таким голодным медведем очень опасна для жизни человека.

Спят зимой и барсуки. Но в отличие от медведя они просыпаются, поедят запасов у себя в норе и снова засыпают.

Подведение итогов.

Обобщение материала

Рефлексия.

-Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?

-О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?

- Давай попробуем оценить самостоятельно свою работу на уроке.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

- На следующем уроке мы перейдем к новому разделу и первой его темой будет «Строение тела человека».

Домашнее задание: стр. 92-96 (по Бр. 73-78 )

Рассказ В. Архангельского « Летят снежные пушинки»

Пришла зима.

С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Под самолётом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились лёгкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе— это замёрзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звёздочки и лучи.

Идёт зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.

А тут ещё пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твёрдая корочка. Она называется настом.

В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья.

Зато зайчишке раздолье! Он и по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока немецкого языка в 3 классе. Тема: "Зима"

Технологическая карта урока. Оптимизация учебного процесса...

Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.

Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...

Технологическая карта урока-презентации в 5 классе по теме "В гостях-хорошо,а дома-лучше"в соответствии с ФГОС.

В материале даны цели и задачи , а также план проведения урока -презентации в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме " В гостьях-хорошо,а дома-лучше"....

Технологическая карта урока немецкого языка по теме "Зима пришла"

Технологическая карта урока немецкого языка  в 3 классе по теме "Зима пришла". Урок построен в соответствии требованиям ФГОС НОО....

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 1 классе "Начало зимы"

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 1 классе "Начало зимы"...

Технологическая карта урока Пушкинские образы зимы в музыке и изобразительном искусстве

Технологическая карта урока для 4 класса по предмету "музыка"+ презентация...

Технологическая карта урока во 2 классе «Формирование навыков диалогической речи по теме «В гостях у Ларри и Лулу»

Задачи:1. совершенствовать  лексические и грамматические навыки по теме, в том числе: использовать  лексические единицы по темам «Знакомство», «Еда», «Животные...