АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» для 4 класса
рабочая программа по природоведению

Примерная адаптированная рабочая программа  по предмету  «Мир природы и человека» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»

для 4  класса

Составитель программы

учитель начальных классов

Зайцева   О.С.

Москва  2019

                                        Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа  по предмету  «Природа вокруг нас» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Тематическое планирование рассчитано на 1час в неделю, что составляет  34 учебных часа в год.  Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для  4 класса "Живой мир" Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А. Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение" 2018г.

Курс «Природа вокруг нас» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Основная цель предмета

Программа  имеет особое значение в формировании  у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с  современными требованиями дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Задачи курса « Природа вокруг нас»:

Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при выращивании различных растений дома, при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности  «Природа вокруг нас»

Особенностями реализации программы  являются:

Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

 Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 

Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

простое наблюдение,

проведение игр,

анкетирование

Метапредметнымирезультатами изучения курса   являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

- занятия-конкурсы на повторение практических умений,

- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

активность,

аккуратность,

творческий подход к знаниям,

степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

различать объекты живой и неживой природы;

находить связи в природе, между природой и человеком;

сравнивать объекты природы и делить их на группы;

оценивать отношение людей к окружающему миру;

различать объекты природы и рукотворного мира.

Планируемые результаты

развитие познавательных способностей и логического мышления детей;  

повышение интереса к окружающему миру.                                                                                                        

участие в различных конкурсах  разного уровня

Проверка результатов проходит в форме:

игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

тестирования,

Содержание  программы с указанием тем и количества часов.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.  Делает акцент не только на приобретение необходимых знаний, умений и навыков по декоративно-прикладному искусству, но и на развитие личности, творческой сущности ребенка.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и представляет им возможность и работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в интересный и увлекательный  мир, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – окружающий мир.

В программе делается акцент на формах и способах работы с различным материалом (бумагой, тканью, природным материалом органического и неорганического происхождения), а также последовательности изготовления изделий. Чередование одного вида деятельности другим дает возможность развивать у ребенка мелкую моторику рук. Через игру, слушание сказок, любование красотой и природой у детей наблюдается рост активности в творчестве, умение фантазировать, создавать интересные образы и воплощать их в реальном изделии и композиции. Все это способствует развитию образного творческого мышления.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

 Основные виды деятельности учащихся:

- экскурсии;
- оформление газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с окружающим миром;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.

Формы и методы занятий ориентированы на индивидуальные и возрастные особенности учащихся: игра, проектная деятельность, творческие работы,  конкурсы, различные задания поискового характера.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Человек - часть природы

4 ч

2

Значение растений в жизни

8 ч

3

Братья наши меньшие

6 ч

4

Пернатые друзья

3 ч

5

Водное царство

6 ч

6

Чудо на подоконнике

3 ч

7

Интерьерный дизайн

3 ч

Итоговый урок

1 ч

Итого

34 ч

Тематический план



 Тема

Кол-во часов


1.

Что такое природа? Живая и неживая природа.Беседа.Рассказ о природе живой и неживой.Восприятие рассказа учителя.Формирование представления о живой и неживой природе.


1

2.

Правила сбора растений.Беседа, практическое занятие.Экскурсия по сбору растений. Правила засушивания растений. Засушивание растений под прессом и в пучках.Знакомство с правилами засушивания растений под прессом и в пучках.Формирование знаний о правилах засушивания

1

3.

Круговорот воды в природе.Беседа, практическое занятие.«Волшебница вода»Аппликация из бумаги.Выполнение аппликации из бумаги.Формирование умения выполнения аппликаций из бумаги.

1

4.

Радуга. Воздух-невидимка. Солнце.Беседа, практическое занятие.Аппликация из бумаги.«Бабочка». Монотипия.Выполнение аппликации из бумаги.Формирование умения выполнения аппликаций из бумаги.

1

5.

Цветочный ковер.Беседа, практическое занятие.Аппликация из бумаги. «Ромашки», «Земляника»Выполнение аппликации из бумаги.Формирование умения выполнения аппликаций из бумаги.

1

6.

Деревья хвойные и лиственные.Экскурсия.Рассказ о хвойных и лиственных деревьях.Восприятие информации получаемой от учителя.Формирование знаний о хвойных и лиственных деревьях.

1

7.

Осенний лес. Дерево осенью.Беседа, практическое занятие.Рассказ об осеннем лесу.Аппликация из бумаги.Коллективная работа.Формирование умения работать в коллективе при создании аппликаций.

1

8.

Дерево зимой. Кустарники.Беседа, практическое занятие.Техника рваной бумаги.Обучение техники рваной бумаги.Формирование навыка использования техники рваной бумаги.

1

9.

Растения леса. Растения луга.Беседа.Флористика. Лесные травы. Луговые цветы.

1

10.

Грибы.Практическое занятие.

Помощь при составлении аппликации. Аппликация из пластилина.

1

11.

Растения огорода.Практическое занятие.Помощь при составлении аппликации.Аппликация из бумаги. Садим и солим.

1

12.

Розы и астры. Ваза с цветами на столе.Практическое занятие.Помощь при изготовлении объемной поделки. Объемная бумагопластика.

1

13.

Хомяки. Особенности их содержания.Беседа, практическое занятие.Рассказ о хомяках, условиях их содержания. Объемная бумагопластика. «Мышь»

1

14.

Еж в живом уголке.Практическое занятие.Помощь в создании поделки из пластилина и шишек.Создание поделки из пластилина и шишек.

1

15.

Дикие животные.Практическое занятие.Помощь в создании масок.Маски. Волк, заяц, медведь. Объемная бумагопластика. Маски.

1

16.

Домашние животные.Практическое занятие.Помощь в создании аппликации.Аппликация из пуха и перьев.

1

17.

Животные тундры и тайги. Редкие и исчезающие.Практическое занятие.Помощь в создании аппликации.Аппликация (Манка + гуашь). Леопард, тигр.

1

18.

Животные пустыни и степи.Практическое занятие.Объяснение приемов использования техники жатой бумаги. Помощь при создании поделки.Поделка. Техника жатой бумаги.  Черепаха.

1

19.

Кто такие птицы?Перелетные птицы. Зимующие птицы.Беседа, практическое занятие.Рассказ о перелетных и зимующих птицах.Создание коллажа. Синица. Дятел. Голубь.

1

20.

Комнатные птицы.Беседа, практическое занятие.Рассказ о комнатных птицах.Поделка. Техника жатой бумаги.  Попугай.

1

21.

Забота человека о птицах.Беседа, практическое занятие.Рассказ о том, как люди заботятся о птицах. Изготовление кормушки для птиц.

1

22.

Жители болота.Беседа, практическое занятие.Рассказ о лягушках. Лягушка. Аппликация из семян.

1

23.

Киты. Дельфины. Акулы.

Беседа, практическое занятие.Аппликация из бумаги.

1

24.

Рассказ о китах, акулах и дельфинах. Аппликация из пластилина.

1

25.

Экзотические виды рыб.Беседа, практическое занятие.Рассказ об экзотических видах рыб. Вуалехвост (золотая рыбка). Бумагопластика.

1

26.

Кораблик.Практическое занятие.Помощь в конструировании из бумаги.Аппликация. Конструирование из бумаги.

1

27.

Морское дно.Практическое занятие.Помощь в конструировании.Аппликационная флористика. Рыбка из целых форм листа.

1

28.

Комнатные растения. Растения пустыни в квартире.Беседа, практическое занятие.Рассказ о комнатных растениях, помощь в создании аппликаций.Аппликация из пластилина. Аппликация из бумаги. Колючая семейка.

1

29.

Субтропики на подоконнике.Беседа, практическое занятие.Рассказ о комнатных растениях, помощь в создании аппликаций.Аппликация из бумаги.

1

30.

Тропические растения в нашем доме. Бегония.Беседа, практическое занятие.Рассказ о комнатныхрастениях, помощь в создании аппликаций.Бумагопластика. Бальзамин. Аппликация + пластилин.

1

31.

Комнатные горшочки.Практическое занятие.Помощь при декорировании цветочных горшков.Декорирование цветочных горшков. Пластилин + семена и косточки.

1

32.

Цветы. Вазы.Практическое занятие.Помощь при изготовлении поделки.Бумагопластика + полиэтилен. Пластиковые бутылки.

1

33.

Пасхальные фантазии.Практическое занятие.Помощь при изготовлении поделки. Игрушки из яичной скорлупы.

1

34.

Итоговый урок.

1

 Список литературы

  1. Ветлугина В.А. Самостоятельная деятельность дошкольников. - М.:Педагогика,2011.
  2. Моложавенко В.С. Тайна красоты. - М:ПЕДАГОГИКА-Пресс,2012.
  3. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение,2011.
  4. Букет зимы суровой. Альбом. - М.:2013.
  5. Е.В.Устинова. Породы кошек. - М.:Благовест-ТОО.,2012.
  6. М.И.Нагибина. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль. Академия развития.2011.
  7. Игорь Черныш. Поделки из природного материала. - М.:Аст-Пресс,2013.
  8. Э.К. Гульянц, И.Я. Базин. Что можно сделать из природного материала. - М.: Просвещение,2011.
  9. В.С.Горичева. Куклы. - Ярославль. Академия развития. 2011.
  10. Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Просвещение,2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для дополнительного 1 класса (ФГОС для детей с УО (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)

Методическая разработана создана для учителей начальных классов, работающих по данной программе. Программа содержит пояснительную записку, раскрывающую актуальность предмета, цели и задачи, место пред...

Рабочая адаптированная программа по предмету "Мир природы и человека" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цель предмета: пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, постепенное углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и со...

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека» в соответствии с требованиями ФГОС

Планируемые результаты освоения учебного предмета "Мир природы и человека" в 1-2 классах в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

АОП по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся 2 класса с ОВЗ

Программа  обучения  по предмету "Мир  природы  и  человека" дляя учащихся 2  класса с  ОВЗ...

АОП по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся 3 класса с ОВЗ

Программа обучения  предмету "Мир  природы  и  человека" учащихся  3  класса...

рабочая программа 3 класс предмет "Мир природы и человека"

рабочая программа для учащихся 3 класса коррекционной школы №8 по учебному предмету "Мир природы и человека" в соответствии с требованиями ФГОС...

Адаптированная рабочая программа по предмету Мир природы и человека. 1 класс. 9.1.

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...