Конспект урока по природоведению в 5 классе "Рыбы"
план-конспект урока по природоведению (5 класс)

Токарева Татьяна Николаевна

Конспект урока по природоведению в 5 классе "Рыбы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. Рыбы.

Цель. Знакомить обучающихся со строением и разнообразием рыб.

Использовать интерактивные методы обучения для развития познавательной деятельности обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

- использование интерактивных методов обучения для развития познавательной деятельности учащихся;

- расширение кругозора обучающихся;

- обогащение словаря терминами, расширение лексического запаса, развитие устной монологической речи;

         - улучшение зрительного восприятия;

- закрепление имеющихся знаний, умений, навыков.

Коррекционно-развивающие:  

- работать над коррекцией речи, внимания, памяти;

- развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные:

Воспитывать мотивацию к учению, любознательность, любовь к природе.

Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные карточки,  презентация по теме в программе Mimiо, видеоролик «Подводный мир».

I. Повторение изученного материала.

Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке.

1. Давайте повторим.

Возьмите карточки № 1

Задание

«Распределите животных по группам». Прочтите, какие группы указаны в задании (дети в парах работают за партами, один ученик с таким же заданием работает на интерактивной доске). По каким признакам вы так распределили животных?

2. Вспомните, какие среды обитания существуют на Земле? (воздушная, подземная, наземная, водная).

3. Животные какой среды обитания не показаны на картинках? (водной)

II.Актуализация знаний к новой теме.

1.Загадки

В море плавает, в реке,                  В пасть ей руку не клади,
С плавниками в чешуе.                  
И за борт не уходи,
Она ни с кем не говорит,              
Эта рыба в один мах,
Пузырьки пускает и молчит.        
Может съесть тебя. Вот так!
(Рыба)                                             (Акула)

Этот парень добрый очень,           В озере большая злюка,
Познакомиться с ним можешь,    Эта зубастая и хищная
В море плавает, ныряет,                 (Щука)
Из воды людей спасает.
Выныривает из глубин,
Очень милый друг
(Дельфин)

2.Видеоролик «Подводный мир».

III. Изучение новой темы.

1.Каких животных мы сегодня будем изучать?

Да, сегодня мы с вами поговорим о рыбах. Узнаем, какие виды рыб существуют, чем питаются, поговорим об особенностях строения рыб, как человек использует рыбу? О рыбах, которые водятся у нас.

2.Напишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.

Физкультминутка «РЫБКА»

Рыбка плавает в водице,

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

(хлопают в ладоши)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка спинку изогнула,

(Руки над головой, прогибаемся в спине)

Крошку хлебную взяла.

(Приседаем)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Снова «плывут».)

3.Расскажите мне, что вы знаете о рыбах?

Рыбы живут в воде; у них есть жабры, плавники, хвост, чешуя; размножаются икрой; питаются водорослями, червями, большая рыба ест маленькую; человек употребляет в пищу; существует разные виды рыб; не издают звуков.

4.Работа по учебнику. Стр.91.

Давайте рассмотрим строение рыб по учебнику. Рис. 145.

А теперь прочитаем 4 абзац по цепочке. Подчеркнем ключевые слова в каждом предложении.

Форма тела большинства рыб вытянутая, сжатая с боков. У них есть голова, туловище, хвост. Передвигаются рыбы с помощью хвоста и плавников, при движении туловище изгибается. Тело почти всех рыб покрыто чешуей. Они дышат жабрами, через которые проникает растворенный в воде кислород.

IV.Первичное закрепление.

А). Возьмите карточки № 2

Задание

 1 группа.

Прочитайте слова для справок и обозначьте внешнее строение рыб (дети в парах работают за партами, один ученик с таким же заданием работает на интерактивной доске).

2 группа.

Раскрасьте нарисованную рыбу по образцу.

Б). Возьмите карточки № 3

Задание.

Работа в парах

Обсуждение ответов.

А. Зимой на реках и озёрах люди делают во льду проруби. Иногда в проруби вставляют стебли из тростника. С какой целью?

Б. Почему некоторые виды рыб вымётывают очень много икринок?

В. Почему рыбы могут жить только в воде?

В). Возьмите карточки № 4

1 группа.

Игротека «Знатоки рыб».

Внимательно почтите текст. В них надо дополнить предложения.

Передвигаются рыбы с помощью______и ______. При движении туловище изгибается. Тело почти всех рыб покрыто________и______. Они дышат___, через которые проникает растворенный в воде кислород.

2 группа.

Спишите текст.

Рыбы передвигаются с помощью плавников и хвоста. Их тело покрыто чешуёй и слизью.

V.Закрепление изученного материала.

Игра «Отгадай загадку – покажи отгадку»

Загадки читают учащийся, дети класса называют рыбу и «сигнализируют» «кружочками»

Зеленый – речная рыба;

Синий – морская рыба.

Какие слова помогают догадаться?

Живу глубоко,                        На дне, где тихо и темно,

Плыву легко,                          Лежит усатое бревно.

Зубастая, большая,                (Сом)

Я рыба морская(Акула)

Драчун и забияка в речной воде живёт

И маленьким рыбёшкам проходу не даёт.

Костлявый и колючий, не любит он шутить.

Он весь в иголках, словно ёж,

А как зовется рыба?

 (Ёрш)

Через море-океан                          На лошадку так похожа,

Плывёт чудо-великан.                  А живет -то в море тоже.

 На спине его есть кран:              Вот так рыбка!

Из него бежит фонтан.                Скок да скок-

 (Кит)                                            Прыгает морской

                                                       (Конёк)

VI.Подведение итогов урока.

- Каких животных мы сегодня изучали?

-Какие рыбы встречаются в наших водоемах?

-Что вам понравилось?

- Кто что – то не понял?

Выставление оценок с комментированием.

Д/з стр. 91-93,прочитать материал «Для любознательных», нарисовать рис.145 «Строение рыбы».

Карточка № 5

Игра «Отгадай правильное название рыб». Работа в парах.

Знаас (сазан), укащ (щука), парк (карп), куала (акула), раська (карась).



Предварительный просмотр:

Тема урока. Рыбы.

Цель. Знакомить обучающихся со строением и разнообразием рыб.

Использовать интерактивные методы обучения для развития познавательной деятельности обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

- использование интерактивных методов обучения для развития познавательной деятельности учащихся;

- расширение кругозора обучающихся;

- обогащение словаря терминами, расширение лексического запаса, развитие устной монологической речи;

         - улучшение зрительного восприятия;

- закрепление имеющихся знаний, умений, навыков.

Коррекционно-развивающие:  

- работать над коррекцией речи, внимания, памяти;

- развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные:

Воспитывать мотивацию к учению, любознательность, любовь к природе.

Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные карточки,  презентация по теме в программе Mimiо, видеоролик «Подводный мир».

I. Повторение изученного материала.

Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке.

1. Давайте повторим.

Возьмите карточки № 1

Задание

«Распределите животных по группам». Прочтите, какие группы указаны в задании (дети в парах работают за партами, один ученик с таким же заданием работает на интерактивной доске). По каким признакам вы так распределили животных?

2. Вспомните, какие среды обитания существуют на Земле? (воздушная, подземная, наземная, водная).

3. Животные какой среды обитания не показаны на картинках? (водной)

II.Актуализация знаний к новой теме.

1.Загадки

В море плавает, в реке,                  В пасть ей руку не клади,
С плавниками в чешуе.                  
И за борт не уходи,
Она ни с кем не говорит,              
Эта рыба в один мах,
Пузырьки пускает и молчит.        
Может съесть тебя. Вот так!
(Рыба)                                             (Акула)

Этот парень добрый очень,           В озере большая злюка,
Познакомиться с ним можешь,    Эта зубастая и хищная
В море плавает, ныряет,                 (Щука)
Из воды людей спасает.
Выныривает из глубин,
Очень милый друг
(Дельфин)

2.Видеоролик «Подводный мир».

III. Изучение новой темы.

1.Каких животных мы сегодня будем изучать?

Да, сегодня мы с вами поговорим о рыбах. Узнаем, какие виды рыб существуют, чем питаются, поговорим об особенностях строения рыб, как человек использует рыбу? О рыбах, которые водятся у нас.

2.Напишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.

Физкультминутка «РЫБКА»

Рыбка плавает в водице,

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

(хлопают в ладоши)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка спинку изогнула,

(Руки над головой, прогибаемся в спине)

Крошку хлебную взяла.

(Приседаем)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Снова «плывут».)

3.Расскажите мне, что вы знаете о рыбах?

Рыбы живут в воде; у них есть жабры, плавники, хвост, чешуя; размножаются икрой; питаются водорослями, червями, большая рыба ест маленькую; человек употребляет в пищу; существует разные виды рыб; не издают звуков.

4.Работа по учебнику. Стр.91.

Давайте рассмотрим строение рыб по учебнику. Рис. 145.

А теперь прочитаем 4 абзац по цепочке. Подчеркнем ключевые слова в каждом предложении.

Форма тела большинства рыб вытянутая, сжатая с боков. У них есть голова, туловище, хвост. Передвигаются рыбы с помощью хвоста и плавников, при движении туловище изгибается. Тело почти всех рыб покрыто чешуей. Они дышат жабрами, через которые проникает растворенный в воде кислород.

IV.Первичное закрепление.

А). Возьмите карточки № 2

Задание

 1 группа.

Прочитайте слова для справок и обозначьте внешнее строение рыб (дети в парах работают за партами, один ученик с таким же заданием работает на интерактивной доске).

2 группа.

Раскрасьте нарисованную рыбу по образцу.

Б). Возьмите карточки № 3

Задание.

Работа в парах

Обсуждение ответов.

А. Зимой на реках и озёрах люди делают во льду проруби. Иногда в проруби вставляют стебли из тростника. С какой целью?

Б. Почему некоторые виды рыб вымётывают очень много икринок?

В. Почему рыбы могут жить только в воде?

В). Возьмите карточки № 4

1 группа.

Игротека «Знатоки рыб».

Внимательно почтите текст. В них надо дополнить предложения.

Передвигаются рыбы с помощью______и ______. При движении туловище изгибается. Тело почти всех рыб покрыто________и______. Они дышат___, через которые проникает растворенный в воде кислород.

2 группа.

Спишите текст.

Рыбы передвигаются с помощью плавников и хвоста. Их тело покрыто чешуёй и слизью.

V.Закрепление изученного материала.

Игра «Отгадай загадку – покажи отгадку»

Загадки читают учащийся, дети класса называют рыбу и «сигнализируют» «кружочками»

Зеленый – речная рыба;

Синий – морская рыба.

Какие слова помогают догадаться?

Живу глубоко,                        На дне, где тихо и темно,

Плыву легко,                          Лежит усатое бревно.

Зубастая, большая,                (Сом)

Я рыба морская(Акула)

Драчун и забияка в речной воде живёт

И маленьким рыбёшкам проходу не даёт.

Костлявый и колючий, не любит он шутить.

Он весь в иголках, словно ёж,

А как зовется рыба?

 (Ёрш)

Через море-океан                          На лошадку так похожа,

Плывёт чудо-великан.                  А живет -то в море тоже.

 На спине его есть кран:              Вот так рыбка!

Из него бежит фонтан.                Скок да скок-

 (Кит)                                            Прыгает морской

                                                       (Конёк)

VI.Подведение итогов урока.

- Каких животных мы сегодня изучали?

-Какие рыбы встречаются в наших водоемах?

-Что вам понравилось?

- Кто что – то не понял?

Выставление оценок с комментированием.

Д/з стр. 91-93,прочитать материал «Для любознательных», нарисовать рис.145 «Строение рыбы».

Карточка № 5

Игра «Отгадай правильное название рыб». Работа в парах.

Знаас (сазан), укащ (щука), парк (карп), куала (акула), раська (карась).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по природоведению "Семейство тыквенные." для 5 класса коррекционной школы 8 вида

Урок природоведения "Семейство Тыквенные" для коррекционного класса. На урок приходит Тётушка Тыква. Она просит учащихся слетать на Родину огурца и узнать, как он выглядит(внешнее строение огурца). В ...

Конспект урока по природоведению в 5 классе, тема "Рождающая жизнь"

Урок  раскрывает значение воды для живых организмов, знакомит с её свойствами и поднимает проблему бережного отношения к ней. Он построен в проблемно-диалоговом ключе, способствует развитию ...

План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире""

План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире" с использованием ЭОР....

Конспект урока по природоведению. Профессии.

Познакомить учащихся с названиями основных профессий людей и их деятельностью....

Конспект урока по природоведению "Как человек изменил Землю"

Урок с использованием презентации по экологическому воспитанию дается в рамках программы по природоведению, в конце учебного года. Можно использовать и для внеклассных мероприятий по предмету....

конспект урока по природоведению 5 класс: "Измерение температуры воздуха".

методическая ценность урока заключается в использовании интерактивной формы проведения, способствующей развитию мыслительной деятельнтси учащихся....

План-конспект урока по природоведению в 5 классе "Что мы узнали о Вселенной".

Урок проведён в 5 классе при обобщении и закреплении знаний по теме "Вселенная " с использованием дифференцированного подхода....