Вода это жизнь
методическая разработка по природоведению
Предварительный просмотр:
Занятие «Вода это жизнь»
Цели:
- Образовательная - Показать необходимость воды для всего живого на земле.
- Воспитательная - Привить навыки экономного расходования воды в школе.
- Развивающая – Мотивировать познавательную активность детей, активизировать навыки работы за компьютером.
- Коррекционная – Развивать слуховое восприятие, пополнять речевой запас глухого ребёнка.
План занятия:
- Организационный момент.
- Состояния воды.
- Вода на земле (океаны, моря, реки, озёра).
- Вода солёная и пресная.
- Охрана пресной воды (на примере Томи и Томска, что своими действиями мы засоряем не только свою реку, но и Северный ледовитый океан).
- Подведение итогов занятия.
- Домашнее задание:
- Попробуйте экономить воду: когда чистите зубы держите воду в стакане, а не открывайте кран, стирайте бельё не в проточной воде, а в тазу.
- Какими ещё способами можно экономить воду?
Ход занятия:
- Организационный момент:
- Состояния воды:
У. – Хлеб, воздух, вода – простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воде. Давайте вспомним, что вы уже знаете. Расскажите, какая бывает вода.
Уч. – Вода – это жизнь. Вода это самое известное, полезное и сложное вещество. Вода бывает жидкая. Это океаны, моря, реки, озёра.
Уч. – А еще вода бывает твердая - это лед, снег, град.
Уч. – Говорят, что бывает газообразная вода – это пар. Например, когда кипит чайник, солнце нагревает моря, реки и молекулы воды переходят в воздух – т.е. вода испаряется.
Уч. – Из водяного пара образуются облака, когда в них много молекул воды, тогда идет дождь или снег.
Уч. – Еще бывает туман, когда вода собирается в маленькие капельки, они висят в воздухе.
У. – Мы с вами вспомнили, что вода бывает: твердая, жидкая, газообразная. Каждый из вас приготовил загадки. Отгадывая их, мы еще раз повторим, в каких состояниях бывает вода и заполним таблицу.
Загадки:
Меня часто зовут
Дожидаются.
А приду – от меня
Укрываются. (Дождь)
Пушистая вата
Плывет куда – то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)
Растет она в низ головою
Не летом растет, а зимой.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Он пушистый, серебристый
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Течет, течет -
Не вытечет
Бежит, бежит –
Не выбежит. (Река.)
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. (Туман)
Не снег и лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Ребята отгадывают загадки, и ответ подставляют к понятию
(жидкая, твердая, газообразная)
- Вода на Земле:
У. – Все загадки вы отгадали правильно. И справились с этим заданием, Ребята, а теперь посмотрите на глобус и скажите чего больше на Земле воды или суши?
Уч.- больше воды.
У. – А кто скажет, сколько процентов земной поверхности покрыто водой?
Уч. – Водой покрыто 70% (диаграмма на экране)
У. – Скажите, сколько на нашей планете океанов?
Уч. – Океанов – 4. Это Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский.
Ученик, перечисляя океан, показывает их по глобусу
(на экране высвечиваются океаны)
У. – А теперь назовите самый большой и самый маленький из океанов.
Уч. – Тихий океан самый большой, Северный Ледовитый – самый маленький.
У. – А как вы думаете, море больше океана или меньше?
Уч. – море меньше океана
У. – Правильно, в одном океане может быть несколько морей. А ещё на Земле есть озёра и реки. Реки впадают в моря, озёра. Как вы думаете по вкусу вода в реке и вода в море одинаковая? (дети вспоминают, кто из них отдыхал на море и на реке, какая в этих водоёмах вода).
Уч. – Вода в реке и море разная: пресная и солёная.
Учитель демонстрирует опыт, где два стакана: один стакан с соленой водой, а другой с простой.
- Вода солёная и пресная:
У. - Да правильно вы говорите, что в море вода соленая. Она занимает большую часть воды. Назовите самое соленое море на земле?
Уч. – Это мертвое море.
У. - Если представить, что вся вода планеты Земля занимает трехлитровую банку, то пресная вода занимает полстакана. Какую воду мы пьем соленую или пресную? (на экране пропорция)
У. – Скажите, какую воду мы называем пресной.
Уч. – Пресной называется – вода, которую мы пьем, которая не содержит соли.
У. – Мы выяснили, что пресной воды очень мало, а людям много нужно воды?
Уч. – Много.
У. – Организм человека в основном состоит из воды. Человек может несколько дней обходиться без еды, но без воды он не обойдется. Скажите, для чего еще нужна вода, кроме питья?
- Охрана пресной воды:
Уч. – Умывание, стирка, мытье полов.
У. Ученые подсчитали, что на одного человека тратиться воды:
Деятельность 1 человека | Количество литров |
Умывание | 10 |
Туалет | 45 |
Купание | |
ванна | 40 |
душ | 95 – 100 |
Приготовление пищи | 5 |
Мытье посуды | 10 |
Стирка | 15 |
Мытье полов, окон | 50 |
Поливка цветов, в огороде | 100 |
На один день: | |
На один месяц: | |
На один год: |
Вот так много мы тратим воды, а вы можете привести примеры не экономного расхода воды у нас в школе.
Уч.- Вода бежит из кранов.
У. – Как вы считаете, что нужно делать, увидев, что из крана течёт вода.
Уч. – Необходимо закрыть кран.
У. – Вы всегда это делаете и не проходите мимо?
Уч.- Не всегда, но сейчас станем следить за водой.
У – Как вы думаете вторая обувь бережет воду?
У. – Ребята, воду нужно беречь. Из–за того, что люди не берегут воду, треть воды утекает бесполезно в канализацию. Представьте, вы на завтрак получили целое яблоко, съели только третью часть, а остальное выбросили.
У. – Ребята, вспомните ещё раз, как звучит тема нашего занятия.
Уч. – «Вода – это жизнь».
У. – С давних времен города люди всегда строили на воде (на реках, на озёрах, на берегах морей) или близко к ней. Подумайте, почему?
Уч. – Потому, что человек не может жить без воды.
У. – Наш город тоже был построен возле воды. А точнее, на реке. Как она называется?
Уч. – Наш город стоит на реке Томь.
У. - В какой океан впадает наша река? (на экране карта, по карте дети прослеживают путь воды Томь>Обь>Северный ледовитый океан)
У – С приходом воды появляется жизнь. А если вода пропадёт, то жизнь станет невозможной, всё живое умрёт (растения, животные, птицы, человек). Над водой возникла угроза – загрязнение. Как вы считаете, что загрязняет нашу реку Томь.
Уч – Заводы,
Уч – Фабрики.
Уч – Люди сами загрязняют реку, своими отходами.
У – Давайте посмотрим на примере нашей реки. Заводы, фабрики – как вы думаете, вредят реке?
Уч – да
У – Люди моют машины на реке – это вредно?
Уч – да
У – Приведите сами примеры загрязнения
Уч – Вырубаются деревья.
Уч – Люди ходят в походы и оставляют отходы, не убирают за собой места отдыха.
У – Давайте посмотрим, что же произойдет с рекой.
На компьютере, на фоне реки появляются заводы, фабрики, машины, отходы от них, от людей. И в результате река исчезает.
У – Давайте представим, что мы бросили в реку Томь мусор. Он поплывёт по реке, или её грязная вода потечёт за город. А потом, в конце-концов , куда попадёт этот мусор?
На экране дети следят за мусором по карте.
У – Ребята, получается, что мы загрязняем не только одну свою реку, но и моря, океаны, всю планету. Как вы думаете, что необходимо делать для того, чтобы беречь реку, чтобы она снова появилась?
Уч – нужно убрать все, что загрязняет реку.
У – Давайте проверим.
Убрав все объекты, река появляется.
- Подведение итогов:
У – Молодцы, на нашем занятии мы спасли реку Томь. Но в жизни всё гораздо сложнее. Давайте еще раз повторим, как вы будете относиться к воде после нашего занятия?
Уч – будем беречь.
Уч – Экономно расходовать воду.
Уч – не загрязнять.
У – вот и закончилось наше занятие.
- Что нового мы узнали?
- Для чего нам это нужно?
- Пригодятся ли эти знания в жизни?
У – Вы уже старший класс, и понимаете, как важна вода в нашей жизни, поэтому следите сами, и учите младшие классы закрывать краны, беречь воду в школе.
- Домашнее задание:
- Попробуйте экономить воду: когда чистите зубы, держите воду в стакане, а не открывайте кран, стирайте бельё не в проточной воде, а в тазу.
- Какими ещё способами можно экономить воду?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод
Урок естествознания по теме " Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод. " К данному уроку имеется флипчарт , маршрутный лист....
Урок географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Вода Земли. Вода – основа жизни»
Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...
вода и жизнь. охрана воды.
Цели : рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; выделить экологические проблемы и способы охраны воды; развивать речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к водоёмам, жел...
Экологический проект "Вода-источник жизни.Бережное отношение к воде".
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответстве...
Вода - носительница жизни. Роль воды в биологических и химических процессах.
Внеклассное мероприятие по теме «Вода – носительница жизни. Роль воды в биологических и химических процессах» является интегрированным (биология и химия) и разработано для уч...
Экологические исследования природных объектов поселка – воды. Значение воды в жизни п. г. т. Ерофея Павловича.
Является ли вода, которую мы используем для нужд жителей посёлка, безопасной с экологической точки зрения?Цель работы – изучить и составить характеристику питьевой воды п. Ерофей Павлович,...
Конспект урока на тему: "Вода источник жизни. Как сберечь воду."
Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду.» Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель: создание целостного представления...