Главные вкладки

    Вода это жизнь
    методическая разработка по природоведению

    Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие «Вода это жизнь»

    Цели:

    1. Образовательная - Показать необходимость воды для всего живого на земле.
    2. Воспитательная - Привить навыки экономного расходования воды в школе.
    3. Развивающая – Мотивировать познавательную активность детей, активизировать навыки работы за компьютером.
    4. Коррекционная – Развивать слуховое восприятие, пополнять речевой запас глухого ребёнка.

    План занятия:

    1. Организационный момент.
    2. Состояния воды.
    3. Вода на земле (океаны, моря, реки, озёра).
    4. Вода солёная и пресная.
    5. Охрана пресной воды (на примере Томи и Томска, что своими действиями мы засоряем не только свою реку,  но и Северный ледовитый океан).
    6. Подведение итогов занятия.
    7. Домашнее задание:
    1. Попробуйте экономить воду: когда чистите зубы держите воду в стакане, а не открывайте кран, стирайте бельё не в проточной воде, а в тазу.
    2. Какими ещё способами можно экономить воду?

    Ход занятия:

    1. Организационный момент:
    2. Состояния воды:

    У. – Хлеб, воздух, вода – простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воде. Давайте вспомним, что вы уже знаете. Расскажите, какая бывает вода.

    Уч. – Вода – это жизнь. Вода это самое известное, полезное и сложное вещество. Вода бывает жидкая. Это океаны, моря, реки, озёра.

    Уч. – А еще вода бывает твердая  - это лед, снег, град.

    Уч. – Говорят, что бывает газообразная вода – это пар. Например, когда кипит чайник, солнце нагревает моря, реки и молекулы воды переходят в воздух – т.е. вода испаряется.

    Уч. – Из водяного пара образуются облака, когда в них много молекул воды, тогда идет дождь или снег.

    Уч. – Еще бывает туман, когда вода собирается в маленькие капельки, они висят в воздухе.

    У. – Мы с вами вспомнили, что вода бывает: твердая, жидкая, газообразная. Каждый из вас приготовил загадки. Отгадывая их, мы еще раз повторим, в каких состояниях бывает вода и заполним таблицу.

    Загадки:

    Меня часто зовут

    Дожидаются.

    А приду – от меня

    Укрываются. (Дождь)

     

    Пушистая вата

    Плывет куда – то

    Чем вата ниже,

    Тем дождик ближе. (Облако)

    Растет она в низ головою

    Не летом растет, а зимой.

    Но солнце ее припечет –

    Заплачет она и умрет. (Сосулька)

    Он пушистый, серебристый

    Но рукой его не тронь,

    Станет капелькою чистой,

    Как поймаешь на ладонь. (Снег)

    Течет, течет -

    Не вытечет

    Бежит, бежит –

    Не выбежит. (Река.)

    Седой дедушка у ворот

    Всем глаза заволок. (Туман)

    Не снег и лед,

    А серебром деревья уберет. (Иней)

    Ребята отгадывают загадки, и ответ подставляют к понятию

    (жидкая, твердая, газообразная)

    1. Вода на Земле:

    У. – Все загадки вы отгадали правильно. И справились с этим заданием, Ребята, а теперь посмотрите на глобус и скажите чего больше на Земле воды или суши?

    Уч.- больше воды.

    У. – А кто скажет, сколько процентов земной поверхности покрыто водой?

    Уч. – Водой покрыто 70% (диаграмма на экране)

    У. – Скажите, сколько на нашей планете океанов?

    Уч. – Океанов – 4. Это Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский.

    Ученик, перечисляя океан,  показывает их по глобусу

    (на экране высвечиваются океаны)

    У. – А теперь назовите самый большой и самый маленький из океанов.

    Уч. – Тихий океан самый большой, Северный Ледовитый – самый маленький.

    У. – А как вы думаете, море больше океана или меньше?

    Уч. – море меньше океана

    У. – Правильно, в одном океане может быть несколько морей. А ещё на Земле есть озёра и реки. Реки впадают в моря, озёра. Как вы думаете по вкусу вода в реке и вода в море одинаковая? (дети вспоминают, кто из них отдыхал на море и на реке, какая в этих водоёмах вода).

    Уч. – Вода в реке и море разная: пресная и солёная.

    Учитель демонстрирует опыт, где два стакана: один стакан с соленой водой, а другой с простой.

    1. Вода солёная и пресная:

    У. - Да правильно вы говорите, что в море вода соленая. Она занимает большую часть воды. Назовите самое соленое  море на земле?

    Уч. – Это мертвое море.

    У. - Если представить, что вся вода планеты Земля занимает трехлитровую банку, то пресная вода занимает полстакана. Какую воду мы пьем соленую или пресную? (на экране пропорция)

    У. – Скажите, какую воду мы называем пресной.

    Уч. – Пресной называется – вода, которую мы пьем, которая не содержит соли.

    У. – Мы выяснили, что пресной воды очень мало, а людям много нужно воды?

    Уч. – Много.

    У. – Организм человека в основном состоит из воды. Человек может несколько дней обходиться без еды, но без воды он не обойдется. Скажите, для чего еще нужна вода, кроме питья?

    1. Охрана пресной воды:

    Уч. – Умывание, стирка, мытье полов.

    У. Ученые подсчитали, что на одного человека тратиться воды:

    Деятельность 1 человека

    Количество литров

    Умывание

    10

    Туалет

    45

    Купание

    ванна

    40

    душ

    95 – 100

    Приготовление пищи

    5

    Мытье посуды

    10

    Стирка

    15

    Мытье полов, окон

    50

    Поливка цветов, в огороде

    100

    На один день:

    На один месяц:

    На один год:

    Вот так много мы тратим воды, а вы  можете привести примеры не экономного расхода воды у нас в школе.

    Уч.- Вода бежит из кранов.

    У. – Как вы считаете, что нужно делать, увидев, что из крана течёт вода.

    Уч. – Необходимо закрыть кран.

    У. – Вы всегда это делаете и не проходите мимо?

    Уч.- Не всегда, но сейчас станем следить за водой.

    У – Как вы думаете вторая обувь бережет воду?

    У. – Ребята, воду нужно беречь. Из–за того, что люди не берегут воду, треть воды утекает бесполезно в канализацию. Представьте, вы на завтрак получили  целое яблоко, съели только  третью часть, а остальное выбросили.

    У. – Ребята, вспомните ещё раз, как звучит тема нашего занятия.

    Уч. – «Вода – это жизнь».

    У. – С давних времен города люди всегда строили на воде (на реках, на озёрах, на берегах морей) или близко к ней. Подумайте, почему?

    Уч. – Потому, что человек не может  жить без воды.

    У. – Наш город тоже  был построен возле воды. А точнее, на реке. Как она называется?

    Уч. – Наш город стоит на реке Томь.

    У. - В какой океан впадает наша река? (на экране карта, по карте дети прослеживают путь воды Томь>Обь>Северный ледовитый океан)

    У – С приходом воды появляется жизнь. А если вода пропадёт, то жизнь станет невозможной, всё живое умрёт (растения, животные, птицы, человек). Над водой возникла угроза – загрязнение. Как вы считаете, что загрязняет нашу реку Томь.

    Уч – Заводы,

    Уч – Фабрики.

    Уч – Люди сами загрязняют реку, своими отходами.

    У – Давайте посмотрим на примере нашей реки. Заводы, фабрики – как вы думаете, вредят реке?

    Уч – да

    У – Люди моют машины на реке – это вредно?

    Уч – да

    У – Приведите сами примеры загрязнения

    Уч – Вырубаются деревья.

    Уч – Люди ходят в походы и оставляют отходы, не убирают за собой места отдыха.

    У – Давайте посмотрим, что же произойдет с рекой.

    На компьютере, на фоне реки появляются заводы, фабрики, машины, отходы от них, от людей. И в результате река исчезает.

    У – Давайте представим, что мы бросили в реку Томь мусор. Он поплывёт по реке, или её грязная вода потечёт за город. А потом, в конце-концов , куда попадёт этот мусор?

    На экране дети следят за мусором по карте.

    У – Ребята, получается, что мы загрязняем не только одну свою реку, но и моря, океаны, всю планету. Как вы думаете, что необходимо делать для того, чтобы беречь реку, чтобы она снова появилась?

    Уч – нужно убрать  все, что загрязняет  реку.

    У – Давайте проверим.

    Убрав все объекты, река появляется.

    1. Подведение итогов:

    У – Молодцы, на нашем занятии мы спасли реку Томь. Но в жизни всё гораздо сложнее. Давайте еще раз повторим, как вы будете относиться к воде после нашего занятия?

    Уч – будем беречь.

    Уч – Экономно расходовать воду.

    Уч – не загрязнять.

    У – вот и закончилось наше занятие.

    • Что нового мы узнали?
    • Для чего нам это нужно?
    • Пригодятся ли эти знания в жизни?

    У – Вы уже старший класс, и понимаете, как важна вода в нашей жизни, поэтому следите  сами, и учите младшие классы закрывать краны, беречь воду в школе.

    1. Домашнее задание:
    1. Попробуйте экономить воду: когда чистите зубы, держите воду в стакане, а не открывайте кран, стирайте бельё не в проточной воде, а в тазу.
    2. Какими ещё способами можно экономить воду?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод

    Урок естествознания по теме " Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод. " К данному уроку имеется флипчарт , маршрутный лист....

    Урок географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Вода Земли. Вода – основа жизни»

    Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

    вода и жизнь. охрана воды.

    Цели : рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; выделить экологические проблемы и способы охраны воды; развивать речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к водоёмам, жел...

    Экологический проект "Вода-источник жизни.Бережное отношение к воде".

    Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответстве...

    Вода - носительница жизни. Роль воды в биологических и химических процессах.

      Внеклассное мероприятие по теме «Вода – носительница жизни. Роль воды в биологических и химических процессах» является интегрированным (биология и химия) и разработано для уч...

    Экологические исследования природных объектов поселка – воды. Значение воды в жизни п. г. т. Ерофея Павловича.

    Является ли вода, которую мы используем для нужд жителей посёлка, безопасной с экологической точки зрения?Цель работы – изучить и  составить характеристику питьевой  воды п. Ерофей Павлович,...

    Конспект урока на тему: "Вода источник жизни. Как сберечь воду."

    Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду.»   Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель:  создание целостного представления...