Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» во 2 классе ГКОУ школы №8 г. Лабинска
учебно-методический материал по природоведению

Стригунова Марина Владимировна

Урок разработан для учащихся 2 класса с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) по предмету "Мир природы и человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krolik.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» во 2 классе ГКОУ школы №8 г. Лабинска

Учитель: Стригунова  М.В.
Тема урока: «Домашние животные. Кролик».
Цель: расширение знания учащихся о домашних животных на примере кролика.
Задачи:
Образовательные: 
- ознакомить учащихся с кроликом как представителем домашних животных.
- составить рассказ – описание о внешнем виде животного по определённому плану;
- познакомить с питанием кролика и его пользой для человека;
- обогатить словарный запас учащихся.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мышление (на основе упражнений в анализе, сравнении, в установлении логических связей, классификации животных); память (на основе воспроизведения и упражнений для непроизвольного запоминания);
- коррекция внимания и восприятия;
- развитие связной речи учащихся.
Воспитательные:

- воспитание бережного отношения к животным, желание проявлять заботу о них, трудолюбие.
Оборудование:

- кролик, стаканы с кормом, сено, картинки по теме урока, презентация «Домашнее животное – кролик», морковь для детей. 
ХОД УРОКА:
1.Орг. момент.
а) Здравствуйте, те, кто весел сегодня,
Здравствуйте, те, кто грустит,
Здравствуйте, те, кто общается с радостью,
Здравствуйте, те, кто молчит.

Представление и приветствие гостей.

Дети, какой у нас сейчас урок? Что мы узнаем при изучении предмета «Мир природы и человека»? (Ответы детей: о временах года, изменениях в природе, о жизни животных и человека,  о бережном отношении к природе)
б) Рефлексия. Игра «Измени слово» 
- Ребята, теперь узнаем ваше настроение в начале урока, и поиграем в игру.
- Я называю вам слово, а вы возвращаете мне ласковое слово, если вам весело, и прежнее слово, если вам сейчас грустно. Например: облако, если мне весело – облачко, грустно –  облако. (Ветер, ручей, цветок, солнце, трава, тропа, горка, дерево, лист.)  После ваших ответов мне стало понятно, что настроение у вас замечательное.
- К какому времени года можно отнести слова из игры? Я помогу вам. Послушайте загадку:

Я раскрываю почки

В  зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна,

Зовут меня -  …(весна).
2. Актуализация имеющихся знаний о сезонных изменениях весной.
а) Речевая зарядка.
- Ребята давайте вспомним нашу речевую зарядку о весне. (Дети читают хором, от тихого тона, к громкому, и наоборот, цепочкой по строчкам).
Идёт матушка –  весна,
Отворяй – ка ворота. 
Первым март пришел,
Белый снег сошел.
б) Приметы весны.
- Какие приметы весны вы можете назвать? (Дети: растаял снег, солнце ярко светит и греет, дни стали длиннее, в лесу появляются подснежники, черемша)  
- Если мы с вами отправимся в весенний лес, то увидим ...(Загадка о сугробе)

Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся.

(Ответы детей: это сугроб.)

- Что вы видите на картинке? (Дети – сугроб).
- Как вы думаете, кто спрятался за сугробом? (Дети – зайцы).
- Сколько, по вашему, зайцев спряталось за снежным сугробом? (Дети- 3 зайчика).
- Сейчас я узнаю, что вы знаете о зайце из прошлого урока.
3. Проверка домашнего задания по теме «Дикие животные. Заяц».
- Представителем, каких животных является заяц? (Дети – заяц – дикое животное).
- Где живёт заяц? (Заяц живёт в лесу).
- Чем покрыто тело зайца? (Шерстью).
-Какого цвета шерсть у зайца зимой? (Заяц зимой белый).
- Почему у зайчика зимой шерсть становится белой? (Спасается от хищников и охотников).
- Чем питается зайчик зимой? (Кора деревьев, веточки осины, под снегом зелёная трава).
- Как спасается заяц от хищников? (Прячется под снегом).
- Как человек помогает зайчикам перезимовать? (Подкармливает в лесу, лесник заготавливает сено).
- Как меняется окрас шерсти весной? (Заяц становится серым).
-Чем питается заяц в тёплое время года? (Травой, овощами с огородов людей, корой, побегами деревьев).
- Как характеризуют зайца в народе? (Трусишка). 
- Правда ли это? (Заяц очень хитрое и быстрое животное, он ловко маскируется и быстро бегает).
- Что помогает зайцу быстро передвигаться? (Задние ноги, они очень длинные).
- Почему зайца называют «косой»? (Он видит преследователя даже сзади).
- Ребята, зайчик живёт в лесу не один. Рядом с ним много других обитателей. (Картинки  на доску).

4.  «Зайкины соседи».
- Сейчас мы поиграем в игру, вам нужно будет назвать соседей зайчика.
- На доске  карточки с изображением животных.  Назовите соседей зайца. (Дети подбирают картинки с дикими животными).
- К какой группе можно отнести этих животных? (Это дикие животные).
- Назовите остальных животных. 
- К какой группе они относятся? (Это домашние животные).
- Зайке пора к себе домой.
- Давайте поиграем с ним на прощание.
5. Физминутка.
Зайка беленький сидит,

 Он ушами шевелит,

Вот так, вот так, он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть ,( хлопки - 4 раза)

 Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

 Надо зайке поскакать, (подскоки - 4 раза)

 Вот так, вот так. Надо зайке поскакать,

Зайку кто-то испугал, Зайка - прыг - и ускакал!
- Мы побывали в гостях у зайчика, в лесу.
- А теперь мы отправимся с вами в гости к домашним животным.
- Где живут домашние животные? (Ответы детей).
- Домашние животные живут на подворье. (Карточку на доску).
- С каким животным мы познакомимся, вы узнаете, отгадав загадку.
Зверька узнать очень легко,

Он мягкий и пушистый,

Ушами любит шевелить,

И прыгать очень быстро.

 Морковку любит пожевать,

 Из клетки любит наблюдать,
И что же это за зверек,

 Наш маленький трусишка. (Кролик).
- Сегодня мы поговорим о домашнем животном, которое называется кролик.
4. Объяснение нового материала. (Презентация «Кролик).
а) Происхождение кролика. 
Рассказ учителя:
Изначально кролики были дикими животными. Жили дикие кролики в норах, которые выкапывали в земле. Дикие кролики были очень осторожными, пугливыми животными. Днём они прятались в норах. А с вечера сбегались попастись и порезвиться. Кролики бегали друг за другом, прыгали вверх очень высоко и далеко. А помогали им делать такие прыжки крепкие и длинные задние ноги. 
Дикие кролики нападали на огороды людей и уничтожали весь урожай. Тогда человек решил сделать дикого кролика домашним. А ещё он увидел в нём не много пользы. А вот какую пользу приносить кролик человеку вы узнаете чуть позже.
б) Основные части тела.
- Давайте рассмотрим кролика.
- Назовите основные части тела кролика  (Голова, шея, туловище, ноги, хвост.).
- Давайте ещё раз прочитаем названия основных частей тела кролика. (Повторение).
в) Основные части головы.
- Назовите основные части головы.
г) Сравнение частей тела.
По размеру: голова; туловище; когда сидит, спинка немного сгорблена.
По форме: голова (какая?) вытянутая; уши; ноги передние и задние; хвост;
- Кролики имеют хороший слух. Поэтому когда они шевелят ушами, значит они прислушиваются.
- Глаза у кролика расположены по бокам головы, поэтому кролик хорошо видит опасность даже позади себя,  у кролика хороший нюх.  
- Кролики могут издавать голос. Они пищат. По этим звукам кролики понимают друг друга.
- Тело кролика покрыто кожей, на которой находится волосяной покров. Кролики имеют разную окраску.
д) Посмотрите какая у кролика шёрстка? (Гладкая, мягкая, тёплая, …).
Плотная шубка защищает кролика от холода зимой.
5. Зрительная гимнастика для снятия напряжения с глаз.
е) Питание кроликов.
- Кому приходилось ухаживать за кроликами?
- Что должно быть всегда у кролика? (Вода).
- Чем кормят кроликов летом? (зелёной травой). – А зимой? (Демонстрация сена).
- Что ещё любит кролик, вы узнаете, отгадав загадки.
Закопали в землю в мае,

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали.

Не одну нашли, а десять. (Картофель).
Корешок оранжевый под землей сидит,

Много витаминов он в себе хранит,

Помогает деткам здоровее стать,

Что это за овощ, можете сказать? (Морковь).
Висит на ветке колобок

,Блестит его румяный бок! (Яблоко)
Что за скрип? Что за хруст?

 Это что ещё за куст? Как же быть без хруста,

 Если я … (Капуста)
Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали , кто я? … (Свёкла)
- Морковь, картофель, свёкла, капуста, яблоки – это сочные корма. (Демонстрация овощей и табличка «сочные корма).).
Кроликам нельзя давать сочные корма по многу. Может заболеть живот.
- Зато кроликов полезно кормит зерновыми кормами: ячмень, пшеница, кукуруза. (Демонстрация).
6. Пальчиковая гимнастика «Найди лишний предмет».
- Ребята, у вас на парте баночки с сухим кормом для кроликов. Опустите пальчики в баночки с кормом и найдите фасоль. Она лишняя, так как кролики фасоль не едят.
ё) Польза для человека.
- Ребята, вы помните, почему человек приручил кроликов? (Они приносят пользу). 
- Правильно, от кроликов получают вкусное, нежное мясо.
- У кролика ценная шкурка, из которой изготавливают шапки, куртки, шубы. Все эти вещи очень тёплые. (Демонстрация).
- А так же у кролика тёплый и мягкий пух. Из пуха прядут нити, из которых потом вяжут пуховые вещи. (Демонстрация).
- Давайте повторим, какую пользу приносят кролики человеку. (Дети читают слайд).
ж) Разведение и уход за кроликами.
- Вы поняли, какое полезное животное – кролик. Поэтому люди их разводят не только на подворье, но и на кролиководческих фермах, устраивают крольчатники при школах в сёлах, где школьники учатся ухаживать за кроликами.
6. Закрепление изученного материала.

У меня для вас есть сюрприз (вносят клетку с кроликом)
Составление рассказа – описания о внешнем виде кролика. 
Задание: закончите предложения.
Кролик это - …(домашнее животное).
У кролика есть части тела: … (перечисление).
Кролик питается … (перечисление).
От кролика получают: … (перечисление).
Кроликов выращивают … (на подворье, при школах, на фермах).
Кролик очень … (перечисляют понравившиеся качества животного).
7.Итог урока.
- Назовите животное, с которым вы сегодня познакомились.
- Представителем, каких животных является кролик?
- На какое животное похож кролик своим внешним видом и повадками? (На зайца).
- На следующем уроке мы будем учиться различать этих животных.
Оценки. Рефлексия.
Кролик оставил вам гостинцы. Так как морковь полезна не только для кролика, но и для вас, ребята.
Д/З. Нарисовать кролика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Растения сада"

Урок предназначен для учащихся 3 класса школы с ОВЗ(интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" ,3 класс ( 1 вариант)

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека "" ,3 класс ( 1 вариант)...

Конспект урока по предмету Мир природы и человека на тему: "Правильное питание"

Конспект урока разработан для обучающихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями....

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" по теме "Дикие и домашние животные. Сравнение". 2 класс

Материал соответствует АООП по ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 1 вариант...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" для учащихся 2 класса на тему "Овощи"

Конспект урока предназначен для учащихся 2 класса с умственной отсталостью легкой степени...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека"

Тема: Корова. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди.Цель урока: Знакомство с образом жизни домашнего животного – коровой....

конспект урока по предмету "мир природы и человека"

Конспект урока по предмету "мир природы и человека", 3 класс...