Рабочая программа по миру природы и человека 1 класс (1 вариант) УП для учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
рабочая программа по природоведению

Петухова Светлана Александровна

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по миру природы и человека предназначена для учащихся 1 класса(1 вариант) с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_i_cheloveka.docx52.75 КБ

Предварительный просмотр:

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА 1 класс

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по миру природы и человека предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы по обучению грамоте и развитию речи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида под редакцией И.М. Бгажноковой, г. Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013 год.  

Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:

  • Учебник «Мир природы и человека» Н.Б. Матвеева, И.Я. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Часть 1 – М.: Просвещение, 2017г.
  • Учебник «Мир природы и человека»   Н.Б. Матвеева, И.Я. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова 1 класс . Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Часть 2 – М.: Просвещение, 2017г.

«Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Основная цель изучения предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

На уроках «мир природы и человека» используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Частично-поисковый или эвристический;
  • Исследовательский;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Работа с книгой;
  • Упражнение;
  • Самостоятельная работа;
  • Практическая работа;
  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Учебная экскурсия;
  • Предметный урок;
  • Домашняя учебная работа;
  • Индивидуальная работа;
  • Фронтальная работа;
  • Групповая работа;

2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися

Учебный предмет «Мир природы и человека»  ставит следующие задачи:

- Ознакомление с объектами и явлениями окружающего мира, причинно-следственными связями между природными явлениями и жизнью человека;

- Практическое взаимодействие обучающихся с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

- Накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира  через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

Содержание учебного предмета «мир природы и человека» в 1 классе имеет следующую структуру:

1. «Неживая природа»

2. «Сезонные изменения»

3. «Живая природа. Растения»

4. «Живая природа. Животные »

5. «Человек. Безопасное поведение».

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «мир природы и человека» входит в предметную область «Естествознание» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного учебного предмета в 1 классе 2 часа в неделю. Из них:

в    I  четверти -     ч              

во II четверти -      ч              

в  III  четверти -    ч              

в  IV четверти -     ч        Год -      ч

4. Результаты освоения учебного предмета

Личностные учебные действия:

  1. осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  2. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  3. положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  4. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  5. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  6. понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  7. готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

  1. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
  2. использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  3. обращаться за помощью и принимать помощь;
  4. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  5. сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  6. договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

  1. адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  2. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  3. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  4. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

К познавательным учебным действиям:

  1. выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  2. устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  3. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  4. пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  5. читать;
  6. писать;
  7. наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
  8. работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Личностные результаты освоения АООП отражают:

  1. положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
  2. проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
  3. расширение представлений о многообразии окружающего мира;
  4. доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
  5. первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
  6. умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
  7. оценка результатов своих действий и действий одноклассников, производимая совместно с учителем;
  8. слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
  9. ориентироваться в тетрадях, Прописях, альбомах;
  10. понимать с помощью учителя знаки, символы, схемы, приведённые в прописях, учебных пособиях, учебных материалах;
  11. под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
  12. осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;
  13. понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  14. слушать собеседника и понимать речь других;
  15. оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
  16. принимать участие в диалоге;
  17. принимать участие в работе парами и группами;
  18. оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

  • представлять взаимосвязь между изученными объектами и их месте в окружающем мире;
  • узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
  • соотносить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
  • знать отличительные существенные признаки групп объектов;
  • знать правила гигиены органов чувств;
  • соблюдать элементарные санитарно-гигиенических нормы;
  • выполнять доступные природоохранительные действия;
  • составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
  • адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

        В программе по предмету «мир природы и человека» обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.  Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по предмету в 1 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.

Минимальный уровень

  • правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
  • различать объекты живой и неживой природы;
  • выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
  • называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
  • называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
  • соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

Достаточный уровень

  • овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;
  • узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;
  • отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;
  • знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями;

В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа трех этапов:

1этап - стартовая диагностика.

Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.

2 этап- промежуточная диагностика

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.

3 этап – итоговая диагностика.

Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:

 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;

1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок,  выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции

с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.

Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.

5. Содержание учебного предмета

В программе «мир природа и человека» для младших классов выделяются разделы. Каждый из разделов программы нацелен на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:

Неживая природа. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы  по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и  Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.

Сезонные изменения. Осень. Зима.  Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза). Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).

«Живая природа. Растения». Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.

Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена.  Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.

«Живая природа. Животные». Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным.

Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины  и уединенности птиц на природе).

«Человек. Безопасное поведение». Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).  

 Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.

Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена  полости рта (чистка зубов, полоскание).

Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа).  Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых  впечатлений). Гигиена  органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов  чувств, соблюдение режима  работы и отдыха.

6. Тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Сроки

Наглядность

Словарная работа

Основные виды учебной деятельности

Неживая природа

1

Введение

экскурсия

2

Объекты живой и неживой природы.

предметные картинки    с3

природа

Различие объектов живой и неживой природы.

3

День и ночь.

предметные картинки   с7-9

день, ночь

Называние частей суток

4

Земля и солнце.

предметные картинки   с6

планета, звезда

Называние объектов неживой природы

5

Небо днём и ночью.

предметные картинки

небо, облака, солнце, луна, звезды

Различие неба в разное время суток

6

Сутки.

презентации   с10

восход, закат, сутки

Называние  частей суток

7

Значение солнца.

предметные картинки   с12

наблюдения

Называние  простейших взаимосвязей в природе

8

Солнце и жизнь растений.                      

предметные картинки

тепло, свет

Называние простейших взаимосвязей в природе

9

Занятия людей в течение суток.                            

предметные картинки   с11

режим дня

Употребление названий частей суток в своей речи

10

Обобщение полученных знаний по теме «Неживая природа».

сюжетные картинки, презентации

неживая природа

Различие объектов живой и неживой природы.

Сезонные изменения

1

Осень.

сюжетные картинки   с16

листопад

Наблюдение за изменениями в природе

2

Признаки осени.

предметные картинки  

с17-18

ясно, облачно, пасмурно

Называние признаков сезона

3

Занятия и одежда детей осенью.                          

предметные картинки  

с19-20

урожай, грибы

Составление описательного рассказа

4

Обобщение знаний по теме «Осень».

презентации

осень

Обобщение полученных знаний

5

Зима.

предметные картинки   с21

снегопад

Наблюдение за изменениями в природе

6

Признаки зимы.

предметные картинки  

с22-23

снег, снежинки

Называние признаков сезона

7

Одежда и занятия детей зимой.                          

предметные картинки   с24

коньки, хоккей

Составление описательного рассказа

8

Обобщение знаний по теме «Зима».

презентации

зима

Обобщение полученных знаний

9

Весна.

предметные картинки   с25

ручьи, почки

Наблюдение за изменениями в природе

10

Признаки весны.

предметные картинки  

 с26-28

сосульки, листья

Называние признаков сезона

11

Одежда и занятия детей весной.                            

предметные картинки   с29

велосипед

Сравнение одежды в разное время года

12

Обобщение знаний по теме «Весна».

предметные картинки

весна

Составление описательного рассказа

13

Лето.

предметные  картинки   с30

цветы

Наблюдение за изменениями в природе

14

Признаки лета.

предметные картинки  

с31-33

насекомые, ягоды

Называние признаков сезона

15

Одежда и занятия детей летом.                            

предметные картинки   с34

сандалии

Составление рассказа с опорой на личный опыт

16

Обобщение знаний по теме «Лето».

презентации

лето

Составление описательного рассказа

Живая природа. Растения

1

Растения.

предметные картинки   с37

лес, дерево, трава

Узнавание и называние знакомых растений

2

Строение и сходство растений.

Таблица   с38

корень, стебель, лист, цветок

Показывание и называние частей растения

3

Различие растений.

предметные картинки  

с39-40

корень, стебель, лист, цветок

Различение растений

4

Разнообразие цветов.

предметные картинки   с41

Цветы

Зарисовка цветов

5

Семена.

семена   с42-43

семена

Посадка семян

6

Плоды растений.

муляжи  

с44-45

плоды, овощи, фрукты

Описание плодов различных растений

7

Приспособление растений к сезонным изменениям в природе.

предметные картинки   с46

растения

Сравнение иллюстраций

8

Приспособления растений к разным условиям жизни.

предметные картинки   с47

страны

Сравнение иллюстраций

9

Обобщение полученных знаний по теме «Растения».

презентации   с48-49

растения

Обобщение полученных знаний

Живая природа. Животные

1

Животные.

предметные картинки   с50

звери, птицы, рыбы, насекомые

Узнавание и называние знакомых животных

2

Строение и сходство животных.

презентации  с51

голова, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост

Показывание и называние различий животных

3

Различие животных.

предметные картинки  

52-53

шерсть, перья, чешуя

Сравнение животных

4

Детёныши животных.

презентации   с54-55

детёныши

Дидактическая игра «Чья мама?»

5

Домашние животные.

презентации   с56

приручили

Дидактическая игра «Что даёт?»

6

Дикие животные.

презентации   с57

нора, дупло

Составление описательного рассказа

7

Приспособления животных к различным условиям жизни.

предметные картинки  

с58-59

тюлень, песец, олень

Анализ отличительных особенностей животных

8

Приспособления животных к временам года.

предметные картинки  

с60-61

жираф, носорог, верблюд, попугай

Рассматривание сюжетных картин

9

Обобщение полученных знаний по теме «Животные».

Презентации   с62

животные

Обобщение полученных знаний

Человек. Безопасное поведение  

1

Человек.                                                                

предметные картинки  

 с63-64

люди, возраст, пол

Называть свое имя, фамилию, возраст, пол.

2

Части тела человека.

иллюстрации   с65

голова, шея, туловище, руки, ноги

Называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.

3

Гигиенические навыки.                                        

сюжетные картинки  

с66-67

гигиена

Соблюдать основные гигиенические требования

4

Лицо человека.

предметные картинки  

с68-69

глаза, нос, рот, брови, уши

Называть и показывать части лица

5

Глаза.

презентации   с70-72

орган зрения, брови, веки, ресницы

Называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.

6

Уши.

презентации   с73-75

орган слуха

Называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.

7

Нос.

презентации   с76-78

обоняние, нос, запах, дыхание

Называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.

8

Рот.

презентации   с79-81

вкус, рот, язык

Называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.

9

Кожа.

презентации   с82-84

осязание, ожог, порез, кожа

Называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.

10

Осанка. Скелет и мышцы человека.

презентации    с85-86

скелет, мышцы

Называть части скелета

11

Обобщение полученных знаний по теме «Человек».

презентации

человек

Обобщение полученных знаний

7. Методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

1.        Учебная литература

•          учебник «Мир природы и человека» Н.Б.Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова

2.        Научно-методическая литература

•          Интернет ресурсы

3.        Литература для учащихся

•         учебник «Мир природы и человека» Н.Б.Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова

Материально-техническое обеспечение

Демонстрационные и печатные пособия

-Магнитная доска

-Плакат «Уголок природы»

-Картинки с изображением разных времён года

-Плакат «Домашние животные»

-Плакат «Овощи»

-Плакат «Фрукты»

-Плакат «Времена года»

-Наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с тематикой

-Плакат «Дикие и домашние животные»

-Плакат «Овощи, фрукты, ягоды»

-Плакат «Вода в природе»

Технические средства обучения

-Ноутбук

-Принтер

-Ксерокс

-Мультимедийный проектор

Таблица достижения предметных результатов обучения  по миру природы и человека в 1 классе (I полугодие)

Разделы

Планируемые результаты

Фамилия имя учащегося

Сезонные изме-

нения

Представления о взаимосвязях между изучаемыми объектами.

Неживая природа

Представления о назначении объектов изучения.

Адекватное взаимодействие с изучаемыми объектами.

Живая природа (человек)

Узнавание и называние изученных объектов.

Название сходных объектов.

Знание отличительных признаков групп объектов.

Ухаживание за комнатными растениями.

Кормление зимующих птиц.

Безопас-ное поведе-

ние

Знание требований к режиму дня.

Знание правил личной гигиены.

Средний бал

Тип оценки

Уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая прграмма по математике предназначена для учащихся 1 класса (1 вариант) для детей с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по речевой практике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по рисованию 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по рисованию предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по ритмике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по ритмике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по русскому языку 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по ручному труду 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....