Рабочая программа по природоведению для 5 класса (ОВЗ)
рабочая программа по природоведению (5 класс)

Захаркина Елена Станиславовна

Рабочая программа по природоведению для 5 класса ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_programma_2ch_prirodovedenie.docx353.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. А.С. Пушкина»

РАССМОТРЕНО                                                           СОГЛАСОВАНО

на заседании методического                               Заместитель директора по

объединения                                                         учебно-воспитательной работе

протокол №                                                          Балашова Н.Ф.

от «____» ___________2020г.                                     «____» _________ 2020г.                                                  

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

5 КЛАСС

Срок реализации: 1 год

  Разработчик:

учитель высшей квалификационной категории

                                                                 Захаркина Елена Станиславовна

г. Калуга

2020

  1. Пояснительная   записка

  1. Адаптированная рабочая программа по природоведению разработана на  основании следующих нормативно-правовых документов:
  1. Закона «Об образовании в РФ»;
  2. Программы по учебным предметам, ФГОС образование обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География./Т.М. Лифанова и др./ - М. Просвещение, 2018 год.
  3. Учебного плана образовательного учреждения.

Природоведение – интегрированный естественно-научный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии и других естественных наук.

  1. Цель:освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.
  2. Задачи курса природоведения:
  • сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
  • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природе;
  • формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;
  • формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
  • воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
  • воспитание социально значимых качеств личности;
  • формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни;
  • формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений).
  1. Принципы:
  • принцип коррекционной направленности в обучении;
  • принцип воспитывающей, развивающей корригирующей направленности;
  • принцип доступности обучения;
  • принцип систематичности и последовательности в обучении;
  • принцип наглядности в обучении;
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
  1. Типы уроков:
  • комбинированный
  • сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
  • формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
  • проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок) 
  • обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
  • экскурсия
  1. Основные технологии:
  • личностно-ориентированные
  • информационно-коммуникативные
  • здоровьесберегающие
  • игровые
  1. Методы обучения:
  • словестные (рассказ, беседа и др.);
  • наглядные (гербарии, коллекции, модели, муляжи, таблицы, фотографии, ТСО, презентации и видеоролики, и др.);
  • практические (работа по контурным картам, карточки с упражнениями и заданиями, лаб.работы, игры, наблюдения).
  1. Виды и формы организации учебного процесса:
  • Коллективная
  • Фронтальная
  • Групповая
  • Индивидуальная
  • Работа в парах

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).

При ознакомлении в начальных классах с окружающим миром у учеников формируются начальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года и их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.

Заложенный в программу обязательный минимум знаний обеспечивает преемственность на разных ступенях обучения школьников. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний об объектах природы и формировании первоначальных представлений о человеке как части Вселенной, о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у школьников с нарушениями интеллекта, так и экологическим требованиям современной жизни.

Таким образом, предлагаемый в программе минимум природоведческих знаний предоставляет возможность более успешного продолжения образования на последующих уровнях развития в процессе изучения географии и биологии.

В программе прослеживаются взаимосвязи с математикой, русским языком, с основами социальной жизни, физической культурой, изобразительным искусством, трудовой подготовкой.

      При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле.

    В разделе «Наш дом Земля» изучаются оболочки Земли. Содержания понятий атмосфера, литосфера и гидросфера, подлежат изучению без ознакомления с соответствующими терминами. В разделах «Воздух», «Полезные ископаемые», «Вода», «Почва» учащиеся знакомятся с основными свойствами воздуха, воды и почвы, видами полезных ископаемых, использованием в хоз-ой деятельности человека, мерами, принимаемыми для охраны природных ресурсов, обучающиеся получают первоначальные представления и понятия о поверхности Земли: суши (горы, равнины, холмы, овраги) и водоемов (ручьи, реки, озера, пруды, болота, моря и океаны).

      На уроке учитель используется глобус, физическую карту России и политическую карту мира, предназначенные для нач. школы для демонстрации форм поверхности Земли и расположение суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды – зеленый, коричневый и синий.

      В процессе изучения раздела «Есть на Земле страна Россия» предполагается сформировать у школьников элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией, как единым государством, ее городами, населением, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе обобщаются знания о своем родном крае, занятиями населения, достопримечательностями.  

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы адаптированная программа по природоведению в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

        Учебник: Т.М. Лифанова, Е.Н. Смирнова,  Природоведение: Учеб.для 5 класса.- М.: Просвещение, 2020.

  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.  

Личностные

Предметные

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование умения обращаться за помощью к учителю или к одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.).

-формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях, на прогулке, в парне, в столовой;

- формирование к готовности к самостоятельной жизни;

- формирование знаний о правилах поведения в быту и природе (соблюдение правил пользования в быту, правила проветривания помещения);

- формирования стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- формирование знаний безопасного (правильного) поведения в природе и быту (например: соблюдение техники безопасности при пользовании газовой плитой, проветривание помещений, мер, принимаемых для очистки воды и поддержание чистоты воздуха, измерение температуры воды, воздуха);

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями  нашей страны, достижениями науки (полеты в космос, переработа полезных ископаемых);

- формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны, формирование бережного отношения к природным богатствам (ресурсам) нашей страны – экологическое воспитание;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и развивающемся мире;

- развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и др.).

Минимальный уровень:

-узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела, осн-ые достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов, их роль в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть – горючие полезные ископаемые);

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

- соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя;

- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимания оценки педагога.

Достаточный уровень:

-  узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде, в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя;

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификаций (золото – полезное ископаемое, металлы, цветные (благородные) драгоценные металлы);

- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

- выделение существенных признаков групп объектов;

- знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

- участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

-  выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявления к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.  

  1. Содержание программы.

Адаптированная рабочая по курсу «Природоведение – НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» для 5 класса состоит из 3 основных разделов:

  • Вселенная
  • Наш дом – Земля
  • Есть на Земле страна Россия

Неживая природа (68ч.)

«Введение» - 2 ч.

     Что такое природоведение? Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Живая природа: растения, животные, человек.

«Вселенная» - 6 ч.

    Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце.

     Исследования космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос. Современные исследования.  

     Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.

Практические работы:

  • Зарисовки звездного неба
  • Формы Луны и Земли
  • Космического корабля

Экскурсия(планетарий, музей космонавтики, обсерватория) или наблюдение за звездным небом.

Межпредметные связи: мир природы и человека, русский язык, математика, изобразительная деятельность.

«Наш дом - Земля» - 44ч.

«ПланетаЗемля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера»  – 1ч.

«Воздух» - 10ч.

    Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.

    Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

    Движение воздуха. Теплый воздух легче холодного, он поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.

    Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.

    Состав воздуха. Кислород. Углекислый газ. Азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.

    Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).

Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

«Полезные ископаемые» - 14 ч.

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина. Внешний вид, свойства, добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые.

Торф. Внешний вид и свойства: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа. Добыча и использование.

    Каменный уголь. Внешний вид и свойства: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

    Нефть. Внешний вид и свойства: цвет, запах, текучесть, горючесть. Добыча. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и др. материалы.  

    Природный газ. Свойства: запах и горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые , используемые для получения металлов.

    Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.

    Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение.

    Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина. Внешний вид, использование.

    Охрана недр.

«Вода» - 14 ч.

    Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

    Свойство воды как жидкости: непостоянство формы, способность растворять некоторые твердые вещества. Учет и использование свойств воды.

    Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода.

    Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

    Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры – градус. Температура плавления льда и кипения воды.

     Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

     Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения).

     Значение воды в природе. Использование воды в быту, Промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды.

     Вода в природе: осадки, воды суши.

     Воды суши: ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.

     Охрана воды.

«Поверхность суши - почва» - 6ч.

Равнины, холмы, овраги. Горы.

    Почва – верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина, песок и соли – минеральная часть почвы.

     Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

     Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.

     Эрозия почв. Охрана почв.

Лабораторная работа

  • Давление и движение воздуха.  

Практические работы:

  • проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.
  •  Зарисовка форм поверхности суши
  • Составление таблицы «Полезные ископаемые».
  • Заполнение схемы «Воды суши».
  • Изготовление макетов форм поверхности суши.
  • Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».  

Экскурсия:

  • Экскурсия к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоемы).

Межпредметные связи:мир природы и человека, русский язык, ручной труд, изобразительная деятельность.

«Есть на Земле страна Россия» - 14 ч.

     Россия – Родина моя. Место России на карте мира.

     Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, горы КМВ, Озеро Байкал и Тамбукан, подземные минеральные воды, реки Волга, Енисей.

     Москва – столица России.

     Санкт-Петербург.

     Крупные города и их достопримечательности: Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток, Ставрополь, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Железноводск.

     Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Ярославль. Владимир. Города Золотого кольца.

     Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы Росси. Станица Ессентукская, с.Юца: поверхность, водоемы, занятия населения, достопримечательности.

     Обобщение раздела «Неживая природа» .

Практические работы:

  • Зарисовка государственного флага России
  • Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов)
  • Изготовление альбома «Россия – наша Родина!»
  • Нахождение России на политической карте
  • Составление рассказа о своем селе
  • Изготовление альбома «Наше село»

Экскурсии:  

  • Краеведческий музей
  • Музей села Юца

Межпредметные связи: русский язык, чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.

7.Критерии оценивания знания учащихся.

Оценка устных ответов

Устный опрос является одним из методов учета БУД  (ЗУН) для обучающихся с ОВЗ. При оценке устных ответов по естествознанию принимается во внимание:

  • Правильность ответов по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
  • Полнота ответа;
  • Умение практически применять свои знания;
  • Последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом на «5», но допускает неточности в подтверждении знаний примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи;  при работе с текстом допускает одну –две ошибки, которые исправляет с помощью учителя;

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знания и пониманиеосновных положений данной  темы , но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; нуждается в постоянной помощи учителя;

Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части изученного материала; допускает ошибки в формулировке ответа на вопрос, искажает их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1»  за устные ответы не ставится.

Оценка письменных работ

К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся самостоятельные работы, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, тестовые задания, и упражнения в рабочих тетрадях.

    Контрольные работы состоят из ответов на тестовые задания составленные учителем или ответов на вопросы в письменном виде.

8.Контроль  за знаниями обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов созданы в соответствии с психофизическими особенностями каждого класса.При оценивании знаний учащихся используется помощь со стороны учителя.

Контрольная работа

за 1 полугодие 20__-20__г.

по природоведению

ученика 5 класса

------------------------------------------    

  1. Словарный диктант:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5

  1. Сколько месяцев в году? Подчеркни правильный ответ.

        А) 10              б) 12              в) 20              

1

  1. Сколько дней в году?Подчеркни правильный ответ.

            А) 365             б) 412              в) 100

1

4.  Сколько часов в сутках?Подчеркни правильный ответ.

              А) 36            б) 24           в) 12  

1

  1. Из каких облаков идёт дождь? Подчеркни правильный ответ.

            А) перистые     б) слоистые       в)  кучевые

1

  1. Какую температуру воздуха показывают эти термометры? Подпиши.

А)                                              Б)                                         В)

img429

3

  1. Столица нашей Родины  - город ____________________.

1

  1. Заполните таблицу, распределив животных по группам.

Насекомые

Рыбы

Птицы

Звери

Слова: карп, сова, бабочка, окунь, белка, заяц, медведь, клёст, муравей, дятел, воробей, пчела, бурундук, щука, комар, акула.

16

  1. Подпишите, что  это ?

Деревья, кустарники, травы – это _______________________.

Звери, птицы, насекомые – это _______________________.

Дождь, снег, град - _____________________.

Сентябрь, октябрь, ноябрь - _______________________.

Весна, лето, осень, зима - _____________________.

5

Итоговое количество баллов

34

 Результат: «5»-от 27   до 34,       «4»-от 20 до 26   ,

         «3»-от 13 до  19  ,     «2»-ниже  12    .                                

Оценка

Контрольная работа

за 20__-20__ уч.год

по природоведению

учени___ 5 класса

 _____________________

 _____________________

  1. Словарный диктант____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

8

  1. Графический диктант «Животные леса».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

10

  1. Подчеркни животных морей и океанов.

Креветки, краб, скат, акула, цапля, кит, стрекоза, бобр, ондатра, дельфин, щука, жаба.

12

  1. Направлением стрелки покажи обитателей ЛУГА и ЛЕСА.

Ель

Сосна

Рябина

Одуванчик

Клевер

ЛУГ                        Перепел                                 ЛЕС

Бурый медведь

Белка

Дятел

Ромашка

Хомяк

11

  1. В   каком   ряду  перечислены   только   насекомоядные   птицы?    Зарисуй правильный кружок.
  • Скворец,   сова,   снегирь.
  • Ворона,   синица,   пустельга.
  • Сова,   канюк,   орёл.
  • Скворец,   синица,   мухоловка-пеструшка.

4

  1.  В какой стране вы живете? Подчеркни правильный ответ.

Америка          Украина         Москва

Ставрополь        Россия            Англия

6

7. В каком рядуправильноподписаны полевые культуры? Зарисуй кружочек в правильном ряду.

2.3.

     1.  

  • 1.Рожь.   2.пшеница.  3.   Ячмень
  • 1.Пшеница.   2.   Рожь.       3.   Овёс
  • 1.Пшеница.   2.   Ячмень.   3. Гречиха

3

Итоговое количество баллов

54

 Результат: «5»-от 49   до 54,       «4»-от 40 до 48   ,

 «3»-от 32  до  39 ,     «2»-ниже  32.          Оценка

Контрольная работа

за 20___-20___ уч.год

по природоведению

учени___ 5 класса

 _____________________

 _____________________

  1. Словарный диктант_________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

8

  1. Графический диктант «Животные леса».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

10

3.Полезные ископаемые. Подпиши значки.

   - _________________________

        - _________________________

        - _________________________

        - _________________________

4

4.Подчеркните столицу России.

Ставрополь         Париж         Москва        Ессентуки

4

5.Благоприятные явления погоды подчеркните прямой линией, неблагоприятные – волнистой:

Буря, дождь, град, туман, ураган, снегопад, метель, гроза, роса.

9

6.Приведите примеры растений широко распространённых в нашей местности.

Деревья _____________________________________________________________.

 Кустарники _________________________________________________________.

 Травы ______________________________________________________________.

9

7.Приведите примеры животных встречающихся в нашей местности.

Травоядные звери ______________________________________________________.

 Хищные звери _________________________________________________________.

 Птицы _______________________________________________________________.

 Рыбы ________________________________________________________________.

9

8. К природному комплексу «болото» относятся следующие компоненты (заштрихуй  кружок в правильном кругу):

  • Ландыши, белка, жаворонок, луговая почва;
  • Лягушка, ужи, торфяная почва, цапли, осока;
  • Синица, гадюка, ландыш, ель, бурые почвы.

3

8. Итоговое количество баллов

56

 Результат: «5»-от 51   до 56,       «4»-от 42 до 50   ,

 «3»-от 34 до  41  ,     «2»-ниже  33.          Оценка

9.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 5-9 классы, Вариант 1, М.: Просвещение, 2018г.
  2. Т.М. Лифанова, Е.Н. Смирнова,  Природоведение: Учеб.для 5 класса.- М.: Просвещение, 2018.
  3. Сухаревская Е. Ю., Занимательное естествознание. Жизнь на Земле: Учебно-методическое пособие для учителей. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2003 г.
  4.  Экологические сказки: Пособие для учителей 1-6 класс, сост. Г. А. Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2005г.
  5. Лифанова Т. Ф., Дидактические игры на уроках естествознания.- Москва, 2001
  6. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание.- Ростов-на Дону; Изд-во «Учитель», 2003 г.
  7. Зайцев Г. К. Твое здоровье: Укрепление организма; Детство-пресс, 1999.
  8. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»; М.: ВАКО, 2004.
  9. Природоведение. 5 класс : учеб. Для специальных(коррекц.) образоват. учреждений 8 вида / Т. М. Лифанова, Е.Н. Соломина.- М.: Просвещение, 2011.

Интернет – ресурсы:

  1. Российский общеобразовательный порталhttp://school.edu.ru
  2. Большая перемена www.newseducation.ru
  3. Федерация интернет-образования www.fio.ru
  4. Сетевое объединение методистов http://som.fio.ru/
  5. Учитель.ru  http://teacher.fio.ru
  6. Социальная сеть работников образованияnsportal.ru
  7. http://tana/ucoz.ru - современные уроки природоведения
  8. http://pedsovet.su – методические материалы для уроков природоведения
  9. http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  10. http://www.uchportal.ru – учительский портал
  11. http://festival.1sentember – фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  12. http://moi-sat.ru – портал «Мой университет», факультет коррекционной педагогики
  13. http://www.proshkolu.ru/club/zhisn/list клуб учителей коррекционных школ
  14. http://pedsovet.su/load/344 – материалы для коррекционных школ и классов, биология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению для 5 класса по учебнику Плешакова А.А. и Сонина Н.И....

Рабочая программа по природоведению 5 класс.Автор Овчарова.

Рабочая программа и тематическое планирование  составлены по  учебнику Овчаровой....

рабочая программа по природоведению 5 класс

рабочая программа по природоведению 5 класс...