Программа внеурочной деятельности
учебно-методический материал по технологии

Поделки своими руками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podelki_svoimi_rukami.docx538.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Школа –интернат»  д .Березовка, ул. Новая,1

Программа по внеурочной деятельности

ПОДЕЛКИ СВОИМИ РУКАМИ


Возраст обучающихся: 9-12 лет



Разработала Закариева Флорида Мухарамовна                                          

учитель начальных классов


\


д.Березовка


2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тип программы: модифицированная

Вид программы: общеразвивающая

Направление программы: художественное

Данная программа призвана научить детей основным приемам работы с бумагой, тканью, подручными средствами, побудить творческую деятельность ребенка, найти себя в мире творчества и раскрыть свои возможности.

Средний возраст обучающихся 9– 12 лет. Дети этого возраста любят вырезать, клеить, рисовать.мастерить. В процессе этой деятельности происходит развитие психики детей, внимания, памяти, аккуратности, формируются личностные качества.

Духовное развитие человека совершенствуется всю его жизнь. В школьные годы этот процесс наиболее интенсивен, так как происходит развитие и становление личности. У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого, формирует у обучающихся эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству.

Работа с разными материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться, обладает эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. Поэтому так важно создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Программа "Поделки своими руками" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Она предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, фантазии и интуиции. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, и с окружающим миром. Ребенок здесь имеет дело с самыми различными материалами и процессами. Перед ним не только краски, карандаши, но и картон, бумага, ткань, природные и подручные материалы. Во время работы дети режут, клеят, придают форму, шьют, плетут, рисуют.

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

создать условия для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Обучающие:

* закреплять и расширять знания, полученные на уроках в школе, способствовать их систематизации;

* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;

Воспитательные:

* осуществлять трудовое и эстетическое воспитание детей;

* добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

Развивающие:

* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству; * формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;

* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.

Все задания и упражнения предполагают развитие у обучающихся четкой организации своей работы. Это поможет детям выявить собственные задатки и способности, поскольку такие занятия стимулируют их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

Важнейшим условием эстетического воспитания является приобщение детей к народному искусству. Все занятия должны проводиться в приятной атмосфере творческого созидания.

Народное искусство обладает сильным эмоциональным воздействием на психику ребенка. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.                                     Покидая детство, ребенок должен унести с собой во взрослую жизнь вечно живую тайну природы, добрый мир животных и растений, тайный мир сказок и легенд. На это и направлена данная программа.

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Обучение по программе «Поделки своими руками» осуществляется привычных условиях, на базе учебного кабинета, в процессе творческой деятельности. Данная программа предполагает соединение труда и творчества, что обеспечивает решение практических, познавательных и воспитательных задач.

Все поделки детей функциональны: ими можно украсить интерьер, их можно использовать в качестве подарка, ими можно играть.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности.

Основу организации образовательного и воспитательного процессов составляет принцип:

– спиралевидности, в соответствии с которым формирование у обучающихся метапредметных умений происходит последовательно, постепенно, с каждым разом усложняя вид деятельности.

Все задания соответствуют по сложности детям младшего школьного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и воспитывает уверенность в себе.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Программа рассчитана на 26 часов: 2 раза в неделю по 1 часу. Набор детей свободный. В группы принимаются все желающие без предварительного отбора. Количество обучающихся в группах не более 10-12 человек, т.к. каждый этап работы требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

* беседы;

* практические занятия с элементами исследования;

* тренировочные упражнения;

* практическая творческая работа;

* выставка работ обучающихся.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ

* развивающее обучение;

* интернет - технологии;

* технология креативности;

* технология обучения в сотрудничестве.


ХАРАКТЕРИСТИКА ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗВАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)

Обучающиеся узнают:

* название и назначение материалов – бумага, ткань, природные материалы;

* название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла.

* правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

* правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

* анализировать под руководством педагога технологию изделия (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

* экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, склеивать мелкие предметы.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

Обучающиеся получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи друг другу.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

Обучающиеся получат возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

Обучающиеся получат возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе в условиях творческого процесса.

ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Знания, умения и навыки обучающихся контролируются в ходе практических работ, на итоговых занятиях по темам, где широко применяется такая форма контроля, как взаимопроверка и самоконтроль.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Форма подведения итогов реализации программы: выставки детских работ, поделки – сувениры в качестве подарков, участие в конкурсах (различного уровня) творческих работ.


I. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

темы разделов программы

кол-во часов

ВСЕГО

теор

практ

1

Введение

2

2

2

Бумагопластика

8

2

6

3

Работа со стазами

6

1

5

4

Работа с природным и подручным материалом

10

2

8


II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

наименование раздела, тема занятия

кол-во час

в т.ч.

теор

прак

1

ВВЕДЕНИЕ

2

2

1.1

Вводное занятие. Виды декоративно – прикладного искусства.

2

2

2

БУМАГОПЛАСТИКА

8

2

6

2.1

Кашпо

2

1

1

2.2

История плетения, как ремесла. Плетение из шпагата

Освоение процесса плетения шпагатом

2

1

1

2.3

Освоение техники плетения несколькими способами. Украшение изделия

2

2.4

Плетение изделия на свободную тему

2

3

Работа со стразами

6

1

5

3.1

. Инструменты для приклеивания страз.. Техника безопасности при работе со стразами и инструментами.

Изготовление изготовление шкатулок.

2

1

1

3.2

Техника приклевания  страз. Техника безопасности при работе со стразами и инструментами

2

2

3.3

Изготовление изготовление шкатулок.

2

2

4

РАБОТА С ПРИРОДНЫМ И ПОДРУЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ

10

2

8

4.1

Виды природного материала для поделок. Виды подручного материала

2

2

4.2

Выполнение работ из природных материалов

2

2

4.3

Выполнение работ из подручных материалов

2

2

4.4

Панно из семечек подсолнуха (фасоли) – коллективная работа

2

2

4.5

Выставка работ

2

2



IV. Дидактическое обеспечение курса

Для осуществления учебного процесса по программе «Поделки своими руками» необходимы:

- наглядные пособия:

* образцы работ с выставок;

* фотоматериалы, видеозаписи и иллюстрации;

* карты-трафареты, технологические карты изготовления работ;

* учебные пособия по работе с природными материалами;

* инструкции по технике безопасности, журнал инструктажей.

- ТСО:

* персональный компьютер;

* экран;

* проектор

V. Методическое обеспечение программы

В воспитании младших школьников большое значение имеет продуктивные виды деятельности.

Основные методы, используемые в работе:

* словесные

* наглядные

* игровые

* практические.

В зависимости: от возраста, значения уровней развития зависит место каждого метода обучения.

Большую роль играет словесный метод, он:

* позволяет рассказать теорию,

* дать знания

* дать правильную и четкую инструкцию.

Важным методом является и наглядный метод. Главная роль метода – показ педагогом творчества с практической деятельностью ребенка. Важно, чтобы:

* обучающиеся умели работать с бумагой, тканями, природными и подручными материалами.

* младшие школьники могли самостоятельно применять умения и навыки работы с различными видами материалов для изготовления поделок.

Игровой метод. Большое значение для развития интереса у детей к занятиям имеют сюжетно – ролевые игры, когда вместе с педагогом дети планируют применение этих поделок для постановки какой-то сказки или игры, а также в качестве подарка своим близким. Через игру происходит вхождение детей в социум и знакомство с явлениями окружающего мира.

Практическим методом:

* отрабатываются все знания и умения детей;

* происходит закрепление знаний и умений,

* формируется мелкая моторика,

* формируется мыслительная операция.

- методические разработки занятий и мероприятий

VI. Материально – техническое обеспечение курса

Занятия курса «Поделки своими руками» проводятся в оборудованном кабинете, отвечающем санитарно – гигиеническим требованиям, где имеется хорошее дневное и вечернее освещение. Люминесцентные лампы обеспечивают общее освещение, близкое к естественному свету, что очень важно при подборе ниток для вышивки или декоративной отделки. В перерывах между занятиями помещение проветривается, температурный режим поддерживается в пределах от +17 до +20 °С. Кабинет оснащен посадочными местами по количеству обучающихся, рабочим местом педагога.

Площадь кабинета достаточна для проведения занятий с группой 15 человек. Рабочие места организованы таким образом, чтобы обучающиеся сидели, не стесняя друг друга, за каждым закреплено определённое место.

В работе по изготовлению поделок необходимы принадлежности и расходные материалы:

* ножницы для бумаги и ткани;

* цветные нитки для вышивания;

* наборы бумаги;

* клей ПВА; клей пистолет

* вязальная спица;

* салфетки;

* природный и подручный материал.

Все необходимые принадлежности и расходные материалы приобретаются самими обучающимися

   

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Белякова О.В. Поделки из природных материалов. - М.: АСТ- Москва, 2010 - 316 с.

2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992

3. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993- 45 с.

4. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: «Скрипторий 2003», 2007 – 39 с.

5. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс, 2004 – 67 с.

6. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 – 87с.

7. Коллекция идей: журнал для умелых ребят. - М.: ЗАО Эдипресс-Конлига, 2010

8. Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2011 – 80 с.

9. Оригинальные картины из зерен / сост. Гаравская Д.М. Кеймина В.А Кошки и собаки, Контэнт, 2009. - 64 с.

10. Перевертень Г.И. Аппликации из цедры и шелухи лука. Поделки своими руками. - Донецк: Издательство АСТ, Сталкер, 2004 – 14 с.

11. Перевертень Г.И. Чудеса из пуха растений. Поделки своими руками. - Донецк: ООО Издательство АСТ, Сталкер, 2004 – 14с.

12. Уникальные картины из зерен, Цветы и букеты / под ред. Е. Зуевской, Контэнт, 2011 - 48 с.

13. Утц Аннетта. Учимся мастерить. 100 потрясающих игр и поделок. - М.: Изд-во Эксмо, 2002 – 128 с.

14. Что можно сделать из природного материала / сост. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Книга для воспитателя. - 2-е издание дораб.- М.: Просвещение, 1991 - 175 с.

                                                                                                                                            Приложение
C:\Users\1\Desktop\поделки\20220317_121000.jpg

Работа учащегося «Цветочная композиция» Выполнила ученица  Нурмухаметова Дина

C:\Users\ФСБ\Desktop\поделки\20220317_121305.jpg

  Работа обучающегося « Цветочная композиция»                                         Выполнила ученица     2  класса Ишкинина Самира

C:\Users\ФСБ\Desktop\поделки\20220128_082358.jpg       C:\Users\ФСБ\Desktop\поделки\20220317_121725.jpg

Коллективная работа.          Работа обучающегося     «Шкатулки»                                                         Выполнил: Сагдиев Айнур  ученик  5 класса

C:\Users\ФСБ\Desktop\поделки\20211221_105304.jpg       C:\Users\1\Desktop\поделки\20220317_122201.jpg   

       Коллективная работа                Работа обучающегося «Матрёшки»

                                                           Выполнил ученик 2 класса Фазылов Артём

C:\Users\1\Desktop\поделки\20220317_121049.jpg

Работа учащегося «Подарок»

Выполнил ученик 2 класса

Давыдов Валентин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...