Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе «Полезные ископаемые»
презентация к уроку по природоведению
Создание условий для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми, их применением, некоторыми свойствами; способствовать формированию представлений учащихся о подземных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученных информаций; развитию интереса к предмету "Окружающий мир"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе «Полезные ископаемые» Дата: 17.03.2024 УМК: «Школа России» Тип урока: Открытие нового знания Цель: создать условия для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми, их применением, некоторыми свойствами; способствовать формированию представлений учащихся о подземных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученных информаций; развитию интереса к предмету «окружающий мир». Задачи урока: Образовательная: Познакомить учащихся с разнообразием полезных ископаемых. Развивающая: Развивать мышление, память, речь учащихся, умение выделять главное. Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Планируемые результаты: Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная. Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, , раздаточный материал. | ||||||
Этап урока | Образовательная задача урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы контроля | Метапредметные, личностные результаты |
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) (2 мин) | Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения требований у учебной деятельности. | Прием мотивации к учебной деятельности. | (На доске карта РФ) (СЛАЙД) Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Человек и время года – Это всё вокруг …. - Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нам нужно изучать предмет «Окружающий мир»? | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Размышляют над стихотворением. Природа Отвечают | Внешний контроль | Познавательные: Умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков Личностные: Мотивация к обучению. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действие (5 мин) | Организация, фиксирование каждым из учащихся индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Задания | - Сегодня мы опять попадем в удивительный окружающий нас мир и постараемся узнать о нем много нового. - Но сначала давайте вспомним изученный материал. - В рамках повторения мы пройдем викторину, каждый вопрос которой начинается словами «Верно ли, что…?» -За каждый правильный ответ в течении сегодняшнего урока вы будете получать алмаз! (подходят к интер доске, нажимают на любой вопрос, отвечают) 1) Верно ли, что раздел, который мы изучаем называется «Чему учит экология?» 2) Верно ли, что всё, что нужно людям для жизни, называют потребностями? 3) Верно ли, что парикмахер и врач производят товары? 4) Верно ли, что труд не нужен для производства товаров? 5) Верно ли, что природные богатства не надо беречь, они бесконечны? 6) Верно ли, что трудовой успех людей зависит от образования и здоровья? 7) Верно ли, что сельское хозяйство – это часть экономики. 8) Верно ли, что растениеводство – это ухаживание за всеми растениями вокруг? 9) Верно ли, что культурные растения – это только цветы. 10) Верно ли, что для экономики полезны только сельскохозяйственные профессии людей? - Молодцы! - Посмотрите на выставку и скажите, пожалуйста, что это? - Что вы можете сказать о них? | О т в е т ы: 1. нет, «Чему учит экономика» 2. верно 3. нет, они предоставляют услуги 4. нет, труд необходим 5. не, их надо беречь 6. да 7. да 8. нет, это выращивание культурных растений 9. нет, это растения, которые специально выращивает человек 10.нет, важны все профессии Полезные ископаемые ничего | Самоконтроль | Коммуникативн: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменно. Речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
3.Выявление места и причины затруднения (1 мин) | Организация анализа возникшей ситуации и осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | Проблемная ситуация | -Почему возникло затруднение? -А почему мы не можем сейчас подробно рассказать? | Потому что не проходили эту тему. | Внешний контроль | Регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему. Личностные: Интерес к освоению новых знаний и способов действий. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (2мин) | Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации | Подводящий диалог | - Какая тема нашего урока? (СЛАЙД) - Какие задачи перед собой мы можем поставить? 1.Узнать, что такое полезные ископаемые. 2.Познакомиться с группами полезных ископаемых. 3. Узнать, для чего и как добывают полезные ископаемые. 4. Узнать, как называются места, где залегают полезные ископаемые. 5. Познакомиться с профессией людей, которые добывают полезные ископаемые. - Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос: Можно ли обойтись без полезных ископаемых? | «Полезные ископаемые» Познакомиться с разнообразием полезных ископаемых. | Внешний контроль | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные: Умение отстаивать собственную точку зрения. |
5. Реализация построенного проекта (10мин) | Построение учащимися нового способа действия и формирование умений применять его при решении задач | Беседа Частично-поисковый Исследовательский | 1) Итак, тема сегодняшнего урока – Полезные ископаемые. - От какого слово произошло слово «ископаемые»? -Сделаем промежуточный вывод: Значит, основной способ их добычи – выкопать, достать из земли. - Почему они полезные? - Что такое полезные ископаемые? Полезные ископаемые – это богатства земных глубин, которые человек использует в хозяйстве. (учеб. стр. 46) 2) Перед вами разные виды полезных ископаемых (на парте у доски выставка коллекций). Они имеют разный цвет, свойства и область применения. Что вы помните о них? (демонстрация и названия разных полезных ископаемых) 3)-А сейчас представим, что мы – ученые и находимся в научной лаборатории. Нам нужно исследовать полезные ископаемые. Группа ученых, сидящих за одной партой, получают для исследования полезное ископаемое. (нужно раздать ископаемое и план изучения) Вам нужно внешне изучить и результаты исследования записать. (показать план, объяснить). -ТБ: после исследования ископаемого протереть руки влажной салфеткой! -Через 2 минуты каждая группа докладывает об исследовании! Каменный уголь Известняк Железная руда Гранит Песок (отдают карточки вместе с полезным ископаемым, которые выставляются на демонстрационную парту) - Сейчас, всей нашей научной группой мы исследуем очень важное полезное ископаемое – нефть! (ученик-лаборант записывает исследование на карточку) Цвет – темно-коричневый, Состояние – жидкое, маслянистое; - лёгкое (смешать с водой); - с резким запахом (дать нюхать) - - ГАЗ Цвет – бесцветный, Состояние – газ; - лёгкое - без запаха (специально добавляют неприятный запах, чтобы человек не умер от отравления)
-Очень плодотворно поработала наша исследовательская лаборатория!!! | От слова «копать» Приносят пользу людям. Называют Черный Твердый Плотный Тяжелый Без запаха Белый (серый) Твердый Плотный Легкий Без запаха Темно-коричневая Твердая Плотная Тяжелая Без запаха Серый-красный Твердый Плотный Тяжелый Без запаха Светло-желтый Твердый Сыпучий Тяжелый Без запаха Записывает, смотрят, нюхают | Внешний контроль Взаимоконтроль,самоконтроль | Познавательные:Формировать умение находить в учебнике необходимую информацию. Личностные: Умение вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения задачи. |
Физминутка (1мин) | Создание условий для психо- эмоциональной разгрузки. | Выполнение физических упражнений под музыку. | Выполнение упражнений под музыку, повторяя за учителем. | Самоконтроль | Регулятивные: умение контролировать себя и свои действия. Личностные: Установка на здоровый образ жизни. | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (10 мин) | Применение нового способа действия при решении типовых задач | Практический метод | 1)- В начале урока мы сказали, что ископаемые являются для человека полезными. Для чего же добывают полезные ископаемые? - Человек не может обходиться без строительных материалов, а для изготовления кирпича и бетона необходимы глина, песок, известняк. Гранит также используется в строительстве. - Для обогрева домов и работы предприятий нужно топливо, которое производят из угля, нефти и газа. (обратить внимание на карту с нефтью) - Автомобили работают на бензине, который производят из нефти. - Из железной руды производят сплавы металлов, без которых мы не представляем свою жизнь. - Добывают также драгоценные металлы и камни: золото, алмазы и др. 2) Выполняем задание в РТ стр. 29 (выполняем в РТ и на интерактивной доске) 3) Кто знает, как же добывают полезные ископаемые? - Прочитайте в учебнике текст на с. 48. как называются места, где залегают полезные ископаемые. - (СЛАЙДЫ) Кто же находит эти месторождения? (расскажет…………..) -Железную руду, гранит, песок добывают из недр Земли и на ее поверхности. Для этого роют большие котлованы (карьеры) и экскаватором вычерпывают полезное ископаемое. -Для добычи угля роют глубокие шахты, в которых устанавливают подъемные механизмы. О шахтерах… -Для добычи нефти и газа строят буровые установки и бурят скважины. О нефтяниках… | На доске и РТ выполняют задание Отвечают Месторождения Заранее готовый ученик о геологах Заранее готовый ученик о шахтерах Заранее готовый ученик о нефтяниках | Взаимоконтроль,самоконтроль. | Познавательные: умение структурировать знания. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. |
7. Самостоятельная работа с проверкой (4мин) | Применение нового знания в типовых заданиях | Практический метод | Давайте проверим, хорошо ли вы запомнили названия и область применения полезных ископаемых. - Перед нами Черный ящик. Желающие не глядя достают полезное ископаемое, говорят название, и где его применяют. | Достают нефть, газ, уголь, известняк, железную руду, гранит, песок | Взаимоконтроль,самоконтроль. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено. Личностные: Самоконтроль и самоопределение |
8. Включение в систему знаний и повторение (3мин) | Повторение и закрепление ранее изученного, выявление границы применимости нового знания | Задача | - Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? - А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? | Объемы полезных ископаемых не безграничны. Нужно бережно относиться к их использованию. | Самоконтроль | Познавательные: структурирование знаний. Личностные: Самоконтроль |
9. Рефлексия (2 мин) | Самооценка учащимися своей учебной деятельности | Беседа | В начале урока мы ставили перед собой задачи. - Мы узнали, что полез.ископ – это….. - Скажите, а можем ли мы сейчас обойтись без полезных ископаемых? - Выскажите свои мысли, начиная фразой… (СЛАЙД) - Улыбнитесь, если вы довольны своей работой на уроке! Спасибо. Урок окончен. Оценки…. | Богатства земных глубин, кот.использует человек. Нет | Самоконтроль | Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Личностные: Самооценка и самоопределение |
10. Д/З | НЕТ !!! | |||||
Критерий исследования | Результат | Критерий исследования | Результат | ||
Название полезного ископаемого | Название полезного ископаемого | ||||
Цвет | Цвет | ||||
Состояние и плотность (твердое-жидкое, плотное-пористое, тяжелое-лёгкое, с запахом-без запаха) | Состояние и плотность (твердое-жидкое, плотное- пористое, тяжелое-лёгкое, с запахом-без запаха) | ||||
Условное обозначение на карте | Условное обозначение на карте | ||||
Где в России добывается? | Где в России добывается? |
Исследование полезного ископаемого Исследование полезного ископаемого
Геологи изучают и ищут полезные ископаемые. Работа у геологов очень интересная, но и трудная. Им долго приходиться жить вдали от дома: в тайге, в горах, в пустыне. | Шахтёры трудятся на глубине много сотен метров. Это работа очень трудная и опасная. Только здоровые, выносливые и смелые люди могут овладеть этой профессией. |
Нефтяники добывают нефть из недр земли. Чтобы стать нефтяником, нужно иметь склонность к техническим наукам. Люди этой профессии долго живут вдали от дома, обслуживая нефтяную установку. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Верно ли, что….?» 14.12.2023 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
14.12.2023 3
14.12.2023 4 Кто и как добывают полезные ископаемые? Геологи
14.12.2023 5 Как добывают полезные ископаемые? Для добычи песка, глины, известняка, железной руды роют большие котлованы (карьеры).
14.12.2023 6 Для добычи угля роют глубокие шахты , в которых устанавливают подъемные механизмы. Шахтёры
14.12.2023 7 Для добычи нефти и газа строят буровые установки и бурят скважины, как на суше, так и в море. Нефтяники
Я повторил запомнил узнал Подумайте и выскажите свои мысли, начиная любой фразой:
14.12.2023 9 Верно ли, что раздел, который мы изучаем называется «Чему учит экология?»
14.12.2023 10 Верно ли, что всё, что нужно людям для жизни, называют потребностями?
14.12.2023 11 Верно ли, что парикмахер и врач производят товары?
14.12.2023 12 Верно ли, что труд не нужен для производства товаров?
14.12.2023 13 Верно ли, что природные богатства не надо беречь, они бесконечны?
14.12.2023 14 Верно ли, что трудовой успех людей зависит от образования и здоровья?
14.12.2023 15 Верно ли, что сельское хозяйство – это часть экономики.
14.12.2023 16 Верно ли, что растениеводство – это ухаживание за всеми растениями вокруг?
14.12.2023 17 Верно ли, что культурные растения – это только цветы.
14.12.2023 18 Верно ли, что для экономики полезны только сельскохозяйственные профессии людей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс с применением технологии критического мышления
Предмет: историяКласс: 5Тема урока: Древнейшая Греция.Тип урока: комбинированный урокДлительность: 40 минутТехнология – Технология критического мышления через чтение и письмо....

технологическая карта урока "Австралия. Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые"
Урок "Австралия. Географическое положение материка. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые" , 7 класс по ФГОС. На уроке представлена как индивидуальная, так и групповая фо...

технологическая карта урока географии "Транспорт мира" в соответствии с ФГОС
Данная технологическая карта урока географии по теме "Транспорт мира" составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Задания для групп помогут организовать разнообразную деятельность учащихся на уроке:...
Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЖИВОЙ МИР 1 КЛАСС....
Технологическая карта урока по окружающему миру "Разнообразие растений"
Методический материал...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: «Окружающий природный мир»
Предмет: «Окружающий природный мир »Класс: дополнительный 1 класс (для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР...
Технологическая карта урока "Объекты окружающего мира"
Урок "Объекты окружающего мира"...






