Главные вкладки

    программа " развитие внимания младшего школьника"
    методическая разработка по психологии на тему

     

    Занятие 1. “Давайте познакомимся”

    Цель занятия:создание атмосферы психологического комфорта в группе, снятие напряженности, знакомство ведущего с детьми.
    Вступление. Научить ритуалу приветствияв группе – дети стоят в кругу. Начиная с ведущего, передают по кругу рукопожатие (слева направо). Узнают имена членов группы.

    Игра “Дракон, кусающий свой хвост”

    Цель- снятие напряжения, скованности.

    Дети встают в цепочку. Держат друг друга за пояс. Ведущий показывает, кто “голова”, а кто “хвост”. Задача “хвоста” убежать от “головы” и не порвать цепочку. Игра проходит под музыку. Через 2 мин. голова и хвост меняются ролями.

    Игра “Марш в угол!”

    Цель - познакомить членов группы друг с другом.
    Стимульный материал для игры:
    Кто родился в Петербурге, а кто в другом городе?
    У кого есть родные братья и сестры, а у кого нет?
    Кто любит ходить в школу, а кто нет?
    У кого дома есть питомец, а кого нет?
    Кто ходит в кружок, а кто нет?

    Объяснить детям, что группа сейчас все время будет делиться на две части по разным признакам. Задается вопрос “Кто родился в Петербурге марш в правый угол”, “кто родился в другом городе – марш в левый угол” и. т.д.
    После каждого деления просим детей замечать, кто с ними в группе. Можно предложить детям самим задать вопрос группе.
    По окончании в кругу вспоминаем, кто, где родился, у кого есть собака и пр.

    Выход из занятия.Спросить у детей, что им больше всего понравилось. Научить ритуалу прощаниягруппы – все встают в круг, берутся за руки и хором говорят “до свидания!”.

    Занятие 2. “Мы все замечаем!”

    Цель занятия:увеличение объема внимания, развитие концентрации внимания.

    Ритуал приветствия.

    Упражнение “Чего не хватает?”

    Цель – усиление концентрации внимания.
    Стимульный материал для упражнения: 2 набора “найди отличия”.
    Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 рисунка и задание: найти в них отличия. Время выполнения 3 мин.

    Игра “Акустики”

    Цель – развитие способности концентрировать внимание на одном виде деятельности.
    Дети садятся в круг. Ведущий дает задание: ”Закройте глаза и внимательно слушайте, что происходит в коридоре”. Через минуту происходит опрос. Затем слушаем, что происходит в кабинете. Затем, что происходит за окном.

    Игра “Зоопарк”

    Цель – увеличение объема зрительного внимания.
    Стимульный материал для игры: поле из 12 клеток (лист А4) и набор карточек с животными (12 шт.)
    Задача детей запоминать, в какой клетке живет, какое животное. Предъявляется поле с 4 животными (на 30 сек). С каждым показом число животных увеличивается.
    Ритуал прощания.

    Занятие 3. “Фигаро здесь, Фигаро там”.

    Цель занятия:тренировка переключения и распределения внимания.
    Ритуал приветствия.

    Упражнение “Квадрат”

    Цель – тренировка распределения зрительного внимания.
    Стимульный материал для упражнения: поле из 12 клеток (лист А4), бумага, пишущие принадлежности.
    Детям предъявляется поле, на котором в случайном порядке расставлены числа от 1 до 16. Задача детей как можно быстрее расставить числа в возрастающем порядке. Задание выполняется индивидуально на своем листе. Тот, кто закончил, показывает ведущему. После первых трех правильных ответов игра останавливается.

    Игра “Пишущая машинка”

    Цель – тренировка активного внимания.
    Каждому ребенку присваивается одна буква. Ведущий называет слово. Если в этом слове есть буква, которая ему присвоена, ребенок должен выйти к доске.
    Слова для игры: еж, дом, папа, цирк, каша, рама, рука, вода, бык, герб, заря, сон.
    Буквы: е, ж, д, о, м, п, а, ц, и, р, к, ш, у, в, б, ы, г, з, я, с, н.

    Упражнение “Четыре стихии”

    Цель – развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией.
    Дети слушают ведущего, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам.
    Далее дети начинают бегать по кругу, но как только звучит команда, застывают в определенной позе. Невнимательные выбывают.

    команда

    Движение руками

    Земля

    Опускаем руки вниз

    Вода

    Вытягиваем руки вперед

    Воздух

    Поднимаем вверх

    огонь

    Прижимаем к груди

     

    Ритуал прощания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_vnimaniya_ml.shkolnik.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа занятий по развитию внимания у младших школьников

    Кузнецова Ольга Олеговна, педагог-психолог

    I. Общее положение

    Цель программы:

    Формирование оптимального уровня произвольности внимания, как возрастно-психологического новообразования в младшем школьном возрасте.

    Задачи программы: 

    • сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность развить основные свойства внимания;
    • объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность;
    • развить основные виды внимания: слуховое и зрительное.

    Исполнитель:

    Педагог-психолог.

    Методические рекомендации:

    Занятия проходят в группах по 6-8 человек. Занятия проводятся во второй половине дня, после основной учебной нагрузки. Занятие длится 30 мин. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Цикл включает в себя 6 занятий. Повторение цикла возможно 2 раза в год.

    Примерный конспект занятий

    Блок

    Номер занятия

    Направленность

    I. Вводный

    Занятие 1

    Знакомство группы

    II. Основной

    Занятие 2

    Объем и концентрация внимания

    Занятие 3

    Распределение и переключение внимания

    Занятие 4

    Объем, концентрация и устойчивость внимания

    Занятие 5

    Распределение, переключение и избирательность внимания

    III. Заключительный

    Занятие 6

    Подведение итогов

    II. План развивающих занятий

    Занятие 1. “Давайте познакомимся”

    Цель занятия: создание атмосферы психологического комфорта в группе, снятие напряженности, знакомство ведущего с детьми.
    Вступление. Научить ритуалу приветствия в группе – дети стоят в кругу. Начиная с ведущего, передают по кругу рукопожатие (слева направо). Узнают имена членов группы.

    Игра “Дракон, кусающий свой хвост”

    Цель- снятие напряжения, скованности.

    Дети встают в цепочку. Держат друг друга за пояс. Ведущий показывает, кто “голова”, а кто “хвост”. Задача “хвоста” убежать от “головы” и не порвать цепочку. Игра проходит под музыку. Через 2 мин. голова и хвост меняются ролями.

    Игра “Марш в угол!”

    Цель - познакомить членов группы друг с другом.
    Стимульный материал для игры:
    Кто родился в Петербурге, а кто в другом городе?
    У кого есть родные братья и сестры, а у кого нет?
    Кто любит ходить в школу, а кто нет?
    У кого дома есть питомец, а кого нет?
    Кто ходит в кружок, а кто нет?

    Объяснить детям, что группа сейчас все время будет делиться на две части по разным признакам. Задается вопрос “Кто родился в Петербурге марш в правый угол”, “кто родился в другом городе – марш в левый угол” и. т.д.
    После каждого деления просим детей замечать, кто с ними в группе. Можно предложить детям самим задать вопрос группе.
    По окончании в кругу вспоминаем, кто, где родился, у кого есть собака и пр.

    Выход из занятия. Спросить у детей, что им больше всего понравилось. Научить ритуалу прощания группы – все встают в круг, берутся за руки и хором говорят “до свидания!”.

    Занятие 2. “Мы все замечаем!”

    Цель занятия: увеличение объема внимания, развитие концентрации внимания.

    Ритуал приветствия.

    Упражнение “Чего не хватает?”

    Цель – усиление концентрации внимания.
    Стимульный материал для упражнения: 2 набора “найди отличия”.
    Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 рисунка и задание: найти в них отличия. Время выполнения 3 мин.

    Игра “Акустики”

    Цель – развитие способности концентрировать внимание на одном виде деятельности.
    Дети садятся в круг. Ведущий дает задание: ”Закройте глаза и внимательно слушайте, что происходит в коридоре”. Через минуту происходит опрос. Затем слушаем, что происходит в кабинете. Затем, что происходит за окном.

    Игра “Зоопарк”

    Цель – увеличение объема зрительного внимания.
    Стимульный материал для игры: поле из 12 клеток (лист А4) и набор карточек с животными (12 шт.)
    Задача детей запоминать, в какой клетке живет, какое животное. Предъявляется поле с 4 животными (на 30 сек). С каждым показом число животных увеличивается.
    Ритуал прощания.

    Занятие 3. “Фигаро здесь, Фигаро там”.

    Цель занятия: тренировка переключения и распределения внимания.
    Ритуал приветствия.

    Упражнение “Квадрат”

    Цель – тренировка распределения зрительного внимания.
    Стимульный материал для упражнения: поле из 12 клеток (лист А4), бумага, пишущие принадлежности.
    Детям предъявляется поле, на котором в случайном порядке расставлены числа от 1 до 16. Задача детей как можно быстрее расставить числа в возрастающем порядке. Задание выполняется индивидуально на своем листе. Тот, кто закончил, показывает ведущему. После первых трех правильных ответов игра останавливается.

    Игра “Пишущая машинка”

    Цель – тренировка активного внимания.
    Каждому ребенку присваивается одна буква. Ведущий называет слово. Если в этом слове есть буква, которая ему присвоена, ребенок должен выйти к доске.
    Слова для игры: еж, дом, папа, цирк, каша, рама, рука, вода, бык, герб, заря, сон.
    Буквы: е, ж, д, о, м, п, а, ц, и, р, к, ш, у, в, б, ы, г, з, я, с, н.

    Упражнение “Четыре стихии”

    Цель – развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией.
    Дети слушают ведущего, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам.
    Далее дети начинают бегать по кругу, но как только звучит команда, застывают в определенной позе. Невнимательные выбывают.

    команда

    Движение руками

    Земля

    Опускаем руки вниз

    Вода

    Вытягиваем руки вперед

    Воздух

    Поднимаем вверх

    огонь

    Прижимаем к груди

    Ритуал прощания.

    Занятие 4. “ Стойкий оловянный солдатик”

    Цель занятия: развитие объема, концентрации и устойчивости зрительного и слухового внимания.
    Ритуал приветствия.

    Упражнение “ Будь внимателен!”

    Цель – развитие устойчивости слухового внимания.
    Дети под музыку маршируют, как только музыка останавливается, дети должны остановится. Невнимательные выбывают из игры.

    Игра “ Зеркало””

    Цель – развитие способности концентрировать внимание.
    Дети разбиваются на пары. Один ребенок показывает простые движения руками, туловищем, второй ребенок – повторяет. Через 2 мин. дети меняются ролями.
    Обсуждение, кто был лучшим “зеркалом”.

    Упражнение “Три изменения”

    Цель – увеличение объема зрительного внимания.
    Дети стоят в ряд. Один ребенок – ведущий. Задача ведущего внимательно посмотреть на ряд детей, отвернуться, потом назвать какие изменения произошли.
    Можно помочь ребенку. Кто поменялся местами? Что изменилось в одежде, прическах? Какие новые предметы?
    Ритуал прощания.

    Занятие 5. “ Смотри- не смотри”

    Цель занятия: тренировка переключения, распределения и избирательности внимания.
    Ритуал приветствия.

    Упражнение “Математик”

    Цель – развитие способности распределять зрительное внимание.
    Стимульный материал для упражнения: Таблица с определенным количеством разных предметов. Дети рассчитываются на 1–4. Каждому ребенку в соответствии с его числом надо сосчитать количество определенного предмета в таблице.

    Упражнение “ Найди слово”

    Цель – тренировка избирательности внимания.
    Стимульный материал для игры: таблица с набором букв для каждого ребенка, лист со словами – мяч, слон, облако, дом, карандаш.
    Детям предлагается найти в таблице слова и закрасить их.

    Игра “День – ночь”

    Цель – развитие способности переключения зрительного и слухового внимания.
    Дети в кругу. Объяснение правил. Когда играет музыка – день, когда ее нет – ночь. Днем каждый игрок должен активно передвигаться, разговаривать и наблюдать за другими. Ночью все должны молчать, не ходить и закрыть глаза – уснуть. Ночью нужно внимательно слушать, что происходит вокруг.
    Через 4 мин. (по две минуты на каждое время суток), ведущий собирает детей в круг и спрашивает: кто что видел и слышал.
    Ритуал прощания.

    Занятие 6. “Подведем итоги”

    Цель занятия: рефлексия членов группы, повторение и закрепление материала.
    Ритуал приветствия.
    Схема этого занятия зависит от детей. В кругу мы обсуждаем, чему научились, что нам понравилось, а что не очень. Играем в те игры, что понравились больше всего.
    Основная направленность этого занятия оставить у детей благоприятные воспоминания об их успехах и тем самым закрепить наработано

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Ануфриев А. Ф. и др., Как преодолеть трудности в обучении детей, М., 2001
    2. Валкер Д., Тренинг разрешения конфликтов для начальной школы, СПб, 2001
    3. Гаврина С. Е. и др., Развиваем внимание (рабочая тетрадь), М., 2003
    4. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1987
    5. Самоукина Н. В., Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. – М., 1993


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

    В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

    Рекомендации по развитию внимания младших школьников

    Здесь представлены упражнения, игры, полезные советы психологов и опытных педагогов по развитию свойств внимания у младших школьников в домашних условиях...

    Выступление на семинаре для учителей-дефектологов. "Создание условий для успешной реализации программы работы с младшими школьниками с дефицитом внимания".

    Методические приемы, обеспечивающие успешность коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с дефицитом внимания....

    Родительское собрание "Внимание младшего школьника"

    Родительское собрание на тему «Внимание младшего школьника»Цель: освоение педагогически обоснованных приёмов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания....

    Коррекция свойств внимания младших школьников с ЗПР в учебной деятельности

    В наше время участились жалобы на недостаток внимания и усидчивость у младших школьников.  Они составляют 90% всех жалоб со стороны  учителей. Проблема нарушения внимания самая популярная в ...