Родительское собрание "Внимание младшего школьника"
методическая разработка на тему

Воронова Елена Евгеньевна

Родительское собрание на тему «Внимание младшего школьника»

Цель: освоение педагогически обоснованных приёмов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

на тему «Внимание младшего школьника»

        

Цель: освоение педагогически обоснованных приёмов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

Задачи:

  1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.
  2. Выявление проблем развития внимания.
  3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.

Ход собрания:

СЛАЙД 1

- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня обсудим с вами такой психологический процесс  -  внимание.

«Что такое внимание и каковы его свойства?».

СЛАЙД 2

«Внимание – концентрация сознания на одном объекте с одновременном отвлечением его от других объектов».

Представьте себе многоголосный шум где-нибудь в многолюдном помещении, мы не выделяем для себя в нём ничего. Но вдруг звучит ваша фамилия, и орган вашего слуха почему-то сразу различает важную для вас информацию. Что произошло? Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго, но только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу», то есть возникла та самая концентрация сознания, то есть внимания.

СЛАЙД 3

Итак, «слушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала (в нашем случае это звучание фамилии) чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю).

СЛАЙД 4

Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

СЛАЙД 5

Существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.

 Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернетесь в его сторону. Это - непроизвольное, непреднамеренное внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать ее. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.

Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.

СЛАЙД 6

Различают пять свойств внимания:

Под объёмом внимания понимается количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает трёх-четырёх символов, а у некоторых и ещё меньше.

Устойчивость внимания определяет время сохранения концентрации сознания на определённом объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут.

Под переключаемостью внимания понимается возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Переключение внимания у младших школьников происходит не сразу. Для тренировки переключаемости внимания следует регулярно менять виды деятельности и виды заданий.

Распределяемость внимания означает наличие двух фокусов внимания одновременно. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма, при проверке собственных работ, при проведении математических диктантов и т.д. Но нужно помнить, что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребёнка. К 8 годам распределение внимания становится нормой.

Концентрированность внимания – под нею понимается возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии отвлекающих факторов. Умение концентрировать свое внимание помогают ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу. Внимание поглощено одним предметом.Если дети много смотрят телевизор, у них вырабатывается поверхностный взгляд, который они переносят и на другие виды деятельности.

СЛАЙД 7

     Если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и ,в последствии,  к проблемам в учебной деятельности.

СЛАЙД 8

В начале года проводилось изучение личностных особенностей и развития психических процессов (в том числе и внимания) у учащихся 3 класса. Каковы результаты:

Высокий уровень -  1 чел. -  4 %

Средний уровень -  4 чел. -  17 %

Низкий уровень -  18 чел. -  79 %

СЛАЙД 9

Внимание можно и нужно развивать и не только в школе педагогами, но и родителями дома.

Предлагаю вам, уважаемые участники родительского собрания, освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога.

Упражнение  «Заметить все»

 Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.

 Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.

 Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.

СЛАЙД 10

Упражнение «Ищи безостановочно»

 В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют

СЛАЙД 11

С помощью развивающих игр, таких как шашки, шахматы, конструкторы, пазлы и др.

СЛАЙД 12

Упражнение  «Запоминай порядок»

 Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения;

СЛАЙД 13

Положить перед ребенком несколько предметов, затем поменять их или убрать какой-то из них, предложить ему восстановить порядок или вспомнить недостающий предмет.

СЛАЙД 14

Сосчитай все слоги, например БА

СЛАЙД 15, 16

Найди и выпиши названия цветов

СЛАЙД 17

Скопируй рисунок по клеточкам

СЛАЙД 18

Найди ошибки в словах, предложениях

СЛАЙД 19

Расшифруй слово

СЛАЙД 20

Вставь пропущенные буквы

СЛАЙД 21

Прочитай слова, написанные наоборот

СЛАЙД 22

- Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езде в транспорте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке (объединяющие и различительные признаки: пол, рост, возраст, цвет одежды, изменение числа ожидающих транспорт и др.), машины, остановившиеся на перекрестке (легковые, грузовые, разного цвета и пр.), ассортимент хлеба в соответствующем киоске и др. Всегда побуждайте ребенка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы («Как ты думаешь, в магазине больше мужчин или женщин?», «Вспомни, сколько детей было, когда ты пришёл в школу утром?», «Смотри, как много людей сегодня надело теплые шапки!»).

СЛАЙД 23

Внимание можно и нужно развивать! Самому ребёнку это сделать трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главным помощниками ребёнку могут стать мама и папа.

 В завершение разговора предлагаю вам памятки по развитию внимания младших школьников в домашних условиях. Я надеюсь, они будут весьма полезными в вашей домашней копилке.

СЛАЙД 24

Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придет!

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ « Гавриловская средняя школа» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Внимание младшего школьника»

Слайд 2

Внимание –это важно. Внимание - это направленность физической и психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Физиологической основой внимания является рефлекс: что это такое? (в шуме толпы вы слышите к ак произносят вашу фамилию или имя своего ребенка. )

Слайд 3

механизм «слушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала (в нашем случае это звучание фамилии) чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю).

Слайд 4

Особенность внимания Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

Слайд 7

Если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и ,в последствии, к проблемам в учебной деятельности .

Слайд 8

Результаты диагностики внимания в 3 классе Высокий уровень развития – 1 ч. – 4 % Средний уровень развития – 4 ч. – 17 % Низкий уровень развития – 18 ч. – 79 %

Слайд 9

Упражнения по развитию произвольного внимания Игра «Заметь все» -Сколько фигур вы видите? -Что это за фигуры? -Каким общим словом мы можем их назвать? Дома: - Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.

Слайд 10

Дома: В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.

Слайд 11

Как мы еще можем развивать внимание у школьника? При помощи игр: пазлы , шашки, шахматы, различные мозайки , конструкторы (сбор по схеме) и др .

Слайд 12

Упражнения по развитию произвольного внимания . (методика Р.В. Овчаровой ) Упражнение «Запоминай порядок»

Слайд 13

Упражнение 2. «Заметить всё»

Слайд 14

Упражнения на развитие внимания ГА БА БО КА ПА КА РА КЕ ТА ЦУ НА МИ ВЕ ТО РИ ТА ЛЕ НА ВЕ ТА КУ ПА ВЫ СЫ ЛЕ РО СЕ ЛО ЛУ ЖА БА ПА МА ТА РА КА НО ДИ ВА РИ ЧЕ ТЫ РЕ ПЯ ШЕ СЕ ВО СЕ ДЕ ВЯ ДЕ СЯ ТА СИ КО МЕ РИ КА КИ РИ МЕ РА ЦУ КО ГО ЛО БА ТЕ РА ТА СИ НО ЛЮ КО БЕ СО НО КА ЧЕ ВЕ РЕ СИ ВА ВИ СА ША МА ША КА ТЯ ЛЯ ЛЮ РА РА ДУ ГА БА БО КА ПА КА РА КЕ ТА ЦУ НА МИ ВЕ ТО РИ ТА ЛЕ НА ВЕ ТА КУ ПА ВЫ СЫ ЛЕ РО СЕ ЛО ЛУ ЖА БА ПА МА ТА РА КА НО ДИ ВА РИ ЧЕ ТЫ ДЕ СЯ ТА СИ КО МЕ РИ КА КИ РИ МЕ РА Сосчитай все слоги «БА»

Слайд 15

Найди и выпиши названия цветов маквилегиясколкактусиреньландышкупвль нзцастраргладиолусгедргиезжбудка лилияцчнияколокольчикрю кусрозалюпинастурцияфлоксаим полоябархатцыплдсвлну хтхризантемарзариткарнпкапион

Слайд 16

Проверь себя мак вилегияскол какту сирень ландыш купвль нзц астра р гладиолус гедргиезжбудка лилия цчния колокольчик рю кус роза люпин астурция флокс аим полоя бархатцы плдсвлну хт хризантема рзариткарнпка пион

Слайд 17

Точная копия

Слайд 18

Найди ошибки в предложениях Кот идет под дорожкой. Собака вылезла в конуры. Таня сидит под стулом. Игорь спускается на лестнице. На столе лежит красная помидор. На яблоне выросли сладкие яблоко. Под рекой летит самолет. Когда Семен станет младше он пойдет в школу.

Слайд 19

Расшифруй слово

Слайд 20

Вставь пропущенные буквы Ав-обус, а-лея, ап-ека, бе-ёза, бо-ото, яб-око, вет-р, воро-ей, в-ск-есенье, вос-ок, ге-ой, го-од, дев-чка, дер-во, до-ога, за-ц, завт-ак, ка-анд-ш, к-асс,конь-и, к-рова, лопа-а, маши-а, мед-едь, м-локо, м-роз, ог-род, ку-ица,, о-урец, паль-о, пе-ал, п-сок, по-идор, рису-ок, ро-ина, рус-кий, са-оги, са-ар, с-бака, со-ока, тет-адь, т-амвай, уче-ик, учите-ь, февра-ь, яго-а, я-ык, св-ча.

Слайд 21

Прочитай слова, написанные наоборот Желтое околбя. Паровоз ястичм. Желтая акчобаб. Красивая анишам. Мышь тищип. Вишневое еьнерав. Старинная агинк. Лиса артих. Котенок теакуям. Синее ером.

Слайд 22

Внимание обеспечивает направленность психики человека на восприятие и познание окружающего мира. Вывод

Слайд 23

Самому ребёнку это сделать трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главным помощниками ребёнку могут стать мама и папа. Окрик, угроза – помеха развитию внимания Внимание можно и нужно развивать! « Порционность » занятий, короткие передышки между блоками Лучшие стимулы развития внимания:рисование , лепка, конструирование Телевизор, компьютер задерживает внимание Больше разнообразия в заданиях

Слайд 24

Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придет! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании."Как сформировать желание учиться у младших школьников".

Как сформировать желание учиться? Мы часто слышим от детей такие фразы как: Я не хочу делать домашнее задание. Я не люблю учиться в школе. Каково же слышать это родителям и педагогам, которые заинтере...

Тематическое родительское собрание "ФГОС НОО: изменения в деятельности участников образовательного процесса «Педагогическое сопровождение развития успешности младших школьников"

Материал для заместителей директоров, курирующих начальную школу. Важно увидеть изменения в связи с введением ФГОС НОО и довести до понимания родителей...

«Особенности развития младшего школьника».Родительское собрание в начальной школе.

«Особенности развития младшего школьника».Родительское собрание в начальной школе. Психологические особенности детей 7-10 лет....

Родительское собрание: «Проблемы и трудности родителей в воспитании младшего школьника».

  Некоторые родители  приходят порой в отчаяние при воспитании ребёнка примерно в период от 6 до 12-летнего возраста сына или дочери. Начинает казаться, что ребёнок забыл  правил...

Родительский лекторий на тему: «Игра в воспитании младшего школьника».

Можно ли представить себе младшего школьника ничем не занятым? Жажда деятельности, подвижность этого возраста, постоянно ищут выхода. Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её называют источнико...

родительское собрание в начальном звене "Психологические особенности младших школьников"

Чтобы учитывать психологические особенности младшего школьника, выражающиеся в тяге к самостоятельным и инициативным действиям, учитель и родитель  должен все время помнить, что перед нами – личн...