Музыкотерапия при работе с детьми с проблемами в развитии
методическая разработка по психологии по теме

Одно из направлений арттерапии – музыкотерапия.  Музыкотерапия - средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма; средство оптимизации творческих сил и воспитательной работы; одна из новейших психотехник, которая призвана обеспечить эффективное функционирование ребенка в обществе, гармонизировать его психическую жизнь. В данной статье рассматривается активный вид музыкотерапии - пение и его влияние на учащихся с проблемами в развитии, и пассивный вид музыкотерапии - слушание музыкальных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_muzykoterapiya.doc36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия при работе с детьми с ограниченными возможностями в здоровье.

Педагог- психолог высшей категории

Горащенкова Лилия Марсельевна

НСКОШ № 68 VIII вида

Создание развивающей среды для учащихся с ограниченными возможностями в здоровье очень актуально, так как мы говорим о личностно-ориентированном подходе. Одно из направлений, способствующих развитию учащихся -  влияние музыки, пения на эмоции учащихся. Благодаря эмоциям, мы лучше понимаем друг друга, можем судить о состоянии друг друга, настраиваться на совместную деятельность, общение. Одно из направлений арттерапии – музыкотерапия.  Музыкотерапия - средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма; средство оптимизации творческих сил и воспитательной работы; одна из новейших психотехник, которая призвана обеспечить эффективное функционирование ребенка в обществе, гармонизировать его психическую жизнь.

Пение –  это работа со звуком (высотой, долготой, ритмом, дыханием). Эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту, но и формирует, корректирует личность ученика, повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя воздействие всех важнейших зон.  Огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке. Звук, извлекающийся на улыбке, становится чистым, светлым и свободным. Качество звука переходит и на личность человека. Улыбка внешняя становится улыбкой внутренней. При вокальном и хоровом пении ребенок получает эмоциональную разрядку, происходит регулирование эмоционального состояния, облегчается осознание собственных переживаний, уменьшается конфронтация с жизненными проблемами, улучшается социальная активность. Ребенок приобретает новые средства эмоционального выражения, у него облегчается процесс формирования отношений с окружающими. Вокальное искусство – наиболее действенное средство нравственно-эстетического воспитания, духовного и физического оздоровления учащихся. В пении происходит интеграция ученика в социальные группы, устраняются комплексы, формируется выдержка и самоконтроль.

С  целью гармонизации состояния учащихся с ограниченными возможностями в здоровье на переменах  были подобраны четыре песни с видеороликами с сайта viki. rdf.ru: Клоповой Н.А. театр песни «Талисман», использующей фотографии с сайта Internet песня «Рыжий кот», Щедровой Е.В. с фотографиями с сайта Yandex с диска «Мамины колыбельные» песня «Когда твоя мама с тобой», Балакиной Людмилы группа «Барбарики» песня «Друзья» и Щедрова Е.В. «Цветик-семицветик» производство киностудии «Союзмультфильм» режиссер М.Цехановский песня «Лети, лети лепесток». Песня «Рыжий кот» вызывала у детей позитивные эмоции, снимала стрессовые состояния, стабилизировала и нормализовала эмоциональный фон ученика. Особенно положительное влияние на детей оказывали различные фотографии кошек в видеоролике. Дети активно, эмоционально реагировали, смеялись, улыбались, обращались к своему опыту общения с кошками  дома. Песня «Когда твоя мама с тобой» успокаивала учащихся, вызывала позитивные эмоции. Песни «Друзья» и «Лети, лети лепесток» вызывали положительные эмоции, так как очень позитивный текст, и работали на перспективу развития, на коммуникативные навыки. Дети приходили на переменах сами, по своей инициативе из разных классов и с удовольствием пели, что хотели. Этот момент ценен тем, что инициатива шла от детей, чувствовалось единение, пение объединяло разные возраста, настроение улучшалось и дети уходили с чувством удовлетворения. Постепенно добавлялись более сложные песни по содержанию – на перспективу личностного развития: песня Микаела Таревердиева «Маленький принц», видеоролик с сайта viki. rdf.ru Семенов Г.Д. из кинофильма «Маленький Мук» песня «Дорога добра». Так как актуально в подростковом возрасте общение с противоположным полом, добавились песни с сайта viki. rdf.ru видеоролик оформление Бирюховой Е.К. в исполнении Е.Осина и группы «Домисолька» из кинофильма «Алые паруса» 1961 г. onegid.com песня «Алые паруса». Новые песни на сайте viki. rdf.ru режиссер Л. Носыров союзмультфильм «Комаров» 1975 г. песня «Привет, лето», «И я поздравляю тебя» имеют позитивный настрой и улучшают настроение ученика при исполнении.

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:
- «Аве Мария» Шуберта- успокаивает, уменьшает чувство тревоги, неуверенности

– Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
– Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.
– Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
– Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
– Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
– Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.
– Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
– Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
- Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года», Вивальди, а также маршевые мелодии.

Литература:

  1. Жавинина О. Зац. Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки.// Искусство в школе. -  2003. - № 5
  2. Копытин А.И. Системная арт-терапия. – Питер, 2001.
  3. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. – СПб., Союз художников, 2004.
  4. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы -2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

арттерапевтическая работа с детьми с проблемами в развитии в пришкольном лагере

Описывается трехлетний опыт работы с детьми в пришкольном лагере "Солнышко" , где арттерапия занимала большое место в воспитательном процессе.  Воспитателям лагеря была предоставлена коррекционно...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Методы и формы работы с детьми, имеющими проблемы в изучении математики.

Анализ опыта работы с учащимися  центра образования и  используемых методов и форм  педагогической работы....

Алгоритм работы с детьми, имеющими проблемы в обучении и поведении

Алгоритм работы с детьми, имеющими проблемы в обучении и поведении...

Особенности учебно - воспитательной работы с детьми, имеющими проблемы со зрением.

Данная категория детей нуждается в тифлопедагогической помощи. Учитель при работе с такими детьми должен учитывать особенности их психической деятельности, которые проявляются в сложностях осуществлен...