Игра и её развивающие возможности
методическая разработка по психологии (7 класс) на тему

Киселева Ольга Александровна

Развитие навыков общения и взаимодействия у подростков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила: педагог-психолог МОУ

 Греково-Степановская СОШ

О.А.Киселева

                           

2

Введение

Развивающая работа - одно из наиболее важных и востребованных направлений работы психолога образования с детьми и подростками.

Развивающая работа -  это совместная деятельность ребенка (группы детей) и психолога, в процессе которой выстраивается мостик между «сегодня» и «завтра» ребенка. Это увлекательное, ценностно окрашенное для всех участников взаимодействие, в рамках которого принимается и приветствуется то, что есть сегодня, и ставятся новые маяки – на следующий час, год, жизнь…

    Если говорить научным языком – это решение задач развития, актуальных сегодня для данного конкретного ребенка, данной группы детей определенного возраста и этапа коллективного развития, для детей данной школы, данной социальной группы и т. д.

В ходе решения этих задач ребенок, подросток обретает новые психологические способности, навыки и умения, возможно – переходит на качественно новый этап понимания мира и самого себя, совершает поступки, которые определяют его мировоззрение и определяются этим мировоззрением.

Развитие тех или иных способностей, качеств, умений ребенка происходит в том случае, если(на фоне органической и функциональной сохранности психики) эти новообразования востребованы средой, в которой живет и действует ребенок, строит свои отношения с миром и другими людьми.

Проектирование и реализация таких развивающих ситуаций составляют существенную часть профессиональной компетенции школьного психолога.

 

                                             3

Задачи развития ребенка и задачи развивающей работы психолога-это не одно и то же. На основе задач развития ребенка психолог формулирует задачи своей профессиональной

деятельности и подбирает адекватную форму для их решения.

Иначе говоря: какие ситуации деятельности, общения должен я, взрослый, создать для и вокруг ребенка, чтобы искомые психологические функции, способности, качества оказались востребованными и имели шанс развиться?

Те или иные способности, психические новообразования, конкретные психологические навыки ребенка не существуют

сами по себе. Они возникают и развиваются в том случае, если

создана особая среда, особая система отношений с ребенком, которые формируют желание, потребность, интеллектуальную

готовность. Нужны они ребенку тоже не сами по себе, а только в связи с его отношениями с миром, с другими людьми, с самим собой, когда эти качества или процессы обретают ценность.

Соответственно, различные проблемы в обучении, общении, психологическом развитии возникают у школьника в том случае, если ему не были созданы условия, в которых он мог бы развить определенные качества, либо в дальнейшем эти качества оказались ненужными, невостребованными. Причем «ущербность» условий могла состоять как в их низком мотивирующем потенциале. Так и в эмоциональной непривлекательности или в несоответствии интеллектуальным возможностям ребенка в конкретный момент развития.

           

                                          4

Обращаясь к коррекционной работе со школьником в этих случаях, психолог, по точному замечанию Г.А.Цукерман, «формирует не индивидуальные

способности, а те интерпсихические пространства, проходя через которые ребенок становится способным к новым действиям».

То есть задача психолога создать или воссоздать условия,

когда новые возможности, искомые психологические навыки или процессы могут сформироваться и стать нужными ребенку, значимыми с точки зрения построения адекватных отношений с миром и другими людьми.

А из этого следует, что условия коррекционной работы не могут сводиться к тренингу, «дрессуре» определенных компонентов психического мира школьника. Они обязательно должны  включать в себя все необходимые элементы полноценной формирующей среды: эмоциональный, рефлексивный, мотивационный, смыслообразующий и т. д.

  Психокорекционная и развивающая работа создает условия для формирования у ребенка потребности в новом знании и возможность его приобретения и реализации в деятельности и

общении.

Итак, задачи развивающей работы психолога связаны с проектированием, реализацией и осмыслением создаваемых ситуаций развития.

 

                           5

Задачи развивающей работы:

(могут ставиться различно, в зависимости от возраста детей и содержания этой работы)

  1. Приобретение нового личного опыта (переживаний, коммуникации, выбора и принятия решений, деятельности);
  2. Приобретение новых знаний и способов его порождения;
  3. Приобретение новых умений и навыков.

Формы работы:

Первая - тяготеет к игре и психологическим акциям, вторая - к ситуациям психологического обучения (урок, факультатив, обучающая психодиагностика, тренинг-семинар, третья - к психологическому тренингу и тренинговым занятиям).

Конечно, любая развивающая ситуация несет в себе все возможности-и получение опыта, и приобретения знания, и построение новых умений и навыков. Однако в соответствии с выбранными развивающими приоритетами (и условиями работы) психолог делает акцент на тех или иных возможностях ситуации.

Глубина развивающей работы также может быть различной. В зависимости от возраста участников и их психологической зрелости развивающая ситуация может ограничиваться только приобретением чего-то нового (знания, опыта, навыков). Она может выводить участников на рефлексию своих приобретений («Что мы приобрели в процессе нашей работы, чему научились?»). А может выходить на уровень рефлексии процесса и его смысла («Что здесь происходило и почему это способствовало…», «Как мы это делали и зачем?») и, соответственно, создавать условия для постановки подростками и юношами задач саморазвития.

                                        6

Психологическая развивающая работа может быть самостоятельным направлением деятельности психолога, может быть частью программы развития детей

определенного класса, подготовленной психологом совместно с классным руководителем, или составной частью развивающей образовательной работы в школе.  

Таким образом, развивающая работа психолога в зависимости от поставленных им задач может приобретать разные формы:

  1. Психологической игры;
  2. Урока психологии;
  3. Тренингового занятия;
  4. Обучающей психодиагностики;
  5. Психологических акций;
  6. Психологических составляющих (на уровне содержания и методики) воспитательных  и образовательных мероприятий.

В разработанной мною системе развивающей работы в группе подростков были использованы: большая психологическая игра и тренинговые занятия.

Большая психологическая игра – это целостное, законченное действие, самостоятельное с точки зрения целей и задач, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, задающее определенные требования к системе отношений между участниками, достаточно продолжительное по времени.

Это « маленькая жизнь», которая проживается каждым участником, и уже, поэтому она самоценна. Но помимо собственной, внутренней ценности, она позволяет участникам получить опыт, ценный и для их настоящей жизни. «Большая игра» принципиально отличается от

    очень многих видов игры тем, что для своих участников она

        выступает как деятельность.

Психологический тренинг – особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами.

    По своей сути тренинг представляет собой форму обучения,

         присвоения новых навыков, открытия в себе иных

психологических возможностей.                                          Психологический тренинг – форма активного обучения, позволяющая человеку сформировать навыки и умения, строить социальные межличностные отношения, продуктивную учебную и другую деятельность, анализировать возникающие ситуации со своей точки зрения и с позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности.

 В тренинге открыто ставится задача обучения. Можно полностью согласиться с тем определением тренинга, которое дано И.Вачковым и С.Дерябо: «Целью тренинга является освоение клиентом той или иной деятельности…

Что нужно для того, чтобы человек был способен что-то делать? Очевидно, что он должен 1) знать, как делать, 2) хотеть это делать и 3)уметь это делать».

Тренинг может быть рассмотрен как форма развивающей работы с детьми и подростками, но настоящий тренинг, выстроенный по канонам своего жанра, в школе возможен скорее в исключительных, чем в типичных ситуациях деятельности психолога.

                                     8

Все дело в том, что эти самые типичные ситуации не позволяют воплотить в жизнь ряд принципов тренинговой работы, как-то: добровольность, конфиденциальность происходящего в группе, психологическая безопасность участников, постоянство состава, определенная длительность каждой встречи, конечность существования группы и др. Тренинг так устроен: он предполагает открытость. Открытость – это испытание, риск быть непонятым, осмеянным. Создать в школе условия  для безопасной открытости очень сложно. Поэтому я использую в работе модификацию тренинга – «тренинговые занятия».

« Тренинговые» - потому что преследуют цель научить определенной деятельности. «Занятия» - потому что в чем-то близки уроку: по длительности (точнее, краткости), обязательности для всех, утилитарной (знаньево-навыковой) направленности.

Тренинговые занятия, как и любая другая форма психологической работы с детьми, требует привыкания, адаптации участников к новым процедурам, способам работы, организации пространства. Поэтому - с первого дня я ввожу определенные нормы и обязательные процедуры и придерживаюсь их на всем протяжении занятий.

                                 9

           

Заключение

Подведем итоги. Работа психолога, ориентированная на решение задач развития детей, подростков, юношей и девушек, может приобретать самые разные формы и очертания: игра, тренинг, урок, акция, совместное психолого-педагогическое мероприятие. Каждая из названных форм имеет свои возможности и ограничения, свои сильные и слабые стороны. Выбор конкретной формы тесно связан со спецификой  развивающей задачи, решаемой психологом, опытом участников и их возрастом, традициями школы, профессиональными пристрастиями и квалификацией психолога.

Развивающая работа может занимать разное место в общей системе деятельности психолога образовательного учреждения: от периферийного до центрального, может быть как ситуативной, так и плановой.

Однако возникает вопрос: как оценить и измерить эту самую эффективность? Прежде всего, необходимо развести два понятия: эффективность развивающего занятия (программы) и эффективность системы развивающей работы, реализуемой на протяжении довольно длительного отрезка времени (например, учебного года).

Эффективность занятия или краткосрочной развивающей программы в преобладающем большинстве случаев не может быть оценена количественно (рост самооценки, повышение показателей памяти или внимания, приращение каких-то личностных свойств). Это не значит, что количественных изменений не происходит.

Просто они могут проявиться через длительное время. Они могут «случиться» в реальном поведении и никак не дадут о себе знать в процессе специально организованного мониторинга, то есть в искусственной ситуации.

Как быть? Представляется целесообразным оценивать не качество и количество изменений, а качество самого занятия или программы: соответствие выбранныпроцедур  и методик, последовательность действий психолога.

                                  10        

                                     

Иначе говоря, каковы шансы данной программы быть эффективной для развития тех или иных сторон человека определенного возраста, пола, психологического статуса в конкретных социально- педагогических условиях.

Личностный рост не измерить в сантиметрах, так же как и самостоятельность, умение или неумение общаться, целеустремленность. Развитие в целом трудно поддается измерению. И если мы решаемся заявить развитие в качестве цели нашей деятельности, мы должны быть готовы к тому, что привычные способы оценки эффективности и результативности тут не действуют.

Поддержку и подкрепление такой позиции можно найти у многих педагогов и психологов- сторонников гуманистического подхода. Например, у К.Роджерса: «Если бы образование достигло больших успехов в содействии личностному росту и развитию (а мы этого очень хотим), то какого типа личность тогда бы возникла?... Моя теоретическая модель личности, возникающей в результате наилучшей терапии или наилучшего обучения,- индивида, пережившего оптимальный личностный рост: это человек, свободно функционирующий во всей полноте своих органических возможностей; это человек, заслуживающий доверия, реалистичный, самоукрепляющийся, социализированный и приемлемый в своем поведении; это творческий человек, который постоянно изменяется, развивается, открывает новизну каждого последующего момента. Позвольте мне подчеркнуть, однако, что тот, кого я описываю,- несуществующий человек. Он – теоретическая цель, конечная точка личностного роста. Мя видим людей, движущихся в этом направлении от лучших фрагментов опыта обучения, терапии, семейных и групповых взаимоотношений».

                                     11

Эффективность развивающей работы – в движении человека, получившего «лучшие фрагменты» опыта отношений, переживаний, деятельности, к этому теоретическому идеалу. Ее не изобразишь в виде графика или диаграммы. И с этим придется считаться как самому психологу, так и тому, кто заказывает ему развивающую работу.

Большая психологическая игра.

 Цель: Создать условия для сплочения коллектива. Предоставить детям возможность вступить во внутригрупповое взаимодействие, прожить ситуацию сотрудничества, взаимоподдержки.

Время игры: 1,5 часа.

Участники: учащиеся 10-11 лет.

Оборудование: звездочки по количеству участников, визитки,

Булавки, фломастеры, краски, кисти, клей, скотч, игровое поле, свечи по количеству групп, музыка, мячи.

Ход   игры.

Вводная часть.

   Ведущий. Я рада всех приветствовать сегодня. Мы встретились, чтобы увидеть друг друга, познакомиться и подружиться.

   Для начала давайте познакомимся. На счет «раз -два-три» вы громко хором называете свое имя. Поняли? А теперь на счет «раз-два -три» скажите шепотом свое имя. Услышали что-нибудь? А сейчас я буду называть буквы алфавита, и у кого имя начинается на эту букву, поднимите руку. Назовите себя.

   Поднимите руку те, кто хоть раз в жизни видел звёзды. Поднимите руку те, кто любит смотреть на звёздное небо.

   

На фоне спокойной «космической» музыки звучат слова ведущего.

   

Оказывается, что уже с давних времён люди, жившие на Земле, так же как и мы, каждую ночь любовались звёздным небом. Глядя на звёзды, они мечтали. Мечтали о будущем, о вечном, о прекрасном. Но однажды люди, подняв головы к небу, вдруг не обнаружили ни  одной звезды.

   Вносится игровое поле.

   У людей появилось чувство одиночества, чувство, что мы, земляне, остались во всей галактике одни. Наша с вами задача – оживить космическое небо, вновь зажечь на нём звезды, вернуть людям мечту.

Практическая часть

   Разминка

  1. «Здравствуйте, это я!»

(приветствие участников по кругу)

  1. Приветствие «Выброс пальцев»

   Ведущий. В рыцарские времена в обращение между людьми было введено рукопожатие. Этот жест указывал на то, что рыцарь безоружен и открыт для общения с партнёром. Сейчас этот жест играет  ту же роль: когда мы пожимаем руку партнёру, мы без слов говорим ему, что считаем его своим другом.

   Думаю, мы имеем все основания для того, чтобы обменяться рукопожатием. Только сделаем это необычно. Сейчас на счёт «три» мы, стоя в кругу, выбросим любое количество пальцев правой руки. Наша задача -  не договариваясь, постараться выбросить одинаковое количество пальцев. У кого в круге окажется одинаковое количество пальцев, пожимают друг другу руки.

Беседа

   Ведущий. Ребята, а сейчас нам предстоит оживить этот кусочек неба, вернуть звёзды.

   Назовите  любой образ, любую мысль, которая возникает у вас при  слове «звезда»? (2 круг)

  Есть ли какое – нибудь сходство у человека и звёзды? В чём оно?(1 круг).

   Да, действительно, каждый человек по-своему ярок, загадочен, интересен, холоден или горяч, далёк или близок. Значит, каждый из нас – звезда?

Упражнение 1.

   Ведущий. Сейчас каждый из вас получит звёздочку. Вам необходимо написать на ней своё имя (желательно в центре звёздочки) и украсить её по своему желанию.

   Рефлексия. Расскажите о своей звёздочке, расскажите о том, где находится. Высоко или низко она находится на небе, видно ли её с Земли, есть ли рядом другие звёздочки? Хорошо ли вашей звёздочке там?

Упражнение 2.

   Ведущий. Каждый из нас – звёздочка. Время от времени звёзды срываются с неба и начинают двигаться. При этом они могут объединяться в группы из нескольких звёзд. Сейчас вы все начнёте двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое – то число, например три. И тогда вы должны объединиться по три звёздочки.

   Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Можем ли мы продолжать работу дальше?

Упражнение 3.

   Ведущий. Посмотрите ещё раз на звёздочки других участников и выберите ту, которая, по вашему мнению, чем – то похожа на вашу.

   

Подойдите к этому человеку и положите свою руку ему на плечо, образуйте пару. Если похожую на вас звёздочку уже кто – то выбрал, присмотритесь к другим, найдите похожую и образуйте пару с ней. Сейчас в парах вы будете брать у друг друга интервью. Для этого поменяйтесь звёздочками. На лучах звезды вы напишите ответы на вопросы о  своём партнёре, которые будут задаваться ведущим. Готовьтесь к тому, что после окончания игры вы представите своего партнёра словами «Я представляю …» и зачитаете ответы.

Вопросы:

  1. Твой день рождения;
  2. Твоё увлечение;
  3. Какой подарок ты хотел(а) бы получить на свой день рождения;
  4. Что ты ценишь в людях больше всего;
  5. Твоя мечта.

   Рефлексия. Что нового узнали друг о друге?

Упражнение 4.

«Поменяйтесь местами те, кто …»

   Ведущий. Продолжим знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала это буду я) предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким – то общим признаком. Например, я скажу: «Пересядьте те, у кого есть сестра», -  и все те, у кого есть сестра, меняются местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся  мест, а тот, кто остался без места, продолжает игру.

Упражнение 5.

   Ведущий. Возьмите в руки свою звёздочку и подойдите к нашему кусочку неба. Расположите её в том месте неба, которое вам больше всего понравилось.

   

Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Нравится ли вам расположение звёзд? Хотели ли вы что – нибудь изменить?

   Если изменить больше ничего не хочется, давайте приклеим звёздочки на лист.

Упражнение 6.

   Ведущий. Я думаю, что нас с вами объединяет очень многое. И сегодня мы об этом узнали. Чтобы ещё раз подтвердить это, предлагаю сыграть в игру. Один из участников бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что нас объединяет …» - и называет какое – то качество или признак. И тот, кто получит мяч, говорит: «Я согласен (согласна)» или «Не согласен ( не согласна)». Этот участник продолжает игру дальше и бросает мяч следующему и т. д.

Упражнение 7.

   Ведущий. Мы убедились, что нас действительно многое объединяет. Давайте соединим наши звёздочки между собой. Получилось созвездие. Созвездие под названием …(название объединения)

   Итак, наша задача выполнена – мы оживили наш кусочек неба.

Завершение игры

Ведущий. Судя по вашим лицам, это время не прошло для вас даром.

   Сейчас наступает торжественный момент. На нашем небе зажглось созвездие «Друзей»!

 

Приложение

Тренинговые занятия

Занятие № 1.

 Задание1

         Я предполагаю вам открыть новую страну, в которой мы с вами будем жить. Я знаю об этой стране мало. Знаю только, что в ней есть правила общения. Вот два из них. Первое: здесь не принято обижать людей, всех там принимают такими, какие они есть. Второе: если в этой стране начинается какое-нибудь дело – в нем участвуют все без исключения. Вы спросите: «А если не все умеют делать это одинаково, что будет?» А ничего. Каждый делает свою часть работы, как умеет, а остальные ему помогают. Больше ничего я об этой стране не знаю, не знаю даже ее названия. Поэтому давайте начнем с того, что попробуем придумать для нее название.

         Участники делятся на три-четыре группы, которые должны предложить по два названия для страны.

         Прежде чем продолжить работу по отбору названия для страны, следует для снятия утомления провести небольшую психогимнастику.

     

  Упражнение «Карлсон сказал»

       

 Участники группы садятся или встают по кругу.

         Мы будем выполнять различные движения, действия (поднять руки, опустить руки, остановиться, повернуться, сделать хлопок). При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых я буду предварять словами: «Карлсон сказал». Например, если я говорю: «Карлсон сказал: поднимите правую руку», то вы сделаете это, если же я скажу: «Поднимите руку» или «Я прошу вас поднять руку» - то это действие совершать не надо.

        Сделавшие ошибку покидают круг.

 

  Задание 1 (продолжение)

       Предложения выносятся на доску. На стадии критики учащимся предлагается излагать свою позицию аргументированно, предварительно объяснив, что название страны должно отразить то, как люди в ней общаются.

                                               

Задание 2. «Литературный пересказ»

        Вы когда-нибудь задумывались над тем, как мы общаемся? Давайте подумаем, из чего состоит наше общение.

       После этого проводится короткая дискуссия - дебаты.

  1. Вопросы к дискуссии

                          С помощью чего мы общаемся?

                          Что происходит в процессе общения?

                          Что можно считать результатом общения?

      В результате дискуссии выявляются два основных компонента общения: рассказ и взаимодействие.

      Для того чтобы учиться рассказывать и размышлять, участникам предлагается басня Л. Н. Толстого «Галка и голуби».

Галка и голуби

   Галка увидела, что голубей хорошо кормят, - Выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили ее. Но галка забилась и закричала по галочьи. Тогда голуби стали ее клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались, что она белая, и тоже прогнали.

    После пересказа басни проводится дискуссия.

  1. Вопросы к дискуссии
  1. Почему галка решила прикинуться голубем?
  2. Умела ли галка общаться так, как общаются голуби?
  3. Почему галку не приняли обратно к своим?
  4. Если бы героем басни был человек, как можно было бы назвать его поступок?

          Результаты дискуссии выносятся на доску. После этого учащиеся открывают рабочие тетради и в разделе «Заметки к литературному пересказу» 1-го занятия делают соответствующую запись, а затем переносят в тетрадь выводы, записанные на доске.

 Домашнее задание

  1. Раз уж мы все переносимся в новую страну, то к следующему занятию каждый придумает себе игровое имя, которым его будут называть в этой стране, и сделает табличку с этим именем, чтобы все знали, как к нему обращаться.

          Обращение по игровому имени очень важно, так как между учащимися уже сложились какие-то отношения. Навыки цивилизованного общения легче вырабатывать, что называется, «с чистого листа», не преодолевая ранее сформированные стереотипы.

  1. В каждой стране есть правила, по которым она живет. Эти правила – Конституция страны. Два основных правила мы сегодня обсудили. Необходимо придумать еще не менее восьми правил поведения в нашей новой стране.

 

Рефлексия:

  1. Что ты сегодня узнал нового для себя?
  2. Что у тебя получилось лучше всего?
  3. Что у тебя не получилось?

Занятие №2

В начале занятия надо попросить участников прикрепить к одежде визитки с игровыми именами.

 Упражнение «компот»

                 Участники сидят в кругу, ведущий стоит, так как у него нет стула. Ведущий обращается к участникам с просьбой: «Пусть сейчас встанут и поменяются местами те, кто любит мороженое». Когда участники встали – ведущий быстро занимает место одного из них. Тот, кто остался без места, становится ведущим.

                  Условия:

  1. При обмене местами игрокам нельзя занимать стулья соседей справа и слева.
  2. Важно следить за тем, чтобы новые ведущие полностью проговаривали формулировку просьбы.

(Игра повторяется 3-5 раз.)

 

Задание 1. «Конституция»

                  Участники делятся на подгруппы, готовят содержание Конституции. Обсуждаются варианты правил, придуманных ребятами дома.

                  После окончания работы в группах результаты заносятся на доску и обсуждаются. Предпочтение отдается правилам общения.

                  Если с первого раза не удалось заполнить все 8 пунктов Конституции, подгруппам дается дополнительное время. После окончания работы Конституция записывается в тетради, а к следующему занятию выполняется на большом листе, который вывешивается в комнате для занятий. Если не получилось сразу составить Конституцию из 10 пунктов, в ходе следующих занятий можно делать дополнения.

                  В дальнейшем на каждом занятии выбирается Конституционный Совет, который может обратить внимание любого участника на то, что он нарушает Конституцию.

 

Упражнение «корабль»

                  Группа делится на две команды, а доска на две части.

                  Сейчас мы с вами будем готовиться к морскому путешествию. Для того чтобы отправиться в море, надо погрузить наш корабль. Мы будем грузить предметы – слова на одну и ту же букву. Если мы грузим, например, на букву «К», то следует помнить, что можно погрузить «куклу», но нельзя погрузить «кошмар».

                   Команды по очереди называют слова, начинающиеся на выбранную букву. Ведущий ставит за каждое названное слово «палочку». В конце первого этапа игры «палочки» подсчитываются и подводится итог. Во время игры можно вводить штрафные очки:

                 

                   А) за неправильное слово,

                   Б) за уже сказанное слово.

                   После того как подведен итог первого этапа, участникам по очереди предлагается выбрать один из «погруженных» предметов и рассказать, как его можно использовать в путешествии.

 Упражнение «зеркало и обезьяна»

                    Участники разбиваются на пары и встают друг против друга.                  

                 Один из пары – «обезьяна», которая смотрится в зеркало, другой – «зеркало», в котором повторяются все движения обезьяны. (Через некоторое время участники меняются ролями.)

                   Это упражнение можно также попросить пары работать по очереди. Это поможет ведущему организовать наблюдение и обсуждение.

      Спросите участников, какая роль («обезьяны» или «зеркала»), давалась легче и почему?

                  В процессе обсуждения участники приходят к выводу, как важно уметь внимательно относиться к человеку, с которым мы общаемся, так как движения собеседника могут отражать его внутреннее состояние и отношение к тому, что происходит вокруг.

                                       

Задание 2. «Литературный пересказ»

                 Ведущий читает участникам рассказ Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».

                 Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели,        уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать и давали ему раз обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала,

что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только горько вздохнул и ничего не сказал.

                Сидят раз муж с женой дома смотрят – сынишка их на полу дощечками играет: что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

               Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика, и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.    

   Прежде чем продолжить работу над пересказом, следует спросить у участников, все ли слова им понятны. Непонятные слова выписываются на доску и объясняется их значение. После этого объяснённые слова заносятся в тетради (в раздел «Словарь»). В «Заметках к литературному пересказу» делается соответствующая запись.Группа разбивается на пары.   Идёт пересказ в парах. Сначала один участник пересказывает другому содержание рассказа, а второй, если первый что – то упустил, подсказывает ему, потом наоборот.

   После того как закончилась работа в парах,   участники возвращаются в круг. Выбираются два участника и работают в кругу по парной схеме. Если они упустили что-то во время пересказа, любой из участников имеет право поднять руку и подсказать.

   После пересказа организуется дискуссия по содержанию прослушанного. Участников следует подвести к двум выводам:

  1. Как ты относишься к окружающим, так и будут относиться к тебе.
  2. Нельзя унижать и обижать того кто слабее тебя или от тебя зависит.

   

Рефлексия:

                                         

Что ты сегодня узнал нового для себя?

  1. Что ты чувствовал, когда слушал рассказ?
  2. Что у тебя сегодня получилось (не получилось)?

                                    Занятие №3

 Упражнение «комплимент»

Комплимент должен быть высказан в форме «Я – высказывания», т. е. обращаясь к соседу, следует говорить о своем отношении и чувствах. В то же время высказывание должно быть приятно слушающему.

 
Упражнение «путаница»

     Участники игры берут друг друга за руки.

При этом существуют два условия: нельзя брать руку соседа справа и слева и не должно оставаться свободных рук. Если число участников нечетное, ведущий принимает участие в упражнении. После того как все взялись за руки, «путаница» должна распутаться (при распутывании никто из участников не должен отпускать руки).

 

Упражнение «взаимодействие»

      Все участники вместе со стульями расходятся по помещению и садятся под разными углами по отношению друг к другу. Вызываются трое участников, и им предлагается за три минуты пересадить всех в круг, не прикасаясь ни к кому руками.

Те участники, которые сидят на стульях, обязаны выполнять все команды ведущих. После окончания игры все встают со стульев и смотрят, получился ли ровный круг.

      Варианты развития игры:

  1. «Алгоритм взаимодействия» полностью забыт. Каждый работает сам по себе, а по окончании игры начинают обвинять друг друга. В этом случае игра начинается еще раз, но с новым составом. Если и у второго состава задание не выполнено, проводится общее обсуждение ситуации.
  2. «Алгоритм взаимодействия» формально соблюден. Выделен организатор, определен центр будущего круга, но в конце круг получился неровный. В этом случае после короткого обсуждения игра повторяется с другим составом.
  3. «Алгоритм взаимодействия» полностью соблюден. «Организатор» догадался поставить в центр круга помощников с вытянутыми руками и выстроил окружность по радиусу вытянутых рук. В этом случае

       4. Играющие напоминают остальным «алгоритм   взаимодействия» и рассказывают, как они планировали работу.

 

Упражнение «пилка дров»    

      Участники разбиваются на тройки. Двое имитируют пилку дров. Третий наблюдает и поправляет. Задача в том, чтобы «пила» не застревала, для чего «пильщики» должны двигаться синхронно. Через 3-4 минуты в группах происходит смена ролей так, чтобы каждый побыл и

«пильщиком», и наблюдателем.

      По окончании игры проводится общее обсуждение. Каждый рассказывает, с кем ему было легче пилить и почему, а также что он сделал для того, чтобы лучше выполнить задание.

      После обсуждения участников просят сформулировать как надо себя вести, чтобы совместная работа проходила легче и веселей. Обсужденный вывод заноситься в тетрадь.

 

Задание 3. Литературный пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»

Косточка

            Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на                                                                                                                                                                                                                                     тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.

            За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».

            Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

            Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

     И все засмеялись, а Ваня заплакал.

    После чтения текста необходимо выяснить, все ли слова понятны. Непонятные слова разобрать и занести в тетрадь. Затем участники разбиваются на пары и пересказ ведется в парах. Один рассказывает, другой поправляет его, если он что-то пропустил.

    После того как все вернулись в круг, каждый рассказывает, удалось ли ему самостоятельно подробно пересказать текст или он нуждался в помощи. Если нуждался, то в чем она состояла и хорошо ли ему помогал товарищ.

    В конце упражнения проводится короткая дискуссия о том, какое правило взаимодействия нарушил Ваня. После обсуждения формулировки

необходимо посоветоваться «Я – высказывания», т. е. с группой, не надо ли внести еще один пункт в Конституцию (если там нет похожего).

    Сведения о пересказанном тексте участники заносят в тетрадь.

 Рефлексия:

  1. Что ты сегодня узнал нового для себя?
  2. Что у тебя сегодня получилось (не получилось)?

Занятие №4

 

Упражнение «комплимент»

     Комплимент должен быть высказан в форме обращаясь к соседу, следует говорить о своем отношении и чувствах. В то же время высказывание должно быть приятно слушающему.

Упражнение «Карлсон сказал»

     Описание этого упражнения см. в занятии 1, но в этот раз вести упражнение следует поручить двум-трем учащимся по очереди.

 

Задание 1. «Взаимодействие»

     Назначается рабочая бригада из четырех участников. Остальные, вместе со стульями, расходятся по помещению и садятся под разными углами по отношению друг другу.

Задание играющим: «Работая коллективно, постройте из стульев вместе с теми, кто на них сидит, «восьмерку». Как и при выполнении прошлых упражнений, нельзя дотрагиваться до тех, кто сидит на стульях. У вас четыре минуты».

     Если первая бригада не справилась с заданием, назначается следующая.

   

 Возможный ход игры:

  1. Обе бригады не справились с заданием. В этом случае проводится подробное обсуждение того, насколько точно они соблюдали «алгоритм взаимодействия».

                                             

  1. Бригада справилась с заданием. Построена правильная фигура. В этом случае бригада рассказывает о том, как планировала работу и распределяла обязанности.

Упражнение «корабль»

     Ход игры описан в занятии 2.

Задание 3. Литературный пересказ басни

Л. Н. Толстого «Два товарища»

Два товарища

       Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

       Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

       Медведь понюхал ему лицо, подумал, что он мертвый, и отошел.

       Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?» - «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

    После чтения басни разбираются непонятные слова и организуется пересказ в парах. Возвратившись в круг, участники рассказывает, что им было легче – пересказывать или помогать товарищу, делятся своими впечатлениями о помощи при пересказе.

    После этого участникам задается вопрос: не говорилось ли в этой басне о каком-либо правиле взаимодействия? Как его сформулировать? Надо ли его вписать в Конституцию?

    По окончании работы учащиеся делают запись в раздел «Заметки к литературному пересказу».

 Рефлексия:

  1. Что ты сегодня узнал нового для себя?
  2. Что у тебя сегодня получилось (не получилось)?

Занятие №5

Упражнение «комплимент»

    На этом занятии можно предложить участникам сделать комплимент соседу без слов, жестами.

После того как комплимент закончился, целесообразно провести по кругу опрос: «Как ты думаешь, что тебе хотели сказать?»

    Правильность ответа подтверждает или не подтверждает автор комплимента.

Задание 1. «Умение сказать «нет»

   Нам всем в жизни приходится кому-то отказывать. Делать это очень неприятно, но иногда приходится. Говорить «нет» настолько неприятно, что иногда мы даже злимся на того, кому мы отказываем. А он не виноват. Мы сами часто не проявляем должную твердость, и к нам обращаются с просьбами, которые мы не можем выполнить. Для того чтобы к нам пореже обращались с разными неприятными просьбами, следует научиться сразу выражать свою позицию уверенно, не пользоваться такими оборотами, как «посмотрим», «там видно будет видно». Эти обороты очень похожи на обещания. Но даже если мы научились четко, ясно и спокойно объяснить свою позицию, этого бывает недостаточно. Иногда приходится прибегать к специальным техникам отказа. Сегодня мы познакомимся с двумя из них.

   Первая называется «наступление». На любую просьбу, которая противоречит вашим интересам или здравому

смыслу, вы отвечаете отказом, потому что на подобные действия имеется запрет. Это запрещают правила, родители и т. д. Если вы читали произведения фантаста А. Азимова, то знаете, что для роботов были придуманы три закона робототехники.

Самым главным был Первый закон. Роботы выполняли любые действия, если они не противоречили Первому закону. Если кто-то обращался к ним с невыполнимой или опасной просьбой, они так и отвечали: «Извините, мне не позволяет этого сделать Первый закон».

 Так и для вас любые нежелательные действия запрещены вашим «Первым законом», о чем вы информируете собеседника.

   Вторая техника называется «да, но…». Вы соглашаетесь, что то, что просят у вас реально, но…(не сейчас, не здесь, есть объективные причины этого не делать). Сейчас мы с вами попробуем несколько игр, в которых можно легко потренироваться в техниках отказа.

  1. Одни просят у своего соседа карандаш, другие стараются отказать. После выполнения роли меняются. (Упражнение выполняется в парах.)
  2. Несколько участников по очереди исполняют роль учителя. Ученики просят у них разрешения выйти из класса.
  3. Водящий получает инструкцию: «Ты никого не должен пускать в дом!» Остальные участники просят их пустить.

После окончания упражнения и возвращения в круг проводится короткая дискуссия о том, в какой из проигранных ситуаций какая из техник отказа более уместна. После этого участники делятся собственными впечатлениями, что им было легче: отказывать или просить. ( У каждого ведущий спрашивает о том, часто ли он отказывает в жизни и почему)

Задание 2. «Взаимодействие»

К этому упражнению требуется предварительная подготовка. Готовится два набора разноцветных брусков, одни должны иметь кубическую форму, другие – форму параллелепипеда. Брусков каждого вида должно быть вдвое больше, чем участников игры.

Каждый получает по одному бруску каждого вида. Ведущий тоже берет себе бруски и подводит участников к столу.

Раз уж мы живем в своей стране, то мы должны все уметь делать сами. Сейчас по моей команде мы начнем строить дом. Начали.

Участники игры быстро начинают ставить кубики, а ведущий при помощи своих кубиков старается максимально затруднить «стройку»: выводит в окно трубу, начинает строить на втором этаже гараж и т. д. На все упреки он отвечает, что строит тот дом, который считает лучшим. Так продолжается, пока кто-нибудь из учащихся не сообразит, что это здание на взаимодействие и надо действовать по «алгоритму взаимодействия».

После этого группа делится на три бригады, которые готовят свои планы стройки, эскизы дома и обоснования, почему дом должен быть такой, а не другой. Во время защиты проектов Конституционный Совет следит, чтобы никто не нарушал Конституцию. Проект нарушителей получает штрафные очки. После выбора проекта все вместе строят дом.

Задание 4. Литературный пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лгун»

Лгун

           Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!»

           Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так два или три раза, случилось – и вправду набежал волк.

           

Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!»

           Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.

           Волк видит, боятся нечего: на просторе перерезал все стадо.

Организация работы с пересказом описана в материале предыдущих занятий. В конце упражнения организуется дискуссия на тему «Чего не следует делать, общаясь с другими». Сведения о произведении заносятся в тетрадь.

Рефлексия:

  1. Что ты сегодня узнал нового для себя?
  2. Что у тебя сегодня получилось (не получилось)?
  3. Что нового ты узнал на занятиях курса?
  4. Что тебе больше всего запомнилось?

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры"

В данной презентации отражён опыт работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи с использованием театрализованных игр. На примере показаны коррекционно-развивающие возможности театрализованной игр...

Статья "Развивающие возможности интегрированного урока".

Основная идея - общая математическая закономерность, выраженная в формуле является основой для описания физических явлений. Например, формула дифференциального уравнения является основой для написания...

Развивающие возможности ИКТ в формировании и коррекции речи неслышащих младших школьников

Когда идет речь об обучении, воспитании и общем развитии ребенка с нарушенным слухом, то на первое место выступает проблема развития его речи. Почему? Потому что нарушенная слуховая функция в пе...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Развивающие возможности эстрадного пения у детей. Особенности вокальной техники Эстрадного исполнителя»

Музыкальное развитие детей имеет незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активи...

Развивающие возможности учебника нового поколения

формы и виды работы с современным учебником, возможности его исползования на уроке в свете ФГОС...

Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к детям с проблемами в развитии

Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к  детям с проблемами в развитии обусловлены прежде всего тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ре...

Развивающие возможности интегрированного урока.

Основная идея разработки заключается в обосновании, на примере конкретного учебного занятия, важности интегрированных уроков для формирования и развития единой научной картины мира у учащихся. Научное...


 

Комментарии

Материал познавательный, содержательный. Буду использовать в своей работе.