Как сделать учёбу успешной?
план-конспект урока по психологии (5,6,7,8,9 класс) по теме

Вахрушева Надежда Викторовна

Конспект родительского собрания, которое проводится совместно с детьми. В ходе такого собрания все участники ищут ответ на вопрос, почему успехи детей в учении не так успешны, как могли бы быть. Итогом мероприятия станет "формула" успешной учёбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sdelat_uchyobu_uspeshnoy.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое занятие для детей и родителей с элементами тренинга

«Как сделать учёбу успешной?»

(5 – 8 классы)

                                                                                                              Составитель: Вахрушева Н.В.,

педагог – психолог высшей категории

Оборудование: изображение бушующего моря с рифами формата А1, разрезное

                            изображение корабля (количество разрезанных частей по количеству

                            семей), булавки.

Дети рассаживаются вместе с родителями

.

Упражнение «Приветик».

Каждая семья говорит что-либо приятное рядом сидящей семье, свой комплимент завершает словами «Это вам наш приветик такой…».

Теперь, когда мы все поздоровались, настроение у всех прекрасное, самое время послушать стихотворение Михаила Вейцмана «Мама на родительском собрании».

Один из учеников читает стихотворение:

Мама понуро сидит у окна,

В табель мой жалкий глядит с отвращеньем.

Да ещё слушать должна речь о чьих-то успехах в ученье…

Ей бы заплакать, да только нельзя.

Мама вздыхает невольно…

Нынче у мамы такие глаза,

Будто она лишь во всём и виновна…

        Действительно, проблема учёбы и оценок является самой распространённой. Ведь каждому из родителей хочется, чтобы дети были самостоятельны и успешны в их основной деятельности – учёбе. Но ведь детям вовсе не присуще желание учиться. У них имеется большое число обстоятельств, которые мешают учебной деятельности.

        Именно поэтому тема нашей встречи – как сделать учёбу успешной? Сегодня мы попробуем обнаружить те проблемы, которые мешают учёбе наших детей, и найти те рычаги, которые помогут сделать эту учёбу более успешной. Итак, начнём наш разговор.

Сценка в исполнении детей.

        До чего же похожи на нас наши дети! Еще в младенчестве мы непрестанно умиляемся, обнаружив у маленького  комочка наши глаза, уши или нос. Попозже в раннем детстве опять-таки частенько вытираем слезы умиления, подсмотрев у чада наш жест, поступок или совсем - совсем взрослую фразу. А еще через несколько лет, утирая холодный пот со лба, пытаемся понять, как же смогло проявится в ребенке не только то, что есть в нас хорошего, но и то, что мы предпочли бы не воспроизводить в потомстве.

        Многие родители требуют от детей, чтобы они всегда были собранными, культурными, умными, вежливыми и ответственными. А вот насколько хорошо все эти качества развиты у самих родителей, сейчас мы и проверим.

        Итак, проверим внимание.

Коллективная игра «Если нравится тебе, то делай так…»

        А теперь испытаем нашу сообразительность и попробуем решить несколько логических задач.

Вопросы

Ответы

1

Для чего проветривают комнату?

Для того, чтобы там всегда был свежий воздух, а, значит, и много кислорода.

2

Почему кипящий чайник стучит крышкой?

От кипящей воды идёт пар, который создаёт давление на крышку.

3

Почему в мороз за окном лопнула бутылка с водой?

Вода превратилась в лёд, а лёд занимает больший объём, нежели жидкость.

4

Почему под одеялом тепло?

Потому что одеяло хорошо сохраняет тепло.

5

Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?

Созвездия Большой и Малой Медведицы называют Большим и Малым Ковшом.

6

Какая ягода самая крупная?

Арбуз.

7

Какой зверь самый прожорливый?

Землеройка. Она съедает за сутки в 4 раза больше, чем весит сама.

8

Все звёзды, кроме одной, перемещаются по небу. Она указывает, где находится Север, и называется она…

Полярной.

9

Что означает слово «акварель»?

Оно произошло от слова «аква» - вода. Водяные краски.

10

Почему комар пищит, когда летит и молчит, когда сидит?

Всё дело в том, что тот звук, который мы называем писком, издаётся комариными крылышками, которые во время полёта трепещут, да так быстро, что издают звук, похожий на писк.

11

Где ночует солнышко?

А нигде. Солнце никуда не прячется. Это наша Земля вращается вокруг своей оси и подставляет солнечным лучам то один бок, то другой. На той стороне, которую Солнце освещает – день, а на противоположной – ночь.

12

От чего прокисает молоко?

Попадают невидимые бактерии (микробы).

13

Каково происхождение любимого школьного слова «каникулы»?

Каникулой называли когда-то самую яркую звезду в созвездии Большого пса – Сириус. Появлялась она в разгар лета – 26 июля. И прозвали эти жаркие дни – каникулярными.

14

Для чего кошкам усы?

Ими кошки распознают предметы на ощупь, как люди используют пальцы. Усы у кошек очень чувствительные.

15

Как животные понимают друг друга, ведь они не умеют разговаривать?

С помощью голосовых сигналов. А также используют язык движений и с помощью запахов животные подают различные сигналы.

16

Зачем рассказывают детям сказки?

Чтобы развивалась их речь и воображение.

17

Почему бывает день и ночь?

Это наша Земля вращается вокруг своей оси и подставляет солнечным лучам то один бок, то другой. На той стороне, которую Солнце освещает – день, а на противоположной – ночь.

18

Почему лягушки никогда не простывают?

Потому что температура их тела такая же, как и температура окружающей среды. Именно поэтому переохлаждение, а значит, и простуда,  им не грозит.

19

В каком виде вода занимает больший объём?

Пар и лёд.

20

На улице термометр показывает 3 градуса тепла. Сколько градусов покажут два таких термометра?

Три градуса тепла.

        Мы убедились, что и сами взрослые не всегда бывают внимательны, способны и собранны. А иногда дети и вовсе оказываются сообразительнее и талантливее нас.

        Но беда в том, что наши дети не всегда старательны и ответственны. Именно поэтому учёба часто становится камнем преткновения, тем самым ветром, который создаёт бурю в семьях.

На доску вывешивается плакат с изображением бушующего моря.

        Давайте попробуем обозначить те рифы (т. е. какие-то проблемы, особенности), которые мешают спокойно и размеренно идти к знаниям.

Дети подписывают рифы (это могут быть следующие слова: лень, невнимательность, пассивность, неряшливость, безответственность и др.).

Названия всех рифов озвучивается психологом.

        Попробуем теперь вместе с родителями создать такой корабль, который сможет миновать, преодолеть все эти бури и рифы.

Каждой семье вручается какой-либо элемент корабля, где они должны:

написать те способности и качества характера, которые помогут усмирить это бушующее море, смогут сделать учёбу более успешной. (например, аккуратность, старательность, трудолюбие, ответственность, регулярное выполнение заданий и др.).

Психолог составляет из отдельных элементов корабль в бушующем море.

Рефлексивное упражнение.

Какого элемента не достаёт в корабле вашего ребёнка? (выслушиваются все семьи)

        Итак, я думаю, что каждый из вас сегодня убедился в том, что сделать собственную учёбу и учёбу своего ребёнка более успешной - в наших силах. Для этого только и нужно, что чуть – чуть побольше старания и желания.

        Все мы живём в обществе и, как все люди, хотим получать признание со стороны ближних. Наиболее естественный путь к такому признанию – это наша совместная работа с детьми. Давайте же будем радоваться  вместе с нашими детьми их успехам и признанию, которые они заслужили.

Вы полагаете, что это и так само собой разумеется? К сожалению, нет! Опросы показали, что родители отстающих в учёбе детей почти не проявляют никакой радости, даже если их дети приносят домой отличные оценки (часто мамы говорят: «Подумаешь – по рисованию…» или «Вот всегда бы так, а то…»); родители же успевающих детей радуются, если их ребёнок получает просто хорошие оценки. Парадокс, не правда ли?

А потому, уважаемые родители, примите следующие советы:

  1. Никогда не называйте своего ребёнка бестолковым, бездарем, ещё хуже – дураком.

  1. Найдите время, чтобы узнать, какой предмет даётся вашему ребёнку особенно трудно; обязательно встретьтесь с учителем, выясните пробелы в знаниях и начинайте помогать ему.

  1. Постарайтесь, как неоднократно подчёркивают специалисты, хвалить ребёнка за любой успех, пусть даже самый незначительный. Не скупитесь на похвалу. Но не забывайте и о дисциплине. Представьте, что же будет, если вдруг каждый водитель станет решать сам, по какой стороне дороги ему ехать и т.д… Точно так же и в школе есть определённые установленные правила (как, например, то, что каждый день ученик должен готовиться к уроку, выполнять домашние задания).

  1. Ежедневно просматривайте без нареканий тетради и дневник, спокойно попросите объяснить тот или иной факт, а затем спросите, чем вы можете помочь.

  1. Помните: главное – оказать поддержку, помочь разобраться в причинах недопонимания и действовать сообща.

Эти рекомендации раздаются родителям в виде памяток.

        Надеемся, что эти советы помогут сделать учёбу наших детей успешной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО – СТИМУЛ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ В УЧЁБЕ».

В методической разработке рассматривается проведение различных видов творческих работ с учащимися детской школы искусств для создания  мотивации к успеху в творчестве и учёбе. Предложено и реализ...

Родительское собрание на тему: "Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться"

Оценка значимости и действенности поддержки ребёнка в его учебной деятельности со стороны родителей. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребёнком по преодолению учебных затруднений...

Разработка урока по теме "Учёба", 11класс

Урок - эстафета знаний по теме "Учёба" разработан для учащихся 11 класса по материалам учебника Г.И.Ворониной "Немецкий язык, контакты" и доп...

Методическая учёба для педагогов дополнительного образования детей «Сетевой образовательный модуль или как заменить «учёбу» на «познание»

Методический материал знакомит педагогов дополнительного образования детей с новой формой реализации педагогических стратегий - сетевым образовательным модулем (СОМ). Он может использоваться при разра...

Для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЯМ ОТ ЧЕЛОВЕКА, ВОШЕДШЕГО В ГАЗОВУЮ КАМЕРУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ. Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти св...

Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым

В статье автор рассуждает о том, что во всем многообразии проблем, обременяющих наше общество, часто теряется значимость человека, царит равнодушие и безразличие. Особое внимание обращается на то, что...