коррекция основных психических процессов через улучшение памяти.
рабочая программа по психологии по теме

 

        Почти каждый человек страдает той или иной формой аномалии рефракции (преломление световых лучей в оптической системе глаза). Для устранения подобных нарушений зрения, которые не только причиняют неудобства, но часто мучительны и опасны, современная медицина не видит никакого способа и никаких смягчающих мер, если не считать тех оптических костылей, которые известны нам как очки. Уверяют нас и в том, что в современных условиях жизни практически не существует и никаких профилактических мер.

        Широко распространенные  методы лечения посредством линз, компенсирующих аномалию рефракции глаза, можно сравнить, например, с костылями, которые дают возможность   ходить хромому.

      Интересный факт. Установлено, что миопия (близорукость) и гиперметропия (дальнозоркость), подобно астигматизму, могут воспроизводиться по желанию, что миопия связана не с использованием глаз  для работы на близком расстоянии, а с усилием увидеть удаленные объекты, что никакая аномалия рефракции не представляет собой неизменного состояния, что низкие степени рефрактивных аномалий могут быть устранены, а более высокие – снижены.

Данная программа разработана для коррекции этих процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

МАООУ Санаторно-лесная школа г. Томск.

Программа

Коррекция основных психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи) через улучшение зрения.

Автор – составитель:

      Кузьмич Л.А.

Педагог – психолог .

Пояснительная  записка.

        Дорогие, друзья! Я хочу, чтобы Вы вместе со мной поверили и смогли на собственном опыте убедиться, что многие проблемы, возникающие со зрением, могут быть устранены.

        Давайте анализировать вместе. Если вы обратитесь к глазному врачу, то после проверки зрения последует традиционное заключение, что оно не совершенно и вам нужно приобрести себе очки. Не будем останавливаться на тех проблемах и неудобствах, которые они создают в различных жизненных ситуациях. Есть более важная сторона этого вопроса. Спросите у своих родственников или знакомых и каждый вам скажет, что со временем им пришлось приобретать себе более сильные очки, т.е. зрение ухудшается.

         Неужели процесс ухудшения зрения у человека – это естественный процесс? К счастью, это не так.

         Принято считать, что зрение ухудшается, потому что люди много читают или используют свои глаза в неблагоприятных условиях, но и несколько столетий назад условия для зрения были не лучше, а проблем со зрением было меньше. Не цивилизация, а неправильное использование глаз, является причиной их порчи.

         Многие люди, доживая до глубокой старости, сохраняют отличное зрение, кроме того установлено, что состояние зрения человека не постоянно, а меняется в зависимости от различных факторов, и в первую очередь, от состояния его психики. У некоторых людей без вмешательства медицины наблюдалось восстановление зрения до нормального уровня. Эти и другие факты рождают надежды и у каждого из нас.

        Хорошо отработанные методики позволяют, тратя на занятия 30 минут в день, за 3-6 месяцев улучшить зрение в два раза, а за 12 месяцев практически привести зрение в норму, ко многим успех придет значительно раньше.

        Органичное включение предлагаемых упражнений в распорядок дня и наличие всех необходимых для занятий пособий дает возможность использовать предлагаемый метод для исправления и предотвращения аномалий зрения у детей.

                     Теория  и  факты.

        Почти каждый человек страдает той или иной формой аномалии рефракции (преломление световых лучей в оптической системе глаза). Для устранения подобных нарушений зрения, которые не только причиняют неудобства, но часто мучительны и опасны, современная медицина не видит никакого способа и никаких смягчающих мер, если не считать тех оптических костылей, которые известны нам как очки. Уверяют нас и в том, что в современных условиях жизни практически не существует и никаких профилактических мер.

        Широко распространенные  методы лечения посредством линз, компенсирующих аномалию рефракции глаза, можно сравнить, например, с костылями, которые дают возможность   ходить хромому.

      Интересный факт. Установлено, что миопия (близорукость) и гиперметропия (дальнозоркость), подобно астигматизму, могут воспроизводиться по желанию, что миопия связана не с использованием глаз  для работы на близком расстоянии, а с усилием увидеть удаленные объекты, что никакая аномалия рефракции не представляет собой неизменного состояния, что низкие степени рефрактивных аномалий могут быть устранены, а более высокие – снижены.

                Непостоянство рефракции.

         Из множества школьников, обследованных в течение нескольких лет, более половины имели нормальные глаза с идеальным в течение определенного  времени зрением, но ни один из них не имел идеального зрения в каждом глазу в течение всего дня. Их зрение могло быть хорошим утром и похуже днем или наоборот. Многие дети могли прочитать одну проверочную таблицу, имея идеальное зрение, но не могли хорошо разглядеть другую.

        Когда глаз рассматривает какой-нибудь незнакомый объект, всегда появляется аномалия рефракции.

        Неожиданная вспышка света, быстрая или неожиданная смена освещения должны, скорее всего, привести к ухудшению зрения нормального глаза.

        Шум также служит частой причиной ухудшения зрения нормального глаза. Когда раздается неожиданный громкий звук, все люди видят нечетко. Знакомые шумы не снижают зрение, в то время как незнакомые всегда это делают.

        В условиях физического  или психического дискомфорта, таких как боль, кашель, лихорадка, дискомфорт из-за жары или холода, депрессия, гнев или волнение, в нормальном глазу всегда появляются аномалии рефракции, а в глазу, где они уже существуют, аномалии возрастают. И это очень важно.

1. Теория.

               Непостоянство  рефракции.

            Шум служит частой причиной ухудшения зрения нормального глаза. Когда раздается неожиданно громкий звук, все люди видят нечетко. Знакомые шумы не снижают зрение, в то время как незнакомые всегда это делают.

            В условиях физического и психического дискомфорта, таких как боль, кашель, лихорадка, дискомфорт из-за жары или холода, депрессия, гнев или волнение, в нормальном глазу всегда появляются аномалии рефракции, а в глазу, где они уже существуют, аномалии возрастают. И это очень важно.

 Причина и лечение аномалий рефракции.

           Изначально усилие увидеть является психическим усилием, а напряжение психики во всех случаях сопровождается потерей психического контроля. Анатомические результаты усилия увидеть удаленные объекты могут быть теми же самыми, что и при рассмотрении какого-нибудь близкого объекта без усилия, но в одном случае глаз делает то, что требует делать психика, а в другом случае этого не происходит. Эти факты очень важны для объяснения, почему зрение ухудшается по мере развития цивилизации. В условиях цивилизованной жизни психика людей находится под постоянным напряжением. Появляется больше, чем у нецивилизованных людей вещей, которые их волнуют. Современным людям нет нужды сохранять хладнокровие и быть выдержанными для того, чтобы видеть то, от чего зависит их существование. Если бы первобытный человек позволял себе нервничать, он быстро вымер бы.

         Нарушение зрения в ближней точке, однако, столь же характерно для цивилизации, как и нарушение зрения вдаль, что трудно объяснить тем, что мы много читаем. Миопики, хотя они и видят в ближней точке лучше, чем вдаль, никогда не видят так  же хорошо как люди с нормальным зрением. Расслабление?!

          Почему же этого не делает сон? Глаза редко, если вообще когда-либо, полностью расслабляются во время сна. Если они находились под напряжением, когда человек бодрствовал, это напряжение определенно будет в большей или меньшей степени продолжено во время сна.

           Фактом остается то, что когда психика отдыхает, ничто не может утомить глаза. Когда же психика находится под напряжением, ничто не может дать глазам отдыха. Научиться правильно смотреть – это искусство.

2. Методики.               

  Пальминг (погружение).

           Все методы, используемые для искоренения аномалий рефракции, представляют собой лишь различные достижения расслабления.

         Большинству людей помогает простое закрывание глаз. Чередования отдыха глаз таким способом в течение нескольких минут или дольше с открыванием глаз и смотрением на проверочную таблицу в течение секунды или меньше позволяет, как правило добиться улучшения зрения. Для большей степени расслабления надо положить на закрытые глаза ладони рук (пальцы скрещены на лбу), таким образом, чтобы избежать давления на глазные яблоки. Такой прием называется «пальмингом». Большинство людей этим способом могут добиваться значительной степени расслабления. (См.рис.2).

          Когда пальминг успешен, он представляет собой один из лучших методов обеспечения расслабления всех нервов органов чувств, включая зрение. Когда таким методом удается добиться совершенного расслабления (что соответствует способности видения идеального черного), оно полностью сохраняется после открытия глаз. Зрение человека при этом улучшается на длительное время.

                                Воспоминание.

          Когда психика способна идеально вспомнить какое - нибудь из проявлений органов чувств, она всегда идеально расслабляется. При этом, когда глаза открыты, зрение нормально, а когда они закрыты и прикрыты ладонями, чтобы полностью исключить свет, видно совершенно черное поле, т.е. совсем ничего не видно. Если вы сможете чётко вспомнить тиканье часов, какой – нибудь запах или вкус, ваша психика придет в идеальное состояние покоя. Тогда, вы закроете глаза и прикроете их ладонями, вы  увидите абсолютную черноту. Если этот цвет вспоминается в совершенстве, то и человек полностью расслаблен. Если чернота вспоминается почти идеально, то и расслабление почти идеально. Если же цвет вообще не вспоминается, то человек либо мало, либо вообще не расслаблен. Какой бы метод улучшения зрения вы не применяли, рекомендуется при этом вспомнить какую – нибудь маленькую площадь чёрного цвета, например, точку. В некоторых случаях люди за очень короткое время излечивались одним только методом. Одним из преимуществ этого метода является то, что он не требует проверочной таблицы. Воспоминание достигается только в момент расслабления и сохраняется столько времени, сколько устраняются причины напряжения.

        Человек может вспомнить черную точку, открыв глаза и смотря на чистую (пустую) поверхность, не делая при этом сознательного усилия увидеть что – либо.

        Чем меньшую площадь способен вспомнить человек, тем выше степень расслабления. Некоторые люди, однако, более легким на первых порах находят воспоминание более крупной площади типа одной из букв проверочной таблицы, представляя при этом одну часть буквы чернее, чем все остальные части. Они могут начать с любой большой буквы, затем перейти к более мелким буквам и, наконец, добраться и до точки. Вместо точки некоторым людям легче вспомнить двоеточие с одной точкой чернее остальных или точку над строчными буквами         i или g . Другие точке предпочитают запятую.

         Когда воспоминание точки станет привычным, оно не только не будет обременительным, но принесет большую пользу и другим психическим процессам.

                   Мысленное представление.

            Можно показать, что когда зрение несовершенно, не только глаз сам по себе дефектен, но нарушены еще память и мысленное представление. Таким образом, психика лишь добавляет свои несовершенства к несовершенному изображению на сетчатке.

          Мысленное представление  тесно связано с воспоминанием, хотя и отличается от него. Представление зависит от воспоминания, поскольку представить какую-либо вещь можно лишь тогда, когда её удается вспомнить. Ни  мысленное представление, ни воспоминание не могут быть совершенны, если психика полностью не расслаблена. Если вы четко представите какую-нибудь букву, вы увидите, что эта и другие буквы по соседству выявятся более отчетливо.

     

          Перемещение и раскачивание.   

       Одним из лучших методов улучшения зрения является сознательное подражание бессознательному перемещению нормального глаза и осознание кажущегося движения (раскачивания), производимого таким перемещением. Нормально зрение или нет, сознательное перемещение и раскачивание оказывают глазу большую помощь и приносят пользу. Этим способом можно улучшить не только плохое зрение, но нормальное зрение тоже. Когда зрение не совершенно, перемещение, если оно делается правильно, дает такой же отдых глазу, что и пальминг и всегда приводит к уменьшению или коррекции аномалии рефракции.

                           Методы  перемещения:

  1. Посмотрите  на какую-нибудь букву на проверочной таблице.
  1. переместитесь на другую букву на той же строке в достаточном отдалении от первой так, чтобы она была видна хуже;
  2. вновь посмотрите на первую букву, видя вторую хуже;
  3. попеременно смотрите на эти буквы в течение нескольких секунд, видя хуже ту букву, на которую не направлен  взгляд (см. рис. 3.).

            Когда удается делать это упражнение, видение обеих букв         улучшается.

  1. Посмотрите на какую-нибудь большую букву.
  1. посмотрите  на букву поменьше на достаточно большом расстоянии от неё, большая буква тогда будет видна хуже;
  2. вновь взгляните на большую букву и увидите её лучше;
  3. повторите  6  раз.

           Когда удается это упражнение, видение обеих букв улучшается, а проверочная таблица кажется движущейся вверх-вниз.

  1. Для того чтобы видеть букву непрерывно, необходимо научиться перемещаться от её верха до низа и от низа буквы до её верха, видя хуже часть, не рассматриваемую прямо, и создавая иллюзию качания.
  1. посмотрите  вверх над буквой на точку, достаточно отдалённую от верха буквы, чтобы видеть её верх или всю букву хуже;
  2. повторите  6  раз.

            Если это успешно удается, буква будет казаться раскачивающейся вверх-вниз, а зрение улучшится. Это перемещение потом можно сократить, пока не удастся перемещаться между верхом и низом буквы, сохраняя раскачивание. Буква теперь будет видна постоянно. Если этот метод не принесет успеха, дайте глазам отдохнуть, сделайте пальминг и повторите упражнение снова. Можно также практиковать перемещение с одного угла буквы на точку за другим углом.

  1. Посмотрите на какую-нибудь букву с расстояния, с которого она видна лучше всего. При миопии это расстояние составит 30,48 см. и менее того от лица. Перемещайтесь от верха до низа буквы до тех пор, пока не сможете попеременно видеть каждый из них хуже, буква не покажется чернее, чем прежде, и не появится иллюзия качания.
  1. теперь закройте глаза, и мысленно перемещайтесь от верха буквы к её низу;
  2. посмотрите, открыв глаза, на чистую пустую стену и повторите предыдущий пункт. Сравните способность мысленно перемещаться и осуществлять раскачивание со способностью делать то же самое зрительно в ближней точке;
  3. затем посмотрите на эту букву в отдалении и перемещайтесь от её верха к её низу.

Если это удаётся, то видение буквы улучшится и появится иллюзия качания.

  1. Пусть кто-нибудь поместит кончик своего пальца двумя или тремя сантиметрами ниже буквы. Затем человеку, восстанавливающему своё зрение, необходимо посмотреть на эту букву и переместиться на кончик пальца, увидев букву хуже.
  1. сократите расстояние между пальцем и буквой сначала до 6 -7 сантиметров, затем до 3 – 6 и, наконец, до 1,25 см., поступая каждый раз так, как это указано в предыдущем пункте.

Если это удаётся, то сможете переводить взгляд от верха к низу буквы и обратно, видя попеременно каждую из них хуже и создавая иллюзию качания. Тогда станет возможным видеть букву непрерывно.

Полезным часто оказывается удаление от проверочной таблицы с расстояния 8 – 13 см. на расстояние 25,5 – 60 см.

Зрение при неблагоприятных условиях.

            (Важные советы для практики).

  1. Не свет, а темнота опасна для глаз.
  2. Чем тускнее свет, при котором удается прочитать такой шрифт, и чем ближе к глазам его удается при этом держать, тем больше пользы.
  3. Некоторым миопикам оказывается полезным усилие увидеть настолько мелкий шрифт, что его нельзя даже прочитать.

3. Лечение в школах.

Лечение в школах. Методы, которые принесли успех.

               Когда глаз смотрит на отдельный объект, он всегда более или менее напрягается, чтобы увидеть его. При этом всегда появляется аномалия рефракции. Когда ребенок смотрит на незнакомые надписи или фигуры на доске, удаленные географические карты, схемы или рисунки, ретиноскоп всегда показывает, что они стали миопиками, хотя их зрение при других обстоятельствах может быть абсолютно нормальным. То же самое происходит и со взрослыми при разглядывании ими удаленного незнакомого объекта. Когда же глаз смотрит на знакомый объект, эффект совершенно иной. Удаётся не только рассмотреть его без напряжения, но в последующем снижается и усилие, прикладываемое при рассмотрении незнакомых объектов.

               Если дети смогут расслабиться во время смотрения на знакомые объекты , они смогут (никогда на невероятно короткие периоды времени) сохранить это расслабление и при взгляде на незнакомые объекты.

              Почему же должны страдать и носить очки ваши дети, когда есть такая простая мера помощи им? Она практически ничего не стоит. Кроме того, никто не рискнёт утверждать, что это может принести какой-нибудь вред.

Правила применения проверочной таблицы для улучшения зрения.

             Проверочная таблица вешается на стену классной комнаты или квартиры, и каждый день дети читают про себя мельчайшие буквы, которые могут увидеть со своих мест, каждым глазом по отдельности. При этом другой глаз закрывается ладонью руки таким образом, чтобы избежать давления на глазное яблоко.

            Детей с заметно плохим зрением следует поощрять к более частому чтению проверочной таблицы. Не следует в это дело вмешивать детей, носящих очки, поскольку они должны находиться под попечением врача и тренировка, пока они носят очки, даст им мало или вообще окажется бесполезной. С этими детьми нужно заниматься по специальным методикам, которые будут предложены в следующих разделах.

           Хотя это и не обязательно, большой помощью было бы ведение записей, отражающих зрение каждого ученика в момент введения системы и далее через любые удобные интервалы времени.

                        Психика  и  зрение.

         Плохое зрение является следствием аномального состояния психики. Очки иногда могут нейтрализовать воздействие этого состояния на глаза и, доставляя больше удобств человеку, до некоторой степени улучшить его психические способности. Но коренным образом этого состояния психики мы не меняем и, превратив его в плохую привычку, можем ухудшить его.

         Легко показать, что среди способностей мозга, ухудшающихся с нарушением зрения, находится память.

         Вещи, которые мы запоминаем, являются вещами, возбуждающими в нас интерес к ним. Причиной того, что мы испытываем трудности в изучении тех или иных дисциплин является то, что они нам надоедают. Когда нам скучно, наше зрение ухудшается. Скука представляет собой состояние психического напряжения, при котором  глаза нормально функционировать не могут.

         Короче говоря, когда человек не заинтересован в чём-либо, его психика выходит из-за контроля, а без психического контроля человек не может ни учиться, не видеть что-либо. Когда зрение становится нормальным, улучшается не только память, но и все другие психические способности человека. Люди, избавившиеся от плохого зрения, часто обнаруживают, что способность делать свою работу улучшилась.

               Базовые принципы лечения.

        Целью всех методов, используемых при лечении плохого зрения без помощи очков, является достижение состояния покоя и расслабления психики прежде всего, а затем уже и глаз. Покой всегда улучшает зрение. Усилие всегда его ухудшает.

                                  Отдых  глаз.

           Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на более или менее длительный период времени и мысленное представление чего-нибудь приятного. Этот метод служит средством первой помощи, и к нему надо прибегнуть в первую очередь. Лишь очень немногие не получат от него пользы.

                                         Пальминг.

           Еще большую степень отдыха можно достичь, если человек закроет глаза и прикроет их ладонями рук, чтобы полностью исключить свет. Закройте оба глаза и прикройте их ладонями обеих рук, пальцы при этом скрещены на лбу. Простое прикрытие ладонями закрытых глаз бесполезно, если в то же время не достигается состояние покоя психики. Когда вам удастся идеально сделать пальминг, вы увидите поле зрения таким черным, что вспомнить, представить или увидеть что-либо чернее невозможно. Когда вы добьетесь этого, ваше зрение станет нормальным.

                                       

                                              Повороты.

            Убедитесь сами в том, что повороты не только улучшают зрение, но и снижают или полностью снимают болезненные ощущения, чувство дискомфорта и утомления.

            Станьте, расставив ступни ног на расстоянии друг от друга и, обратившись лицом к одной из стен комнаты. Отрывая немного левую пятку от пола, поворачивайте одновременно плечи, голову и глаза вправо до тех пор, пока линия плеча не станет перпендикулярно стене, к которой вы были обращены лицом. Теперь, опуская левую пятку на пол и отрывая правую от пола, поворачивайте свое тело влево. Чередуйте попеременные взгляды то на правую, то на левую стены, обращая внимание на то, чтобы и голова и глаза двигались вместе с плечами. Когда повороты делаются легко, непрерывно, без усилия и без обращения какого-либо внимания на движущиеся объекты, человек заметит вскоре, что напряжение мышц и нервов снижается. Очень важно не делать никаких попыток увидеть четко объекты, которые человеку в момент поворотов кажутся стремительно проносящимися мимо него. (см. рис. 4.).

           Повороты призваны помочь, прежде всего, людям, страдающим от напряжения глаз во время сна. Делая их по 50 и более раз непосредственно перед сном и сразу после пробуждения утром, люди часто избавлялись или заметно снижали напряжение глаз во время сна.

                                    Воспоминание.

           Когда зрение нормально, психика также находится в покое. Все, что вы найдете приятным для воспоминания, дает психике отдых. Однако для тренировки чаще всего удобней вспомнить какой-нибудь маленький черный объект типа точки или буквы мелкого шрифта. Наиболее удобным состоянием для упражнений на воспоминание является обычно состояние, когда глаза закрыты ладонями рук. По мере тренировки станет также возможным вспомнить и с открытыми глазами.

           Когда вы сможете, закрыв глаза и прикрыв их ладонями, совершенно отчетливо вспомнить какую-нибудь букву мелкого шрифта, она покажется вам такой, как если вы её видели собственными глазами, совершающей легкие движения и имеющей открытые части в ней более, чем остальной фон.

                         Мысленное представление.

           Поскольку и представление, и воспоминание невозможны без совершенного расслабления, развитие этих способностей улучшает не только интерпретацию изображений на сетчатке, но и сами изображения. Когда вы мысленно представляете, что видите какую-нибудь букву на проверочной таблице, вы на самом деле видите её, поскольку будет невозможным расслабиться и идеально представить букву и в то же время напрягаться и видеть её не четко.

                               Проблески и моргание.

        Если закрывать глаза ещё до того, как вновь заявит о себе привычка напрягаться, то иногда очень быстро можно добиться состояния непрерывного расслабления. Дайте своим глазам отдохнуть несколько минут, закрыв их или сделав пальминг, а затем посмотрите в течение доли секунды на какую-нибудь букву на проверочной таблице или на букву мелкого шрифта, если у вас проблемы со зрением на близком расстоянии. Сразу же закройте глаза и повторите процедуру.

                              Центральная фиксация.

        Когда зрение нормально, глаз видит одну часть рассматриваемого объекта лучше, а все остальное хуже, пропорционально удалению от точки наилучшего зрения. Когда же зрение несовершенно, то глаз старается увидеть значительную часть своего поля зрения одинаково хорошо одновременно. Это приводит к сильному напряжению глаз и психики.

          Когда вы сможете осознать видение одной части своего поля зрения лучше, чем всего остального, обычно становится возможным  и сокращение размеров этой видимой лучше всего зоны. Если вы переведете взгляд от низа большой буквы к её верху и увидите не прямо рассматриваемую часть хуже, чем часть, зафиксированную взглядом, вы, возможно, сумеете сделать то же самое и со следующей строкой букв. Таким способом вы, возможно, сумеете добраться до нижней строки. Поскольку увидеть маленькие буквы без помощи центральной фиксации невозможно, чтение мелкого шрифта, если оно может быть осуществлено, представляет собой одно из лучших упражнений для зрения. При этом, чем слабее освещение, при котором может читаться мелкий шрифт, и чем ближе к глазам он может быть поднесен, тем лучше для вас.

                                      Лечение солнцем.

             Солнечный свет так же необходим глазам, как состояние покоя и расслабления. Если это возможно, начинайте свой день с подставления закрытых глаз солнцу. Всего лишь несколько минут такой соляризации за один раз – уже существенная помощь глазам. Чтобы исключить возможность появления напряжения, было бы хорошо слегка поворачивать свою голову из стороны в сторону. Когда вы привыкните к сильному свету, поднимайте верхнее веко одного глаза и смотрите вниз так, чтобы солнце светило на склеру. Моргайте, если появится такое желание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме "Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки"

Обощение опыта работы по теме "Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки"...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»

Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной  речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...

Статья. Коррекционная педагогика. Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки.

Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыкиМузыкальное воспитание в специальной (коррекционной) школе VIII вида является составной частью учебно-воспитательного процес...

Статья. Коррекционная педагогика. Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки.

Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыкиМузыкальное воспитание в специальной (коррекционной) школе VIII вида является составной частью учебно-воспитательного процес...

Консультация для родителей " Развитие психических процессов через кинезиологические упражнения"

Материал консультации поможет родителям вырастить своих малышей сообразительными, внимательными, обладающими хорошей памятью и логикой. Для этого им нужно научиться выполнять сместе с детьми кинезиоло...

Нейроигры как двигатель психических процессов для улучшения процесса обучения детей с ОВЗ.

Нейропсихология как наука  появилась совсем недавно. Взаимосвязь тела и психических процессов начали активно изучать  в XX веке.Нейропсихология — молодое направление в науке, кото...