Основные причины снижения успеваемости в школе
презентация по психологии по теме

материал для МО классных руководителей об основных причинах снижения успеваемости школьников и о путях их преоболения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления

Слайд 2

Причины неуспеваемости СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К ВЫКЛЮЧЕНИЮ ИЗ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Слайд 3

Социальные причины Социальная среда, в которой воспитывается ученик Низкий уровень жизни родителей Тяжёлая социально-психологическая обстановка в школе, классе, негативное отношение со стороны учителей

Слайд 4

Социальные причины Особенности домашнего воспитания Систематические прогулы занятий Лень. Наиболее частой причиной лени, по мнению Ушинского , является «прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка»

Слайд 5

Наследственность Неблагоприятная наследственность Медлительность Чрезмерная робость, стеснительность Нестандартность. В эту группу могут попасть и вундеркинды , которые по разным причинам выпадают из процесса обучения Врождённая неспособность к умственному труду

Слайд 6

Заболевания, приводящие к выключению из учебного процесса Отставание в развитии от своих сверстников Слабое здоровье Причиной плохих оценок может стать авитаминоз

Слайд 7

Педагогическая запущенность – главная причина низкой успеваемости школьников Основную роль в педагогической запущенности играют родители, их педагогическая некомпетентность, низкий уровень образованности, отсутствие педагогических и психологических знаний. Ранняя диагностика и предупреждение педагогической запущенности учащихся – задача комплексная.

Слайд 8

Психическое здоровье детей – залог успешности.

Слайд 9

Типы неуспевающих школьников. школьники, у которых неправильное отношение к учению; усваивающие материал с трудом; школьники, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы; учащиеся, не умеющие трудиться; школьники, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.

Слайд 10

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости 1) недостатки познавательной деятельности; 2) недостатки развития мотивационной сферы детей

Слайд 11

Недостатки познавательной деятельности Несформированность приёмов учебной деятельности Недостаточная сформированность основных психических процессов (мышления, памяти, внимания) Природные особенности ребенка (сила и подвижность НС)

Слайд 12

Недостатки в развитии мотивационной сферы Усилия учителей должны быть направлены на - формирование устойчивой мотивации достижения успеха, - развитие учебных интересов .

Слайд 13

Малоэффективные средства помощи отстающим ученикам организация дополнительных занятий, на которых применяются такие же, как на уроке методы обучения; оказание различных мер давления на ученика

Слайд 14

Работа с неуспевающими учащимися: Тип 1: должна быть направлена на изменение тех особенностей мыслительной деятельности, которые мешают им усваивать знания (формирование продуктивного мышления; воспитательная работа: формирование самостоятельности, уверенности, самооценки). Тип 2: должна проводиться преимущественно воспитательная работа, имеющая целью изменение свойств их личности (работа по преодолению эгоизма, грубости, неумения жить в коллективе – их моральные качества и отношение к учению могут быть сравнительно легко изменены под влиянием класса). Необходима специальная психокоррекционная работа, направленная на изменение особенностей протекания мыслительной деятельности (в первом случае) и на изменение моральных установок, отношения к учению (во втором).

Слайд 15

Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспешности школьников. Модернизация образовательной системы пока не даёт никаких оснований говорить о том, что происходит её снижение. Значительная часть образовательных программ (более 40%) по-прежнему сориентирована на углубленный уровень образования, в то время как по данным Министерства образования Российской Федерации доля одаренных детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные возможности не превышает 15%. Даже обычные программы не под силу сегодня более чем для трети школьников.

Слайд 16

Хроническая неуспешность и школьная тревожность – основная сфера проявления трудностей в учёбе.

Слайд 17

Причины неуспеваемости по некоторым предметам в школе Отношения между учителем предмета и учеником Постоянные пропуски учеником одних и тех же предметов Неспособность ученика к усвоению определенного предмета

Слайд 18

Статистика по России Школьная успеваемость Мужской пол (%) Женский пол (%) Отличники 14 39 Хорошисты 30 31 «4» - «3» 32 21 «3» - «2» 24 9

Слайд 19

Общие рекомендации родителям Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей

Слайд 20

Общие рекомендации родителям Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю

Слайд 21

Общие рекомендации родителям Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения он привык к вашему контролю Приучайте его к самостоятельности постепенно Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание

Слайд 22

Если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием, то Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками, были ли случаи когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные

Слайд 23

Если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием, то В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке грустное зрелище Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы

Слайд 24

Если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием, то Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора Учите ребёнка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма

Слайд 25

Если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием, то Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя



Предварительный просмотр:

Тезисы к докладу на МО классных руководителей

«Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления»

Словиковская Е.И.

Причины неуспеваемости

  1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ
  2. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
  3. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К ВЫКЛЮЧЕНИЮ ИЗ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Социальные причины

  1. Социальная среда, в которой воспитывается ученик
  1. Низкий уровень жизни родителей
  1. Тяжёлая социально-психологическая обстановка в школе, классе, негативное отношение со стороны учителей
  1. Особенности домашнего воспитания
  1. Систематические прогулы занятий
  1. Лень. Наиболее частой причиной лени, по мнению Ушинского, является «прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка»

Наследственность

  1. Неблагоприятная наследственность
  2. Медлительность
  3. Чрезмерная робость, стеснительность
  4. Нестандартность. В эту группу могут попасть и вундеркинды, которые по разным причинам выпадают из процесса обучения
  5. Врождённая неспособность к умственному труду

Заболевания, приводящие к выключению из учебного процесса

  1. Отставание в развитии от своих сверстников
  1. Слабое здоровье
  1.  Причиной плохих оценок может стать авитаминоз 

Педагогическая запущенность –

главная причина низкой успеваемости школьников

Основную роль в педагогической запущенности играют родители, их педагогическая некомпетентность, низкий уровень образованности, отсутствие педагогических и психологических знаний.

Ранняя диагностика и предупреждение педагогической запущенности учащихся – задача комплексная.

Психическое здоровье детей – залог успешности.

Типы неуспевающих школьников.

  1. школьники, у которых неправильное отношение к учению;
  1. усваивающие материал с трудом;
  1. школьники, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы;
  1. учащиеся, не умеющие трудиться;
  1. школьники, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости

  1. 1) недостатки познавательной деятельности;
  1. 2) недостатки развития мотивационной сферы детей

Недостатки познавательной деятельности 

  1. Несформированность приёмов учебной деятельности
  1. Недостаточная сформированность основных психических процессов (мышления, памяти, внимания)
  1. Природные особенности ребенка (сила и подвижность НС)

Недостатки в развитии мотивационной сферы 

Усилия учителей должны быть направлены на

- формирование устойчивой мотивации достижения успеха,

- развитие учебных интересов.

Малоэффективные средства помощи отстающим ученикам

  1. организация дополнительных занятий, на которых применяются такие же, как на уроке методы обучения;
  1. оказание различных мер давления на ученика

Работа с неуспевающими учащимися:

  1. Тип 1: должна быть направлена на изменение тех особенностей мыслительной деятельности, которые мешают им усваивать знания (формирование продуктивного мышления; воспитательная работа: формирование самостоятельности, уверенности, самооценки).
  1. Тип 2: должна проводиться преимущественно воспитательная работа, имеющая целью изменение свойств их личности (работа по преодолению эгоизма, грубости, неумения жить в коллективе – их моральные качества и отношение к учению могут быть сравнительно легко изменены под влиянием класса).

  1. Необходима специальная психокоррекционная работа, направленная на изменение особенностей протекания мыслительной деятельности (в первом случае) и на изменение моральных установок, отношения к учению (во втором).

Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспешности школьников.

  1. Модернизация образовательной системы пока не даёт никаких оснований говорить о том, что происходит её снижение.
  1. Значительная часть образовательных программ (более 40%) по-прежнему сориентирована на углубленный уровень образования, в то время как по данным Министерства образования Российской Федерации доля одаренных детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные возможности не превышает 15%.
  1. Даже обычные программы не под силу сегодня более чем для трети школьников.

Хроническая неуспешность и школьная тревожность – основная сфера проявления трудностей в учёбе.

Причины неуспеваемости по некоторым предметам в школе

  1. Отношения между учителем предмета и учеником
  1. Постоянные пропуски учеником одних и тех же предметов
  1. Неспособность ученика к усвоению определенного предмета

Статистика по России

Школьная

успеваемость

Мужской пол

(%)

Женский пол

(%)

Отличники

14

39

Хорошисты

30

31

«4» - «3»

32

21

«3» - «2»

24

9

Общие рекомендации родителям

  1. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем
  2. Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей
  3. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов
  4. Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю
  5. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения он привык к вашему контролю
  6.  Приучайте его к самостоятельности постепенно
  7. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание

Если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием, то

  1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей
  1. Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения
  2.  Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками, были ли случаи когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные
  1. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком
  1.  Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке грустное зрелище
  2.  Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы
  1. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора
  1.  Учите ребёнка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма
  1. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни
  1.  В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины снижения успеваемости учащихся

Родительское собрание можно использовать в 6, 7 классе....

"Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления"

Рордительское собрание в 8 классе. Презентация к родительскому собранию....

Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления.

Презентация применяется при проведении родительского собрания на тему "Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления". В презентации представлены причины снижения успеваемости у школь...

О причинах снижения успеваемости

Родительское собрание...