Эмоциональная поддержка опекаемого ребенка в семье
методическая разработка по психологии по теме

Мишина Елена Владимировна

 

Тема: Эмоциональная поддержка опекаемого ребенка в семье.

Цель: Способствовать созданию благоприятного психологического климата в семье, воспитывающей опекаемого ребенка.

Задачи:

  1. Формировать у опекунов представления об эмоциональном состоянии членов семьи и эмоциональной поддержке, как способе снижения эмоционального напряжения и нормализации взаимоотношений с опекаемым ребенком;
  2. Вооружать практическими приемами осуществления эмоциональной поддержки детей в семье;
  3. Воспитывать эмпатическое восприятие опекунами своих детей и других членов семьи.

Участники: опекуны и приемные родители.

Ведущий: педагог-психолог.

Форма проведения: групповая консультация.

Оборудование:

  • Текст опросника «Характер взаимодействия»;
  • Индивидуальные рабочие листы участников;
  • Цветные карандаши, ручки, маркеры;
  • Результаты опроса детей «Комфортность пребывания в семье»;
  • Индивидуальные рабочие листы участников;
  • Цветные карандаши, ручки, маркеры;
  • Работы детей: макеты елок с шарами-пожеланиями.

Подготовительная работа:

  • Занятие – творческая мастерская с опекаемыми детьми младшего школьного возраста (комфортность в семье, социограмма семьи, сюрприз – елка с пожеланиями семье);
  • Занятие-сюрприз с опекаемыми детьми младшего подросткового возраста (выпечка печенья с пожеланиями для опекунов);
  • Занятие с элементами тренинга сензитивности с опекаемыми детьми старшего подросткового возраста (комфортность в семье, социограмма семьи, рефлексия эмоционального состояния в семье).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_s_opekunami_emoc_podderzhka.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Эмоциональная поддержка опекаемого ребенка в семье.

Цель: Способствовать созданию благоприятного психологического климата в семье, воспитывающей опекаемого ребенка.

Задачи:

  1. Формировать у опекунов представления об эмоциональном состоянии членов семьи и эмоциональной поддержке, как способе снижения эмоционального напряжения и нормализации взаимоотношений с опекаемым ребенком;
  2. Вооружать практическими приемами осуществления эмоциональной поддержки детей в семье;
  3. Воспитывать эмпатическое восприятие опекунами своих детей и других членов семьи.

Участники: опекуны и приемные родители.

Ведущий: педагог-психолог.

Форма проведения: групповая консультация.

Оборудование:

  1. Текст опросника «Характер взаимодействия»;
  2. Индивидуальные рабочие листы участников;
  3. Цветные карандаши, ручки, маркеры;
  1. Результаты опроса детей «Комфортность пребывания в семье»;
  2. Индивидуальные рабочие листы участников;
  3. Цветные карандаши, ручки, маркеры;
  4. Работы детей: макеты елок с шарами-пожеланиями.

Подготовительная работа:

  1. Занятие – творческая мастерская с опекаемыми детьми младшего школьного возраста (комфортность в семье, социограмма семьи, сюрприз – елка с пожеланиями семье);
  2. Занятие-сюрприз с опекаемыми детьми младшего подросткового возраста (выпечка печенья с пожеланиями для опекунов);
  3. Занятие с элементами тренинга сензитивности с опекаемыми детьми старшего подросткового возраста (комфортность в семье, социограмма семьи, рефлексия эмоционального состояния в семье).

Ход занятия:

  1. Вводная часть:
  1. Упражнение «Знакомство»:
  1. Меня зовут …
  2. Я воспитываю … (имя, возраст, класс ребенка)
  3. В течение … лет
  1. Упражнение «Закончи фразу»:
  1. Ребенок для меня …

  1. Основная часть:
  1. Социограмма семьи:
  1. Круг – это ваша семья. Мы определим, где место каждого члена в вашей семье?
  2. Выберите фигуру (круг, квадрат, треугольник), которая подходит лично вам и остальным членам вашей семьи. Нарисуйте каждого члена семьи в виде выбранных фигур и подпишите, кто есть кто. Раскрасьте ребенка тем цветом, который ему больше всего подходит.
  1. Групповая дискуссия «Достоинства и недостатки моего ребенка»:
  1. Определить и записать на рабочем листе положительные и отрицательные стороны личности или поведения опекаемых детей.
  2. Самоанализ характера восприятия ребенка, его характера и поведения. Словесные характеристики
  1. Самооценка «Дистанция в общении детей и опекунов в семье»:
  1. Схематично изобразить на линии галочку – место, где, по вашему мнению, располагается ребенок по отношению к вам.
  2. Самоанализ опекунами своей позиции по отношению к ребенку.
  3. Результаты опроса детей «Комфортность пребывания в семье».
  1. Групповая дискуссия «Эмоциональная поддержка ребенка в семье»:
  1. Постановка и обсуждение проблемы;
  2. Причины нарушений эмоционального состояния ребенка, понятие, требования и «ловушки» эмоциональной поддержки;
  3. Отработка наиболее эффективных приемов эмоциональной поддержки (слова, выражение лица, прикосновения);
  4. Дописать на рабочем листе фразу «Мне наиболее подходит следующий прием эмоциональной поддержки ребенка…»
  5. Рефлексия успехов и трудностей.
  1. Сбор заявок на расширение сотрудничества педагога-психолога, опекаемых и опекунов:
  1. Записать какая помощь и каких специалистов нужна опекунам и опекаемым.

  1. Заключительная часть:
  1. Чаепитие – обсуждение:
  1. Презентация угощений – печенья и сюрпризов – новогодних елок с пожеланиями опекунам;
  2. Обмен мнениями «Успехи  и радости в семье».
  1. Упражнение «Золотые правила воспитания»:
  1. Обсуждение памятки по оказанию эмоциональной поддержки детей в семье детей;
  2. Подведение итогов занятия.

Рабочий лист участника групповой консультации

«Эмоциональная поддержка опекаемого ребенка в семье»

________________________________________________________

Имя ребенка

  1. «Социограмма семьи»

  1. «Достоинства и недостатки моего ребенка:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

                  Достоинства                                                    Недостатки

  1. «Дистанция в общении с ребенком»:

Я

  1.  «Закончите фразу»:

Мне наиболее подходит следующий прием эмоциональной поддержки ребенка ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Заявки на расширение сотрудничества:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теоретические сведения

Эмоциональная поддержка ребенка в семье

Эмоциональная поддержка — один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование.

Эмоциональная поддержка — это процесс:

• в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

• который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

• который помогает ребенку избежать ошибок или исправлять их;

• который поддерживает ребенка при неудачах, оказывает ему внимание.

Чтобы научиться поддерживать ребенка, взрослым, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

Поддерживать ребенка — значит верить в него. Вербально и невербально старший сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо, но и когда ему хорошо.

Взрослый, стремящийся поддержать ребенка, не только рассматривает поступок в целом, но и старается выделить отдельные позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Для того чтобы поддержать ребенка, взрослые должны сами испытывать уверенность. Они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.

Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе воспитания и знать, что оказывая ее, он сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: "Ты мог бы и не пачкаться", "Какой ты неуклюжий", "Посмотри, как твой брат (друг) хорошо сделал это", "Ты должен был смотреть, когда я тебе это показывал". Как правило, негативные замечания не имеют действия. Постоянные упреки приводят ребенка к выводу: "Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу заслужить одобрение. Я сдаюсь".

Взрослые должны научиться, помогая ребенку, выявить, какие силы в семье, школе и в более широком окружении ребенка способны привести его к разочарованию в самом себе. По мнению психологов, такого рода факторами могут быть:

  1. завышенные требования родителей;
  2. соперничество братьев и сестер;
  3. чрезмерные амбиции ребенка;
  4. неудачный опыт оценивания и разрешения жизненных ситуаций;
  5. внимание родителей к ошибкам, неудачам, поражениям;
  6. конфликтные отношения в детском коллективе;
  7. сравнение взрослыми ребёнка с другими детьми.

Поддерживать можно посредством:

 Отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай).

• Высказываний ("Я горжусь тобой!", "Мне нравится, как ты работаешь", "Это действительно про гресс!", "Я рад твоей помощи", "Все идет прекрасно", "Я рад, что ты в этом участвовал", "Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал").

• Прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, мягко приподнять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, слегка обнять его).

• Совместных действий физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);

• Выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Существуют ложные способы, так называемые ловушки поддержки ребенка:

• гиперопека:

• создание зависимости ребенка от взрослого;

• навязывание нереальных стандартов;

• стимулирование соперничества с братом, сверстниками.

Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают гармоничному развитию его личности. Подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку: "Хоть я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность". Необходимо показать ребенку, что неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение тона, жестов, выражения лица, глаз и т.д.

Для создания психологической поддержки, эффективно продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений и успехов. У ребенка необходимо создать установку: "Ты можешь это сделать". Родитель должен показать ребенку, что тот является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Очень важно создать ребенку ситуацию успеха, так как успех порождает новый успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Слова поддержки:

- Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо.

- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

- Это серьезный вызов, и я уверен, что ты готов к нему.

- Это нелегко сделать, но ты сильный, ты справишься.

- В жизни бывают удачи и неудачи. Но вместе преодолеем трудности.

Слова, вызывающие разочарование:

- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты бы мог сделать это гораздо лучше.

- Ты мог бы больше постараться, когда выполнял работу.

- Эту идею ты никогда не сможешь реализовать.

- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам сделаю.

- Ты еще маленький, чтобы делать такую работу.

Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом случае она может поддержать ребенка, который опасается, что он не соответствует ожиданиям взрослых. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке сделать что-то самостоятельно или небольшом прогрессе. Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки достичь успеха. Он получает удовольствие от себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка. Пути предупреждения неуспеваемости"

В предлагаемом докладе речь пойдет о путях предупреждения неуспеваемости, о педагогической поддержке таких детей....

Памятка родителям "Как стать группой поддержки своему ребенку?"

Памятка родителям "Как стать группой поддержки своему ребенку?"...

Из опыта работы. Помощь и поддержка ребенка в семье.

В статье из опыта работы социального педагога рассматривается семья, по  поддержке и помощи ребёнка и семьи....

Программа по обеспечению социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе раскрытия его индивидуальных особенностей

Развивающая программа направлена на раскрытие индивидуальных способностей, формирование и развитие личностных свойств ребенка. Система занятий программы способствует развитию адекватной самооценки и м...

Индивидуальный план поддержки развития ребенка 4 года обучения

индивидуальный план поддержки развития ребенка 4 года обучения...

Содержание работы по индивидуальному плану поддержки развития ребенка 4года обучения

индивидуальный план поддержки развития ребенка 4 года обучения...

Работа психолога с детьми категории "опекаемый"ребенок

План работы, программа сопровождения...


 

Комментарии

Сальникова Васса Сергеевна

Уважаемая Елена Владимировна! Очень интересный материал Вы предложили нам! Спасибо! Я сейчас занимаюсь проблемой неформального образования родителей в условиях обучения ребят в начальной школе, мне Ваши идеи и подсказки очень пригодятся в работе! Успехов Вам и творческого оптимизма!