Конфликт: враг или друг?
методическая разработка по психологии по теме

Мишина Елена Владимировна

 

Занятие со школьниками группы риска.

 

Тема: Конфликт: враг или друг?

Цель: Развитие умения анализировать ситуацию и принимать конструктивное решение.

Участники: младшие подростки, склонные к нарушениям в поведении.

Ведущий: педагог-психолог

Форма проведения: диагностический практикум

Оборудование и методическое обеспечение:

- плакат с темой;

- рабочие листы, ручки, цветные карандаши;

- схема «Беспроигрышный метод решения спора»;

- кривая конфликта;

- плакат «Этапы поступка»;

- тест «Склонность к конфликтному поведению»;

- свеча, спички.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konflikt_vrag_ili_drug.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие со школьниками группы риска.

Тема: Конфликт: враг или друг?

Цель: Развитие умения анализировать ситуацию и принимать конструктивное решение.

Участники: младшие подростки, склонные к нарушениям в поведении.

Ведущий: педагог-психолог

Форма проведения: диагностический практикум

Оборудование и методическое обеспечение:

- плакат с темой;

- рабочие листы, ручки, цветные карандаши;

- схема «Беспроигрышный метод решения спора»;

- кривая конфликта;

- плакат «Этапы поступка»;

- тест «Склонность к конфликтному поведению»;

- свеча, спички.

Ход занятия:

  1. Приветствие.

1. Упражнение «Здравствуйте»

Участники свободно перемещаются по классу.

Ведущий. Вам предлагается поздороваться друг с другом следующим образом. Если я хлопаю один раз — здороваемся руками; если два здороваемся плечами; если три — здороваемся спинами.

  1. Теоретическая часть «Поступок. Конфликт»:
  1. Этапы поступка (Мотив-действие-результат);
  2. Понятие и причины конфликта;
  3. Этапы развития конфликта.

Конфликт (лат. — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интере сов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Краткое содержание: «Несоответствие точек зрения на один и тот же предмет». Образ: «Сосуд, в который налили слишком много воды». Переживание: «Кто-нибудь, сделайте что-нибудь» (Баева, 1996).

2. Упражнение «Конфликтная ситуация»

Актуализация знаний учащих ся о конфликтных ситуациях. Участникам предла гается привести примеры наиболее типичных кон фликтов между подростками (2—3 высказывания). После вопроса: «Можно ли прожить вообще без конфликтов?» — обращается внимание на неиз бежность конфликтов и возможность принятия конструктивного решения.

Обращается внима ние, что в конфликтах участвуют только две сто роны (остальные — зрители, союзники одной из сторон, третейские судьи). Подчеркивается, что разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость; конфликт разрешается мирно, когда стороны готовы пойти на уступки. 

3. Упражнение «Конфликтная ситуация в ассоциациях»

Ведущий предлагает вспомнить ситуации из жизни, в которых приходилось с кем-то ссориться, вступать в конфликт. По возможности погрузиться в ту ситуацию, и попытаться воссоздать поведение и переживания обеих сторон.

Ассоциировать свое состояние с каким-либо предметом и цветом. Изобразить полученный образ на индивидуальном листе.

Обсуждение по кругу.

Каждый по кругу в общих чертах описывает свой конфликтный случай, добавляет свою оценку, объясняет ассоциации по рисунку.

При желании говорящий получает советы других участников.

III.   Групповая тренинговая работа.

4. Упражнение «Беспроигрышный метод решения споров»

1.   Выясни, чья это проблема и в чем конкретно дело.

2.   Ищи как можно больше решений.

3.   Оцени различные решения.

4.   Вместе с родителями подумай, какое решение самое удачное.

5.   Обязательно следуй достигнутым договоренно стям.

6.   Договорись с родителями, что вы будете ис кать другое решение, если дела пойдут не так, как вы хотели.

Ведущий предлагает при помощи предложенно го алгоритма решить конфликт между …

5. Упражнение «Принятие решения»

«Персональное решение»

Формирование представлений о персональном решении и навыка отстаивать свое решение. Предлагается модельная ситуация: вы находитесь в гостях у своих друзей, вечер в самом разгаре. Однако вы живете очень далеко, возвра щение может стать проблемой, не стоит ли покинуть друзей пораньше?

Обобщая высказывания, следует обратить вни мание:

—   на необходимость уметь прогнозировать послед ствия своего решения;

—  на то, стоит ли объявлять всем о своем реше нии (друзья, отговаривая, помешают выполнить решение);

— на то, как отстаивать свое решение (лучший способ — приступить к его выполнению).

«Коллективное решение»

Ведущий напоминает, что людям часто прихо дится принимать не персональные, а коллектив ные решения. Сообщаются правила принятия коллективного решения (в том числе в ходе игры): нельзя повышать голос, оскорблять друг друга, следует давать оценку не личности, а предложения (и некоторых классах возможны штрафные санк ции: за нарушение правил из списка вычеркивает ся какой-либо пункт). По завершении игры обсуж дается, что понравилось, какие возникали ощущения (высказываются 2—3 учащихся).

Осмысление полученного опыта. Продолжить фразы: «Для принятия правильного решения людям необходимо...» и «Для принятия правильного  решения мне обычно необходимо...»

IV.  Подведение итогов.

6. Упражнение «Свечка по кругу»

Мы хорошо поработали. Сейчас будем, глядя на свечку, по кругу говорить теплые пожелания друг другу.

 V. Домашнее задание.

7. Упражнение «Прогрессивная релаксация»

 1. Сжать в полную силу кулак («что есть силы»), отпустить напряжение, почувствовать расслаб ление; то же — в половину силы.

2. Согнуть в полную силу кисти рук к предпле чью, отпустить напряжение, почувствовать рас слабление; то же — в половину силы.

3. Согнуть в полную силу руки в локтях, отпус тить напряжение, почувствовать расслабление; то же — в половину силы.

Учащиеся сравнивают свое состояние до и пос ле выполнения упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...

Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...

Методический семинар для педагогов "Конфликт. Способы решения конфликтов"

Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом снами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. В семье, на работе, на отдыхе обычно легко разрушаются человече...

Профилактика конфликтов в детском доме как средство повышения эффективности работы с детьми. Методы и приемы управления конфликтом (тренинг с педагогами)

Тренинг позволяет совершенствовать умения управлять конфликтными ситуациями, учиться "учиться сориться так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше" (В.Козлов)...

Открытое мероприятие с родителями "Конфликт. Конфликт? Конфликт!"

Вашему вниманию предлагается открытое мероприятие с участием родителей. Проблема конфликтов в обществе имеет место ещё с 5 века до нашей эры, которую поднимал Сократ. В свое время он произносил речи о...

«Что такое конфликт? Начало конфликта. Стили входа в конфликт»

по программе «профилактика асоциального поведения» (7кл.) Цель  урока:  помочь подросткам увидеть роль конфликтов в жизни человека.Задачи:Образовательные:формирование ...