Культура умственного труда
статья (психология) по теме

Сурина Елена Вячеславовна

Культура умственного труда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Культура умственного труда

           Школа и учение занимают большое место в жизни детей. С переходом учащихся из класса в класс учебная нагрузка школьника значительно усложняется, им предстоит овладеть большим объемом знаний. Материал, подлежащий усвоению, с одной стороны требует более высокого уровня учебнопознавательной и мыслительной деятельности, а с другой умения организовать свой умственный труд. Неправильные способы усвоения учебного материала, его заучивания ведут к пробелам в знаниях, снижению успеваемости. Успех в учении закладывается на уроке, а на уроке все зависит от учителя, его подготовленности к уроку, тщательном продумывании всех его этапов, подборе задач, культуре речи и пр.

   Основным требованием к учащемуся на уроке должно быть, на мой взгляд, таким: изучаемый материал должен быть понят. Невнимательное отношение учащегося к материалу, его недооценка является достаточно распространенными. Совершенно недостаточно просто запомнить правило и уметь его воспроизвести. То значимое и важное, что в нем содержится, может быть извлечено только при работе с чертежом, при решении задач. Приведу пример: учащиеся 6 классов, прочно запоминают теорему (даже самые слабые) «медиана в равнобедренном треугольнике, проведенная к основанию, является высотой и биссектрисой». Недостаточная глубина понимания этой теоремы, небрежность в ее формулировке приводит к грубым ошибкам в решении задач: часть учащихся склонны наделять таким свойством и другие медианы равнобедренного треугольника. Следовательно, при работе на уроке важна не только установка на то, чтобы понять материал, но и запомнить его в строгой и определенной словесной формулировке (теоремы, формулы, правила). Многие наши учителя на своих уроках, добиваясь четкой и грамотной математической речи, используют разные приемы, в том числе и комментируемый ответ. К культуре умственного труда относится:

- его организация: состояние классного помещения, наличие в нем необходимого дидактического материала, наглядных пособий, инструментов (классных и личных у учащихся), деловая серьезная обстановка.

    У учителя должен быть запас бумаги на весь учебный год, инструменты на каждого учащегося, индивидуальные карточки. Особо хочется сказать об использовании классной доски: все записи на ней, особенно которые делает учитель, должны быть образцом рационального места, образцом для учащихся, чертежи должны выполняться цветными мелками, при необходимости заранее, на перемене, чтобы учащиеся, попав в кабинет математики, сразу оказались в области науки, которая не терпит несобранности. С учащихся надо проводить показательные приемы обучения: как слушать объяснения учителя, как работать с учебником, правила домашней работы, как ускорить работу и др. В каждом кабинете математики нашей школы есть такие советы по организации культуры умственного труда. Само собой разумеется, что на уроке математики должна быть отличная дисциплина. Доказательство теоремы или вывод формулы нельзя просто слушать, как, например, рассказ о Великих географических открытиях. Минутное отвлечение на уроке геометрии может привести к тому, что станет непонятным все последующее. Усваивать материал такого рода можно, лишь понимая и удерживая в сознании логику всего предшествующего рассуждения и доказательства. Именно от нас, учителей, зависит как длительно мы можем удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале. Итак, уроки закончены, учащиеся приступают к выполнению домашних заданий. Домашнее задание должно быть выполнено возможно лучше и возможно в короткое время. Прежде всего есть общие правила организации домашней работы. Однако только организации рабочего места, режима работы недостаточно. Многие школьники жалуются на плохую память.

Рано или поздно память перестает справляться с возрастающим объемом материала, если он не обработан и разобран по смыслу, если ученик не обладает культурой запоминания, не умеет использовать подсобные приемы, облегчающие работу. Каковы же основные законы культуры запоминания? Это прежде всего «закон распределения повторений по времени». Например, школьнику надо выучить большой объем материала сразу. И вот старательный ученик накануне сидит целый вечер над одним предметом 4-5 часов, несколько раз повторяет, прочитывает весь материал, т.е. поступает как раз вопреки закону распределения повторений. А этот закон прямо велит: чем больше материала надо запомнить, тем важнее делать это не в один присест, и уж конечно, не накануне дня опроса. Даже и не очень большой текст лучше выучивать не сразу, а так: немного сегодня, потом завтра. На сколько же повторений распределять материал? На 2-3 через 2-3 дня.

  Второе правило малой механизации памяти: чередовать пассивные восприятия материала с активными попытками припоминания его.  

   Как учить теорему? Незачем перечитывать текст несколько раз: для ориентировки, для примерки, для запоминания, для самопроверки, для успокоения и т.д. Как же надо действовать? Нужно прочесть всего один раз, закрыть книгу и припомнить все, что удастся. Так надо учить теорему, и разве что на другой день (по закону распределения повторений по времени) пробежать еще раз, или припомнить про себя. Многие учащиеся, особенно в начале изучения геометрии, испытывают большие затруднения при выучивании теорем, поэтому советы и консультации учителя по этим вопросам на уроке, или через «уголок математики» совершенно необходимы. Следующий совет – разнообразить сенсорные опоры памяти: стараться запоминать и зрением, и слухом, и и активным проговариванием. А для вывода формул по алгебре полезно включать и руки для записи хода рассуждений, для записи формул. Несколько слов о мнемотехнике. Нам всем со школы помнится фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». Эта фраза позволяет в любой момент восстановить последовательность семи цветов радуги (спектр белого цвета). Такие фразы, которые запоминаются механически, при знании «ключа» к ней помогают запомнить и некоторые формулы, числа в математике.

      При выполнении домашней работы надо экономить время, но это не значит излишне торопиться и суетиться. Есть два способа экономить время: ускорять действия и применять выгодные способы работы. Ускорять действия – значит не терять время на раскачку перед работой, не расходовать время на поиск учебников, тетрадей, а все необходимое иметь под рукой, не допускать вялости, ненужных пауз во время работы. Применять выгодные способы работы – это значит постоянно искать такие способы выполнения заданий, которые ведут к цели кратчайшим путем. Решая любую задачу, надо вспомнить известные приемы решения подобных задач, припомнить нужные формулы и правила, а не пользоваться методом проб и ошибок. Учителю хорошо известно, что многие школьники отождествляют заучивание учебного материала с зубрежкой и ошибочно полагают, что достаточно понять урок и уметь приблизительно его пересказать, чтобы знать материал. Поэтому полезно познакомить учащихся с некоторыми правилами запоминания.

     Культура умственного труда – это умение работать над текстом учебника, правилами, формулировками, умение конспектировать, составлять алгоритм решения задач.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование культуры умственного труда

организация учебной работы...

Скрытые опасности умственного труда

Данная статья содержит информацию о том, чем может быть опасен длительный умтвенный труд и рекомендации по избежанию этих опасностей....

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УМСТВЕННОГО ТРУДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В режиме дня должно иметь место сочетание умственного труда с физическим, что является непременным условием гармонического формирования личности. Ребенка необходимо привлекать к участию в трудовых дел...

«Культура умственного и физического труда».

ознакомить обучающихся с правилами, определяющими культуру труда, её особенности в учебной работе, в домашнем и общественно полезном труде....

Памятка для родителей и учеников "Правила умственного труда"

Памятка для родителей и учеников о правилах умственного труда....

Воспитание культуры умственного труда учащихся через освоение механизма поэтапного формирования умственных действий

Практика показывает, что знание правил и умение их применять в практической деятельности не одно и то же. Далеко не каждый ученик, заучив правило, может сам установить, как этим правилом воспользовать...

Правила умственного труда

Как помочь детям в организации выполнения домашнего задания....