«Психологический клуб как форма альтернативного психологического сопровождения учащихся»
методическая разработка (психология, 9 класс) по теме

Минина Ирина Леонидовна

Представлен опыт работы педагога-психолога со старшеклассниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта педагога-психолога МБОУ «ЛГ №27» Мининой И.Л.

по теме

«Психологический клуб как форма альтернативного психологического сопровождения  учащихся»

На каждую гору есть дорога, несмотря на то,

что её, возможно, нельзя увидеть с долины.

Д. Роджерс

Раннюю юность считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. Выпускникам присуще чувство тревоги, в основе которой лежит угроза потерять шанс реализовать себя, занять определенную социальную нишу. Путь к эффективному использованию своих реальных возможностей, к психологическому и материальному благополучию в будущем зависит от того, насколько хорошо у старшеклассников будут сформированы необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей, личных страхов и неуверенности.

К сожалению, приходится констатировать, что сложившаяся на сегодняшний день система обучения и воспитания школьников не всегда направлена на формирование субъектных качеств личности с опорой на внутреннюю логику их саморазвития и необходимые психолого-педагогические средства. В связи с этим в школе возрождается интерес к преподаванию психологии.

В процессе перехода школ на предпрофильное и профильное обучение старшеклассников в нашей школе появилась возможность пропаганды и внедрения психологических знаний посредством элективного курса «Навыки эффективного взаимодействия».

В ходе занятий на элективном курсе по психологии выяснилось, что у старшеклассников возникла потребность в неформальном общении со сверстниками и с компетентным взрослым для преодоления личных психологических затруднений.

Одной из форм обучения эффективному общению может быть использована организация клубной деятельности.

Так родилась идея создания на базе школы психологического клуба «РОСТ».

целью работы которого стало исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их преодолении путем формирования у старшеклассников навыков решения проблемных ситуаций.

В ходе работы мы попытались решить следующие задачи:

психологическое просвещение учащихся и повышение интереса к науке психологии;

развитие способности познания себя и других людей;

обучение социально-психологическим навыкам взаимодействия;

реализация потребности в совместном общении;

формирование веры в себя, в собственные силы, в успех.

Психологический клуб «РОСТ» основан в 2005 уч.г., представлял собой малую группу (14 человек) и являлся пространством, не определенным для какого-то конкретного класса. В группу входили старшеклассники с различными личностными особенностями, с непохожими проблемами, что дало возможность участникам расширить свои представления о мире, о себе, расширить поведенческий репертуар, изменить неадекватную модель поведения.

Работа клуба направлена на построение развивающей и обучающей среды, на создание ситуации выбора в сочетании с познавательной мотивацией со стороны участников, а также на стимулирование потребности в практическом применении полученных знаний.

Программа клуба состоит из трёх этапов: ознакомительный, этап самопознания и развивающий. Преимущество программы - выход на личностные проблемы участников идет через работу с поведением в конкретных ситуациях, через освоение навыков, специфика которых состоит в том, что овладение ими возможно только при работе со своей личностью.

    Основная форма работы: лекционно–тренинговые занятия. Тема каждого занятия определялась программой, составленной на основе запросов участников клуба.

В содержание программы, рассчитанной на 3 года, включены:

сложный блок теоретической информации по психологии;

диагностические методики, нацеленные на самопознание, самоанализ и самооценку (предполагается обсуждение результатов диагностики);

решение практических задач (приемы социодрамы, ролевые игры);

просмотр видеофильмов с их последующим обсуждением;

дискуссии на конкретные темы;

ведение Журнала Успеха.

Программа клуба рассчитана на 34 занятия в год (по 2 часа каждое). Это время, необходимое для достижения результата, так как полноценная работа группы возможна только при условии, что каждое занятие содержит все разделы: информационный блок, тематические упражнения, обсуждение итогов.

Итак, в результате работы психологического клуба учащиеся получили:

знания о себе, своих возможностях, ограничениях, проблемах;

мотивацию к самоизменению;

пространство, ими же заданное и существующее по ими выбранным законам, для решения психологических затруднений и доверительного общения;

навык работы в исследовательской деятельности;

навык работы с научной литературой.

К тому же, процедура тестирования становится для учащихся привычной, а это снижает тревожность при прохождении предметных тестирований и сдачи экзаменов. Многие дети решили в будущем выбрать профессию психолога.

Следствием реализации этого проекта для меня стало поле для продуктивной непрямой групповой работы с психологическими проблемами учеников, а также наличие инициативной группы участников, способных выносить навыки работы с проблемами за пределы собственной личности, что нашло отражение в исследовательской, проектной и волонтерской деятельности.

Кроме того, ребята самостоятельно разработали удостоверения членов клуба «РОСТ» и сертификат, который в торжественной обстановке вручается каждому участнику при выпуске из школы.

Так, например, одна из участниц клуба решила применить свои знания на практике, изучив самооценку старшеклассников, обобщила полученные данные в своей исследовательской работе на тему «Самооценка старшеклассников» и выступила на школьной научно-практической конференции, заняв I место.

Два члена клуба приняли участие в городской научной конференции, представив свои исследовательские работы на темы «Роль самооценки в жизни старшеклассников 16-17 лет и её влияние на формирование личности» и «Застенчивость», заняв призовые места. Их работы были представлены на Всероссийском Фестивале "Портфолио" и опубликованы в сборнике «Портфолио», изданном редакцией газеты "1 Сентября".

В рамках городского мероприятия ток-шоу «Кем быть», проводимом на базе гимназии для 9-х и 11-х классов, участники клуба «РОСТ» самостоятельно провели исследование по определению профессиональных предпочтений среди старшеклассников, представив его результаты в виде рейтинга наиболее популярных профессий.  

Члены клуба «РОСТ» ежегодно принимают активное участие в традиционном школьном мероприятии «Неделя психологии» (например, проведение диагностики учащихся и педагогов «Цветное настроение», единого классного часа «Человек, будь человеком!», занятий с учащимися начальной школы, направленных на профилактику вредных привычек).

Все члены клуба приняли участие в открытом занятии «Путь к успеху» в рамках городского конкурса «Педагогические идеи».

Несколько выпускников  поступили на психологические факультеты различных ВУЗов (СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова, Военная академия СПб, АГМА, ПГУ им.Герцена).

Этот клуб стал и для меня и для ребят чем-то большим, чем кружок. Ведь здесь собираются единомышленники, у которых есть возможность общаться с людьми, увлеченными одним делом, обсуждать результаты нашей работы, делиться радостью открытий. Кроме того, ребята чувствуют свою причастность к жизни школы. Они учатся помогать другим, выражать своё мнение, слушать окружающих. Многие ученики решают в клубе свои личные проблемы. Здесь же они нашли друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа клуба для старших подростков «Психологические посиделки»

Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь.  Информационные технологии развиваются с невероятной скоростью, в свою очередь это влияет на развитие  подростков.  Они больше умеют,...

Программа работы подросткового психологического клуба «Ёжики»

Программа рассчитана на работу с детьми подросткового возраста.Предполагается  создание открытой группы (т.е. состав группы может меняться за счет приходящих и уходящих участников),которая будет ...

ПРОЕКТ психологического клуба для подростков "Альянс"

Данный проект  программы «Альянс» направлен на профилактику  правонарушений и девиантного поведения  несовершеннолетних подростков, состоящих на учете социально-реабилитационного центра...

итоги работы психологического клуба

представлены итоги участия участников психологического клуба в олимпиаде по психологии...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ для младших школьников

Цикл развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста по развитию социальных и личностных компетенций....

Опыт проведения дистанционных занятий в психологическом клубе для старшеклассников «Школа жизни»

Дистанционное образование…мой опыт.  До того, как оно стало основным, в виду самоизоляции, я относилась к нему доброжелательно и с заинтересованностью. Мне нравилось предлагать обучающимся...

Сказкатерапия – один из видов здоровосберегающих технологий (для работы в психологическом клубе для детей)

Сказкотерапия Сказка – любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказ...