Главные вкладки

    Рабочая программа «Мир эмоций. 7 класс» Микляева А.В.
    рабочая программа по психологии (7 класс) по теме

    Максимова Татьяна Валерьевна

    Предлагаемый курс рассчитан на подростков, обучающихся в 7 классе. Соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов подростков. Ребятам предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных особенностей развития, контроль собственной раздражительности, застенчивости и неуверенности в себе, пути разрешения конфликтов и т.д.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_mir_emociy_7_miklyaeva_a.v._7_klass.docx35.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор Муниципального бюджетного

     образовательного учреждения  для детей нуждающихся

    в психолого-педагогической  и медико-социальной

    помощи «Центр диагностики и консультирования»

    ________________________ О.В. Трепакова

    СОГЛАСОВАНО

    Педсоветом Муниципального бюджетного

     образовательного учреждения  для детей нуждающихся

    в психолого-педагогической  и медико-социальной

    помощи «Центр диагностики и консультирования»

    ____________________________

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    «Мир эмоций. 7 класс»

    Автор: Микляева А.В.

                                                                               

    Исполнитель:

     педагог – психолог

     Т.В. Максимова                                                      

                                           

    г. Подпорожье

    2012 год

    Введение

    Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска". Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному - для кого - то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под ног". Это возраст и бурной физической перестройки организма, и изменение самовосприятия, и появление чувства взрослости. Поэтому очень важно в это время поддержать ребенка, помочь решить те или иные проблемы.

    Интенсивно растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому, либо возникают впервые. Их распознание и адекватная оценка вызывают затруднения у детей, что, безусловно, требует проведения коррекционно-развивающей работы. К тому же внутренние противоречия, возникающие в подростковом периоде, проявляются в неустойчивости, изменчивости эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональные переживания в этот период характеризуются напряженностью, беспокойством. Большинство авторов отмечают, что типичными чертами подростков является также раздражительность, возбудимость. Соответственно, для снижения эмоциональной нестабильности подростков важно проводить с ними соответствующую работу. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции. Задача психолога — научить подростка правильно относиться к своим переживаниям, избегать «застревания аффекта».

    Преимущество  «уроков психологии» в том, что, во-первых - они позволяют проводить психопрофилактическую работу не только с детьми «группы психолого – педагогического риска», но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания учителей или школьного психолога. Благодаря этому появляется возможность предложить детям «информацию к размышлению» по тем темам, которые могут быть для них актуальными.

    Предлагаемый курс рассчитан на подростков, обучающихся в 7 классе. Соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов подростков. Ребятам предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных особенностей развития, контроль собственной раздражительности, застенчивости и неуверенности в себе, пути разрешения конфликтов и т.д.

    Цель курса:

     Помочь подросткам осознать свои особенности, познакомить с миром эмоций и научить контролировать раздражительность, застенчивость, неуверенность в себе и т.д.

    Задачи курса:

    1. Создание условий для успешной социальной адаптации учащихся и их    всестороннего личностного развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей личности.

    2. Развивать культуру общения с собеседниками, желание высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других людей.

    3. Способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.

    4. Оказать подросткам психолого-педагогическую поддержку.

    5. Познакомить подростков с миром эмоций;

     6. Расширить знание учащихся о себе, своих способностях.

    7. Направить процесс самоосознания и саморазвития.

    8. Научить контролировать собственные эмоции.

    9. Организовать рефлексивную деятельность ребенка.

    10. Ознакомить с практическими приемами и методами своего совершенствования.

    11. Пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств подростков.

    12. Развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений.

    13. Снижение эмоциональной нестабильности.

    Методические приемы:

    устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;

    «универсализация» подростковых трудностей через использование проективных форм «Один мальчик...», «Большинство подростков...»;

    обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над

    темой;

    тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;

    контроль «уровня достижений» в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в «поле опыта» учащихся (уровень личностной ассимиляции знаний).

    Такая работа не предусматривает теоретической подготовки подростков, а ориентирована на обращение к тем проблемам, причем только в недирективной форме, которые могут быть важными для них в силу их возрастных особенностей.

    Хотя занятия и содержат игровые элементы, по сути своей они являются уроками, что «опознается» самими учениками по следующим моментам:

    Индивидуальная работа в тетради на уроке. После уроков тетради сдаются. С одной стороны, ребята не забывают тетради дома, как это частенько случается. С другой стороны, вероятность нарушения конфиденциальности записей в тетради снижается, поскольку тетрадь «надежно охраняется» учителем. Это обеспечивает ребятам определенную степень психологической безопасности.

    Работа за партами, а не в кругу.

    Проверки работ в тетради и выставление оценок по итогам работы.

    В структуре каждого урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми и подростками:

    Ритуал приветствия. Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.

     Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение (в том числе — иногда — домашних заданий), благодаря которому ребята получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.

     Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании — это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения. Иначе оно превратится в простую забаву.

      Подведение итогов занятия. Оно предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке, подчеркивание вклада всех участников урока в общий результат. Одна из целей подведения итогов — создание мотивации на работу по следующей теме. Часть этого этапа проходит в форме открытого обсуждения, часть — в форме письменной работы в тетради. Время на выполнение письменной работы оговаривается до начала ее выполнения. Это помогает им лучше сформулировать (а значит, осознать!) опыт, полученный на уроке.

    Ритуал завершения занятия.

    Тематическое планирование.

    №п./п.

    Тема

    Цели занятия

    Часы

    1

    Что значит – «я подросток».

    Осуждение правил групповой работы.

    Создание условий для осознания подростками происходящих с ними психологических изменений.

    1

    2

    Как узнать эмоцию?

    Создание условий для определения основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонация).

    Формирование у подростков навыка распознавания эмоций другого человека.

    1

     3

    Я – наблюдатель.

    Создание условий для анализа подростками мимических признаков эмоций как средства их распознавания.

    1

    4

    Мои эмоции.

    Создание условий для обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций.

    1

    5

    Эмоциональный словарь.

    1.Создание условий для обращения участников к особенностям собственного эмоционального мира.

    1

    6

    Чувства «полезные» и  «вредные».

    Создание условий для анализа подростками амбивалентности эмоций.

    1

    7

    Казка «Страна Чувств».

    Создание условий для «нормализации» переживания социально неодобряемых эмоций.

    1

    8

    Нужно ли управлять своими эмоциями?

    Создание условий для анализа подростками необходимости управления собственными эмоциями как свободного выбора.

    Актуализация запроса на информацию о способах управления своими чувствами.

    Ознакомление подростков с приемом «Эмоциональный дневник» и обучение использованию этого приема для рефлексии своего эмоционального состояния и самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта.

    1

    9

    Что такое «запретные чувства»?

    Создание условий для углубленного самоисследования своей эмоциональной жизни.

    Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме.

    1

    10

    Какие чувства мы скрываем?

    Создание условий для рефлексии подростками скрываемых чувств и последующего их выражения с помощью невербальных и вербальных средств.

    Определение основных причин, по которым люди скрывают свои чувства.

    1

    11

    Маска.

    Создание условий для приобретения подростками опыта проявления стереотипно скрываемого чувства в игровой форме.

    1

    12

    Я в «бумажном зеркале».

    Создание условий для самоанализа учащимися своей эмоционально – личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (диагностический этап).

    1

    13

    Бумажное отражение.

    Создание условий для самоанализа учащимися своей эмоционально – личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (рефлексивный этап).

    1

    14

    Что такое страх?

    Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.

    Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

    1

    15

    Страхи и страшилки.

    Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.

    Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

    1

    16

    Страшная-страшная сказка

    Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.

    Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

    1

    17

    Побеждаем все тревоги.

    Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.

    Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

    1

    18

    А что они обо мне подумают

    Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме.

    1

    19

    Страх оценки.

    Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме.

    1

    20

    Злость и агрессия

    Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии.

    1

    21

    Как справиться со злостью?

    Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии.

    Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме.

    Обучение способам безопасной разрядки агрессии.

    1

    22

    Лист гнева

    Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии.

    Обучение способам безопасной разрядки агрессии.

    1

    23

    Обида

    Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды.

    Определение понятия обиды и ее последствий для межличностных отношений на основе обращения к личному опыту.

    1

    24

    Как простить обиду

    Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды и возможностей ее разрядки.

    1

    25

    Ах, в чем я виноват

    Создание условий для понимания подростками психологического содержания чувств вины и стыда, а также их проективной разрядки.

    1

    26

    Что такое эмпатия?              

    Экспресс – диагностика уровня эмпатических тенденций.

    Создание условий для тренинга эмпатических навыков.

    1

    27

    Зачем мне нужна эмпатия?

    Создание условий для исследования учащимися уровня своей эмпатии в режиме развивающей психодиагностики.

    1

    28

    Развиваем эмпатию.

    Создание условий для развития эмпатии учащихся.

    1

    29

    Еще раз про эмпатию.

    Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.

    1

    30

    Эмпатия в действии.

    Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.

    1

     31

    Способы выражения чувств.

    Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации.

    Формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий.  

    1

    32

    Тренировка «Я – высказываний».

    Создание условий для закрепления у подростков навыков формулирования «Я - высказываний».

    1

    33

    Комплименты.

    Создание условий для развития у подростков навыков выражать и принимать комплименты.

    1

    34

    Подведение итогов.

    Создание условий для рефлексии собственных достижений на уроках психологии в 7 классе.

    1

    ИТОГО

    34

    Список литературы.

    Дереклеева Н.И  Модульный курс учебной и коммутативной  мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М. : ВАКО, 2006

    Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб.: Издательство «Речь»,  2011

    Психология. Разработка занятий. 7 класс. Сост. Мухаметова Р.М. – Волгоград : ИТД «Корифей», 2006

    Фопель К.  Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: практическое пособие: в 4т   М.:2010

    Хухлаева О.В.  Тропинка  к своему Я: Уроки психологии в средней школе. – М.: Генезис, 2005


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

    Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

    Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

    1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

    рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

    рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...