Рабочая программа «Мир эмоций. 7 класс» Микляева А.В.
рабочая программа по психологии (7 класс) по теме

Максимова Татьяна Валерьевна

Предлагаемый курс рассчитан на подростков, обучающихся в 7 классе. Соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов подростков. Ребятам предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных особенностей развития, контроль собственной раздражительности, застенчивости и неуверенности в себе, пути разрешения конфликтов и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_emociy_7_miklyaeva_a.v._7_klass.docx35.61 КБ
Реклама
Хочешь подготовиться к ЕГЭ за 1450 ₽ в месяц?

Вебинары Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ 2022. Поддерживающее коммьюнити из классных преподавателей, которые состоят в комиссии и знают особенности заданий изнутри. Хочешь попробовать бесплатно? Кликай по кнопке!

попробовать бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Директор Муниципального бюджетного

 образовательного учреждения  для детей нуждающихся

в психолого-педагогической  и медико-социальной

помощи «Центр диагностики и консультирования»

________________________ О.В. Трепакова

СОГЛАСОВАНО

Педсоветом Муниципального бюджетного

 образовательного учреждения  для детей нуждающихся

в психолого-педагогической  и медико-социальной

помощи «Центр диагностики и консультирования»

____________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Мир эмоций. 7 класс»

Автор: Микляева А.В.

                                                                           

Исполнитель:

 педагог – психолог

 Т.В. Максимова                                                      

                                       

г. Подпорожье

2012 год

Введение

Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска". Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному - для кого - то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под ног". Это возраст и бурной физической перестройки организма, и изменение самовосприятия, и появление чувства взрослости. Поэтому очень важно в это время поддержать ребенка, помочь решить те или иные проблемы.

Интенсивно растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому, либо возникают впервые. Их распознание и адекватная оценка вызывают затруднения у детей, что, безусловно, требует проведения коррекционно-развивающей работы. К тому же внутренние противоречия, возникающие в подростковом периоде, проявляются в неустойчивости, изменчивости эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональные переживания в этот период характеризуются напряженностью, беспокойством. Большинство авторов отмечают, что типичными чертами подростков является также раздражительность, возбудимость. Соответственно, для снижения эмоциональной нестабильности подростков важно проводить с ними соответствующую работу. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции. Задача психолога — научить подростка правильно относиться к своим переживаниям, избегать «застревания аффекта».

Преимущество  «уроков психологии» в том, что, во-первых - они позволяют проводить психопрофилактическую работу не только с детьми «группы психолого – педагогического риска», но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания учителей или школьного психолога. Благодаря этому появляется возможность предложить детям «информацию к размышлению» по тем темам, которые могут быть для них актуальными.

Предлагаемый курс рассчитан на подростков, обучающихся в 7 классе. Соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов подростков. Ребятам предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных особенностей развития, контроль собственной раздражительности, застенчивости и неуверенности в себе, пути разрешения конфликтов и т.д.

Цель курса:

 Помочь подросткам осознать свои особенности, познакомить с миром эмоций и научить контролировать раздражительность, застенчивость, неуверенность в себе и т.д.

Задачи курса:

1. Создание условий для успешной социальной адаптации учащихся и их    всестороннего личностного развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей личности.

2. Развивать культуру общения с собеседниками, желание высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других людей.

3. Способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.

4. Оказать подросткам психолого-педагогическую поддержку.

5. Познакомить подростков с миром эмоций;

 6. Расширить знание учащихся о себе, своих способностях.

7. Направить процесс самоосознания и саморазвития.

8. Научить контролировать собственные эмоции.

9. Организовать рефлексивную деятельность ребенка.

10. Ознакомить с практическими приемами и методами своего совершенствования.

11. Пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств подростков.

12. Развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений.

13. Снижение эмоциональной нестабильности.

Методические приемы:

устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;

«универсализация» подростковых трудностей через использование проективных форм «Один мальчик...», «Большинство подростков...»;

обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над

темой;

тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;

контроль «уровня достижений» в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в «поле опыта» учащихся (уровень личностной ассимиляции знаний).

Такая работа не предусматривает теоретической подготовки подростков, а ориентирована на обращение к тем проблемам, причем только в недирективной форме, которые могут быть важными для них в силу их возрастных особенностей.

Хотя занятия и содержат игровые элементы, по сути своей они являются уроками, что «опознается» самими учениками по следующим моментам:

Индивидуальная работа в тетради на уроке. После уроков тетради сдаются. С одной стороны, ребята не забывают тетради дома, как это частенько случается. С другой стороны, вероятность нарушения конфиденциальности записей в тетради снижается, поскольку тетрадь «надежно охраняется» учителем. Это обеспечивает ребятам определенную степень психологической безопасности.

Работа за партами, а не в кругу.

Проверки работ в тетради и выставление оценок по итогам работы.

В структуре каждого урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми и подростками:

Ритуал приветствия. Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.

 Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение (в том числе — иногда — домашних заданий), благодаря которому ребята получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.

 Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании — это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения. Иначе оно превратится в простую забаву.

  Подведение итогов занятия. Оно предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке, подчеркивание вклада всех участников урока в общий результат. Одна из целей подведения итогов — создание мотивации на работу по следующей теме. Часть этого этапа проходит в форме открытого обсуждения, часть — в форме письменной работы в тетради. Время на выполнение письменной работы оговаривается до начала ее выполнения. Это помогает им лучше сформулировать (а значит, осознать!) опыт, полученный на уроке.

Ритуал завершения занятия.

Тематическое планирование.

№п./п.

Тема

Цели занятия

Часы

1

Что значит – «я подросток».

Осуждение правил групповой работы.

Создание условий для осознания подростками происходящих с ними психологических изменений.

1

2

Как узнать эмоцию?

Создание условий для определения основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонация).

Формирование у подростков навыка распознавания эмоций другого человека.

1

 3

Я – наблюдатель.

Создание условий для анализа подростками мимических признаков эмоций как средства их распознавания.

1

4

Мои эмоции.

Создание условий для обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций.

1

5

Эмоциональный словарь.

1.Создание условий для обращения участников к особенностям собственного эмоционального мира.

1

6

Чувства «полезные» и  «вредные».

Создание условий для анализа подростками амбивалентности эмоций.

1

7

Казка «Страна Чувств».

Создание условий для «нормализации» переживания социально неодобряемых эмоций.

1

8

Нужно ли управлять своими эмоциями?

Создание условий для анализа подростками необходимости управления собственными эмоциями как свободного выбора.

Актуализация запроса на информацию о способах управления своими чувствами.

Ознакомление подростков с приемом «Эмоциональный дневник» и обучение использованию этого приема для рефлексии своего эмоционального состояния и самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта.

1

9

Что такое «запретные чувства»?

Создание условий для углубленного самоисследования своей эмоциональной жизни.

Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме.

1

10

Какие чувства мы скрываем?

Создание условий для рефлексии подростками скрываемых чувств и последующего их выражения с помощью невербальных и вербальных средств.

Определение основных причин, по которым люди скрывают свои чувства.

1

11

Маска.

Создание условий для приобретения подростками опыта проявления стереотипно скрываемого чувства в игровой форме.

1

12

Я в «бумажном зеркале».

Создание условий для самоанализа учащимися своей эмоционально – личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (диагностический этап).

1

13

Бумажное отражение.

Создание условий для самоанализа учащимися своей эмоционально – личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (рефлексивный этап).

1

14

Что такое страх?

Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.

Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

1

15

Страхи и страшилки.

Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.

Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

1

16

Страшная-страшная сказка

Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.

Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

1

17

Побеждаем все тревоги.

Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.

Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

1

18

А что они обо мне подумают

Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме.

1

19

Страх оценки.

Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме.

1

20

Злость и агрессия

Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии.

1

21

Как справиться со злостью?

Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии.

Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме.

Обучение способам безопасной разрядки агрессии.

1

22

Лист гнева

Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии.

Обучение способам безопасной разрядки агрессии.

1

23

Обида

Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды.

Определение понятия обиды и ее последствий для межличностных отношений на основе обращения к личному опыту.

1

24

Как простить обиду

Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды и возможностей ее разрядки.

1

25

Ах, в чем я виноват

Создание условий для понимания подростками психологического содержания чувств вины и стыда, а также их проективной разрядки.

1

26

Что такое эмпатия?              

Экспресс – диагностика уровня эмпатических тенденций.

Создание условий для тренинга эмпатических навыков.

1

27

Зачем мне нужна эмпатия?

Создание условий для исследования учащимися уровня своей эмпатии в режиме развивающей психодиагностики.

1

28

Развиваем эмпатию.

Создание условий для развития эмпатии учащихся.

1

29

Еще раз про эмпатию.

Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.

1

30

Эмпатия в действии.

Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.

1

 31

Способы выражения чувств.

Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации.

Формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий.  

1

32

Тренировка «Я – высказываний».

Создание условий для закрепления у подростков навыков формулирования «Я - высказываний».

1

33

Комплименты.

Создание условий для развития у подростков навыков выражать и принимать комплименты.

1

34

Подведение итогов.

Создание условий для рефлексии собственных достижений на уроках психологии в 7 классе.

1

ИТОГО

34

Список литературы.

Дереклеева Н.И  Модульный курс учебной и коммутативной  мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М. : ВАКО, 2006

Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб.: Издательство «Речь»,  2011

Психология. Разработка занятий. 7 класс. Сост. Мухаметова Р.М. – Волгоград : ИТД «Корифей», 2006

Фопель К.  Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: практическое пособие: в 4т   М.:2010

Хухлаева О.В.  Тропинка  к своему Я: Уроки психологии в средней школе. – М.: Генезис, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...