Введение в психологию. Элективный курс для старшеклассников.
презентация к уроку по психологии на тему

Булахова Виктория Алексеевна

Вам предлагаются готовые разработки-презентации для занятий со старшеклассниками по теме "Введение в психологию". На 1 занятии - разбираются основные понятия, приводятся основные отличия "психолога-профессионала" от "психолога-любителя". Данное занятие предполает беседу с учащимися о причинах выбора профессии психолога, ее плюсах и минусах, ограничениях. На 2 и 3 занятии можно погрузиться в основы психоанализа Фрейда и Юнга для того, чтобы актуализировать знания о защитных механизмах человеческой психики, исследовать структуру собственной психики одним из приемов арт-терапии.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

элективный курс по психологии Психология в современном мире 1 занятие Составитель : Булахова В.А. – педагог-психолог, начальник психолого-педагогического отдела НОУ СОШ Образовательный Центр ОАО «Газпром» 2011

Слайд 2

Причины выбора профессии психолог: Хочу лучше в себе разбираться; Хочу помогать людям; Хочу научиться владеть собой; Хочу научиться лучше общаться; Интересная наука.

Слайд 3

Утверждения о психологии и психологах утверждение ложное реальное 1. Психология — наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, — человек, «видящий людей насквозь». верно Не верно 2. Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах. Не верно верно 3. Психолог — человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом). верно Не верно

Слайд 4

Утверждения о психологии и психологах утверждение ложное реальное 4. Психолог — человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других. Он мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь людям советами и наставлениями. верно Не верно 5. Психология — область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и психических св-в Не верно верно 6. Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах. верно Не верно

Слайд 5

Характеристики профессии «Психолог»: это ограниченный вид труда, неизбежно предполагает сотрудничество со смежными специалистами; это труд, требующий специальной подготовки и постоянной переподготовки (заметим, что профессия психолог предполагает только высшее образование); это труд, выполняемый за вознаграждение (этим профессия психолога отличается от любительского увлечения психологией); это общественно полезный труд (социальная направленность); это труд, дающий человеку определенный статус в обществе ;

Слайд 6

Различия житейской и научной психологии ( Ю.Б.Гиппенрейтер ) знание конкретно, связано с конкретными жизненными ситуациями знания больше носят интуитивный характер знания передаются в очень ограниченных вариантах (из уст в уста, через письма и т. п. получение знаний через наблюдения, рассуждения или непосредственное переживание человеком тех или иных событий случайный характер и бессистемность обобщенное знание, основанное на общих закономерностях жизни и поведения людей научное и рациональное объяснение психических явлений, то есть к лучшему их пониманию и даже прогнозированию знания передаются через специальную систему фиксации накопленного опыта (через книги, лекции, аккумулируются в научных школах новые знания получаются также в специальных исследованиях и экспериментах системность и упорядоченность научного знания

Слайд 7

Различия психолога -любителя и психолога-профессионала у «психолога–любителя» обширные психологические знания, собранные случайно; знания часто оказываются бесполезными, никак не помогают справиться с проблемой; необоснованное и неправильное применение методик и упражнений, «игра в психологию»; помогая своим знакомым, берет всю ответственность «на себя» (клиентам это очень нравится, так как снимает ответственность с них) действует в одиночку, «когда и где придется» часто не имеет диплома, а только справка о прохождении курсов и тренингов бесцеремонность и невоздержанность в советах, многословие, преувеличение собственного вклада, желание учить и воспитывать других, чтение книг и посещение околонаучных и парапсихологических семинаров консультирует в удовольствие, не истощается наличие теоретической базы, где главное — систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии. опора на метод научного познания, позволяющий ему не только ориентироваться в научных проблемах, но и в конкретной проблеме клиента адекватное использование специальных разработанных в психологии средств — методик, упражнений. особая ответственность - постепенно формировать чувство ответственности у консультируемых клиентов поддерживает связь со своими коллегами, сокурсниками, преподавателями, с др. специалистами (обмен опытом и супервизии ) наличие документа (диплома) о психологическом образовании. этический кодекс (профессиональный такт и уважение клиента) профессиональное развитие и саморазвитие (повышение квалификации, переподготовка) профилактика эмоционального выгорания

Слайд 8

Разделы психологии ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ общая психология, психология развития (возрастная психология), дифференциальная психология, клиническая психология, педагогическая психология, экспериментальная психология, психология труда и социальная психология, психология религий юридическая психология, детская психология, акмеология – психология зрелости, геронтопсихология, нейропсихология, патопсихология, зоопсихология, психология творчества, организационная психология, семейная психология, психология рекламы, психология спорта, военная психология и др.

Слайд 9

Групповая работа: (роли в мини-группах для разыгрывания сценок) Психолог Наблюдатель ( супервизор ) Клиент (клиенты)

Слайд 10

Использованная литература: И . В. Вачков , И. Б. Гриншпун , Н. С. Пряжников Введение в профессию « психолог» Учебное пособие под редакцией И. Б. Гриншпуна Москва—Воронеж , 2004

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ваше активное УЧАСТИЕ !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

элективный курс по психологии Введение в психоанализ 2 занятие Составитель : Булахова В.А. – педагог-психолог, начальник психолого-педагогического отдела НОУ СОШ Образовательный Центр ОАО «Газпром» 2011

Слайд 2

Зигмунд Фрейд 6 мая 1856 - 23 сентября 1939 (83 года) Место рождения: Австро-Венгрия Место смерти: Лондон Основоположник психоанализа

Слайд 3

Основные научные труды Зигмунда Фрейда : «Толкование сновидений» (1900) «Психопатология обыденной жизни» (1901) «Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи» (1910) «Тотем и табу» (1913) «Лекции по введению в психоанализ» (1916—1917) «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) «Психология масс и анализ человеческого „Я“» (1921) «Я и Оно» (1923) Основоположник психоанализа

Слайд 4

Строение психики по Фрейду Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного (“Сверх-Я”), предсознательного (“Я”) и бессознательного (“Оно”),

Слайд 5

З.Фрейд ввел понятие ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ( механизм действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, психической безопасности или представлениям о себе )

Слайд 6

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ВЫТЕСНЕНИЕ - из сознания удаляются и удерживаются в бессознательном неприемлемые, травмирующие для человека переживания, обстоятельства или сведения. Пример: Собираясь на собеседование, вы обнаружили, что перепутали время и уже опоздали – и это неудивительно, ведь новая работа вам не то чтобы нравится, но не хватало духа отказаться. Забывание.

Слайд 7

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ПРОЕКЦИЯ - приписываются собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Примеры: Тот, кто нечист на руку – крепче других держится за свой карман, опасаясь воришек. Игрок в теннис, критикующий свою ракетку после неудачного удара. Заядлый выпивоха в каждом встречном видит любителя «заложить за воротник». «Сам такой...»

Слайд 8

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ЗАМЕЩЕНИЕ или ПЕРЕНОС – чувства и эмоции, направленные на один объект, переносятся на другой. Примеры: 1) Папа ругает сына, а сын ударяет младшую сестру. 2) Вы третий день не можете сделать важный звонок, потому что голос вашего собеседника очень похож на строгий папин. «В поисках козла отпущения»

Слайд 9

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - ложная аргументация, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Примеры: «Да, я его ударил, но он сам меня до этого довел своими репликами !» «Да, я уже год не могу найти работу, но без связей невозможно подыскать нормальный вариант!» «Зелен виноград», « да, но …»

Слайд 10

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ОТРИЦАНИЕ - отказ признавать, что произошло неприятное событие. Пример: «Я вовсе не толстая». «Этого просто не может быть»

Слайд 11

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - в поведении и мыслях противоположные побуждения. Пример: Женщина в глубине души ненавидит свою свекровь, но при общении с ней демонстрирует совсем иное поведение: нахваливает блюда, которые та готовит, спрашивает во всем совета и т.п . «Делаю не то, что думаю»

Слайд 12

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ РЕГРЕССИЯ - хотим снова стать маленькими, предоставив другим – сильным и взрослым людям – решать наши проблемы. Пример: В семье появился второй ребенок, и первенец, чтобы привлечь к себе родительское внимание, тоже принимается разыгрывать роль младенца - просит соску, перестает пользоваться горшком, постоянно плачет… «Назад, в прошлое!»

Слайд 13

ТЕОРИЯ СНОВИДЕНИЙ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА СНОВИДЕНИЕ – исполнение желаний в замаскированной форме. Причина маскировки – цензура (Сверх-Я).

Слайд 14

Литература: Ж. Лапланш , Ж.-Б. Понталис , Словарь по психоанализу, Институт общегуманитарных исследований, 2010 г. Психоанализ в развитии (З.Фрейд, Ш.Ференци , М.Кляйн , Е.Гаддини , П.Фонда ), Екатеринбург: Деловая книга, 1998 Лилия Илюшина, Защитные механизмы психики: в доспехах по жизни, http://www.inha.ru/article/razvitie-lichnosti/zashchitnye-mekhanizmy-psikhiki-v-dospekhakh-po-zhizni/

Слайд 15

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

элективный курс по психологии Введение в психоанализ 3 занятие Составитель : Булахова В.А. – педагог-психолог, начальник психолого-педагогического отдела НОУ СОШ Образовательный Центр ОАО «Газпром» 2011

Слайд 2

Карл Густав Юнг 1875 - 1961 (86 лет) Место рождения: Швейцария 1907 г. – знакомство с Фрейдом 1910 г. – Президент Международной психоаналитической ассоциации 1913 г. – разрыв отношений с Фрейдом (больше не встречались) Место смерти: Швейцария Аналитическая психология

Слайд 3

Основные научные труды Карла Густава Юнга : Аналитическая психология 1. Аналитическая психология. 2. Брак как психологическое отношение. 3. Воспоминания, сновидения, размышления. 4. Проблемы души нашего времени. 5. Психологические типы. 6. Работы по психиатрии. 7. Тавистокские лекции. 8. Архетип и символ.

Слайд 4

Психологические типы Карла Густава Юнга В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт , напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом.

Слайд 5

Структура личности по Юнгу: Юнг считал , что душа то же самое, что и личность и состоит из 3 структур: - Эго (или сознание) - Личное бессознательное - Коллективное бессознательное

Слайд 6

Юнг ввел понятие КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - хранилище следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и явля­ющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Тема конфликта между Юнгом и Фрейдом.

Слайд 7

Содержание коллективного бессознательного АРХЕТИПЫ — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и ре­агировать на события определенным образом. (герой, мудрец, мать, бог или богиня, смерть и т.п.) Афродита, Артемида – женские архетипы Зевс, Посейдон – мужские архетипы

Слайд 8

Примеры АРХЕТИПОВ, описанных Юнгом: Архетип Определение Символы Анима Бессознательная женская сторона личности мужчины Женщина, Дева Мария, Мона Лиза Анимус Бессознательная мужская сторона личности женщины Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан Персона Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте Маска Тень Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании Сатана, Гитлер, Самость Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности Мандала Мудрец Персонификация жизненной мудрости и зрелости Пророк Бог Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир Солнечное око

Слайд 9

Важные Архетипы: Персона (от латинского слова, обозначающего “маска”) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соот­ветствии с социальными требованиями.

Слайд 10

Важные Архетипы: Тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума.

Слайд 11

Важные Архетипы: Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону. Анимус — внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона . Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны.

Слайд 12

Важные Архетипы: Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга . Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Символ архетипа Самости – Мандала .

Слайд 13

ВИДЫ МАНДАЛ:

Слайд 14

Создание собственной мандалы Инструкция . «Сейчас каждый из Вас создаст свою собственную мандалу . Когда вы создаете мандалу , вы создаете персональный символ, отражающий то, чем вы являетесь в данный момент. Круг, который вы рисуете, содержит все части вашей личности как осознаваемые, так и не осознаваемые. Начать рисовать можно от центра, а можно от края к центру. Можно использовать мелки, карандаши, фломастеры разных цветов. Круг может заполняться как различными геометрическими фигурами (квадраты, треугольники, овалы или круги), так и не иметь четких символов. Не нужно заранее планировать мандалу , можно просто выбрать один цвет который больше нравится и начать рисовать от центра, потом следующий … и так далее до заполнения всего пространства в круге.»

Слайд 15

ВИДЫ МАНДАЛ:

Слайд 16

Интерпретация Мандал :

Слайд 17

Интерпретация Мандал :

Слайд 18

Литература: Карл Густав Юнг. Психологические типы (под ред. В. Зеленского ), Спб ., Азбука, 2001 Копытин А. И., Б Корт «Техники аналитической арт-терапии . Исцеляющие путешествия» СПб, Речь, 2007

Слайд 19

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс для старшеклассников "Деловая переписка на английском языке"

Элективный курс для старшеклассников "Деловая переписка на английском языке". Этот курс поможет успешным в английском ученикам вести различную деловую переписку на международном уровне,решая многие за...

Составление программы элективного курса, анкетирование старшеклассников

При составление программ и подборе учебного материала к элективным курсам по английскому языку очень важно определить целевую аудиторию и значимые параметры для нее. Анкетирование - первый шаг к разра...

Einführung in die Journalistik (Введение в журналистику): Элективный курс на немецком языке. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) и школ с углублённым изучением немецкого языка.

Курс „Einführung in die Journalistik“ («Введение в журналистику») является прикладным профориентационным элективным курсом для филологического профиля (со специализацией в области иностранных языков),...

Доклад «Половое воспитание. Актуальность введения в школах элективных курсов, направленных на половое воспитание и просвещение школьников

Половое воспитание всегда было одно из самых  трудных. Оно является важной  составной частью нравственно-эстетического воспитания.        По дан...

Авторска программа элективного курса по профориентационной поддержке старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

Цель курса:  Исследование и диагностика профессиональных предпочтений учащихся с целью определения профиля обучения в 10 классе.Задачи курса:Определение выраженности интересов учащихс...

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ АВТОМАТОВ»

Теория автоматов имеет широкие возможности применения: проектирование систем логического управления; обработка текстов и построение компиляторов; спецификация и верификация систем взаимодействующих пр...

Программа элективного курса для старшеклассников "Основы естественно-научной лингвистики"

Программа разработана с учетом основных принципов, заложенных в методике преподавания иностранного языка. Может быть использована для проведения кружка, клуба по английскому языку. Также ее элементы м...


 

Комментарии

Булахова Виктория Алексеевна

Данный курс рекомендован для учащихся 9-11 классов.