"Через творчество к цели"
статья по психологии на тему

Вероника Эскендеровна Менситова

Статья об ином взгляде на привычные вещи в жизни каждого и о разнице творческого мышления и обыденного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherez_tvorchestvo_k_celi.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Через творчество к цели

Творческой личностью в наше время быть почетно. Творческий человек делает что-то такое, что у остальных не получается. Или они даже не пробуют что-то творить, поскольку заранее уверены, что все равно ничего хорошего не получится. А раз уверены (внутренняя установка о себе), то, скорее всего, все так и будет. Давайте посмотрим, чем отличается творческая личность от «обычного» человека. Как живет большинство из нас?  

Допустим, вы по каким-то причинам сменили место работы, и теперь вам нужно добираться туда по новому маршруту.  В течение первых двух-трех недель вы будете вполне осознано выбирать наилучший маршрут до  нового места. А потом все -  вы выходите из дому, садитесь в свой автомобиль или залезаете в автобус, и далее спокойно погружаетесь в свои мысли, не думая о дороге. Ваш маршрут прописался в вашем подсознании в виде набора действий и реакций на окружающую обстановку, который позволяет вам двигаться в нужное место в режиме автомата. И даже если вы планировали по дороге заскочить на минутку в магазин или аптеку, то, скорее всего, вы пройдете (или проедете) мимо – эта остановка не прописана в вашей внутренней программе движения.

Это всего лишь один пример, на самом деле наше подсознание прописало в себе многие тысячи подобных наборов (шаблонов, стереотипов) наших действий. Увидел знакомого – поздоровался, перекинулся парой слов и пошел дальше. Пришел на работу – поговорил, попил чаю, посидел за компьютером. Если нет ничего нового, так и весь день пройдет по привычному шаблону.  Ваша осознанность (разум, рациональное начало) включается только тогда, когда нужно решать новую задачу.  А если у вас чисто исполнительская работа, пусть даже не у станка, а у компьютера с достаточно сложными, но повторяющимися вычислениями (экономика, налоги и пр.), то вы все будете выполнять стандартный набор команд из подсознания.  То есть отрабатывать Привычную Модель Поведения (далее – ПМП). При этом  рациональная и созидающая часть вашей психики оказывается просто не востребована.

То есть большинство людей (не все!),  по большому счету, являются своего рода биороботами, исполняющими одни и те же программы (ПМП), которые они сами же заложили в себя, изо дня в день, выполняя одинаковый набор действий. И Разум, в данном случае выступающий как творец новых решений, востребуется ими довольно редко, только при возникновении нештатных, нестандартных ситуаций. То есть «обычный» человек  живет готовыми решениями и не парится по поводу того, что ему делать в следующий момент времени. У него все  прописано, остается только исполнять. Понятно, что человеком управляют не только готовые шаблоны поведения. Еще им руководят установки, заложенные в его подсознание родителями, средой и личным опытом. А еще он, как марионетка,  без конца горячо бросается на защиту своих сверхважных ценностей – идеализаций, и так далее.

Кто такой «творческий» человек в такой модели? Это тот, кто минимально пользуется шаблонами, и  каждый раз ищет новые решения. То есть активно использует свои рациональные и иррациональные способности, и по минимуму живет по шаблонам.  

Что здесь  интересно? Что наша система отработки ПМП готова сделать шаблон из любого нашего поведения. Например, если вы решите ходить только спиной вперед, и будете ходить так дня 3-4, то на пятый день вы сможете делать это без всякий усилий, «на автомате».  У вас в подсознании сформируется  новый шаблон движения спиной вперед (а кто вообще сказал, что ходить нужно только пузом вперед?), и вы будете использовать его  при ходьбе. Будет ли это творчеством? Скорее всего, уже нет. Первые два-три дня вы будете осознанны, сконцентрированы на процессе движения, вы будете «творить» этот процесс. А как только вы его окончательно «сотворите», это уже станет шаблоном. ПМП.

Что  следует из этих рассуждений?  Несколько простых выводов.

Творчество начинается тогда, когда вы перестаете быть биороботом, исполняющим привычные программы поведения. Если вы все время живете «по шаблону», то, скорее всего, вам  будет очень трудно придумать что-то новое – ваше подсознание просто «не обучено» творить, оно даже при  поиске выхода из нестандартной ситуации постарается использовать какое-то  стандартное решение. Например, адвокаты, при защите дел в суде, явно должны находить какой-то свой, персональный способ защиты своего клиента. Талантливые и креативные адвокаты действительно часто проявляют творчество и выигрывают свои дела за счет нестандартных ходов. Большинство остальных адвокатов, сильно не напрягаясь, используют шаблоны – то есть ссылки на другие похожие дела.

Значит, если вы хотите быть креативной личностью, вы должны стараться как можно меньше совершать однотипных поступков – чтобы ваше подсознание не успело сформировать новый шаблон.  Если вы во всем стандартны, и только в одной какой-то сфере хотите быть креативным, то это вряд ли поручится. То есть если вы каждый день ездите на работу к 9 часам, там выполняете повторяющиеся  действия, ходите на обед с 12 до 13 часов и заканчиваете работу ровно в 18часов, то с креативностью явно будут сложности, даже если вы искренне захотите сотворить что-то этакое после работы.  То есть, это, конечно, возможно. Бывают люди с разными «лицами». То есть в офисе они одни, а выйдя из офиса, становятся совсем другими. Это тоже творчество – играть разные роли и ни разу не ошибиться,  такая игра требует высокой осознанности, постоянного самоконтроля.

Можно представить себе картинку, что вы идете по жизни вперед по дорожке, а справа и слева ваше движение ограничивает забор из ваших привычных моделей поведения (ПМП). Вы не осознанны, то есть совершаете свои поступки не задумываясь, на автомате. Ваши действия  повторяются, хотя могут быть отдельные внутренние программы поведения на каждый день недели, например. Понедельник: дом – работа - институт- дом, и т.д. Вторник: дом - работа -  встреча с подругой в кафе – дом. Среда: дом – работа – поездка к маме (в фитнес, на свидание, в кино) – дом.  Дни недели могут чередоваться как попала, здесь важно одно: вы никак не можете выпрыгнуть за пределы  некоторого набора привычных моделей поведения.  Чем это хорошо и чем плохо? Хорошо это тем, что не нужно напрягаться и думать, чем заняться или как выбраться из нестандартной ситуации. Энергия не тратится на принятие решения она остается при вас, все предсказуемо и  безопасно. Чем это может быть плохо? Тем, что, возможно, вы что-то хотите изменить в своем образе жизни. Например, найти свою любовь, построить семью, написать книгу, сочинить стихи или что-то еще, что не входит в привычный круг ваших занятий.  И это новое никак не получается. Хотя, возможно, вы давно уже читаете книги про то, как можно построить личную жизнь. Или даже периодически ходите на тренинги на эту тему, и подобные занятия стали для вас привычным делом – то есть сформировался новый шаблон поведения. А желанного результата – любви,  семьи и чего-то еще нового никак не возникает. Почему?

Ответов на этот вопрос существует множество, и один их них такой: этого самого «нового» нет в ваших стандартных моделях поведения.  Оно, это новое, находится за забором, и вы не видите его с вашей дорожки. Вы проходите мимо, не замечая имеющихся возможностей, поскольку в этот момент вы не осознанны, а управляетесь очередной стандартной программой поведения (ПМП). В которой не записано, что нужно обратить на что-то внимание -  примерно так вы проходите мимо аптеки или магазина, когда едете на работу по привычному маршруту.  Выполняя очередной набор действий под действием очередной внутренней программы, то есть, находясь в «неосознанке», вы проходите мимо того, к чему вроде бы стремитесь на сознательном уровне.То есть мы начали рассуждать о творчестве, а дошли до того, что мешает нам достичь желанной цели.

Поэтому возвращаемся опять к творчеству.  Поскольку к творчеству можно отнести  любое творение (мы ведь нигде выше не говорили, что творчество – это только рисование картин,  создание новых моделей одежды или нового кинофильма). Если рассматривать творчество как процесс созидания нового, то есть того, что не существовало раньше, то к творчеству можно отнести  процесс создание новой семьи, рождение ребенка, его воспитание и так далее. Ведь этого раньше не было!

Другое дело, что таким социальным творчеством занимаются все!  А раз все, то, вроде бы, какое же это творчество? Да самое настоящее!  Была отдельная девушка, был отдельный юноша, они вдруг встретились и сотворили влюбленную пару. Раньше ее не было, а теперь – есть. Ура! Причем не важно, как долго просуществует эта пара. Мы ведь говорим о процессе творения, а не  том, сколько этот  творческий  продукт будет существовать. У художников, например, есть не только картины, но и инсталляции, которые включают живых людей. Пока эти люди  участвуют в инсталляции, творческий продукт есть. Как только ни разошлись – продукта нет. А танцы? Пока танцуют – творческий продукт есть. Танец кончился – он исчез. Поэтому любовь, секс, дети и все прочее тоже можно смело отнести к процессу творчества.  Так что начинайте надувать щеки от гордости, если у вас это получилось – вы настоящий творец!

Но этот  продукт получается не у всех, как известно. Одни легко творят новую любовь, новые отношения детей и все прочее. А у других это не получается. Почему?  Ответ уже был: потому, что они  живут не творчески, по шаблону.

Из всего  этого следует простой вывод: если ваш образ жизни вас достал и кроме денег или чего-то еще, очень привычного и предсказуемого, вам  ничего не приносит, начинайте творить. То есть выходить за границы забора из ваших привычных моделей поведения.

Что это значит? Значит, что нужно дать себе запрет на шаблонное поведение. На привычный маршрут на работу. На привычное общение с коллегами, на привычный  порядок выполнения действий на работе. На привычное поведение после работы. Как вы это будете делать? Как вам взбредет в голову, но только не повторяющимся образом!  Даже самая замечательная находка через неделю станет шаблоном, заткнет дырку в вашем заборе, и вы опять будете проходить мимо того, к чему осознанно стремитесь.

Посмотрите на творческих людей. Для них почти не существует  чего-то  обязательного и стандартного. Они не терпят дисциплины (шаблон поведения), предпочитая строить свой рабочий день так, как захочется. Они порой ведут себя так, что вызывают оторопь окружающих: как так можно?  Нужно ведь не так, нужно как все, а вы что вытворяете? Здесь, конечно, существуют ограничения в виде Уголовного или Гражданского кодекса – ваше творчество не должно приводить к их нарушениям. Вы не имеете право в ходе ваших творческих действий совершать любое насилие по отношению к другим людям или доставлять им дискомфорт – они имеют право на свою жизнь и нельзя вмешиваться в нее. А если они готовы откликнуться на ваше предложение, то тогда вы можете с их добровольного согласия творить с ними то, что придумаете вы, они или вы вместе. Так что вперед!  Молчите, пускайте пузыри, скачите на одной ножке, одевайтесь в несуразные одежды, разговаривайте на вашем личном языке, ходите новыми дорожками, готовьте новые блюда, изменяйте каждый день распорядок дня и так далее. Любое ваше нестандартное действие выключит вашу стандартную программу поведения и включит ваш Разум, и вы будете осознанными весь день. А если он (Разум)  знает, к чему вы стремитесь, то, возможно, очень быстро поможет вам найти то, чего вы давно искали. Но не могли найти, поскольку  не могли осознать, что желанная цель находится прямо перед вами.  А теперь вы стали более осознанны и увидели то, что давно искали. Да и жизнь ваша стала более разнообразной и живой, наполненной новыми событиями.

Понятно, что здесь затронуто только одно из  условий открытия в себе творчества – избавление от привычных моделей поведения, расширение своего личного пространства. Возможно, что, только сделав первые шаги в этом направлении, вы уже откроете у себя много новых возможностей..

А дальше возникает вопрос – как можно создать что-то совсем новое, чего еще не существовало. Например, написать талантливую музыку. Сделать научное открытие. Написать неординарную книгу или картину, и так далее.

Существует несколько версий, как все это происходит. И часть версий указывает на то, что при написании новой музыки композитор как бы  «слышит» ее внутри себя. Художник заранее «видит» картину внутренним взором, и ему остается только зафиксировать ее на полотне.  У ученых нередко возникают озарения, во время которых искомое решение приходит к ним в голову. Откуда приходит? И почему именно им?

А на первый вопрос ответ совсем неоднозначен. А вот на второй можно ответить довольно конкретно: ответ приходит только к тем, кто готов его услышать (увидеть, осознать). То есть к тем, кто умеет слышать себя, слышать слабый голос своего Подсознания. Этому можно научиться, например, учавствуя в тренинговых занятиях. Так что если вы захотите  открыть у себя творческий потенциал, то не забывайте о вашем незримом, но вполне дружелюбном помощнике – своем подсознании.

Успехов вам на этом пути!

Педагог-психолог ОЦДиК: Менситова В.Э.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Эффективность урока через творчество обучающихся"

Доклад "Эффективность урока через творчество обучающихся"...

Статья «Развитие речевой коммуникации ребенка-дошкольника через творчество и приобщение к ценностям культуры на интегрированных логопедических занятиях».

Статья была представлена на педагогическом совете с целью освещения проведения интегрированных занятий....

Воспитание учащихся через творчество

Каждый современный учитель должен понимать, что воспитательный процесс подрастающего поколения не менее важен, чем образовательный. Убеждена, что важная составляющая педагогического процесс...

Воспитание нравственности через творчество в семье

презентация к выступлению на родительской конференции...

Мастер-класс по музыке "Музыка - урок познания через творчество"

 Основным на уроках музыки, по мнению современных авторов различных программ, должно быть не приобретение теоретических знаний, а расширение интонационно-образного багажа ребёнка, развитие...

С.А. Диденко. Доклад. Через творчество педагога к успеху ребенка.

«Любое детское открытие,умозаключение является полноценным тогда,когда достигнуто через творчество».В.А. Сухомлинский«Творчество». Слово такое знакомое и такое новое. В нем столько граней, сколько иде...

С.А.Диденко. Педагогический проект «Через творчество к здоровью»

Результатом обучения в школе сегодня являются не только сумма знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетенций, в число которых входит учебная самостоятельность. Известно, что здоровый образ ...