"ПОЗНАЙ СЕБЯ" 5-е классы
календарно-тематическое планирование по психологии (5 класс) на тему

Программа психолого- педагогического сопровождения внеурочной деятельности 5-х классов, с учетом введения ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_5_klass_fgos.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

Психолого-педагогического сопровождения

внеурочной деятельности 5-х классов

с учетом введения ФГОС ООО

«Познай себя»

(основы психологических знаний)

педагога-психолога

Палагиной М.Н.

на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.

 Программа призвана  приобщить обучающихся к вопросам самопознания. С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека.

  Как известно, важнейшим содержанием психического развития пятиклассников становится развитие самосознания, у детей возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке.

  В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Его волнуют вопросы: «Кто я?», «Каков я?», «Кем я буду?» и т.п. Интерес к себе, собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.

  Память, способности, воображение, внушаемость и многое другое для учащегося остаются тайной «за семью печатями». Отсюда и возможные ошибки в самооценке, поведении, в выборе жизненного пути.

Цель программы: 

Психолого-педагогическое  сопровождение внеурочной деятельности учащихся с введением ФГОС ООО для создания здоровье сберегающей среды, социально – психологических условий развития личности учащихся и их успешного обучения.

Задачи программы:

  1. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

2. Помочь взрослеющему человеку в стремлении  познать  себя,  понять себя-достаточно полно и правильно.

3. Формировать  навыки самосовершенствования, самосознания и самоконтроля.

 4.Формирование нравственных личностных качеств.  

5. Способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся, формирования навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.

6. Создание условий для снижения тревожности.

Настоящая программа рассчитана на год обучения детей 10 – 12 лет.

Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 1 академический час. Группа состоит из 12-15 человек.

 При организации деятельности с обучающимися используются следующие формы работы: групповые и индивидуальные занятия,  психолого-педагогические тренинги, тестирование, анализ воспитывающих ситуаций, решение психологических и этических задач. Ведется специальная тетрадь с творческими заданиями,  вырезки из газет и журналов, материалы анкет и тестов.

Для успешного осуществления занятий необходимы следующие условия: репродукции, литература, тесты, опросники, магнитофон и записи для проведения занятий по релаксации.

№ п/п

Раздел программы

Количество часов

I.

«Кто я и мои друзья»  (введение в психологию).

1.

Открой самого себя (ярмарка достоинств)

2

2.

Зачем надо знать себя (методика  Дембо_- Рубинштейн).

2

3.

Что такое жизнь и как она возникла?

1

4.

Адаптационное занятие «Планета моего класса»

3

5.

Страхи, часть нашего Я (методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса)

2

6.

Групповое занятие, тема: «Школьные страхи» (снижение уровня тревожности учащихся).

2

7.

Групповое занятие, тема: «Агрессивность» (снижение уровня тревожности учащихся).

1

8.

Групповое занятие, тема: «Принятие себя» (снижение уровня тревожности учащихся).

1

II.

«Самые оригинальные» (творчество)

1.

Психология творчества (творческое отношение к действительности)

1

2.

Креативность (диагностика)

1

3

«Мы фантазируем» (элементы арттерапии)

2

III.

«Какой я умный» (развитие познавательных способностей)

1.

Развиваем память (методика «Заучивание 10 слов»)

1

2

Интеллект ( Тест Амтхауэра)

2

3

Способности, как они проявляются.

1

4

Мыслительные способности  (методика «Исключение слов»).

1

5

Что такое общение?

1

6

Язык жестов. Можно ли общаться без слов?

1

7

Характер. Как проявляются черты характера. Характер и успехи в школе.

1

8

Темперамент (опросник  Г. Айзенка  для определения типа темперамента)

2

9

Воображение

1

11

Сосредоточенность и  внимание.

1

12

Восприятие и его свойства.

1

13

Ощущение

1

IV.

Повышение самопознания, самостоятельности, саморазвития.

Подготовка и защита творческих проектов

2

34

Содержание занятий:

I раздел: «Кто я и мои друзья» (введение в психологию).

  1. Открой самого себя (ярмарка достоинств) - 2 часа

Знакомство с причинами, которые заставляют человека обращаться к самопознанию.

Приемы самопознания. Проведение рефлексии в отношении самого себя. Составить свой комплексный психологический портрет, используя средства информационных технологий. Дать обратную связь. Разработать программу саморазвития в отношении самого себя.

  1. Зачем надо знать себя (методика  Дембо_- Рубинштейн) – 2 час.

Систематизировать  и обобщить знания о самих себе. Учащиеся должны научиться представлять систематизированные знания о себе в виде презентации, выполненной средствами Microsoft Power Point, отражать обобщенный материал в виде истории, сказки, метафоры. Методика  Дембо_- Рубинштейн.

3.Что такое жизнь и как она возникла? – 1 час.

Знания о существующих гипотезах возникновения жизни.  Взращивание и преобразование духовного опыт учащихся посредством создания особого, насыщенного ценностями и смыслами воспитательного пространства: опыта рефлексии и совместной рефлексии, опыта понимания себя и других, опыта проблематизации (определения воспитанником актуальных для него проблем бытия), опыта сотрудничества в определении и решении данных проблем.

4. Адаптационное занятие «Планета моего класса» - 3 часа.

Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.

5. Страхи, часть нашего Я (методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса) – 2 часа.

Формирование представления о том, что такое страх,  о плюсах и минусах страхов. Овладение  приемами коррекции страхов и умение применять их на практике. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

6. Групповое занятие, тема: «Школьные страхи» (снижение уровня тревожности учащихся). -2 час.

Обучение способам осознания и отреагирования эмоций, навыкам расслабления, снятие телесных зажимов. Способствовать повышению самооценки.

7. Групповое занятие, тема: «Агрессивность» (снижение уровня тревожности учащихся). – 1 час.

Актуализация позитивного опыта. Упражнения для разрядки агрессивных эмоций.

8. Групповое занятие, тема: «Принятие себя» (снижение уровня тревожности учащихся) – 1 час.

Повышение поддержки от окружающих, повышение самооценки.

II раздел: «Самые оригинальные» (творчество)

  1. Психология творчества (творческое отношение к действительности) – 1 час.

  1. «Мы фантазируем» (элементы арттерапии) – 1 час.

  1. Креативность (диагностика) – 2 часа.

III радел: «какой я умный» (развитие познавательных способностей)

  1. Развиваем память (методика «Заучивание 10 слов») – 1 час.

Общее представление о памяти. Основные процессы памяти. Диагностическая процедура: методика «10 слов».

  1. Интеллект ( Тест Амтхауэра) – 2 часа.

Психологическая характеристика интеллектуальной деятельности. Притча «Сообразительны и глупый ученик». Тест Амтхауэра.

  1. Способности, как они проявляются – 1 час.

Понятие способности. Задатки, способности и деятельность. Как развиваются способности.

  1. Мыслительные способности  (методика «Исключение слов») – 1 час.

Понятие мышление. Роль образов в процессе переработки информации. Методика «Кубики» Амтхауэра.

  1.  Что такое общение? – 1 час.

Расширить у учащихся понятие «Общение». Показать роль общения в жизни людей. Показать зависимость успехов человека, его настроения от соблюдения им установленных в обществе правил общения и человеческого поведения.

  1.  Язык жестов. Можно ли общаться без слов?- 1 час.

Понятие невербальные средства общения. Показать с помощью различных ситуаций, что невербальные средства общения позволяют точнее передать содержание высказывания. Помочь учащимся преодолеть замкнутость, скованность (развитие двигательного раскрепощения).

  1. Характер. Как проявляются черты характера. Характер и успехи в школе. – 1 час

Что такое характер? Как проявляются черты характера. Черты характера и способности.

  1.  Темперамент (опросник  Г. Айзенка  для определения типа темперамента) – 2 часа

Темперамент и характер. Психологические характеристикитемпераментов. Что такое темперамент? Опросник  Г. Айзенка  для определения типа темперамента.

  1. Воображение – 1 час.

 Понятие воображение. Виды воображения.

  1. Сосредоточенность и  внимание – 1 час.

Что такое внимание. Виды внимания. Развитие внимания в детском возрасте. Методика Мюнстерберга (и ее модификации).

  1. Восприятие и его свойства – 1 час.

Понятие термина восприятие. Способы восприятия.

  1.  Ощущение – 1 час

     Что такое ощущение.  Виды ощущений. Развитие ощущений.

IV раздел: Повышение самопознания, самостоятельности, саморазвития.

  1. Подготовка и защита творческих проетов – 2 часа.

       

                    

Библиографический список.

1.Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 1997.

2.Битянова М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено// Школьный психолог. — 2001. — № 33.

3.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1996.

4.Бондаревская Р. С. Организация диагностической и коррекпионно-развивающей работы с учащимися 5 классов. — СПб., 1994.

5.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.

6.Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. — СПб., 2002.

7.Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М., 1988.

8.Краткий психологический словарь. Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М., 1985..

9.Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. - 1969. - № 1. - С. 131-137.

10 Лютова Е. К, Монина Г.Б.. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.

11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2007.

12.Микляева А.В., РНумянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб., 2006.

13.Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.

14.Практикум по возрастной психологии / Ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб., 2002.

15.Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2000.

16.Прихожан А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у
подростков.— М., 1977.

17.Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности //
Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-18.

18.Прихожан А. М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на
деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Ред. В. М. Ас
тапов. - СПб.. 2001. - С. 143-156.

19.Прутченков А. С. Свет мой зеркальце, скажи... — М., 1996..

20.Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Вып. 1-4. — М., 1999.

21.Фопель К. Психологические группы. — М., 2000.

22.Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема// Вопросы психологии. — 2001. — № 5. — С. 19-35.

23.Чистякова М. И. Психогимнастика. — М., 1995.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Познай себя" 6 класс

Внеурочная деятельность по ФГОС 6а класс...

План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: Человек познает мир". 6 класс

План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС  на тему: Человек познает мир". 6 класс...

Внеурочное занятия по курсу Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности» раздел «Познай себя» 5 класс Тема «Настроение»

Данный материал поможет классным руководителям провести классный час по теме "Настроение"...

Презентация к внеурочному занятию по курсу Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности» раздел «Познай себя» 5 класс Тема «Настроение»

Эта презентация к внеурочному занятию по курсу Г.К. Селевко "Самосовершенствование личности" по теме "Настроение" (5 класс)...