Программа "Познай себя" 6 класс
рабочая программа по психологии (6 класс) по теме

Ашуркова Юлия  Леонидовна

Внеурочная деятельность по ФГОС 6а класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_6a_vneurochka_-kurs_poznay_sebya.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тамбовская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено и рекомендовано               Согласовано                                Утверждаю

к утверждению на заседании                  зам.директора по УВР             директор  МБОУ

МО учителей  естест. цикла                   И.Б. Фомина                                Тамбовская  СОШ

Протокол №    3    от    11,09           «   20   »      09    2013г.               И.А Иванова

Руководитель МО ________                                                         Приказ № 189  от21.09.2013                          

                       

Рабочая программа

по курсу « Познай себя»

Уровень общего образования-

основное общее образование

Внеурочная деятельность.

Программа составлена на основе авторской программы Н.А. Криволапова

«Внеурочная деятельность»,2012г.

Программа составлена

Ашурковой Юлией Леонидовной,

психологом МБОУ Тамбовской СОШ

с. Тамбовка

  2013 год

Программа "Познай себя" для учащихся 5 – 9  классов

Пояснительная записка

  Ведущими идеями современной школы являются идеи гуманизации образовательного процесса. В связи с этим большое внимание уделяется личности ученика как субъекту учебного процесса, равноправному партнеру общения. Такой подход к организации образовательного процесса предполагает умение всех участников вести диалог, выбирать необходимые формы и средства общения, позволяющие конструктивно взаимодействовать (сотрудничать) как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Несомненно, ведущую роль в этом играет педагог как более опытный, знающий, компетентный участник субъектно-субъектных отношений. Однако эта ситуация ставит и обучающихся в позицию выбора, что делает актуальным его способность к рефлексии и самооценке. Не менее важным становится умение эмоциональное состояние собеседника, чтобы выбрать наиболее оптимальные способы и средства общения. Поэтому у школьников возникает необходимость в получении психологических знаний.

С другой стороны, с переходом из начальной школы в школу II ступени школьник вступает в новую фазу своего психического развития: он становится младшим подростком. Соответственно меняется ведущий вид деятельности. На первый план выходит общение как средство познания себя и окружающего мира. Но конструктивное общение невозможно без осознания собственного “Я”, своих особенностей и потребностей, поэтому идет интенсивный поиск, происходит половая и ролевая самоидентификация. Однако общение также немыслимо и без внимания к собеседнику, принятия его как личности, равноправного партнера по общению, а необходимых знаний у подростка нет. Возникают своеобразные ножницы. Подросток ищет выход из ситуации, некомфортной для него, но путей решения данной проблемы он не знает. Все это приводит к снижению самооценки, повышению уровня тревожности. По результатам психологических исследований, более 60% младших подростков показывают заниженную самооценку.

Анализ педагогической сложившейся ситуации позволил выявить следующие противоречия:

  • между потребностью в общении как ведущим видом деятельности подростков и недостаточным уровнем развития коммуникативных умений обучающихся;
  • между потребностью подростков быть понятым и принятым другими и собственным умением понять и принять других;
  • между потребностью обучающихся в творческой самореализации и недостаточно сформированными у них умениями, необходимыми для творческой деятельности.

На разрешение данных противоречий и направлена программа “Познай себя”, разработанная для учащихся 5-9-х  классов.

Нормативные документы для разработки программы:

 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273  «Об образовании в Российской Федерации»

 ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года

 Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)

 О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)

Цель программы: 

Психолого-педагогическое  сопровождение внеурочной деятельности учащихся с введением ФГОС ООО для создания здоровье сберегающей среды, социально – психологических условий развития личности учащихся и их успешного обучения.

Задачи программы:

1.Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

2. Помочь взрослеющему человеку в стремлении  познать  себя,  понять себя достаточно полно и правильно.

3. Формировать  навыки самосовершенствования, самосознания и самоконтроля.

 4.Формирование нравственных личностных качеств.  

5. Способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся, формирования навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.

6. Создание условий для снижения тревожности.

В программе реализуются следующие идеи:

  • Диалогизация образовательного процесса (активное взаимодействие педагога и учащихся в процессе общения)
  • Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей обучающихся).
  • Персонификация обучения (получаемые учащимися знания должны иметь личностный смысл).
  • Интеграция знаний и умений (Компетентностный подход).

Настоящая программа рассчитана на год обучения детей 11 – 15лет.

Программа рассчитана на 35 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность каждого занятия 1 академический час.

 

При организации деятельности с обучающимися используются следующие формы работы: групповые и индивидуальные занятия,  психолого-педагогические тренинги, тестирование, анализ воспитывающих ситуаций, решение психологических и этических задач. Ведется специальная тетрадь с творческими заданиями,  вырезки из газет и журналов, материалы анкет и тестов.

Для успешного осуществления занятий необходимы следующие условия: репродукции, литература, тесты, опросники, мультимедиа и записи для проведения занятий по релаксации.

Контроль за успешностью усвоения обучающимися программного материала:

Проводится анализ качества выполнения самостоятельных и творческих работ, творческих заданий. Оценивается соответствие теме, правильность, точность исполнения, объем выполненного задания, оригинальность. При выполнении группового задания отметку получает вся группа (при этом учитывается степень включенности каждого участника групповой работы в общее дело). Итоговый контроль знаний осуществляется в форме дифференцированного или недифференцированного зачета (по выбору педагога) в конце изучения каждого тематического блока. Зачет проводится в виде беседы на заданную тему, практикума решения задач, групповой работы, игры, мини-сочинения, письменного или устного опроса, самостоятельной работы, защиты творческих работ.

Требования к уровню подготовки обучающихся

5-9 класс

Обучающиеся должны:

  • иметь общие представления о внутреннем мире человека
  • иметь общие представления о самопознании и саморазвитии
  • иметь общие представления о процессах памяти и внимания
  • иметь представления о способах развития памяти и внимания
  • понимать значение терминов, используемых при изучении каждой темы
  • знать способы саморегуляции, доступные возрасту

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • уметь определять эмоциональное состояние человека по внешним проявлениям
  • уметь свободно выражать свои чувства и переживания
  • уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми
  • иметь навыки самопознания, доступные возрасту
  • иметь навыки саморегуляции, соответствующие возрасту
  • владеть навыками конструктивного общения

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности

  • понимать необходимость самопознания для саморазвития человека
  • осознавать уникальность своей личности и личности другого
  • осознавать самоценность каждого человека и ценность общения
  • понимать роль памяти и внимания в успешности учебной деятельности

Ценностно-ориентационная составляющая образованности

Учебно-методическое обеспечение

  1. Аудио-, видеозаписи
  2. Методики изучения видов и качеств внимания
  3. Методики изучения различных видов памяти
  4. Набор открыток сюжетного содержания
  5. Набор таблиц для изучения видов и свойств внимания
  6. Набор тематических таблиц
  7. Набор фотографий видов природы, портретов людей.
  8. Психологические тесты
  9. Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека
  10. Тексты для анализа психологических си

Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на основной ступени общего образования

Уровни психолого-педагогического сопровождения

Индивидуальное

Групповое

На уровне класса

На уровне ОУ

Основные формы сопровождения

Основные направления психолого-педагогического сопровождения

Коррекционная работа

Возможные психофизиологические причины и пути коррекции

Виды нарушений учебной деятельности

Организационно-деятельностные

 причины

1. Уход от деятельности. Это уход во внутренний план, игровое фантазирование. Ребенок «отсутствует» на уроке, не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя, не выполняет заданий. Ребенок погружен в себя, свой внутренний мир. Это продолжение игрового, дошкольного способа жизни в школьном возрасте, поэтому его поведение инфантильно. У ребенка не формируются типичные для младшего школьного возраста формы общения с взрослым. Предлагаемые задания выполняет по своему усмотрению, не стремясь к точному выполнению. Присуща склонность к фантазированию в виде художественно - образного подхода к занятиям, в предпочтении заданий на свободу творчества.

Рекомендации: Развернуть активное воображение во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. В этой деятельности необходимо обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.

1. Двигательная расторможенность (гиперактивность). Характерна высокая импульсивность, подвижность, неусидчивость, отвлекаемость, снижение самоконтроля. Активность непродуктивна, имеет низкую целенаправленность. Ребенок плохо принимает поставленную задачу, перескакивает с одного занятия на другое. Могут проявляться навязчивые движения. Если голова и тело неподвижны, то снижается уровень активности мозга. Недостаток развития внутренней речи реализуется через постоянную внешнюю болтовню. Характерна цикличность, «мерцающее» сознание 5—15 мин. продуктивной работы, 3—7 мин. отдыха и накопления энергии.


Рекомендации:
Ребенок должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски. Разрешать через каждые 15—20 мин. вставать и ходить в конце класса. Направлять энергию в полезное русло. вымыть доску, раздать тетради и т. д. Постоянное положительное подкрепление
познавательной активности и положительного поведения. Избегать завышенных и заниженных требований. Большие задания разбивать на более маленькие с контролем выполнения. Стараться договариваться с ребенком, а не ломать его.

2. Несформированность организации действий. Ребенок не владеет эффективными приемами самоорганизации, т. е. не умеет работать. Ребенку сложно запланировать свою деятельность,
распределить по важности. Сложно дается процесс начала деятельности. Ребенок не умеет регулировать свое поведение, нуждается во внешней регуляции, организации.
Рекомендации: Обучение планированию, включение в деятельность упражнений по
взаимоконтролю  и самоконтролю. Вводить алгоритмы деятельности на уроках с возможностью
самоконтроля деятельности.

З. Психофизический инфантилизм.
Ребенок по физиологическим и психологическим признакам отстает в развитии. Инфантилизм  проявляется, прежде всего, в отношении к образцу, инструкции, которые ребенок если не игнорирует, то трактует весьма вольно, отдаваясь ситуативным импульсам. Он не считает для себя важными серьезные требования школьного типа.

Рекомендации: Не стараться переделать ребенка, это бесполезно. Важно понять, что он реально может сам, а что с помощью Взрослого, и оказывать эту помощь.

4. Снижение мотивации.

Наиболее характерно для состояния депрессии, возможно при глубокой астении и при психических нарушениях. Внимание переключается на окно, соседа и т.д.

Рекомендации: Совместная познавательная деятельность с родителями. Поиск и актуализация значимых мотивов. Положительное подкрепление познавательной деятельности.

5. Негативное самопредъяление.

Эти варианты встречаются у детей с ярко выраженной демонстративностью.  Если ребенок не обладает никакими особыми способностями, не имеет серьезных достижений, т.е. не может удовлетворить потребность во внимании окружающих с помощью социально принятых способов. Характерно: нарушение правил поведения, Демонстративность, взрывчатость, импульсивность.

Рекомендации: замечать ребенка во время положительного поведения. Во время негатива все замечания свести к минимуму, особенно минимизировать эмоциональность реакций. Важно пережить этап возрастания негативизма на первых порах такой тактики. Во время скандала – холодность и равнодушие, чуть позже – тепло и внимание, но без сцен примирения, за который ребенок, был уже наказан, должен быть забыт. Давать выход его демонстративности в позитивной деятельности.

6. Астения.

Это состояние нервного истощения, ослабленности. Повышенная физическая и умственная утомляемость, падает работоспособность, ухудшаются память, внимание. Появляется плаксивость, капризность, раздражительность.

Рекомендации: Дозировка нагрузок. Частые перерывы, заполненные движениями или релаксацией. При ярко выраженной астении – дополнительный выходной.

1.Отвлекаемость, эмоциональная подвижность, «выпадение» из деятельности на уроке.

2.Отсутствие
самостоятельности

3.Низкая познавательная активность.

4.Требование внимания, негативное самопредъяление

5. Усталость

Отсутствие эффективных способов привлечения внимания, организации деятельности, выхода из игровой ситуации.

Внешнее стимулирование, привлечение внимания необходимо младшим школьникам, недостаточный уровень произвольности обусловливает частичное «выпадение» из учебного процесса. Если при объяснении не удалось активизировать внимание всех учащихся и учитель торопится дать содержание, то он работает только на тех, кто смог включиться в процесс. Следовательно, учитель создает себе и оставшейся части класса дополнительную работу, нагрузку (в лучшем случае).

Отсутствие эффективных способов выхода из игровой ситуации.
Вводя игру в содержание урока, необходимо позаботиться о способе вывода учеников из игровой ситуации. Это необходимо прежде всего детям с высокой возбудимостью, им очень трудно переключаться с одного эмоционального состояния на другое. Так же важно учитывать, что для младших школьников характерно преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, недостаточно развита волевая регуляция деятельности. Не продумав способы выхода из игры, учитель рискует успокаивать детей дольше, чем они играли.

Не хочется терять время на организацию отдельных учащихся в начале урока.
Для этих учащихся начало урока может пройти в пустую, отвлекаясь на свои переживания, они отвлекают других. Закрепляется негативный стиль  поведения на уроке, воспринимается как должное. Впоследствии вольное поведение переносится на остальные стадии урока, что приводит к конфликтам с учителями, разрушает рабочую атмосферу в классе. Меняется эмоциональный фон восприятия учителя и предмета в целом.

 Отсутствие эффективных способов организации деятельности на уроке.

Ребенок, не обладающий эффективными приемами, способами деятельности, делает двойную работу осваивает содержание и саму деятельность. Следовательно, утомляется вдвойне и усваивает содержание только наполовину.

Неупорядочены отдельные элементы проведения урока.
Рабочая атмосфера на уроке не создается, если не соблюдаются и не вводятся правила:
- организации рабочего места;
- ответа на вопросы;
- выполнения заданий и т.д. У ребенка не формируются или не закрепляются навыки учебной деятельности, которые в косвенной форме влияют на произвольность. В результате учитель все чаще использует дисциплинарные воздействия замечания, наказания, крик и т. д. Все это способствует излишнему напряжению на уроке, развитию негативного восприятия учителя и предмета в целом.

Не хочется тратить время на организацию ритуала начала урока.

Не создается рабочая атмосфера на уроке с самого начала. Дети приносят на урок все свои эмоции с перемены. Для многих, особенно в 5-х классах, необходима внешняя стимуляция для переключения. Следовательно, может выпасть самая продуктивная часть урока. Теряется время на организацию по отдельности каждого.

Отсутствие ритуала окончания урока.

Не закрепляется на понятийном и рефлекторном уровнях переход, граница между учебной и рабочей ситуацией.

Непоследовательность, фрагментарность организующих воздействий.

Такие воздействия мало эффективны, если эффективны вовсе. Часто вызывают излишнее  эмоциональное напряжение. Ребенок лишен возможности диагностировать ситуацию, понять, что он делает не так. Не закрепляется деловой, позитивный стиль, т. к. в одних случаях вводится регламент, в других его соблюдать некогда, следовательно, стереотипа урока не вырабатывается.

Выход урочного времени за пределы урока. Долгожданный звонок к окончанию урока закреплен на уровне условного рефлекса как сигнал к отдыху. Вся информация после звонка в большей степени бесполезна.

Отсутствие приемов, стимулирующих познавательную активность. Не учитываются возрастные особенности восприятия информации. Однообразность педагогических и методических приемов.

 Все это вызывает у ребенка ощущение рутины, скуки, особенно если его деятельность не имеет положительного подкрепления.

Использование только дисциплинарных воздействий.

Ребенок получает негативный опыт общения с учителями и восприятия ситуации урока. Об освоении опыта конструктивного взаимодействия, общеучебных навыков не может быть и речи. Привносится излишнее эмоциональное напряжение. Поощряется негативное самопредъяление.

Завышен темп урока, приоритетным считается, выполнение плана урока.

Формируется негативное восприятие школы, отторжение учебной деятельности. Негативно воспринимаются не только предметы, связанные с школой, но и личность учителя.

Содержание программы второго года   обучения.

Вводное занятие. Беседа «Сто вопросов самому себе.»

Темперамент.

Теоретическая часть: Темперамент, его типы  и характеристики. Как влияет на жизнь и развитие человека его темперамент. Управление темпераментом в общении с другими людьми. Функциональные состояния человека. Эмоции и эмоциональное состояние. Характеристика эмоций (интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, страх, стыд, чувство вины, стресс, дистресс).

Практическая часть: тестирование «Сотри случайные черты»

Тест-опросник Айзенка.

Шкала оценки реактивной и личностной тревожности.

Бланковая методика САН.

Самооценка эмоциональных состояний.

 Шкала оценки значимости эмоций.

     

Характер.

Теоретическая часть: Характер человека, как он формируется. Что такое «индивид», «личность», «индивидуальность». Духовный мир личности. О привычках и воле. «Человек привычки». «Человек воли». «Человек нравственный».Слабоволие как реакция на эмоциональные барьеры.  Слабоволие, проявляющееся в упрямстве. Слабоволие как реакция на кризис в жизни.

    Практическая часть: тестирование:

Какой у вас характер.

Характер по почерку (письмо – геометрия души).

Нравитесь ли вы людям.

Шкала по оценке степени самоуважения.

Письмо самому себе.

Этические ролевые игры.

   О потребностях, мотивах и действиях.

Теоретическая часть: Я и мои потребности. Анатомия желания. От чего зависит удовлетворение потребности? Две стороны потребности. Идея потребности. Мотивационное выражение потребностей. Направляющая сила мотива. Потребность, желание, действие. Техника удовлетворения потребностей. Наши потребности удовлетворяются в поведении других, а не только в собственном поведении.

Практическая часть:

Шкала оценки мотивации одобрения.

Сочинение- рассуждение «Мотив двигатель поступка».

Ролевая игра « Желание - действие».

 Память, внимание, мышление.

 Теоретическая часть: Память и ее виды. Память человека, секреты ее развития. Я развиваю память. Учусь управлять своим воображением. Черты патогенного мышления. Основные черты саногенного мышления. Внимание его виды. Внимательность  и невнимательность. Мнемоника. Связь эмоций и чувств человека с познавательными процессами.

Практическая часть: диагностика. 

  Практикум «Как развить свое внимание и внимательность».

Практикум «как стать человеком внимательным».

Диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала.

Обучающая методика «Смысловые единицы».

Обучение приемам развития концентрации внимания.

      Искусство общения и взаимопонимания.

  Теоретическая часть: Общение в жизни человека. Два основных компонента общения – рассказ и взаимодействие. Управление темпераментом в общении с другими людьми. Факторы, дезорганизующие общение. Слушать и слышать. Роль общения в самовоспитании. Виды потребностей в общении. Техника общения.

  Практическая часть: тестирование.

  Самоанализ «Умею ли я слушать».

Отработка техники общения.

Упражнения: «Комплимент», «Взаимодействие».

Практикум «Умение сказать «нет» ».

Дискуссия «Чего не следует делать, общаясь с другими».

      Дружба.

 Теоретическая часть: Понятие о дружбе. Критерии дружбы и качества настоящего друга. Как стать интересным. Чтение и обсуждение : В. Короленко «Дети подземелья»; С. Михалков «Благодарный заяц».Внимание: конфликт! Анатомия конфликта. Стили разрешения конфликта.

Практическая часть:

Подбор и анализ пословиц и поговорок о дружбе.

Музыкальная пауза: Г. Гладков, сл. Ю. Энтин. «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты»; В.Высоцкий. «Песня о друге». Комментарии.

Просмотр м/ф «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Обсуждение.

Упражнение – тест «Я  - учусь дружить».

Ситуация – проба : «Подбодрить друга», «Друг моего друга».

Игра «Каждый – часть целого».

Игра «Как быть толерантным».

Практическое занятие по примирению «Особенное мнение».

  Итоговое занятие.

 Тренинги по пройденным темам. Разработка программы по самовоспитанию Подведение итогов работы за год.

Задачи программы второго года обучения.

Обучающие задачи:

1.Продолжить знакомство обучающихся психологией.

2.Расширить знания о самом себе, обучить методам самопознания и самосовершенствования.

3.Усвоить психологическую терминологию.

     4.Учить работе с тестами, умению     интерпретировать результаты.

Развивающие задачи:

1.Развивать познавательную активность обучающихся,  самостоятельность  мышления, умение отстаивать свои взгляды.

Воспитывающие задачи:

     1.Формирование у детей нравственного опыта, развитие             системы   справедливых оценочных суждений.

 2. Развить  устойчивые мотивы познания себя и окружающего, прививать детям истинные человеческие ценности.

К концу второго года обучения обучающиеся должны знать: 

1.Типы темперамента и его характеристики.

2. Что такое эмоции и эмоциональное состояние.

3. Что такое «индивид», «личность», «индивидуальность».

    4. Что такое  потребности, мотивы и действия.

5. Память, внимание, мышление человека.

6. Что такое общение и дружба.

К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:

1. Владеть навыками управления своими эмоциями.

2.  Использовать различные приемы по совершенствованию своего характера, составлять самохарактеристику.

3.  Работать с анкетами, опросниками и тестами.

4.  Использовать различные приемы по развитию памяти и  внимания.

5. Анализировать психологическую ситуацию и находить способы ее разрешения.

6. Приучать себя к хорошему и отучать от плохого.

Учебно – тематический план

6 –й класс

Название темы

Количество часов

1

Введение

1

Впечатление о другом человеке

2

Внешний вид

1

3

Речь

1

Как люди воспринимают друг друга

4

Первое впечатление

1

5

Отношение к  человеку и  восприятия

1

6

Прошлый   опыт и восприятие

1

7

Проверка  знаний

1

Особенности  восприятия человека  детьми и взрослыми

8

Восприятие человека людьми  разного возраста

1

9

Влияние  профессии на восприятие

1

10

Как   воспринимают меня

1

Общение разных людей

11

Потребность в общении

1

12

Психологические особенности человека и общение

1

13

Стиль и манера общения

1

14

Пространство и время общения

1

15

Слушать и слышать

1

16

Проверка знаний

1

Виды общения

17

Непосредственное общение

1

18

Особые виды общения

1

19

Уметь общаться

1

Общение   и отношения

20

Межличностные отношения

1

21

Симпатия, антипатия

1

22

Товарищество и дружба

1

23

Любовь

1

24

Проверка знаний

1

Общение и понимание людьми друг друга

25

Психические процессы  и понимание

1

26

Стереотипы понимания

1

27

Понимание другого человека

1

Особенности  понимания человека  детьми и взрослыми

28

Понимание человека детьми и подростками

1

29

Понимание человека   взрослыми людьми

1

30

Влияние профессии на понимание человека детьми и взрослыми

1

31

Проверка знаний

1

Я живу среди людей

32

Что значит быть воспитанным и культурным

1

33

Разные роли

1

34

Как мы выглядим

1

35

Подведение итогов

1

всего 35 часов

Календарно-тематическое планирование  по курсу внеурочной деятельности «Познай себя» 6 класс

Дата

Название темы

Направленность

 ТЕСТЫ, АНКЕТЫ, МЕТОДИКИ, ДИАГНОСТИКИ

Характеристика деятельности учащихся

1

Введение

-На усиление самостоятельной практической и умственной деятельности

-моделировать объект и объём;

-характеризовать особенности  деятельности;

- анализировать полученный материал.

Впечатление о другом человеке

2

Внешний вид

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности восприятия

-определить темперамент

-воспроизводить сказку, рассказ;

-наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности;

-исследовать контуры фигуры.

3

Речь

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности восприятия

-Ориентация в пространстве

-Определить уровень тревожности

-наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности;

-объяснять свое поведении.

Как люди воспринимают друг друга

4

Первое впечатление

-Развитие произвольности внимания

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать предметы и явления;

-обсуждать в группах героев  и их поступки.

5

Отношение к  человеку и  восприятия

-Ориентация в пространстве

-Познакомить с системой Люшера.

диагностика

-описывать форму и цвет предмета;

-находить различия и сходства;

-исследовать объект.

6

Прошлый   опыт и восприятие

-Развитие произвольности восприятия

-моделировать объект и объём;

-характеризовать особенности  деятельности;

- анализировать полученный материал.

7

Проверка  знаний

-Развитие тонкой моторики

-Ориентация в пространстве

-подбирать похожие объекты, составляя в одно целое;

-сравнивать звучащие предметы;

-обсуждать в группах звучащие предметы;

-исследовать свои способности.

8

Восприятие человека людьми  разного возраста

-Развитие мышления

-Словарное развитие

-Развитие произвольности запоминания

-наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности;

-объяснять свое поведении.

9

Влияние  профессии на восприятие

-Развитие тонкой моторики

-Ориентация в пространстве

Диагностика

-воспроизводить сказку, рассказ;

-наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности;

-исследовать контуры фигуры.

10

Как   воспринимают меня

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

Тест

-наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности;

-объяснять свое поведении.

11

Потребность в общении

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

-наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности;

-объяснять движения и поведение в данной ситуации.

12

Психологические особенности человека и общение

-Развитие тонкой моторики

-Ориентация в пространстве

Диагностика

-обсуждать в группах материал задания;

-находить различия и сходства;

-проводить анализ упражнения;

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать явления и предметы.

13

Стиль и манера общения

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

Тест

-анализировать рисунок и работать по плану;

-обсуждать в группах материал задания;

-характеризовать фигуры по их особенностям.

14

Пространство и время общения

-Развитие мышления

-Словарное развитие

-Развитие произвольности запоминания

-обсуждать в группах материал задания;

-характеризовать фигуры по их особенностям.

15

Слушать и слышать

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

Диагностика

-обсуждать в группах материал задания;

-находить различия и сходства;

-проводить анализ упражнения;

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать явления и предметы.

16

Проверка знаний

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

Диагностика

-обсуждать в группах материал задания;

-характеризовать фигуры по их особенностям.

Виды общения

17

Непосредственное общение

-Развитие тонкой моторики

-Ориентация в пространстве

Тест

-обсуждать в группах материал задания;

-находить различия и сходства;

-проводить анализ упражнения;

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать явления и предметы.

18

Особые виды общения

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

-обсуждать в группах материал задания;

-характеризовать фигуры по их особенностям.

19

Уметь общаться

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

Диагностика

-обсуждать в группах материал задания;

-характеризовать фигуры по их особенностям.

Общение   и отношения

20

Межличностные отношения

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

Тест

-обсуждать в группах материал задания;

-находить различия и сходства;

-проводить анализ упражнения;

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать явления и предметы.

21

Симпатия, антипатия

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

-обсуждать в группах материал задания;

-характеризовать фигуры по их особенностям.

22

Товарищество и дружба

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

Диагностика

-обсуждать в группах материал задания;

-находить различия и сходства;

-проводить анализ упражнения;

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать явления и предметы.

23

Любовь

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

-находить различия и сходства;

-проводить анализ упражнения;

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать явления и предметы.

24

Проверка знаний

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

Диагностика

-находить различия и сходства;

-проводить анализ упражнения;

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать явления и предметы.

Общение и понимание людьми друг друга

25

Психические процессы  и понимание

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

Тест

-обсуждать в группах материал задания;

-находить различия и сходства;

-проводить анализ упражнения;

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать явления и предметы.

26

Стереотипы понимания

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

-обсуждать в группах материал задания;

-характеризовать фигуры по их особенностям.

27

Понимание другого человека

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

-обсуждать в группах материал задания;

-находить различия и сходства;

-проводить анализ упражнения;

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать явления и предметы.

Особенности  понимания человека  детьми и взрослыми

28

Понимание человека детьми и подростками

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

Диагностика

-анализировать рисунок и работать по плану;

-обсуждать в группах материал задания;

-характеризовать фигуры по их особенностям.

29

Понимание человека   взрослыми людьми

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

Тест

-находить различия и сходства;

-проводить анализ упражнения;

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать явления и предметы.

30

Влияние профессии на понимание человека детьми и взрослыми

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

Диагностика

-обсуждать в группах материал задания;

-находить различия и сходства;

-проводить анализ упражнения;

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать явления и предметы.

31

Проверка знаний

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

-обсуждать в группах материал задания;

-характеризовать фигуры по их особенностям.

Я живу среди людей

32

Что значит быть воспитанным и культурным

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

Тест

-обсуждать в группах материал задания;

-находить различия и сходства;

-проводить анализ упражнения;

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать явления и предметы.

33

Разные роли

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

Диагностика

-обсуждать в группах материал задания;

-характеризовать фигуры по их особенностям.

34

Как мы выглядим

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

Диагностика

-обсуждать в группах материал задания;

-находить различия и сходства;

-проводить анализ упражнения;

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать явления и предметы.

35

Подведение итогов

-Развитие произвольности внимания

-Развитие произвольности запоминания

-Развитие произвольности восприятия

-Развитие воображения

Тест

-находить различия и сходства;

-проводить анализ упражнения;

-пересказывать и понимать услышанное;

-описывать явления и предметы.

всего 35 часов

Материально – техническое обеспечение

  1. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.
  3. Вачков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.
  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.
  5. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991.
  6. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
  7. Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.
  8. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987.
  9. Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. Программа курса для старшеклассников // Методические рекомендации по образовательной области “Технология”. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1996.
  10. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов. Москва «Просвещение 2012 .
  11. Познавательные процессы и способности в обучении //под ред. Шадрикова В.Д. М, 1990.
  12. Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, 1990.
  13. Психология управления // автор-составитель Бехтемиров А.Ф. Первоуральск, 1990.
  14. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. Дубровиной И.В. М.: Академия, 1995.
  15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993.
  16. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.
  17. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 1994.
  18. Диск «Развиваем память».
  19. Аппарат РИТМПОЛЕТ.
  20. Ароматизатор с маслами.
  21. Волновой  и звуковой ионизатор.
  22. Компьютер
  23. Аквариум.
  24.  Интернет.  
  25. Журналы «Школьный психолог» с приложениями.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Диагностический материал

Методика «Ты гражданином быть обязан» №1

Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу.

Ход обследования: воспитанникам предлагается список слов: патриотизм, трудолюбие, требовательность, самообладание, выдержка, творческое отношение к труду, самокритичность, идейная убежденность, принципиальность, справедливость, настойчивость, совесть, честь, мужество, интернационализм, жизнерадостность, искренность, гражданственность, решительность, отзывчивость, радушие, сдержанность, политическая грамотность, сострадательность, терпеливость, упорство, увлеченность, энтузиазм.

     Необходимо записать все эти слова в три колонки:

–   самые значимые для тебя слова, характеризующие тебя как гражданина;

–   слова, которые присущи тебе;

–      слова, не значимые для тебя.

Обработка данных: 

слова из 1-й колонки оцениваются в 5 баллов, из 2-й – в 4 балла, из 3-й – 3 балла.

      Анализ полученных данных позволяет установить и проанализировать причины того или иного расположения качеств данным учеником и классом в целом, определить различия в этом плане, сопоставить оценку качеств, характерных и нехарактерных

Диагностика учебной мотивации школьников №2

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).

Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность.

Инструкция к тесту

Проводится три серии испытаний.

Первая серия

Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Вторая серия

Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия

Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал

  1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
  2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
  3. Хочу окончить школу и учиться дальше.
  4. Хочу быть культурным и развитым человеком.
  5. Хочу получать хорошие отметки.
  6. Хочу получать одобрение учителей и родителей.
  7. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
  8. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
  9. Хочу быть лучшим учеником в классе.
  10. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
  11. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
  12. Не хочу получать плохие отметки.
  13. Люблю узнавать новое.
  14. Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
  15. Люблю думать, рассуждать на уроке.
  16. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
  17. Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
  18. Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
  19. Люблю решать задачи разными способами.
  20. Люблю все новое и необычное.
  21. Хочу учиться только на «4» и «5».
  22. Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключ к тесту

Мотивы:

  • долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
  • самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;
  • благополучия: 5 - 6;
  • коммуникативные: 7 -8;
  • престижа: 9 - 10;
  • избегания неудачи: 11 - 12;
  • учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;
  • учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;
  • сотрудничества: 17 - 18;
  • творческой самореализации: 19 - 20;
  • достижения успеха: 21 - 22.

Обработка результатов теста

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

Рефлексивная самооценка учебной деятельности №3

Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников

в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Возраст: 10,5—11 лет.

Метод оценивания: фронтальный: письменный опрос.

Описание задания: учащимся предлагается в свободной

форме письменно ответить на вопросы:

1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.

2. Можно ли тебя назвать хорошим учеником?

3. Чем ты отличаешься от хорошего ученика?

4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я — хороший ученик»?

Критерии оценивания:

— адекватность выделения качеств хорошего ученика

(успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).

Уровни рефлексивной самооценки школьника:

1. Называет только одну сферу школьной жизни.

2. Называет две сферы школьной жизни.

3. Называет более двух сфер школьной жизни; дает адекватное определение отличий «Я» от «хорошего ученика».

Уровни оценивания:

1. Называет только успеваемость.

2. Называет успеваемость и поведение.

3. Дает характеристику по нескольким сферам; дает адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»:

1 — нет ответа, 2 — называет достижения, 3 — указывает

на необходимость самоизменения и саморазвития.

Метапредметные УУД №4

Регулятивные УУД

1. Методика «Как поступить?»

Цель: выявление отношения ребенка к нравственным категориям «честность», «принципиальность», в ситуациях, связанных с нарушением моральных норм (выходная диагностика).

Учитель знакомит учащихся с ситуацией и предлагает написать свое решение с кратким объяснением, почему именно так поступишь. Обращается внимание детей на честность, принципиальность при решении ситуации.

Ситуация 1

Идет контрольная работа. Ты выполнил все задания. Твой товарищ не знает решения задачи и просит тебя дать ему списать. Как ты поступишь и почему?

Ситуация 2

Ты не можешь решить контрольную работу. Твой товарищ предлагает списать у него. Как поступишь?

Ситуация 3

Ты получил плохую отметку и знаешь, что если родители узнают об этом, то они тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям о плохой отметке?

Обработка данных.

I   уровень – устойчиво-положительное отношение к нравственным категориям;

II  уровень – неустойчиво-ситуативное (В зависимости от условий ситуации. Например, «Если он мне даст, тогда и я ему дам»);

III уровень – устойчиво-отрицательное.

Уровень определяется по каждой ситуации. Общий уровень отношения учащегося к нравственным нормам определяется следующим образом:

  1. Если все ситуации решены на I уровне (II или III), то общий уровень, соответственно, - I  (II или III).
  2. Если две ситуации имеют решение одинакового уровня, а третья уровнем выше или ниже, то общий уровень – II.
  3. Если при решении ситуации у одного ребенка выявлен I, II и III уровни, то общий уровень - II.

Подсчитать количество (%) учащихся по группам I, II, III уровня.

2.  «Анкетирование учащихся» (сост.Н.Ю. Яшина) №5

Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям (выходная диагностика).

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты. Ребенок, выбрав один из предложенных ответов, записывает только одну букву, соответствующую выбранному ответу. Варианты возможных ответов могут быть написаны на доске.

  1. Считаешься ли ты с мнениями других ребят?

а) да;    б) иногда;      в) никогда.

  1. Обижаешь ли ты своих одноклассников?

а) никогда не обижаю;  б) иногда обижаю;  в) часто обижаю.

  1. Бывает ли у тебя сожаление о плохом отношении к своим товарищам?

а) да;     б) иногда;      в) никогда.

  1. Как ты относишься к делам класса?

а) ответственно, с желанием выполняю поручение;

б) заставляю себя его выполнить;

в) не всегда довожу начатое дело до конца.

  1. Уважительно относишься к взрослым (родителям, учителям)?

а) да,     б) не всегда,       в) нет.

  1. Сочувствуешь ли ты другим людям?

а) всегда пытаюсь утешить, помочь;

б) иногда сочувствую, иногда нет;

в) никогда не сочувствую.

Обработка данных.

Уровень развития у ребенка качеств личности и межличностных отношений определяются при помощи балльной системы. Ответы типа а) оцениваются в 1 балл, б) - 0,5 балла, в)– 0 баллов.

Учитель дает также собственную оценку каждого ответа ребенка и выставляет соответствующие баллы. Далее вычисляется среднее арифметическое суммы баллов за ответы, выбранные самим ребенком, и баллов, поставленных учителем. По полученным результатам выделяются три основных уровня развития качеств личности: высокий уровень – 6-5 баллов; средний уровень – 4,5-2,5 балла; низкий уровень – 2-0 баллов.

Если все оценки ребенка и учителя совпадают, то можно делать вывод о том, что оцениваемое качество личности у ребенка действительно существует, является устойчивым. Полученные результаты заносятся в таблицу 6 условным знаком (+):                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....