Человек как индивид. Свойства нервной системы.
план-конспект урока по психологии (8 класс) по теме

Занятие из курса "Основы социализации личности"  для 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_teme_chelovek_kak_individ.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по теме

«Человек как индивид. Свойства нервной системы (Темперамент).

  1. Орг. момент.
  2. Человек как  биологическое существо обладает множеством свойств, характеризующих его как отдельный природный организм. Он питается, растет, имеет целый ряд физиологических отправлений, болеет, стареет, умирает.

Человек – хоть будь он трижды гением –

Остается мыслящим растением.

С.Я. Маршак.

        Человек как индивид имеет определенный физический облик (телосложение, рост, черты лица, цвет глаз и волос, тембр голоса и др.); организм человека изменяется во времени и неодинаков у людей разного возраста; он имеет биологический пол (мужской или женский), определенный анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы и другие природные свойства. Полученную от природы телесную оболочку со всеми ее особенностями человек проносит через всю жизнь, от рождения до самой смерти.

        Природные свойства человека, или свойства человека как индивида, называют индивидуальными свойствами.

        К индивидуальным свойствам относятся:

  1. Строение и функциональная организация мозга.
  2. Свойства нервной системы (темперамент).
  3. Конституция тела (телосложение).
  4. Возраст.
  5. Половой диморфизм (принадлежность человека к мужскому и женскому полу).

Индивидуальные свойства человека являются предпосылками развития человека как личности.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической жизни.

Темперамент определяет особенности протекания психических процессов:

  1. скорость восприятия, быстроту ума, длительность сосредоточения внимания;
  2. темп и ритм деятельности;
  3. силу эмоций, активность воли;
  4. стремление человека к контактам с новыми людьми или обращенность к самому себе.

Люди еще в древности заинтересовались индивидуальными особенностями человеческого поведения и пытались как-то объяснить их.

Так, в Древней Греции врач Гиппократ предложил свое понимание темперамента. Он считал, что в организме человека есть четыре жидкости: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречески «холе», черная желчь (по-гречески «мелан холе»). Все эти жидкости в организме смешаны.

           И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам:

  1. Сильный тип нервной системы, уравновешенный, подвижный – сангвиник;
  2. Сильный, уравновешенный, малоподвижный – флегматик;
  3. Сильный, но неуравновешенный – холерик;
  4. Слабые процессы возбуждения и торможения – меланхолик.

Типы нервной системы

       Сильный                                                                                                      Слабый

Уравновешенный             Неуравновешенный

Подвижный          Инертный (малоподвижный)

  1. Выполнение теста на определение типа темперамента (автор - Айзенк).
  2. Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коем случае не влияет на мотивы, поступки, убеждения, моральные качества личности.

В одной психологической книге описана очень выразительная жизненная ситуация, показывающая особенности поведения представителей разных темпераментов.

Ситуация 1: Четыре друга опоздали в кино.

Холерик вступил в спор с билетером, пытаясь проникнуть в партер на свое место. Он уверял, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, пытался оттеснить билетера и проскочить на свое место.

Сангвиник сразу понял, что в партер не пустят, но на верхние ярусы пройти проще, и побежал вверх по лестнице.

Флегматик, видя, что в зал не пускают, подумал: «Начало спектакля всегда неинтересное. Схожу пока в буфет и подожду антракта».

Меланхолик: «Мне всегда не везет. В кои веки раз выбрался в театр, и то неудачно». И поехал домой.

        5. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока биологии нервная система человека

очень доступный материал для проведения урока с использованием ИКТ по теме: "Нервная система человека."...

Опорные схемы для изучения темы: "Нервная система человека"

Опорные схемы для изучения темы: "Нервная система человека". 8 класс....

Строение и значение нервной системы человека

раскрыть значение и строение нервной системы; систематизировать знания о строении нейрона; углубить понятие о рефлексе; установить значение всех звеньев рефлекторного пути....

Конспект урока "Общий план строения нервной системы и её функции" биология человека 8 класс.

На уроке "Общий план строения нервной системы и её функции" используется методический приём "Чтение с пометками". На уроке формируются навыки работы в парах и группах....

Урок по биологии в 8 классе по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы (Нервная система – дирижер нашего организма)"

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...

Значение природных свойств нервной системы в профессии. (Темперамент. Чувства и эмоции. Стресс)

ТЕМА:   Значение природных свойств нервной системы в профессии. (Темперамент. Чувства и эмоции. Стресс)...