Роль ДШИ в формировании здоровой, активной и творческой молодежи.
статья по психологии по теме

Малиновская Татьяна Ивановна

В современной России проблема формирования здорового образа жизни учащейся молодежи приобретает особую остроту. Эта  проблема связана с проблемой свободного времени. Большой вклад в развитие здорового образа жизни вносит Детская школа искусств, которая дает художественное образование, эстетическое воспитание, выявляет одаренных детей, при этом решая проблему занятости их. В школе представлен обширный контингент учащихся различных отделений, различен не только по возрасту, музыкальным и физическим данным, но и по складу психики и типам нервной системы. Учаться дети из многодетных семей, неполных, дети разных национальностей. Есть дети так называемой "группы риска", Педагоги стараются привлечь к концертной деятельности как можно больше учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_dshi_i_zdorovyy_obraz_zhizni.docx27.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Т.И.Малиновская, преподаватель-концертмейстер ДШИ.

г.Нарьян - Мар

Роль ДШИ в формировании здоровой, активной и творческой мелодежи.

Здоровье- это первоначальная и важнейшая потребность человека

определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.

В современной России проблема формирования здорового образа жизни учащейся молодежи приобретает особую остроту. Общеизвестно, что в настоящее время обстановка в молодежной среде не совсем благополучная. Современная молодежь в последние годы предоставлена сама себе. Здоровый образ жизни среди молодежи теряет свою популярность. Социальные проблемы российского общества не обходят стороной школьников. Увеличивается число детей, которые уже в младшем школьном возрасте страдают алкогольной, табачной и наркотической зависимостями. Одной из причин является доступность этих изделий.

Достаточно сложная ситуация с наркотиками и в нашем округе.  За последние полгода наркомания в НАО помолодела, зарегистрирован случай приобретения наркотических средств 16-летним подростком .Поэтому задачей  антинаркотической  комиссии является принятие комплексных мер по противодействию этому асоциальному явлению. Для достижения серьезных результатов требуется объединение усилий разных ветвей и уровней власти, общественных организаций, родителей, учебных заведений.

Данная проблема теснейшим образом связана с проблемой свободного времен, досуга человека. Выходя за порог школы ,дети оказываются  беззащитными, легко поддаются пагубным привычкам, особенно те, которые ни чем не заняты.

Задача педагогов и родителей как можно больше детей охватить, задействовать, занять полезными делами .В городе решается проблема свободного времени: это  спортзалы,  бассейны, ледовые дворцы, где дети посещают различные спортивные секции и кружки; туристические походы по историческим местам; посещения выставок ,музеев; школы дополнительного образования.

Здоровый образ жизни- это не только занятия спортом, а и формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, целеустремленность, чувства радости, веру в собственные силы и доверия к миру.

Большой вклад в развитие здорового образа жизни вносит Детская школа искусств, которая дает художественное образование, эстетическое воспитание, духовно-нравственное развитие детям, учит  играть на музыкальных инструментах, выявляет одаренных  детей,  при этом решая проблему занятости детей.

Как правило, учащиеся, занимающиеся музыкой, более рационально планируют свое время, их успеваемость значительно выше в обеих школах в сравнении с одноклассниками, которые не имеют дополнительной учебной работы. Музыкальная школа заметно повышает уровень общего культурного развития  учащихся и воспитывает творческую активность их.

Растить творческого человека надо начинать с детства. Педагоги ДШИ считают, что каждый ребенок талантлив, нужно только вовремя увидеть этот талант, развить, поддержать, бережно направить в нужное русло.

Одним из основополагающих и ведущих принципов, положенных в основу деятельности ДШИ, является общедоступность и адаптивность системы дополнительного образования к уровням и особенностям развития учащихся. Т.е. школа принимает всех желающих детей с 6-7 лет и с разными музыкальными способностями. Кто-то хорошо поет, у кого-то лучше получаются ритмические задания, кто-то быстро может различить звуки по высоте. Одна из задач школы: развитие музыкальных способностей.

 На первых порах дети поют песенки, знакомятся с инструментом, слушают музыку и играют на детских музыкальных инструментах. Радость  музицированию  (даже на одной, двух нотах) придает исполнение в ансамбле с педагогом. Почти все песенки даны со словами, что легко вводит детей в мир образов, близких и понятных им. На уроках музыкальной литературы ребята знакомятся с биографиями зарубежных и отечественных композиторов, слушают их произведения.

В течение 7-8 лет обучения дети приобретают навыки игры на инструменте, расширяют музыкальный кругозор, умеют самостоятельно работать с текстом, подбирать  по слуху знакомые песни, играть популярные песни в кругу семьи.

Дополнительное образование детей- исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь. Ведь одной из задач ДШИ является развитие творческих способностей. Это может быть: придумать мелодию на текст, подобрать аккомпанемент (сопровождение) к песне; у художников –это нарисовать рисунок на заданную тему. Наши художники принимают самое активное участие во всех выставках в городе и за его пределами, получают заслуженные награды. Талантливые дети придумывают свои образы  в рисунках, музыке.

Дополнительное  образование детей дорожит индивидуальным творчеством детей: эти знания для школьников личностно значимы. Через это открытие они открывают мир и находят свое место в нем.

Проявляя творческие способности, ученица нашей школы, сочинила музыкальную сказку: «Муха-цокотуха», а исполняли ее педагоги нашей школы. Сейчас эта девушка выросла, стала преподавателем в родной школе, сочиняет песни о любимом городе. Самое главное ее творение-это гимн НАО.

Есть и другие музыканты, окончившие школу, которые и сейчас активно и творчески работают на благо своего города, округа, радуя  людей.

Обучаясь 7-8 лет в школе, дети привыкают к определенному ритму жизни, к выступлению на сцене, участию в муз.  коллективе, занятию  творчеством . Заканчивая ее, они понимают, что им будет этого не хватать. Одни продолжают учебу в классе музицирования, играют в ансамбле, принимают активное участие в жизни школы и города, выезжают на конкурсы. Другие дети идут учиться на другой инструмент . Т.е. продолжается общее развитие детей, которые не планируют связать свою профессиональную жизнь с искусством, но не теряют своей активности в школе.

С другой стороны, осуществляется допрофессиональная подготовка детей, настроенных продолжить обучение в профессиональном среднем или высшем образовательном учреждении. Почти каждый год наши дети поступают в музыкальные учебные заведения и там продолжают творческую активность.

Не каждый ребенок сразу проявляет свою одаренность через успешность обучения исполнительства и через быстрое приобретение навыков. Скорость обучения иногда зависит от способности подражанию, а не от музыкальной способности. Педагогу важно почувствовать особенности каждого ученика, сделать процесс обучения успешным, ярким, комфортным, более гуманно видеть в каждом уникальность и неповторимость.

Смысл деятельности педколлектива школы по развитию системы доп. образования состоит прежде всего:

- в сохранении уникальности каждого ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении.

 Младшие школьники хорошо учатся, стараются, все и везде успевают, активно  учавствуют  в концертах. Дети взрослеют, входят в подрастковый возраст. У них  появляется новое окружение детей, не занимаюшихся ни где. У ребенка появляется желание оставить муз.школу, им интереснее уличная жизнь. Они начинают обманывать, придумывать что-то.  Только совместная работа с родителями, терпение, разговоры с ребенком, убеждения помогут ребенку закончить школу. И как правила впоследствии эти дети благодарны. А если родители не проявят  настойчивости, терпения- ребенок окажется на улице. Конечно,  многие родители это понимают и, даже при слабом  обучении в школе  своего ребенка, просят педагога: «Пусть лучше ходят к вам, лишь бы не бродил по улице».

Есть дети так называемой «группы риска». Их не много, но наша задача, отслеживать ,чтобы эти дети не пропускали уроки, каждое посещение или не посещение держать на контроле, больше с ними общаться, интересоваться их делами. Говорить о том, что  надо закончить школу, потому что они музыкально способные и в жизни все может пригодится. По возможности  сначала вызвать интерес к сценическому выступлению,  потом у него у самого будет  желание быть на сцене.

-в формировании устойчивой сопротивляемости развивающейся личности негативным воздействиям (то, о чем говорилось в начале статьи).

Школа организует, например, лекцию-деседу на тему здорового образа, жизни и предлагают учавствовать детям  художественного (нарисовать рисунки) и музыкального отделений.

Педагоги стараются часто привлекать к концертной деятельности разных учеников. Активность детей и педагогов проявляется в следующих мероприятиях: участие и достижения обучающихся в смотрах ,фестивалях ,конкурсах; проводятся   персональные выставки , сольные концерты, лекции-беседы для детских садов ,школ; дети  принимают  участие в открытых уроках, мастер классах; ДШИ активно сотрудничает с библиотекой, с этно-культурным  центром; учавствует  в мероприятиях, проводимых в КДЦ «Арктика» и т.д.  Кроме городских  меропртятий, каждый год наши артисты выезжают за пределы округа на различные региональные и международные конкурсы и фестивали. Были в Архангельске, Вологде, Великом Устюге, Санкт-Петербурге, Туапсе, Болгарии, Чехии и т.д. Всегда привозят хорошие результаты.

Как и все школы дополнительного  образования,  ДШИ хочет, чтобы  наши дети были заняты полезным трудом (музыкой, рисованием), меньше детей проводили свой досуг на улице. В школе представлен обширный контингент учащихся различных отделений , различен не только по возрасту, музыкальным и физическим данным, но и  по складу психики и типам нервной  системы,

учатся дети из многодетных семей, неполных, со слабым здоровьем, привлекали к учебе  детей из школы- интерната. Округ наш многонациональный, поэтому и дети учатся разных национальностей.

 Образование в школе бесплатное, малообеспеченным дают инструменты школьные для занятий дома. С каждым учеником  занимаются индивидуально по дифференцированной программе. Таким образом  школа обеспечивает доступное качественное образование разных уровней всем детям и каждому ребенку индивидуально.  Даже  ученик со средними способностями  может выступить на сцене перед  родителем, сверстником, в д/саду, что придает ему уверенности в обучении в ДШИ. Каждый месяц есть возможность  выступить детям вместе с педагогами  перед пожилыми людьми Центра социального обслуживания. Концерты  для ветеранов,  инвалидов всегда несут жизненный заряд для стариков, так и для юных артистов. И когда они слышат знакомые мелодии в исполнении ребят, они тут же начинают подпевать. Вообще, как отмечают сами ветераны, в школу они приходят отдохнуть душой, послушать своих детей (это чаще всего их внуки). А какую гордость испытывают сами дети, когда,  сидя на сцене, видят улыбающися лица своих близких.

Свою творческую активность учащиеся и педагоги реализуют  через игру в ансамблях. В ДЩИ существует несколько ансамблей: ансамбль домристов «Северяночка», ансамбль балалаечников «Завлекаши», ансамбль скрипочей, ансамбль гитаристов, создали его молодые педагоги, оркестр народных инструментов, состоящий из учащихся ДШИ.  Все они с успехом выступают, получают овации зрителей. Ансамбль «Северянна» существует уже несколько лет, участниками которого являются наши  преподаватели. Все они любители, ценители своего дела, активные  пропагандисты народной музыки . Ансамбль  хорошо знаком в округе и за его пределами. Их активная позиция- хороший пример для их учеников, которые глядя на своих наставников, тоже стараются быть активными в музыкальной  жизни школы.

Творческий потенциал постоянно действующих творческих коллективов учащихся и учителей является мощным резервом воспитательной системы и наглядным примером творческого сотрудничества и взаимодействия.

Подводя итог своей темы, хочется отметить профессиональные качества педагогов ДШИ, которые помогают им формировать нравственные качества ребенка, как залог здорового образа жизни.  

--Общая культура( образованность ,самосовершенствование, внешний вид).

--Психолого- педагогическая культура (знание основ возрастной психологии и педагогики, знание специфики работы с разными категориями детей – одаренными, с ограниченными возможностями здоровья, «группы риска» и др.)

--Индивидуальный подход к обучающимся, мастерство работы в индивидуальном режиме, в условиях малой группы (ансамбль) или большого коллектива (оркестр).Бережное отношение к индивидуальности ребенка.

--Профессиональная культура (специальные и др. теоретические знания и способы деятельности, владение методиками в художественно-эстетической области и др.)

--Организационная  культура (координация деятельности детского объединения, контроль и проверка исполнения, анализ деятельности и обобщения результатов, аргументация предъявляемых требований).

Имея подготовленный, профессионально- грамотный коллектив учителей, ДШИ обеспечивает комплексную программу развития детей, доступность обучения для всех детей, разнообразие образовательных услуг, в том числе для детей различных категорий: с повышенной мотивацией к обучению, творчески одаренных детей, детей с трудной судьбой, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации, выявление проблем, оказание помощи в их разрешении и главное -  целенаправленную  позитивную  социализацию  детей, формирование  устойчивости  в противостоянии  негативным социальным воздействиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Роль семьи в формировании здорового образа жизни».

Представлена родительское собрание по сохранению здоровья учащихся...

"Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"

В этом материале я обобщила свой педагогический опыт по теме "Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании здорового образа у детей"

Здоровье-это состояние физического, духовного, социального благополучия человека.У школы три задачи: воспитание,обучение, просветительство.Семья и школа способны воспитать здоровое поколение детей.Род...

РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Статья посвящена вопросу сохранения здоровья подростков на уроках математики....

Роль семьи в формировании здорового образа жизни

Учебно-методическое пособие предназначено, в качестве руководства для родителей, заинтересованных в формировании у детей и подростков устойчивой мотивации здорового образа жизни.  Рассмотрены воз...

Роль семьи в формировании здорового образа жизни

Родительское собрание посвященное роли семьи в формировании   ЗОЖ у детей и подростков....

Роль семьи в формировании здоровой личности.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни....