Родительские собрания
методическая разработка (психология) по теме

Болотских Елена Аркадьевна

В помощь родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Адаптация первоклассника»

Цель: объединение усилий школы и семьи по «снятию» адаптационных проблем ребенка-первоклассника

Задачи:

1.Изучение механизмов адаптации первоклассника в новых для них условий

2.Анализ результатов диагностики уч-ся и выявление противоречий и проблем

3.Составление программы поддержки уч-ся

Использовались: 1) Тест для уч-ся «Что мне нравится в школе?»

                               2) Анкетирование детей по оценке уровня школьной мотивации

                              3) Анкетирование родителей

1. Адаптация – привыкание, «вписывание» человека в какую-то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться недавно для описания различных проблем и трудностей. Возникающих у детей в связи с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «МЫ», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению, не принимает норм.

Обобщенная картина школьной дезадаптации (по Р.Овчаровой)

Форма дезадаптации

       Причины

Чем могут помочь родители

Неприспособленность к пред-метной стороне учебной деятельности

Недостаточное интеллектуальное и психомо-торное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей

Развить интерес к учебе через игру.

Оказывать поддержку в «зоне ближайшего развития»

Неспособность произвольно управлять своим поведением

Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений)

Поддерживать доброжелательные отношения к окружающим.

Закреплять нормы и ограничения

Неспособность принять темп школьной жизни (особенно у  ослабленных детей)

Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей

Развивать волю. Применять рисование, конструирование, которые помогут развить внимание

Школьный невроз, «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «МЫ»

Ребенок не может выйти за пределы семейной общности – семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем)

Всячески украшать в сознании ребенка образ школы, не говорить плохо о школе, участвовать в школьных делах.

2.Задание для родителей:

1)Отнести в соответствии с вашим видением своего ребенка к одной из 7 групп в 3-х сферах общения. В каждой из 3-х сфер обведите кружочком ту группу, к которой вы отнесли своего ребенка. Получите три цифры

Семья

  1. Друг
  2. Привязан к родителям
  3. Замкнут, отгорожен
  4. Конфликтен
  5. Примыкает к одному из родных
  6. Разорваны связи с семьей (бродяжничает)
  7. Выталкивается из семьи

Коллектив

  1. Руководитель
  2. Авторитетный помощник
  3. Формальный помощник
  4. Имеет временные роли
  5. Не имеет определенной роли, но авторитетен
  6. Не имеет связи и поддержки в коллективе
  7. Изолирован

Сфера неформального общения

  1. Лидер
  2. Приветствуемый
  3. Независим в группе
  4. Примыкает к группе без проблем
  5. Вне группы, но пользуется авторитетом
  6. Примыкает к группе ценой жертв (примыкаемый)
  7. Отвергаемый

Нанесите точки на каждом из 3-х изображенных у вас направлениях и соедините их отрезками прямой. Вы получите треугольник. «Вытянутость» его в какую-то сторону указывает на проблемы адаптации ребенка именно в этом направлении. Чем больше вытянут треугольник, тем хуже идет адаптация.

3. Выполнение рисунков на тему «Что мне нравится в школе?»

Несоответствие рисунков теме указывает на:

  1. Мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (рисуют машины, узоры и др.)
  2. Детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с  завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (ребенок рисует то, что лучше умеет и любит рисовать)
  3. Непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме) Оценивается в 0 баллов

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет

  1. Учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов                                                 30 баллов
  2. Ситуации внеучебного характера с внешними школьными

атрибутами свойственны детям с положительным отношением

к школе по внешней мотивации                                                                            20 баллов

  1. Игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным

отношением  к школе, но преобладанием игровой мотивации                  10 баллов

Анкета          «Оценка уровня школьной мотивации»

Детям предлагается ответить (взрослый записывает) ответы на 10 вопросов, которые оцениваются от  0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла)

Вопросы анкеты

  1. Тебе нравится в школе или не очень?
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  7. Ты часто рассказываешь родителям о школе?
  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был мене строгий учитель?
  9. У тебя в классе много друзей?
  10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Шкала оценок

Учащиеся, набравшие 25 – 30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации.

                                            20 – 24 балла – средняя норма

                                            15 – 19 балла – внешняя мотивация

                                            10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация

                                    Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

                         



Предварительный просмотр:


Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье" 

Цель собрания: Обсуждение проблемы жестокости в семье по отношению к ребёнку.

Ход  собрания.
Знакомство родителей с видами насилия и результатами анкетирования детей.
Знакомство с понятием “социофобия”, анкетирование родителей на тему “Жертва насилия”.
Беседа психолога по темам: анализ детских рисунков - “Семья глазами ребёнка”, “Автопортрет” - это рисунки, которые уч-ся выполняли на классном часе “Толерантность”
Обсуждение проблемы насилия в семье над ребёнком (техника медиации).

Подготовительная работа с родителями:
а) изготовление приглашений на собрание,
б) анкетирование детей “Насилие в семье”,
в) выполнение рисунка “Семья глазами ребёнка”.
На доске – тема собрания, детские рисунки “Автопортрет”, плакаты: “Моя семья”, “Услышать друг друга”, “Сложи свою семью”.

Сценарий проведения родительского собрания.
Родители рассаживаются по 3 группам.
Вступительное слово классного руководителя.
Во вступительном слове классный руководитель рассказывает о том, что было сделано к этому собранию: анкеты детей и детские рисунки “Семья глазами ребёнка”.
Далее необходимо сказать о том, что можно научиться воспитывать детей без применения насилия. Мы знаем, что воспитание – самое важное на свете дело.
Учитель даёт определение понятия “насилие”:
Насилие - форма принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой (одному человеку) с целью приобретения или сохранения определённых выгод и привилегий, завоевания политического или другого господства.

Далее родители знакомятся с видами насилия:
психологическое насилие (манипулирование, обвинения, формирование чувства вины, моральное давление и пр.)
эмоциональное (оскорбления, грубая брань)
вербальное (словесное)
экономический контроль, угроза лишения материальной поддержки
физическое (побои, издевательства)
уничтожение, повреждение имущества
сексуальное насилие (принуждение)
изнасилование
Ненасилие - это идеологический, жизненный, этический принцип, в основе которого лежит призвание ценности всего живого, человека и его существования, отрицающий принуждение как способ решения политических, экономических, нравственных, эстетических, этнических и межличностных конфликтов.

Далее учитель делает обзорный анализ детских анкет, из которых становится очевидной актуальность проблемы насилия для семей класса.
Другой важной “болезнью” XXI века является социофобия – боязнь общества. Мы слышим о избиениях, вымогательствах в школах, дети подвергаются угрозам со стороны своих же соучеников.
Постарайтесь определить, насколько Ваш ребёнок склонен оказываться в ситуации жертвы.

Анкетирование родителей.
A. Как Вы считаете, присущи ли Вашему ребёнку (да, нет) следующие черты:
Неуверенность в себе
Низкий уровень самооценки (считает себя слабее, глупее и несчастнее многих)
Высокая потребность в теплых связях с окружающими, потребность в понимании и поддержке (любит ли он ласку)
Трудность волевых усилий в принятии решений (насколько легко и решительно принимает самостоятельные решения)
Снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднения (при неудачах быстро сникает, опускает руки)
Склонность к сомобичеванию, преувеличению собственной вины (часто обвиняет себя за ошибки, придумывает поводы для самообвинения)
Недостаточная общительность, инфантильность и незрелость личности.

Если на большую часть вопросов Вы даёте положительный ответ, у Вас есть повод для беспокойства. Более подробную информацию по этому вопросу вы можете получить у профессионального психолога в ближайшем от Вас центре психологической помощи.

В. Далее оцените уровень своей осведомленности о наличии обсуждаемой проблемы:
Поддерживаете ли Вы связь со школой?
Насколько часто посещаете классные родительские и общешкольные собрания?
Посещаете ли Вы преподавателей Вашего ребёнка без их приглашения?
Знакомы ли Вы лично с одноклассниками Вашего ребёнка и их родители?
Часто ли Ваш ребёнок подробно рассказывает Вам о различных событиях, происходящих в школе и классе?
При известии о неприятностях, произошедших с Вашим ребёнком, Вы обычно предпринимаете хорошо взвешенные шаги?
Считаете ли Вы себя достаточно выдержанным человеком?
Знаете ли Вы, к каким специалистам нужно обращаться в различных проблемных ситуациях?

Если более чем на семь вопросов Вы дали утверждающий ответ, то у Вас и Вашего ребёнка есть все шансы успешно выходить из различных проблемных ситуаций, если же положительных ответов менее четырёх, то Вы рискуете столкнуться с неприятными сюрпризами.
В случае если Вы из этой анкеты поняли, что не всегда умеете “держать удар”, обратитесь к квалифицированному психологу, который вызывает у Вас доверие. Он поможет Вам и Вашему ребёнку стать более уверенным в себе человеком.

Беседа психолога.
В беседе с родителями психолог комментирует детские рисунки на тему “Автопортрет”, где он объясняет, почему ребёнок выбрал тот или иной цвет, ту или иную геометрическую фигуру, линию. О чём говорит данный рисунок.
Также даются пояснения по рисункам на тему “Семья глазами ребенка”. Кроме этого у родителей была возможность лично побеседовать с психологом и попытаться решить свои проблемы.
Игра в технике медиации “Воспитание без насилия возможно”.

Задания:
Первая группа должна подготовить аргументы “за” данную точку зрения.
Вторая группа должна подготовить аргументы “против”.
Третья группа – это медиаторы, которые должны помочь прийти к общему разумному решению, сгладить противоречия.
Родителям предлагается в заключении написать синквейн на понятие: Родительское собрание. 
Один из вариантов синквейна:
Интересное, организованное.
Спорим, дискутируем, обсуждаем.
Проблема воспитания наших детей.
Удовлетворение.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Роль основного эмоционального языка любви во внутрисемейных отношениях

Цель: познакомиться с пятью языками любви, определить роль влияния основного эмоционального  языка детей и родителей на качество  общения

Задачи:

  1. Знакомство с 5 эмоциональными языками любви;
  2. Проведение анкетирования
  3. Анализ анкетирования

Ход собрания:

  1. Беседа

Уважаемые родители! Мы с вами собрались на эту встречу, чтобы вместе обсудить  вопросы, которые касаются детей и родителей. У каждого из вас  свои трудности, тревоги и проблемы, но мы все мечтаем о том, чтобы стать идеальными родителями и воспитывать прекрасных детей.

- Основной проблемой ребенка в современном обществе является неумение общаться. Он изо всех сил старается завоевать свое место под солнцем иногда при помощи крика, драки и грубости. Для него на первом месте стоит позиция «Я». Как же помочь ему увидеть, понять, что делать что-то вместе лучше, чем одному, дружить интереснее, чем воевать, как помочь самоутвердиться в нашем мире?

- Как найти общий язык с ребенком, чтобы было взаимопонимание. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный родитель и идеальный ребенок?

           В ходе беседы родители приходят к выводу, что воспитание ребенка необходимо начать с воспитания самих себя. Ребенку нужен родитель, умеющий слушать, понимать, принимать, разделять и  помогать.

Уже давно известно, что в раннем детстве у каждого ребенка формируются индивидуальные эмоциональные штампы. Например, у некоторых детей развивается штамп низкой самооценки, в то время как у других с этим все в порядке. У некоторых

формируется штамп чувства незащищенности, тогда как другие растут, чувствуя себя в безопасности. Одни дети растут, чувствуя, что их любят, что они желанны, что ими дорожат. Другие вырастают с ощущением, что нелюбимы, нежеланны и никому нет дела до них. К сожалению, в последнее время очень часто приходится слышать от родителей: «Нам некогда заниматься ребенком. Мы с утра до вечера на работе». А ведь в основе духовного развития  ребенка лежит семейное воспитание. Папа и мама в глазах ребенка должны иметь авторитет. Только тогда они смогут повлиять на него. Главным основанием родительского авторитета может быть только жизнь и работа родителей, их поведение. Родители должны интересоваться жизнью своих детей, знать все, что с ними происходит. Авторитет знания автоматически приведет к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и помощи. Может быть, он не просит родителей о помощи, потому что не умеет этого делать, но они сами должны помочь ему. Родительская помощь не должна быть навязчивой, надоедливой, утомительной. Родители часто разводят руками, не зная, что делать со своим ребенком. Взрослые, прежде чем перевоспитывать ребенка, ругать его, ломать его характер,  должны ответить на вопросы: «Почему я хочу, чтобы ребенок это сделал? Что случиться с ним, если он этого не сделает? Что случиться со мной, если я не добьюсь этого от него?». И дома, и в школе на родительских собраниях часто родители говорят, что дети их не «слышат», «не прислушиваются к советам», «ведут себя как иностранцы». Нет жалоб от тех родителей, которые интуитивно понимают эмоциональный язык любви своего ребенка, и это помогает им выстраивать нормальное доброе взаимоотношение в семье.

        Гармония  в семье, между сверстниками, между учителем и учеником достигается через уважение и любовь. Проявить любовь можно при помощи пяти проявлений любви.

-  Сегодня мы постараемся определить свой эмоциональный язык любви и язык любви своего ребенка, посмотрим, совпадают ли результаты с ответами детей. Мы предполагаем, что владение информацией об эмоциональных языках любви улучает качество общения.

2. Практикум

Задание 1

Прошу выйти двух человек. Один из них будет изображать родителя, а другой – ребенка. Первый, чтобы показать, что он умный, любящий и понимающий родитель, должен подняться на стул и протянуть руку ребенку. Второй, стоящий внизу, должен ответить на этот жест. «Ребенок» застывает, подняв лицо и вытянув руки вверх.

- Удобно ли вам? Исправьте ситуацию, чтобы было удобно и родителю, и «ребенку».

Родитель и «ребенок» встают на пол рядом друг с другом.

- Первая причина, которая мешает нам общаться с детьми, - это разные позиции, когда глаз не видно, и слов не слышно, и душевное тепло исчезает.

Задание 2.

Представьте себе, что у вас на работе неприятности. Вы пришли домой, и ребенок протянул вам дневник, в котором написано, что учитель просит вас зайти в школу. Какой будет ваша реакция?  (ответы родителей)

-Уважаемые родители! Если вы не можете абстрагироваться от проблем на роботе, в транспорте, то не спешите произнести слово, обращенное к ребенку. Вторая причина, которая мешает нам построить гармоничные отношения с детьми, заключается в том, что в общении с ребенком мы иногда не учитываем наше душевное состояние.

Задание 3

Третья причина – мы разговариваем с детьми на своем языке любви, а у ребенка может быть – другой.

С точки зрения лингвистики, существуют несколько основных языков: японский, китайский, испанский, английский, португальский, греческий, немецкий, французский, и т.д.   Большинство из нас в процессе своей жизни изучает язык, на котором говорят наши родители и ближайшие родственники. Этот язык становится нашим основным, или родным, языком. Позже мы, возможно, изучим и другие языки, но это потребует от нас  много дополнительных усилий. Эти языки становятся нашими вторыми языками. Лучше всего мы говорим на нашем родном языке. Мы лучше всего его понимаем. Разговаривая на этом языке, мы чувствуем себя более комфортно. Чем больше мы пользуемся вторым языком, тем комфортнее мы себя чувствуем, общаясь на нем. Если мы владеем только своим родным языком, и встречаем человека, который умеет говорить только на своем родном языке, который отличается от нашего, то наше общение ограниченно. Тогда мы вынуждены полагаться на жесты, кивки, рисование картинок, окружающие предметы.  Мы можем общаться, но довольно неуклюже.  Различия в языке – неотъемлемая часть культуры человечества. Если мы хотим быть эффективными в общении и преодолеть культурные барьеры, мы должны изучить язык тех, с кем мы хотим общаться.

       С точки зрения любви, ситуация та же самая. Если мы хотим, чтобы общение было успешным, мы, в первую очередь, должны знать свой эмоциональный язык любви, знать язык любви тех, с кем происходит общение.

Давайте попробуем определить свой язык любви:

  1. Если я хочу проявить любовь к ребенку, то я чаще всего:
  1. Хвалю, говорю добрые слова
  2. Делаю подарки
  3. Обнимаю, целую
  4. Стараюсь в чем-нибудь помочь
  5. Приглашаю совместно чем-нибудь заняться

2. Что из того, что ваш ребенок делает или не делает, говорит или не говорит, больнее всего ранит вас?

  1. Чего вы чаще всего требовали от ребенка?

- Давайте обозначим эти 5 языков любви:

Слова одобрения  

№1

Качественное время    

 №2

Подарки

№3

Помощь

Акты служения

№4

Прикосновения

№5

- Без чего вы могли бы обойтись?

  1. Анкетирование родителей (родители определяют язык своего ребенка)

Анкета для родителей учащихся

  1. Вы говорите слова одобрения, хвалите своего ребенка, его реакция в ответ:
  1. Принимает с благодарностью, старается сделать еще лучше
  2. Никак не реагирует, не замечает
  3. Принимает слова спокойно
  1. Вы предлагаете совместно провести выходной день, реакция в ответ:
  1. Принимает с большой радостью
  2. Отказывается
  3. Соглашается, не проявляя радости
  1. Вы приносите подарок, ваш ребенок:
  1. Принимает и долго любуется им, бережет его
  2. Быстро забывает
  3. Недолго играет, откладывает в сторону
  1. Вы проявляете заботу о ребенке, в ответ ребенок:
  1. Благодарит за ежедневную заботу (еда, чистая одежда, убранная комната)
  2. Принимает как должное
  3. Не надо было этого делать, я сам, конечно приятно
  1. Вы обнимаете ребенка, целуете, гладите по голове, в ответ:
  1. Принимает с удовольствием проявление таких эмоций
  2. Старается отодвинуться, увернуться
  3. Принимает, не проявляя эмоций
  1. Анализ результатов

покажет, знаем ли мы своих детей. До собрания было проведено анкетирование детей.

Сопоставление результатов анкетирования учащихся и родителей

Ф.И.

Дети о себе

Родители о ребенке

совпадения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

  1. Обмен мнениями

- Что дает совпадение? Есть ли в этих семьях большие проблемы? Что будет, если пересмотреть общение с ребенком, начать выражать свою любовь на языке ребенка?

6.Заключение

Анализ результатов анкетирования показал, что мы, родители, недостаточно знаем, на каком языке говорит наш собственный ребенок. В становлении личности ребенка огромную роль играет семья, в ней формируются основные черты характера ребенка, его отношение к миру. Взрослые несут ответственность за маленького человека, от них зависит, насколько будут удовлетворены потребности ребенка. Основной потребностью ребенка является потребность в любви, недостаточность ее проявления или непонимания ее проявления приводит к появлению негативных эмоций: протеста, ограждения, непринятия. Мы стараемся проявлять любовь на своем языке, а требуется быть более внимательным к ребенку. Одним из способов улучшения общения, эмоционального благополучия ребенка является знание об основных языках любви и огромное желание и умение применять эти знания в своей семье.

И в заключении хотелось бы сказать, что выражать любовь не поздно никогда и предложить рекомендации:

Уважаемые родители, если у вас взрослые дети, а вы поняли, что говорили с ними не на том языке любви, то почему бы вам не сказать им об этом?

«Ты знаешь, я сейчас лучше разбираюсь, как выражать любовь, и я понял, что все это время не самым лучшим образом выражал ее тебе. Я пытался показать, что люблю тебя путем………………….., но  теперь я понимаю, что это, наверное, тебе мало о чем говорило, так как у тебя, скорее всего, совсем другой основной язык любви. Я думаю, что твоим языком любви является язык «………………..». Знаешь, я действительно тебя люблю, и надеюсь, что в будущем у меня лучше получится выразить тебе это».

          Одна из основных задач в нашей жизни – помочь детям стать счастливыми, уверенными в себе, знающими, как себя вести достойно. Нет награды более отрадной, чем знать, что вам удалось добиться стойких изменений к лучшему в жизни ребенка.  

Приложение 1

Анкета для учащихся

  1. Больше всего я чувствую любовь со стороны родителей, когда:
  1. Меня хвалят, говорят добрые слова
  2. Вместе что-то делаем, отдыхаем
  3. дарят подарки
  4. помогают мне в чем-либо
  5. крепко обнимают, целуют
  1. Когда я нуждаюсь в эмоциональном проявлении любви со стороны родителей, то я:
  1. Спрашиваю, «молодец» ли я
  2. Прошу поговорить со мной
  3. Прошу что-нибудь купить мне
  4. Хочу, чтобы меня погладили, «пожалели»
  5. Прошу что-нибудь сделать для меня
  1. Я чувствую себя уверенней, если родители:
  1. Крепко меня обнимают
  2. Подбадривают
  3. Внимательно выслушивают
  4. Что-то меня дарят
  5. вместе со мной выполняют трудное задание
  1. Если я хочу показать свою любовь родителям, то я:
  1. Придумываю подарок-сюрприз
  2. Говорю слова благодарности
  3. Обнимаю, целую
  4. Помогаю по дому, огороду
  5. Уделяю время для разговора с ними
  1. Я бы хотел, чтобы родители почаще:
  1. Выслушивали меня, не отвлекаясь на другие дела
  2. Хвалили меня, ободряли
  3. Обнимали, пожимали руку
  4. Дарили подарки
  5. Помогали мне, если что-то не получается
  1. Я был бы счастлив, если бы родители:
  1. Много раз за день говорили мне добрые слова
  2. Каждый день интересовались моими делами
  3. Каждую неделю дарили мне какой-нибудь подарочек
  4. Заботились обо мне
  5. Каждый день при встрече и проводах обнимали и целовали
  1. Что из того, что ваши родители делают или не делают, говорят или не говорят, больнее всего ранит вас?
  2. Чего вы чаще всего требовали от родителей?
  3. Каким  образом вы выражаете любовь своим близким?
  4. Каким образом вы выражаете симпатию своему другу (подруге)?

Приложение 2

Язык любви №1: Слова поощрения

Одним из способов выразить любовь эмоционально является употребление слов поддержки. Мудрец Соломон писал: «Смерть и жизнь – во власти языка…Беспокойное сердце пригибает человека к земле, но доброе слово распрямляет его». Похвала, благодарность и ободряющие слова всегда помогут выразить любовь. Ободрять – это значит «придавать бодрость, мужество». Ведь бывает, что в той или иной области ребенок чувствует себя неуверенно. Ему не хватает смелости, и это часто мешает добиться того, чего бы он хотел и к чему у него есть способности. Любовь – добра. И если мы хотим словами передать чувства любви, то нам необходимо использовать добрые слова. Важна и манера речи. Один из мудрецов сказал: «Мягкий ответ отворачивает гнев»

          Обычно родители часто употребляют слова поддержки, пока ребенок еще маленький. Даже когда ребенок еще не понимает речи, родители говорят: «Какой красивый носик, какие красивые глазки, какие кудряшки » и так далее. Когда ребенок начинает ползать, мы аплодируем каждому его движению и высказываем «слова поддержки». Когда он начинает ходить и стоит, держась одной рукой за край дивана, мы стоим рядом и говорим: «Давай, давай. Правильно, вот так. Вот так, иди». Ребенок делает полшага и падает. И что же мы говорим? Мы не говорим: «Ты, глупый ребенок! Ты что ходить не умеешь?». Наоборот: «О, молодец!». И он поднимается и пробует еще раз. Почему же по мере взросления ребенка наши «слова поддержки» превращаются в слова осуждения? Когда ребенку семь лет, мы заходим к нему в комнату и говорим, чтобы он собрал свои игрушки в коробку. На полу двенадцать игрушек. Мы возвращаемся через пять минут, только семь игрушек в коробке. И что мы говорим? «Я сказала тебе собрать игрушки. Если ты их сейчас же не соберешь, то я….». А как же те семь игрушек в коробке? Почему мы не говорим: «Ух, ты, Миша, - ты положил в коробку уже семь игрушек. Молодец!» Остальные пять, возможно, просто бы запрыгнули в коробку! По мере взросления нашего ребенка мы более склонны осуждать его за неудачи, чем хвалить за успехи. Для ребенка, чьим основным языком любви является язык «слов поддержки», наша негативность, критика, требования наносят ужасный удар по его психике. Сотни тридцатипятилетних взрослых все еще продолжают слышать слова осуждения, прозвучавшие в их адрес двадцать лет назад: «Ты слишком толстая; никто и никогда не пригласит тебя на свидание». «Ты – не ученик. Тебя могут вышвырнуть из школы». «Поверить не могу, что ты такая тупица». Взрослые сражаются с собственной самооценкой и чувствуют себя нелюбимыми всю жизнь, если их основной язык подвергается надругательству таким образом.  

 Язык любви №2: Качественное время

Вместе проводить время – это значит отдавать кому-то свое внимание. Когда вы сидите рядом на диване и смотрите в телевизор, то вы не вместе: ваше внимание поглощено новостями, а не друг другом. Проводить время вместе по-настоящему, надо выключив телевизор, смотря друг на друга и разговаривая, целиком и полностью сосредоточившись на собеседнике. Можно пойти вдвоем на прогулку, вместе пообедать, смотря друг на друга, ведя беседу, отдавая другому частичку жизни. Когда мы проводим вместе время, занятые одним делом, - это сигнал о том, мы заботимся друг о друге, что нам нравится быть друг с другом, что нам нравится делать что-либо вместе. В этом проявляется любовь. Когда вы чем-то занимаетесь вместе, у вас появляются общие воспоминания, которые станут неисчерпаемым источником радости.

Качественное время – это безраздельное внимание,  ребенку. Для маленького ребенка – это сидеть на полу вместе с ним и катать мячик – туда, сюда. Мы ведем речь об игре в машинки и в куклы. Мы говорим об игре в песочнице и строительстве замков из песка, о том, чтобы проникнуть в его мир, делать что-либо вместе с ним. Когда вы – взрослый, то вы можете увлекаться компьютером. Но ваш ребенок живет в детском мире. И если вы, в конце концов, хотите провести его в мир взрослых, то вам придется сначала спуститься к его уровню.

По мере того, как ребенок взрослеет, у него развиваются новые интересы, и вы, если хотите удовлетворить его потребности, должны войти в них. Если он интересуется баскетболом, заинтересуйтесь баскетболом, играйте вместе с ним, ходите с ним на матчи. Если он увлекся игрой на пианино, то вы, возможно, могли взять несколько уроков или послушать с полным вниманием его игру во время занятий. Когда вы уделяете ребенку безраздельное внимание, то значит, что вам приятно быть вместе с ним.

Многие взрослые, оглядываясь на свое детство, помнят мало из того, что говорили им родители, но помнят то, что родители делали. Если «качественное время» является основным языком любви вашего ребенка, и вы говорите на этом языке, то есть вероятность того, что он позволит вам проводить с ним качественное время и в период его подросткового возраста. Если вы не уделите ему качественное время в ранние годы, он, скорее всего, в подростковом возрасте будет искать внимание ровесников и отвернется от родителей, которые в этот момент будут страстно желать проводить больше времени со своими детьми.

 Одним не маловажным аспектом языка качественного времени является качественная беседа. Под качественной беседой надо понимать симпатический диалог, во время которого два индивидуума делятся своим опытом, мыслями, чувствами, желаниями – делятся по-дружески, не перебивая друг друга.

Качественная беседа существенно отличается от первого языка любви. Слова одобрения сфокусированы на том, что мы говорим, в то время как качественная беседа сфокусирована на том, что мы слышим. Мало кого из нас учили выслушивать других. Мы более эффективны в думании и говорении. Научиться слушать – это, наверное, так же сложно, как и выучить иностранный язык. Но нам просто необходимо научиться этому, если мы хотим выражать свою любовь. Одним из путей приобрести новые навыки – это выделять ежедневно время для беседы, во время которой каждый расскажет о трех вещах,  произошедших с ним в этот день и поделиться чувствами, пережитыми им в этой связи. Если вы начнете с ежедневного минимума, то через несколько недель или месяцев вы обнаружите, что качественная беседа проходит у вас более свободно.  

Язык любви №3: Подарки

Подарки – это зримые символы любви. Подарок можно взять в руки и сказать: «Он думал обо мне» или «Она меня вспомнила». Ведь чтобы сделать кому-то подарок, вы должны думать о нем. Неважно, сколько денег вы потратили. Главное – вы подумали о человеке. Дорога именно ваша мысль, которая отразилась в подарке. А подарки бывают всех цветов и размеров. Одни – дорогие, другие – ничего не стоят. Подарки можно найти или изготовить самим. Бывают подарки, которые нельзя подержать в руках, но иногда они гораздо дороже обычных, ведь ребенку важны вы, ваше присутствие и внимание. Быть рядом тогда, когда вашему близкому это необходимо,- очень сильный сигнал тому, чьим основным языком любви является язык получения подарков. Это тот язык любви, которому легче всего обучиться.

Многие родители и дедушки с бабушками слишком увлекаются языком подарков. Действительно, посещение магазина игрушек наталкивает на мысль, что родители считают язык подарков единственным языком любви. Если у родителей есть деньги, то они склонны покупать своим детям много игрушек. Многие родители уверены в том, что это лучший способ показать любовь. Некоторые родители пытаются сделать для своих детей то, что в свое время не удалось их родителям сделать для них. Они покупают своим детям то, о чем сами мечтали, когда сами были детьми. Но если это не является основным языком любви ребенка, то подарки могут для него не иметь практически никакого значения в эмоциональном плане. У родителей – добрые намерения, но своими подарками они не удовлетворяют эмоциональные потребности своего ребенка.

Если подарки, которые вы дарите, быстро откладываются в сторону, если ребенок редко говорит «спасибо», если ребенок не бережет то, что вы ему подарили, если он не любуется ими, то, скорее всего язык «получения подарков» не является его основным языком любви. Если же, напротив, ребенок отвечает вам с большой благодарностью, если он показывает подарки другим и говорит, какие вы хорошие, что купили их для него, если он кладет их на самое видное место в своей комнате, вытирает с них пыль, если часто и в течение продолжительного времени играет с ними, тогда, возможно, «получение подарков» является его основным языком любви. Но а если вы не можете себе позволить часто покупать подарки? Помните: суть не в качестве и не в стоимости подарка; «важен сам факт». Ведь зачастую дети больше играют с коробкой, в которую был упакован подарок, чем с самим подарком.

  Язык любви №4: Акты служения или помощь

Помогать – это значит делать что-то для другого. Помогая, вы стараетесь угодить, выражаете любовь. Важно, чтобы помощь была своевременной. Помогайте тогда, когда вы видите необходимость в помощи. Никогда не отказывайте, если вас просят о помощи. Такие действия, как приготовление обеда, вынос мусора, уборка в доме или саду, уборка за кошкой или смена воды в аквариуме, являются актами служения. Они требуют размышления, планирования, времени, усилий и энергии. Совершенные с положительным отношением, они являются несомненным выражением любви. Но любовь предполагается отдавать добровольно. Любовь нельзя требовать. Мы можем просить что-либо сделать для себя, но мы ничего не должны требовать. Просьбы дают любви направление. Требования останавливают течение любви.

А  следуя древней притче, чтобы  помочь голодному, мало накормить его – надо научить его самому добывать еду. Так и в общение с ребенком: не решайте за ребенка его проблемы, учите его, как самому решить их.

     Пока дети маленькие, родители постоянно совершают по отношению к ним «акты служения». Если бы они этого не делали, то ребенок бы умер. Купание, кормление и одевание требует массу усилий в первые годы жизни ребенка. Затем приходит черед приготовления пищи, стирки и глажки. Затем – заворачивание завтрака в школу, приготовление уроков. Это все воспринимается многими детьми как нечто само собой разумеющееся, но для некоторых – это выражение любви к ним. Если ваш ребенок часто выражает благодарность за простые акты служения, это ключ, указывающий на то, что они важны для него в эмоциональном плане. Когда вы помогаете вашему ребенку сделать практическую работу по какому-либо предмету, то это значит гораздо больше, чем хорошая оценка. Это значит: «Мои родители меня любят». Когда вы ремонтируете велосипед, то это значит гораздо больше, чем приведение его в рабочее состояние.  Если ребенок постоянно предлагает  вам свою помощь в работе, возможно, это означает, что он понимает под этим выражение любви и, скорее всего, «акты служения» являются его основным языком любви.

  Язык любви №5: Физическое прикосновение

        Ни для кого не секрет, что прикосновения – это один из способов выразить любовь. Исследования подтверждают, что младенцы, которых  часто берут на руки, обнимают и целуют, развиваются физически и эмоционально быстрее, чем те, кто подолгу остается один. Мудрые родители знают, как нужна детям ласка. Прикоснуться к телу ребенка – это значит прикоснуться к его душе, а оттолкнуть его – это значит отдалиться.

   Обычно многие родители берут маленького ребенка на руки, баюкают его, целуют. Прижимают к себе и говорят ему всякие глупые слова. Задолго до того, как ребенок начинает понимать значение слова любовь, он чувствует, что его любят. Объятия, поцелуи, держание за руку – все это передает ребенку чувство любви. Обнимать и целовать подростка – это не одно и то же, что обнимать и целовать маленького ребенка. Ваш ребенок-подросток может противиться этому в присутствии своих ровесников, но это не значит, что он против того, чтобы вы к нему прикасались, особенно, если это его основной язык любви. Если ваш ребенок часто подходит к вам, берет вас за руку, слегка толкает вас, обнимает вас, хочет побороться с вами – все это указывает на то, что «физическое прикосновение» для него имеет большое значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....