Сохранение психологического здоровья воспитанников детского дома (статья)
статья по психологии по теме

Для успешной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, необходимы определенные знания, умения последовательно и логически вести пропаганду здорового образа жизни детей. Данная работа предназначена для воспитателей и педагогов, которые занимаются здоровьесбережением и адаптацией детей к новым социальным условиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sohranenie_psihologicheskogo_zdorovya_vospitannikov.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом «Березка»

Сохранение психологического здоровья воспитанников

детского дома

                                                                                                     Составила:

                                                                                                     Абдрафикова З.И.,  

                                                                                                     педагог-психолог  

Промышленная

2011

      Содержание психологического здоровья отражает специфику образовательного учреждения и определяется особенностями участников образовательного процесса. Задачи психологического сопровождения направлены на:

 -психолого-педагогическую поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  несущих на себе последствия травматических переживаний в результате депривации, лишения родительской заботы, имеющих различные нарушения в развитии эмоций, интеллекта, поведения и общения;

 -восстановление статуса личности;

 -коррекцию нарушений и развитие;

 -профилактику отклоняющегося поведения;

 -повышение профессиональной компетенции педагогических работников;

 -мониторинг психического развития воспитанников;

 -психолого- педагогическое сопровождение процесса воспитания и обучения каждого ребенка.

      Учитывая особенности детского дома, работа психолога является составной частью комплекса, в который включены педагоги-воспитатели, медицинские работники, социальные педагоги, логопед. Это позволяет рассматривать проблемы воспитания более глубоко, помогает организовать разностороннюю помощь.

      Психологическое направление в комплексном взаимодействии специалистов представлено продуманным психологическим мониторингом, программами повышения психологической компетентности педагогических работников, коррекционно-реабилитационными и развивающими.

      Программы мониторинга психолого-педагогического блока направлены на  отслеживание процессов адаптации и развития воспитанников  и имеют следующую тематику:

*Динамика адаптации воспитанников при поступлении в детский дом.

*Изучение готовности детей к школе.

*Исследование учебной мотивации.

*Динамика самооценки воспитанников.

*Динамика формирования профессиональных интересов воспитанников-выпускников.

*Развитие познавательных способностей.

      Все результаты мониторинговых исследований  вводятся в банк данных, с ними знакомятся педагоги на медико-психолого-педагогических консилиумах, педагогических советах, а так же на консультациях психолога.

      Результаты психологического исследования включаются в интегральную базу и учитываются при комплексной оценке состояния здоровья.

      Главная задача по адаптационному направлению сосредоточена на первом и пятом классах. Успешность программы сопровождения первоклассников зависит от качества первых ее шагов.  Исследования, проводимые несколько лет в школе, позволили сделать вывод, что около 50% детей поступают в школу со средним уровнем готовности к обучению, 15% этот уровень превосходит,  35%  до него не дотягивают,  около 1/з детей нуждаются в помощи логопеда. В целях помощи первоклассникам проводятся занятия по снятию эмоционального напряжения, тревожности, повышению уверенности и развитию коммуникативных навыков. Воспитатели младшей школьной группы выступают соавторами идеи сопровождения, реализуют программу недельного тренингового курса  «Введение в школьную жизнь», где социальные и здоровьесберегающие навыки осуществляются через игру, проигрывание и проживание ситуаций.

      По результатам проводимых исследований психологической комфортности первоклассников выделяются дети группы риска. Они окружены особым вниманием.  Если процесс адаптации не завершается к концу первого года обучения, и ребенок не смог усвоить программу общеобразовательной школы, он,  по решению ОПМПК,  имеет возможность повторного  обучения  или продолжить обучение по коррекционно-развивающей программе, обеспечивающей большую успешность.

      Проблема психологической поддержки при переходе в среднее звено осуществляется через  введение курса программы  «Адаптация пятиклассников» для групп вновь организованных коллективов, детей с низкими адаптационными и коммуникативными возможностями.

      Модель сопровождения старшеклассников апробирована и осуществляется в 8-9 классах через занятия психологического общения, проблемную группу воспитанников-выпускников, консультирование, что помогает развитию самосознания и   Я-концепции.  Формируется мотивация самосовершенствования и самореализации.

      Направление психологической реабилитации, коррекции и развития детей в детском доме занимает приоритетное место. Это направление осуществляется психологом, логопедом, социальными педагогами, воспитателями, медицинскими работниками.  С детьми проводятся занятия по культуре общения,  музыкальной терапии, сказкотерапии, развитию сенсорных каналов восприятия и переработки информации.

      Психолог работает по запросу воспитателей и учителей, запрос направлен на изучение индивидуальных особенностей воспитанников с различными отклонениями в поведении с целью профилактики девиантного поведения.

      В работе по повышению психологической компетентности педагогов-воспитателей важным считаем преодоление  стереотипов в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Личность воспитателя, уровень совершенства в решающей мере определяет успешность  воспитательной работы в детском доме. Воспитатель сегодня не только овладевает новыми технологиями, новыми методами работы, но и меняется внутренне.

      Повышая психологическую грамотность, воспитатели данные цели успешно решают на спортивных и трудовых  занятиях, библиотечных  и воспитательских часах и т.д.

      Педагогический коллектив осознает важность и значение психологической помощи и активно использует психологические знания в развитии личностного потенциала воспитанников.

      Основная задача психолога детского дома  -  работа в зоне ближайшего развития каждого ребенка, и решается она, когда психолог работает в тесном  сотрудничестве с педагогами школы, воспитателями, медицинскими работниками и администрацией. Только так можно максимально осуществить цель: создание благоприятной среды развития для каждого ребенка детского дома.

      Результатами совместной деятельности  психолога с другими специалистами  является  изменение показателей психологического здоровья воспитанников, соотношение между детьми с высоким уровнем тревожности  и со средним  изменилось в сторону последних.

      Применительно к комплексной медико-психолого-педагогической диагностике здоровья, помимо общепринятой диагностики физического соматического и психического  здоровья важным является оценка нравственного, психологического, и социального критериев. Каждый из компонентов здоровья зависит от уровня культуры здорового и безопасного образа жизни в целом, и  от выраженности  развития определенного её компонента.  Так,  нравственному, психическому и соматическому здоровью способствует   культура здоровьесберегающего поведения. Физическое здоровье напрямую зависит от развития  физической культуры личности. Формирование  культуры безопасности  способствует сохранению социального здоровья.

       Показатели оценки нравственного здоровья включают систему гуманистических целей и ценностей жизни, включающих здоровье и безопасность; морально-нравственные и правовые ориентации; мотивационные установки на здоровье и здоровый и безопасный образ жизни; проявление активной жизненной позиции; высокую мотивацию достижений и успеха  в творческой самореализации в сфере здоровья и безопасности.

       Психическое (включая социально-психологическое)  оценивается по соответствию уровня психического развития и психологических характеристик возрастным параметрам и требованиям определенной ступени обучения. Важным показателем здесь является отсутствие проблем адаптации к условиям обучения, педагогу, воспитателю, одноклассникам  в школе и другим воспитанникам в детском доме.

       Психологические показатели  имеют эмоциональную и интеллектуальную составляющие, которые выражаются в следующих направлениях:  развитие психических процессов (внимание, память, мышление); состояние эмоционально-волевой сферы (уровень тревожности, самооценки, саморегуляции, устойчивости к нагрузкам, эмоционально-поведенческие реакции); выраженность позитивного мышления; способность к рефлексии, творчеству; характерологические особенности личности (характер; направленность личности;  нейротизм).

       Показателями адаптации  и интеграции воспитанника  в социум являются: показатели адаптации к определенной ступени обучения; уровень школьной мотивации, желание посещать школу; уровень школьной тревожности; психологический микроклимат; социальный статус ребенка.

       Физическое здоровье диагностируется по  соответствию показателей физического развития и физической подготовленности возрастным нормам и требованиям  каждой ступени образования.

       Социальное здоровье  определяется по уровню знаний, умений навыков в сфере безопасности  и степени сформированности стереотипа  безопасного поведения.

      Диагностика сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни включает выявление  уровня развития отдельных её компонентов и интегрального (обобщающего) показателя.        Основные методы диагностики можно разделить на две  группы: педагогические и психологические.

      Педагогические методы используются преимущественно для диагностики когнитивного и деятельностного компонентов (степень обученности воспитанников основам знаний об организме человека и его индивидуально-типологических особенностях и возможностях; степень обученности  практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания и укрепления здоровья; уровень сформированности системного мировоззрения детей в вопросах становления, поддержания и укрепления здоровья). В числе педагогических методов могут быть использованы: наблюдение; опрос; анкетирование; анализ результатов деятельности школьника.

      Психологические методы применяются в основном для диагностики ценностно-мотивационного компонента  (установка на приоритет здоровья,  лично мотивированное отношение школьников к проблеме здорового образа жизни; уровень выраженности наличия побуждения школьников к самопознанию и самосовершенствованию и создание собственных форм здоровой жизнедеятельности). Рефлексивный и креативный компоненты могут оцениваться параллельно с любым из вышеуказанных компонентов как педагогическими, так и психологическими методами. 

      Основным этапом системы формирования культуры здорового и    безопасного образа жизни воспитанников является этап целеполагания.

     Целеполагание  характеризуется выделением главной цели и задач здоровьеформирующего образования. В число главных целей  включается  личностное  развитие ребенка в области культуры здоровья и безопасности. 

Основными задачами, решаемыми на данном этапе, являются:

       - подробное информирование воспитанников  о современном состоянии, проблемах и перспективах       здоровьеформирующего образования в детском доме.

       - коллегиальная  (воспитатели, медицинские работники,  воспитанники)  выработка и согласование целей, задач, содержания и форм работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей.

Результатом этого этапа  является: выявление состояния, проблем и перспектив здоровьеформирующего образования в детском доме; закрепление целей и задач здоровьеформирующего образования в документах, регламентирующих деятельность детского дома; повышение готовности воспитателей к деятельности в сфере формирования культуры здоровья и безопасности.

Основные формы и методы  работы  на этапе целеполагания:

- воспитательские часы,  педагогические советы, методические совещания;

- планирование деятельности детского дома по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, документальное оформление концепции, программы и плана работы с учетом данного направления работы;  

-анкетирование, тестирование детей для выявления стартового уровня культуры здоровья и безопасности;

-дополнительное профессиональное образование в области здоровьесбережения (методические семинары, индивидуальные консультации медицинских работников,   обмен опытом,  самообразование).

Второй этап – целеосуществление – характеризуется активизацией способностей, обеспечивающих информационное взаимодействие по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как  воспитанников, так и воспитателей, медицинских работниов.

Данный этап предполагает решение следующих задач:

      -  сотрудничество и сотворчество воспитателей, медицинских работников, воспитанников в процессе воспитания ЗОЖ, создание здоровьесберегающей среды; 

      - усиление здоровьесберегающей направленности воспитательной работы в детском доме.

Результаты реализации данного этапа заключаются в создании социально-психолого-педагогического здоровьесберегающего комплекса,  обеспечении здоровьесберегающей среды в детском доме, практической  реализации здоровьеформирующего  процесса, формировании культуры здорового  и безопасного образа жизни воспитанников.        

Основные формы и методы  работы  на этапе целеосуществления:

- реализация воспитательных маршрутов в сфере культуры  здоровья;

-осуществление мониторинга качества культуры здоровья и безопасности, обсуждение эффективности.

 -самооценка результатов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (оформление «Карты личных достижений  воспитанников по формированию здорового образа жизни, физическому развитию»);   

-использование дифференцированного подхода по воспитанию основам ЗОЖ  с учетом информационных потребностей, уровня знаний, умений, способностей, состояния здоровья, психофизиологических и возрастно-половых особенностей, типа медико-гигиенического поведения и образа жизни  воспитанников;

-проведение праздников и дней здоровья, КВН, соревнований, спектаклей, викторин, конкурсов плакатов, стихов, рассказов, творческих работ по вопросам культуры здоровья и безопасности и других форм воспитательной работы.

Третий этап – целеутверждение – заключается в достижении планируемого уровня требований к результатам освоения  программ с позиции здоровьесбережения.

Основные задачи, решаемые на этапе  целеутверждения:

         - анализ эффективности деятельности социально-педагогического комплекса  в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников;

    - создание  индивидуальных  систем здоровьеформирующей деятельности воспитанников. 

Результаты реализации данного этапа заключаются в формировании у  воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни и соответствующих поведенческих стереотипов.

Основные формы и методы  работы образовательного учреждения на этапе целеутверждения:

-мониторинг качества формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

-обучение воспитанников моделированию индивидуальной системы здоровьеформирующей деятельности;

 -коррекция здоровьеформирующего образовательного процесса в соответствии с выявленными несоответствиями и новыми задачами. 

-прогнозирование и планирование вариантов дальнейшего совершенствования развития здоровьеформирующего  процесса;

-обновление  комплексной программы детского дома с учетом новых задач в данной области;

- внедрение накопленного опыта формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников детского дома  на различных уровнях (районном, региональном).

     Таким образом,  сохранение психологического здоровья воспитанников

детского дома, формирование культуры здорового и безопасного образа  их жизни  можно представить как воспитательную  систему, как совокупность последовательных этапов в решении задач по достижению поставленной цели  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проблемы в учебной деятельности у воспитанников детского дома" (статья)

Моя тема самообразования тесно связана с проблемой успеваемости наших воспитанников. Как учитель я стараюсь разобраться в трудных вопросах школьной неуспеваемости наших детей....

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

Игра и вопросы сохранения здоровья воспитанников детского дома

Статья о средствах и методах, способствующих укреплению здоровья, профилактике вредных привычек в работе с воспитанниками детского дома....

Статья на тему: "Профилактика вредных зависимостей, правонарушений, самовольных уходов воспитанников детских домов"

« Профилактика правонарушений и девиантного поведения, самовольных уходов воспитанников детских домов и школ, интернатов»....

Статья "Эстетическое воспитание" об участии воспитанников детского дома в проекте Приволжского федерального округа (ПФО) "Вернуть детство"

Прекрасное в жизни — и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, ...

Организация социально-психологической работы с принимающими семьями и воспитанниками детского дома

Психологическая и социальная работа с принимающими семьями(усыновление,патронат,опека),работа с кровными,биологическими семьями и подготовка детей к передаче в семью....

Организация социально-психологической работы с принимающими семьями и воспитанниками детского дома

В презентации раскрыта социально-психологическая работа с  принимающими семьями с учетом формы устройства,этапы работы с потенциальными родителями,реабилитационная работа с кровными семьями ...