"Проблемы в учебной деятельности у воспитанников детского дома" (статья)
статья по теме

Ульрих Людмила Витальевна

Моя тема самообразования тесно связана с проблемой успеваемости наших воспитанников. Как учитель я стараюсь разобраться в трудных вопросах школьной неуспеваемости наших детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Проблемы в учебной деятельности у воспитанников детского дома.

 Проблема социального сиротства является одной из острейших в России: с каждым годом увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей. Данное явление приобретает массовость и социальную опасность. Число беспризорных детей в нашей стране, по общим оценкам, колеблется  в пределах от 2 до 5 млн. человек (при общем числе детей в России около 30 миллионов). Большая часть детей в результате асоциального поведения родителей уходят из семей,  пополняя ряды беспризорников и, следовательно, становятся социальными сиротами.

          Сиротство является одним из факторов, оказывающих разрушительное влияние на эмоциональные связи ребенка с миром взрослых и сверстников,  которые развиваются в более благоприятных условиях, и вызывает вторичные нарушения физического, психического и социального характера, которые, в свою очередь, оказывают влияние на такую немаловажную сферу жизни  воспитанников, как учебная деятельность.

          Учение - основная цель школьника, необходимая для получения надежных основательных знаний. Если ученик,  обладающий определенными способностями, поставил перед собой цель учиться лучше, то важно выяснить какова причина его решения.

         Также важно понять, почему ребенок не может учиться лучше и что или кто ему в этом мешает. Возможно, что есть ряд причин, не дающих ребенку хорошо учиться, может это просто нежелание учиться, может, к нему плохо относятся в школе, ругают родители, кто-то мешает заниматься.

      Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.

В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика.

Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих школьников. Например: отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика (отсутствие учебных, научных, профессиональных интересов, отсутствие убежденности в необходимости широкого образования, обедненные идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей и пр.); затруднение в реализации положительного мотива. Например, у учащегося проявляется интерес и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это может быть связано с низким уровнем знаний, умений; низким уровнем умственной деятельности; отсутствием соответствующих волевых качеств.

       Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников, могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя. Например: 1) учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом их повторяет); 2) приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание); 3) выбранные педагогом средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению (учитель пытается побудить ученика угрозой, двойками, в то время как причиной отрицательного отношения является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг продвижения вперед). Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Вопреки распространённому мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей.

В глазах учителей, как правило, все неуспевающие школьники на одно лицо. Это и порождает целый ряд проблем: нет индивидуального подхода, используются совершенно нерациональные методы работы с учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение психологического здоровья воспитанников детского дома (статья)

Для успешной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, необходимы определенные знания, умения последовательно и логически вести пропаганду здорового образа жизни детей. Д...

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

В ДАННОЙ СТАТЬЕ ОТРАЖЕНЫ ПРОБЛЕМЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ИХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МНЕНИЕ УЧАЩИХСЯ, АНАЛИЗ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ И ВЫВОДЫ....

Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома

Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома...

Проблема мотивации учебной деятельности

В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано впервую очередь с тем, что год от года растёт объём информации, которую уч...

Проблема мотивации учебной деятельности

В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано впервую очередь с тем, что год от года растёт объём информации, которую уч...

Проблема мотивации учебной деятельности на уроках химии.

Выступление Проблема мотивации учебной деятельности на уроках химии....

Проблема формирования и развития личности воспитанника детского дома (опытно- экспериментальное исследование)

Характеризуя данную концепцию, Л. С. Выготский писал, что обучение и развитие мыслятся как два независимых друг от друга процесса. Развитие ребенка представляется как процесс, подчиненный природным за...