Здоровьесберегающая профессиональная позиция педагога
статья по психологии по теме

 

    Реализация идеи здорового образа жизни и ценности здоровья в образовательном учреждении позволяет рассматривать здоровье как проявление уровня культуры личности.

Здоровье — ценность не только личная и социальная, но и образовательная.

   Успешное использование возможностей здоровьесберегающих технологий  происходит через характер деятельности обучаемых и личность педагога. Участвуя в формировании молодого человека, педагог должен иметь в виду цель собственной деятельности. Для реализации своей главной профессиональной цели педагог сам должен обладать достаточно высоким уровнем здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_po_zdorovyu.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая профессиональная позиция педагога.

Здоровье-это главное жизненное благо.

Я.Корчак

    Реализация идеи здорового образа жизни и ценности здоровья в образовательном учреждении позволяет рассматривать здоровье как проявление уровня культуры личности.

Здоровье — ценность не только личная и социальная, но и образовательная.

   Успешное использование возможностей здоровьесберегающих технологий  происходит через характер деятельности обучаемых и личность педагога. Участвуя в формировании молодого человека, педагог должен иметь в виду цель собственной деятельности. Для реализации своей главной профессиональной цели педагог сам должен обладать достаточно высоким уровнем здоровья.

   Опрос педагогов образовательных учреждений (2005 год) показал неблагополучие их собственного здоровья: так, только 8 % опрошенных отнесли себя к категории практически здоровых; 20 % указывают на наличие хронических заболеваний; периодически — до 3-4 раз в год — болеют до 32 % преподавателей; практически все испытывают утомление в конце рабочего дня. Педагоги осознают фактор негативного влияния уровня собственного здоровья на педагогический процесс: 21,7 % испытывают апатию, желание уйти от действительности;такое же количество учителей подвержены эмоциональным взрывам; для 41,3 % педагогов характерна раздражительность.

По  мнению самих преподавателей, в наибольшей степени способствует  укреплению здоровья следующие факторы: занятия  физическими упражнениями — 12%;полноценное и качественное питание — 22 %; оптимальная организация  рабочего дня — 24 %; прогулки на свежем

воздухе — 26 %; полноценный сон — 56 %.

   Приведенные  выше данные показывают, что, прежде чем заняться деятельностью по сохранению и укреплению здоровья школьников, педагоги сами должны уделять внимание состоянию и укреплению собственного здоровья.

   Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более

здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

   Многочисленные исследования последних лет показывают, что около

25-30 % детей, приходящих в 1-е классы имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 % до 16, 4%, нарушениями осанки - с 1, 9 до 16, 8%.

   Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

Упражнение «Мозговой штурм»  (5 мин.)

Сегодня мы говорим о здоровье, путях его  формирования у детей и педагогов.Давайте определимся: что такое «здоровье» в вашем понимании? (Обсуждение в группах.)

Я думаю, что, прежде чем говорить о путях  формирования здоровья, необходимо выявить и проанализировать составляющие культуры здоровья и ее влияние на образовательный процесс. Давайте совместно обозначим  эти составляющие. Работая в группах, выделите 3 самые важные, на ваш взгляд, составляющие культуры здоровья. (Через  5 минут представитель от каждой группы знакомит остальных участников  со своими понятиями «здоровья»).

Как много составляющих входит в понятие « здоровье». Например, двигательная активность, культура питания, душевное равновесие, отказ от вредных привычек.Несомненно, у каждого человека свое представление о здоровье, как ценности. Важным моментом в этом вопросе остается уровень осознанности и мотивации сохранения  своего здоровья и здоровья своих близких людей, своих учеников.Поэтому педагогу стоит помочь самому себе: усилить мотивацию к сохранению собственного здоровья, вооружиться методами самоанализа и саморегуляции.

Упражнение «Мои жизненные сферы».Схема Н. Пезешкиана (5 мин.)

Тело

Духовное развитие (размышления, религия, психология)

Деятельность (учеба, работа)

Контакты (семья, друзья)

1). Вам необходимо в % соотношении определить доминирующие сферы;

2) Чтобы Вы хотели изменить, перераспределить? Сейчас Вы можете это сделать.

3) Высказывания от каждой группы (по желанию).

Вывод: В жизни человека все должно быть распределено в одинаковой степени, так и в жизненных сферах должен быть баланс. Если он нарушен, то начинает разрушаться какая-то сфера жизни. Конечно, если темой нашего разговора является здоровье, то стоит обратить внимание на такие сферы, как «тело» и «духовное развитие».

Известно, что именно профессиональные риски педагогического труда (коммуникативная перегрузка, сложная модель деятельности, жесткий характер труда, низкая экономическая защищенность, неблагоприятные условия работы и т.п.) создают профессиональный дистресс и являются основной причиной нарушений здоровья педагога.

В основе здоровьесберегающей профессиональной позиции педагога лежит осознание им проблем собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, от всех жизненных сфер,  наличие знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению.

При этом необходимо понимать, что профессиональные риски педагогического труда во многом определяются реализацией учителем «традиционных» подходов к обучению, которые, как было выяснено выше, негативно влияют  и на собственное здоровье и на здоровье школьников. Приобретение профессиональной позиции и копинг-стратегий поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся отчасти обеспечивает сохранение здоровья самого педагога. О здоровьесберегающих технологиях написано большое количество статей, имеется много специальной литературы. Несколько лет назад мною был обобщен и представлен материал в методическом пособии для учителя «Как сохранить и укрепить свое здоровье и здоровье своих учеников». Данное пособие имеет своей целью раскрыть особенности здоровьесберегающих технологий, используемых в  школе, позволяющих эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни  школьников. Наряду с теоретическим материалом предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения.

    Я надеюсь, что убедила вас в пользе заботиться о своем здоровье и здоровье своих учеников.

    Тогда для поддержания отличной физической формы и хорошего настроения начинайте свой день с утренней гимнастики и пожеланий себе и своим близким отличного здоровья и всего самого доброго!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета "Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка)

Данная анкета позволяет проанализировать свою деятельность как классного руководителя....

Классному руководителю в помощь МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ У ШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

По возможности всех педагогов школы просят заполнить специальную анкету «В нашей школе…». В ней три колонки.В первой колонке описываются самые различные ситуации из школьной жизни – всего их 29. При э...

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Статья " Профессиональная позиция педагога при работе с современным поколением подростков"

В статье описывается собственная профессиональная позиция при работе с современным поколением подростков, называемым Z ( родившиеся с1995 по 2010 год) и альфа (родившиеся с 2010 по 2020-е годы)...