Методическая разработка Недели психологии
методическая разработка по психологии на тему

Айдаралиева Ботогёз Жаанышевна

 

Современным школьникам объективно приходится учиться не только больше, но и интенсивнее. И для того, чтобы снять напряженность труда участников образовательного процесса и поддержать основные идеи задач психологии здоровья, которыми являются сохранение, укрепление и развитие здоровья; повышение уровня психологической и коммуникативной культуры; определение путей и условий для самореализации и предлагается данная разработка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podari_ulybku_miru.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

ПОДАРИ УЛЫБКУ МИРУ

        Методическая разработка Недели психологии

(разработка составлена педагогом-психологом Айдаралиевой Б.Ж.)

Рассмотрено на заседании методического совета  и рекомендовано к использованию в образовательном процессе.

Председатель МС __________ Иванова Л.А..

СОШ №2 – 2012 г.

Содержание

Введение  

План мероприятий Недели психологии

Страна психология

Акция «Подари улыбку миру

Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассников)

Формула профессии (большие профориентационные игры)

«Кем быть?»  КВН

«Лестница дружбы»

Игра «В поисках сокровищ»

Литература  

Введение

 

Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, диктует необходимость психологической помощи на всех этапах жизни человека, особенно в школьном возрасте.

Развитие детей происходит очень динамично, поэтому работа психолога в школе актуальна.

Отметим, что современным школьникам объективно приходится учиться не только больше, но и интенсивнее. И для того, чтобы снять напряженность труда участников образовательного процесса и поддержать основные идеи задач психологии здоровья, которыми являются сохранение, укрепление и развитие здоровья; повышение уровня психологической и коммуникативной культуры; определение путей и условий для самореализации и предлагается данная разработка.

Первый день Недели психологии направлен на повышение эмоционального состояния  школьников. У учащихся будет возможность оценить творческие работы  других классов, а также проведены психологические игры в начальной школе. Будет вывешено несколько листов ватмана, стилизованных под забор, на котором можно написать свои впечатления о прошедших мероприятиях «Недели психологии».

 Во второй день пройдет акция, которая и дала название всей Недели психологии «Подари улыбку миру». Целью является объединение, сплочение, общение между учителями, администрацией, школьниками среднего и старшего звена.

На  третий день проводится тренинг для старшеклассников. Он поможет преодолеть трудности при сдаче ЕГЭ, в основном связанные с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена.

Задача  четвертого дня Недели помочь ребятам выявить их склонности и интересы, которые повысят возможность профессионального самоопределения учащихся.

В пятый день представлены игры для создания позитивного фона общения в детском коллективе и  развития  навыков группового взаимодействия.

   Основная идея данного мероприятия познание внутреннего мира человека через анализ собственной деятельности и через общение с другими людьми.

В течение Недели психологии проводится ряд мероприятий, направленных на самопознание и саморазвитие всех участников образовательного процесса. Каждый день имеет свое название.

   Цель:

– создание условий для формирования психологической культуры обучающихся и педагогов;

– сплочение коллектива школы, формирование позитивного отношения к школьной жизни у учащихся.

   Задачи:

  1. создать позитивный фон общения в детском коллективе;
  2. развить навыки группового взаимодействия;
  3. развивать эрудицию, расширить кругозор;
  4. повысить возможность профессионального самоопределения учащихся.

Контингент:  обучающиеся 1-11-х классов.

Материалы:  самоклеющиеся смайлики, ватман, краски, карандаши, грамоты, музыкальное сопровождение.

Проведены предварительные мероприятия по оформлению фойе школы. Развешаны шары, флажки, расклеены поговорки, пословицы. Красочно оформлено название Недели психологии и вывешен план мероприятий.  

План мероприятий Недели психологии

Дата

Название дня

Тема и форма мероприятия

Участники

Понедельник

Страна –

Психология

1. Акция для   настроения «Смайлики»


2. Выставка коллажей «Мой класс»


3. Психологическая игра «Мы – разные»

     

1-11-е классы



7-11-е классы



1-3-е классы

Вторник

День общения

1. Акция «Подари улыбку миру»

5-11-е классы

Среда

День эмоции и чувств

1. Тренинг для старшеклассников

«Готовимся к ЕГЭ»

11-е классы

Четверг

День профессий

 1. Формула профессии       (проф. игра)


2. КВН «Кем быть?»

       

   

8-9-е классы



6-7-е классы

Пятница

День дружбы

1. «Лестница дружбы»


2. Игра « В поисках сокровищ»


3. Итог недели «Забор»


4. Подведение итогов Недели психологии, награждение победителей конкурсов плакатов.

5-11-е классы


4-5-е классы

Понедельник – пятница


Школьный забор


5-11-е классы

ПОНЕДЕЛЬНИК    

СТРАНА – ПСИХОЛОГИЯ

1. Акция для настроения «Смайлики»

Цель: создание позитивного эмоционального фона в школе

Для проведения акции достаточно одного взрослого человека, который всем перед началом учебного дня у входа в школу входящим предлагает «Смайлик» (смайлики могут быть улыбающиеся, смеющиеся, подмигивающие, в общем, позитивные).

Данная акция позволяет решать самые различные задачи, вот некоторые из них:

  1. развитие коммуникативных умений;
  2. сплочение детского коллектива;
  3. поднятие общего эмоционального тонуса.

Акция вызвала необычайный интерес у детей, получившие возможность для удовлетворения собственной любознательности. Даже самые флегматичные дети, которые в начале отказывались участвовать, быстро втянулись в атмосферу всеобщего обсуждения. Часто дети подходили и спрашивали, не остались ли такие же или, имеются ли какие-нибудь другие смайлики. Ученики обменивались, шутили, в общем, поставленная цель была достигнута.

2. Выставка коллажей «Мой класс»

За две недели до этого мероприятия каждый класс получает задание сделать на листе ватмана коллаж под названием «Мой класс». Содержание и форма произвольные. Все работы школьников 7-11-х классов были вывешены в холле.

3. Психологические игры «Мы – разные»

Для начальных классов

Организуя игры, важно учитывать особенности и актуальные проблемы каждого классного коллектива. Занятия были рассчитаны на один урок. Их целью являлось сплочение коллектива учащихся и раскрытие талантов каждого класса.

1-й КЛАСС

Тема: «Что мы умеем делать?»

 (Мастера)

Цель: адаптация к школе и классному коллективу.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Что мы умеем делать?».

Знакомство

Все участники встают в круг. Один из игроков держит в руках игрушку (или мяч) — это человек, который начинает знакомство. Ему нужно назвать свое имя и имена соседей, стоящих справа и слева от него. Потом передать игрушку (мяч) соседу рядом. Тот делает то же самое и т.д., пока игрушка (мяч) не обойдет весь круг.

Как поздороваться

Ведущий (педагог-психолог) начинает игру.

Ведущий. После того как мы познакомились и узнали имена друг друга, нам необходимо поздороваться, но делать мы это будем не совсем обычным способом. Я буду называть часть тела, например: нос, ухо, колено, локоть, пятка и т.д., а вам надо будет поздороваться со всеми этой частью тела.

«Нитка с иголкой»

Выбирается водящий. Это «иголка», она стоит первой. Остальные участники выстраиваются в линейку за «иголкой» на расстоянии одного шага друг от друга — это «нитка». При этом все (и «иголка», и «нитка») держатся за руки. Задача «иголки» провести «нитку» через промежутки между участниками.

Загадки

Ведущий (педагог-психолог) задает вопрос.

Примеры вопросов:

— первая буква в алфавите.

— сколько дней в неделе?

— первая буква первого месяца весны.

— сколько всего времен года?

— первая буква имени вашей учительницы.

Паутинка

Учащиеся становятся в круг и говорят друг другу добрые слова и пожелания, постепенно разматывая нитку клубка. В итоге всех детей объединяет «волшебная паутинка добрых пожеланий».

2-3-й КЛАСС

Тема: «Школа артистов»

Целью игрового занятия здесь стало создание условий для самовыражения и реализации творческого потенциала.

Ритм

Все участники встают в круг. Ведущий задает темп. Например, два хлопка по коленкам, два щелчка пальцами. Все повторяют. Как только движения удаются всем вместе, темп ускоряется.

Знакомство

Все участники встают в круг. Один из игроков держит в руках игрушку (или мяч) — это человек, который начинает знакомство. Ему нужно назвать свое имя и сказать, что он любит (например, мороженое). Потом передать игрушку (мяч) соседу. Тот делает то же самое, но еще называет то, что говорил до него его сосед. Далее передает игрушку (мяч) следующему. Игра продолжается до тех пор, пока игрушка (мяч) не обойдет весь круг.

Что я видел

Дети должны внимательно послушать стихотворение и сосчитать количество нелогичных суждений:

 Я видел озеро в огне,

 Собаку в брюках на коне,

 На доме шляпу вместо крыши,

 Котов, которых ловят мыши.

 Я видел утку и лису,

 Что плугом пашут луг в лесу,

 Как медвежонок туфли мерил,

 И как дурак всему поверил.

Или:

 Из-за леса, из-за гор

 Ехал дедушка Егор.

 Он на пегой на телеге.

 На дубовой лошади,

 Подпоясан он дубиной,

 Приопершись на кушак,

 Сапоги на растормашку,

 На босу ногу пиджак.

Или:

 Ехала деревня мимо мужика,

 А из-под собаки лают ворота,

 Кнут схватила лошадь,

 Хлещет мужика,

 Черная корова

 Ведет девку за рога.

Сказать фразу

Фраза: «Я построил скворечник для птичек зимой». Ее надо произнести:

— как оперный певец

— старый дедушка

— двухлетний ребенок

— отличник, отвечающий у доски

— ученик, который не выучил урок и волнуется

— задумчивый

— ваш учитель

— простуженным голосом

— веселым

— грустным

— как директор школы

— злым голосом

— ленивым

— сонным

— как иностранец

— милиционер

— с набитым ртом

— замерзший

— зазнавшийся

— как человек, которому наступили на ногу

— обиженный

— доброжелательный

— запыхавшийся

— уставший

— счастливый

Упражнение «Аплодисменты»

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного из участников и постепенно подходя к нему. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

ВТОРНИК

ДЕНЬ ОБЩЕНИЯ

АКЦИЯ «ПОДАРИ УЛЫБКУ МИРУ»

Весь материал подготавливается заранее. За две недели до мероприятия на переменах психолог фотографирует улыбки всех желающих. В акции приняли участие более трети школьного коллектива. Дети оживленно обсуждали фотосессию, но были и другие моменты, когда старшеклассницы не могли настроиться на камеру, улыбнуться «по-голливудски», раскрепоститься и отвлечься. И, в конечном счете, решили, что некоторые девочки принесут готовые фото с очаровательными улыбками. Учителя тоже получили возможность отвлечься от повседневных забот. Снимки делали каждого человека отдельно, парами, группами. Учащиеся 5-6-х классов с удовольствием демонстрировали свои улыбки, и готовы были это сделать несколько раз, чего не скажешь о детях старших классов. Чем старше дети, тем скованнее и застенчивее они оказались, то же самое и взрослые.

Из распечатанных фотографий участников сделали газету «подаренных улыбок». Она была вывешена на специальном стенде для всеобщего обозрения. Стенгазета объединила вокруг себя педагогов и всех ребят. Настроение царило приподнятое.

Заранее подготавливаются бланки для голосования по пяти номинациям: самая игривая, голливудская, очаровательная, неожиданная и загадочная улыбка.

Выбор человека по номинациям объединяет людей по симпатиям. Идет бурное обсуждение кандидатов.

Можно столкнуться со сложностью: некоторые ребята пытаются проголосовать не один раз. Необходимо продумать весь процесс детально, какими будут бланки, чем их заполнять, кому и в каком виде их отдавать.

Производится подсчет голосов, оглашается результат и поздравление победителей – вручение грамот и призов.

Таким образом, данная акция позволила достигнуть поставленных целей, это:

- объединение, сплочение между учителями, администрацией, школьниками среднего и старшего звена;

- развитие навыков общения;

- создание условий для развития коммуникативных навыков.

СРЕДА

ДЕНЬ ЭМОЦИИ И ЧУВСТВ

Г о т о в и м с я   к   Е Г Э

Т Р Е Н И Н Г   Д Л Я    С Т А Р Ш Е К Л А С С Н И К О В

Занятие 1

Тема: «Что такое ЕГЭ и что он значит для меня?»

   Цель: познакомить выпускников с особенностями ЕГЭ.

   Разогрев

  Упражнение «Ассоциации»

Участники получают инструкцию: «Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий участник. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен…»

 

 Презентация темы

   Ведущий. Очень скоро завершатся ваши школьные годы. Впереди у вас очень важный период – экзамены. Вам предстоит сдавать их в особой форме – в форме ЕГЭ. ЕГЭ отличается от привычных для вас форм проверки знаний.

Прежде чем переходить к информированию, нужно попросить учеников сформулировать, что хотели бы узнать о ЕГЭ.

   Информирование

   ЕГЭ – это система бесплатных экзаменов по отдельным предметам. Результаты ЕГЭ одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы. При проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и система независимой внешней оценки (в том числе с помощью компьютера), основанная на использовании единой шкалы и критериев оценки. Экзамен по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов. В процессе сдачи ЕГЭ требуются: высокая мобильность, переключаемость; высокий уровень организации деятельности, высокая и устойчивая работоспособность; высокий уровень концентрации внимания, произвольности.  Упражнение «Самое трудное» 

 Ведущий. Тот, у кого в руках оказывается мяч, должен продолжить фразу «самое трудное на экзамене – это…» и бросить мяч любому другому человеку.

Занятие 2

Тема: «Способы снятия нервно-психического напряжения»

   Цель: научить выпускников снимать напряжение простыми психологическими способами.

Упражнение «Дорисуй и передай»

   Цель: снятие психофизического напряжения, активизация группы.

   Инструкция: «Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начинаете рисовать, что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад хозяину.

   Может, кто-то из вас хочет дополнить рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?»

   Анализ

- Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением.

- Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

   Информирование

    Справиться с напряжением помогает самообладание. В содержание этого понятия в качестве составляющих входит умение владеть собой, своими действиями, переживаниями и чувствами.

   Проигрывание

   Упражнение «Эксперимент»

   Цель: дать возможность учащимся понять смысл и необходимость самообладания

   Каждому участнику раздаются карточки, на которых написан текст с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать.

   Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка».

ШАРЛЬПОНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ;

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭтОгОСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;

наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног.  

   Анализ:

- Сразу ли вы справились с заданием?

- Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?

- Как развить самообладание?

Занятие 3

Тема: «Уверенность на экзамене»

   Цель: повысить уверенность в себе, в своих силах.

Игра «Передача хлопка»

Дети должны по очереди друг за другом хлопнуть в ладони, не делая пауз.

   Презентация темы

   Ведущий. Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, в своих силах. Мы уже говорили с вами о том, каким образом можно справиться с состоянием тревоги во время экзамена. Сегодня мы узнаем, что помогает чувствовать себя уверенно.

   Информирование  

   Уверенность складывается их двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь. Как можно повысить свою уверенность в себе? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя таким образом, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у каждого есть свои собственные ресурсы, на которые может опираться в стрессовой ситуации.

   Проигрывание  

   Упражнение «Статуя уверенности и неуверенности»

   Цель: расширить представление учащихся об уверенности.

   Инструкция: «Представьте, что у дверей школы решили поставить скульптуру, которая будет называться «Уверенность и неуверенность». Сейчас мы все попробуем себя в роли скульпторов. Нужно разбиться на две команды. Одна команда строит скульптуру «Уверенность», а другая – скульптуру «Неуверенность». В скульптуре должен быть задействован каждый учащийся. Через 4 минуты вы должны продемонстрировать свои скульптуры. Затем необходимо подвести итоги упражнения и сформулировать «образ уверенности» (из каких составляющих складывается). Записать на ватмане, какие особенности присущи образу уверенного человека, и прочитать».

   Упражнение «Мои ресурсы»

Цель: помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

Инструкция: «Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны записать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны вы должны написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения».  
 
Упражнение «Образ уверенности» 

   Цель: показать учащимся, как можно усилить свое ощущение уверенности.

   Инструкция: «Закройте глаза и представьте, какой образ мог бы для вас символизировать состояние уверенности. Представили? Теперь нарисуйте этот образ или символ».

   После окончания работы необходимо попросить участников показать рисунки и кратко рассказать о них.

   Анализ:

 - Что было легко, а где почувствовали трудности?

 - Как этот символ может помочь?

Если дети сами не скажут, им нужно подсказать, что, представив себе этот символ в трудной ситуации, можно усилить свое ощущение.

   Упражнение «Экзамен без стресса»

   Цель: способствовать снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведение и расширение поведенческого репертуара.

   Инструкция: Классу необходимо разделиться на две группы. В каждой группе есть те, кто больше волнуется перед экзаменами, и те кто волнуется меньше. Ваша задача – поделиться своим опытом друг с другом. Тем, кто волнуется, - рассказать, что именно заставляет их волноваться, почему они не могут справиться с волнением. А тем, кто не волнуется, - как им это удается, какими методами они пользуются, какие приемы наиболее эффективны. В итоге вы в своей группе должны выделить и записать не менее 10 способов и приемов снижения предэкзаменационного волнения. Если во время выполнения задания у вас возникнут вопросы – обращайтесь ко мне.

   Теперь каждая группа по очереди будет называть какой-то один способ преодоления волнения перед экзаменами, а я их буду записывать на доске. Если способы будут повторяться, мы это отметим.

   Комментарии для ведущего. На этом этапе упражнения ведущий не просто записывает предлагаемые варианты, он задает уточняющие вопросы. Например, если школьники предлагают вариант «отдых», стоить спросить, что понимается под отдыхом, или вариант «упокоиться» - что необходимо сделать, чтобы успокоиться. Такие вопросы не только позволяют избегать формальных, поверхностных ответов, но и стимулируют школьников к размышлению, к лучшему осознанию собственного поведения.

   Записывание способов преодоления предэкзаменационного волнения должно превратиться в обсуждение, школьники должны получить дополнительную информацию об используемых ими способах.

Ведущий. Спасибо всем, вы отлично поработали. У нас получился довольно обширный список самых различных методов и приемов, чтобы снизить уровень волнения перед экзаменами. (называется 3-4 способа, предложенных школьниками). Но самым эффективным, здесь я согласна с вами, является подготовка к экзамену. Ведь, если ты подготовился к экзамену, знаешь материал, то и волнение значительно снижается.

У каждого из вас есть свой опыт подготовки к экзаменам. Из того множества рекомендаций, которые существуют. Каждый из нас выбирает то, что подходит именно ему. Сейчас я каждой группе дам лист бумаги, где написано 10 правил подготовки к экзаменам. Внимательно в группах прочитайте эти правила и выберите из них три, которые вы реально используете (или будете использовать) при подготовке к экзаменам. Затем мы обсудим, что вы выбрали.

   Теперь каждая группа называет те три рекомендации по подготовке к экзаменам, которые считает реальными и эффективными.

Комментарии для ведущего. Каждая группа не просто называет выбранные варианты, но и обосновывает свой выбор (почему они следуют именно этим правилам и не следуют другим).

   Цель такого обсуждения – стимулировать их задуматься о своем поведении, более осознанно подходить к подготовке к экзамену, и тут любой способ, который они назовут и которого будут придерживаться, уже поможет им с меньшими психологическими потерями пройти период экзаменов.

Рефлексия

   Подведение итогов занятия.

   Ученики должны продолжить фразу: «Уверенность для меня – это …»

     

РЕКОМЕНДАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМ

1. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.

2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.

3. Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумаги, карандаши и пр. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Составь план занятий. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какими именно разделами и темами займусь. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 

5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз – утром.  

 

6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме («план в уме»), а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.

7. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи.  Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева», «скобки» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.

8. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала и др.

9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и во время питаться (соблюдайте режим). Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте – сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом.

10. Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

     

ЧЕТВЕРГ

ДЕНЬ ПРОФЕССИЙ

Большие профориентационные игры

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество, поэтому профориентационная работа очень важна.

Предлагаем вашему вниманию большую профориентационную игру, цель которого – помочь старшекласснику выбрать профессию с учетом ваших психофизических особенностей.

1.Угадай профессию

Цели: уточнить знания детей о профессиях; выявить отношение к разным профессиям и по возможности подкорректировать это соотношение.

I. Вводная часть

1. Сообщение целей занятий

 - Ребята, школьный выпуск не за горами. Многие из вас уже задумывались о выборе профессии. Кто-то из родителей и учителей поддерживает ваш выбор, а кто-то нет. Наша встреча поможет вам определиться с выбором профессии, которая будет соответствовать вашему здоровью, уму, характеру.

2. Разогрев. Развитие навыков самоанализа

Игра «Я – животное»

- Первая игра называется «Я - животное». Вы называете животное, на которое вы похожи, и объясняете свой выбор. Например: я похожа на медвежонка-ленивца, потому что я ленивая, люблю спать и наблюдать за всеми.

3. Рефлексия игры

- Тебе трудно было подобрать себе животное? Почему?

- Кому из одноклассников ты дал бы другое название и почему?

- Кто тебя удивил своим ответом? Почему?

- Чей ответ тебе показался наиболее точным? (Чье животное наиболее точно подходит своему хозяину?)

4. Подготовка  к теме

- Ребята, каждый предмет вызывает у нас какие-то сравнения, образы. Если я скажу «ёлка», то, что вам вспоминается? (Новый год, Дед Мороз, подарки, хороводы…)

- Какие картины встают перед вами, когда я скажу «лето»?

Детям предлагаются слова: свисток, желтый лист, ножницы, воздушный шар, краски…

II. Основная часть

1. Уточнить знания детей о профессиях и их отношении к некоторым их них

Игра «Угадай профессию»

- Ребята, сейчас мы поиграем в новую игру, которая называется «Угадай профессию». Послушайте правила игры.

Три человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию.

Потом они вернутся и попробуют отгадать данную профессию с помощью вопросов. Например: «Какого цвета это профессия?», «Какой запах напоминает? », «Какая мебель используется?», «Где можно получить эту профессию?» и так далее.

Возьмем, например, профессию врача.

 Какой цвет у профессии? (Белый.) Какой запах имеет эта профессия? (Лекарств.) Какая мебель используется? (Шкаф, кушетка.) Где можно получить эту профессию? (В институте.)

Столяр

белый

(желтоватый)

дерева, лака

верстак

училище

Портной

разноцветный

горячего утюга, ткани

стол

училище

Маляр

разноцветный

красок, лака

стремянка

училище

Библиотекарь

разноцветный

книг

шкафы, столы

институт

2. Воспитывать уважительное отношение к разным профессиям. Развивать воображение

- Почему существует много профессий?

- Представьте, как измениться жизнь, если исчезнет профессия учителя (врача, строителя, водителя, портного, слесаря, дворника, повара).

Вывод: все профессии важны и нужны.

III. Заключительная часть

- Ребята, с развитием науки и техники одни профессии исчезают за ненужностью, а другие появляются.

1. Игра «Угадай слово»

АТСКОМНОВ

Здесь спрятана профессия, которая появилась в ХХ веке. Отгадайте ее.

2. Рефлексия занятия

  1. Что нового ты узнал о профессиях?
  2. Какое задание тебе понравилось и почему?
  3. Какое задание не понравилось и почему?
  4. Какие игры, связанные с профессией, ты знаешь?

- Спасибо за ответы.

2. Формула профессии

Цель: расширять и систематизировать знание детей о профессиях.

I. Вводная часть

- Ребята, следующая игра называется «Я знаю названия трех профессий…»

2. Разогрев. Обогащение кругозора.

Игра «Я знаю названия трех профессий…»

- Вы передаете мяч по кругу и называете три профессии. Повторяться нельзя.

  1. Что было бы, если б не было профессии доярки (сапожника, электрика, писателя?)

II. Основная часть

- Мы познакомились с запахом, цветом профессий. А теперь познакомимся с формулой профессий.

1. Обогащать и систематизировать знания детей о профессиях.

Игра «Формула профессии»

- Слушайте правила игры. Профессия состоит из предметов труда и целей труда.

Предметы труда – это предметы, с которыми работает человек данной профессии.

Цели труда – это ради чего работает человек данной профессии. Можно записать формулу профессии:

Профессия = предметы труда + цели труда

Один ученик выходит из класса, а остальные загадывают профессию, предмет и цели труда. Когда водящий входит, ему говорят только предмет и цели труда, то есть слагаемые. Водящий должен назвать профессию (сумму).

Можно предложить такие формулы:

  1. Учитель математики = цифры, числа + умение решать, считать.
  2. Маляр = стены, потолок, краски + делать красивыми.
  3. Врач = организм человека + здоровье.
  4. Автослесарь = машины + безопасность.
  5. Повар = продукты + полезная пища.
  6. Цветовод = цветы + сделать жизнь красивой.
  7. Милиционер = жезл, свисток + безопасность.
  8. Прачка = белье + чистота.
  9. Слесарь = трубы + доставка воды.
  10. Летчик = сверхзвуковые, сверхскоростные машины + доставка грузов, людей.
  11. Архитектор
  12. Бухгалтер
  13. Профессии, предложенные детьми…

2. Показать детям связь профессии с личностными характеристиками человека.

Игра «Способности и профессия»

- Часто вы слышите такое: например, этот человек красиво поет, у него хороший голос, у него способности к пению. Или человеку советуют идти учиться на водителя и говорят, что для этого у него есть способности: выдержка, внимание, глазомер, знание законов механики и устройства машины. (Розенбаум)

Давайте подберем способности, умения к некоторым профессиям.

Учитель русского языка:

- знание науки о языке;

- выдержка;

- любовь к детям;

- умение правильно говорить;

- умение обучать;

- ответственность;

- уровень интеллекта;

- способность к самообразованию.

Слесарь:

- глазомер, точность движения;

- умение разбираться в чертежах;

- выдержка, терпение;

- сила, выносливость;

- знание материала;

- ловкие руки.

Парикмахер:

- культура речевого общения;

- кругозор (много красок, средств для ухода за волосами);

- желание быть в курсе модных направлений в одежде, прическах;

- выдержка, терпение;

- аккуратность;

- ловкость рук;

- знание химии.

Директор фирмы:

- знание экономических и юридических законов;

- знание бухгалтерского дела;

- организаторские способности;

- ум;

- культура речевого общения;

- знание этикета;

- мобильность, дисциплинированность.

Вывод: каждая профессия требует определенных ЗУН (знаний, умений, навыков) и способностей.

III. Заключительная часть

1. Развитие смекалки

Игра «Угадай слово»

- С развитие науки и техники одни профессии исчезают, другие появляются, а третьи меняют свои названия. Например, мы говорили, что на земле работали крестьяне, а теперь работают фермеры.

Найдите слово – название профессии, которая называлась цирюльник.

2. Рефлексия занятия

- Ребята, мне было очень интересно с вами играть. Хочу спросить каждого из вас:

  1. Что нового ты узнал о профессиях?
  2. Какой профессии соответствуют твои способности?
  3. Какую профессии ты посоветовал бы… исходя из его способностей?

3. Консультант по профессиям

Цель: научить старшеклассника решать свои проблемы с выбором профессии; показать связь между выбираемой профессией и своими ЗУНами и способностями.

I. Вводная часть

- Как вы думаете, чем занимается консультант по профессиям?

(Дети: человек, который помогает выбрать профессию. Говорит, в каких профессиях нуждается экономика города. Какими ЗУНами надо обладать, чтобы стать хорошим специалистом.)

  1. Уточнить связь между уровнем профессионализма и личностными качествами.
  2. Развивать словесно-логическое мышление.

Упражнение «Выбрать личностные факторы, которые способствуют профессионализму»

- Ребята, человек любой профессии должен иметь определенные знания по своей специальности. А вот должен ли он обладать определенными личностными характеристиками, мы узнаем после упражнения. Вы называете любую профессию, а я – черты характера. Вы выбираете ту черту характера, которая наиболее подходит к данной профессии, и объясняет свой выбор.

   Общительный, веселый, небрежный, плохо обучаемый, собранный конфликтный, умный, тактичный, упрямый, застенчивый, серьезный, спокойный, ленивый, молчаливый, агрессивный, живой, веселый, быстрый, независимый, медлительный, уживчивый, тревожный, хитрый, неуверенный в себе, волевой, низкий самоконтроль, самостоятельный, неуклюжий, капризный, расторможенный, склонный к риску.

   Вывод: многие черты характера способствуют профессиональному росту.

II. Основная часть

  1. Расширять знания детей о мире профессий

Игра «Профконсультант»

- Эта игра поможет вам выбрать профессию, которая соответствует вашим способностям. Два ученика будут профконсультантами. Профконсультанты держатся серьезно, они много знают о разных профессиях и толково объясняют родителям и их детям:

  1. как получить данную профессию;
  2. какие предприятия нуждаются в этих рабочих специальностях;
  3. какими личностными характеристиками важно обладать для профессионального роста;
  4. существуют какие-либо ограничения.

(Роль родителя или профконсультанта сначала выполняет взрослый.)

2. Рефлексия занятия

  1. Тебе понравилась игра? Почему?
  2. Расскажи, какую роль интереснее тебе было играть и почему?
  3. Кто из ребят, в какой роли понравился и почему?
  4. Какие новые правила игры ты мог бы предложить?

Вывод: к выбору профессии надо подходить очень серьезно.

III. Заключительная часть

1. Обогащение кругозора

Игра «Угадай слово»

ЕОЛСЕМР

- В словаре это слово толкуется так: профессиональное занятие, при котором изделия готовятся ручным способом. (Ремесло.)

4. Устройство на работу

Цель: познакомить старшеклассников с правилами поведения и общения при устройстве на работу.

I. Вводная часть

Поиграем в игру «Назови профессию».

- Я называю профессиональную область, а вы называете 3-4 профессии, относящиеся к данной области. Например, медицина: доктор, медсестра, санитарка.

Строительство. Техника. Растениеводство. Педагогика. Пошив одежды.

II. Основная часть

Обогащать социальные навыки детей, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать монологическую речь

1. Разрешение проблемных ситуаций

- Ребята, после школы, колледжа, института вы будете устраиваться на работу. В этот момент надо быть внимательными и не совершать ошибок. Послушайте небольшие рассказы и найдите ошибки в поведении и речи героев.

1) После кулинарного училища Катя Сергеева пришла устраиваться на работу в кафе. У нее были хорошие оценки в дипломе, и директор сказал: «Мы с радостью возьмем вас на работу». Прощаясь с Катей, он вдруг обратил внимание на ее ногти и сказал: «Ой, извините, я забыл, что вчера взял на работу кулинара».

2) Сережа и Гена после училища устроились на стройку малярами. Маляров не хватало. Мальчики сказали мастеру, что у них есть товарищ (Олег), который имеет опыт работы маляром. Олег и его отец часто подрабатывали по вечерам. Мастер обрадовался. На следующий день Олег вошел в кабинет мастера: походка его была развязной, руки в карманах, он громко жевал жвачку. Мальчик не успел поздороваться, как мастер, которому очень нужны были маляры, отказал Олегу в приеме.

3) Оля любила цветы и умела составлять красивые букеты. Она решила устроиться в фирму по продаже цветов. Олю взяли с испытательным сроком на две недели. Ее букеты очень понравились старшему продавцу Марии Семеновне. Наблюдая за девочкой, она услышала, как Оля разговаривает с покупателями. Одному девочка сказала: «Не хватает денег – иди одуванчики покупай», другому – «Какая, наглая! Ей обвертка не нравится!» и так далее.

Вечером Мария Семеновна сказала Оле, что фирма в ее услугах не нуждается.

4) Саша и Коля решили устроиться на фирму по ремонту дорог. Они, не читая контракт, быстро подписали его. Ребята работали с восьми утора до восьми вечера. За работу мальчики получили по 1000 рублей. Саша и Коля решили уволиться, но хозяин фирмы показал им контракт, который обязывал их работать на фирму еще целый год.

2. Рассказы из личного опыта

Ребята, расскажите, какие ситуации происходили с вашими знакомыми при устройстве на работу.

Рассказы детей.

Вывод: устройство на работу – важный шаг в жизни каждого человека. Этот момент надо продумать и отнестись к нему серьезно.

III. Заключительная часть

1. Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи

Игра «Выбор профессии для друга»

- Вы друг друга знаете давно, и, наверное, понимаете, какая профессия может подойти каждому из вас. Сейчас вы будете передавать мяч по кругу и говорить: «Я хочу, чтобы Оля стала продавцом, потому что она честная и хорошо считает». В своем предложении вы обязательно называете черту характера человека и его умение, которые важны для данной профессии.

2. Рефлексия занятия

  1. Что нового вы узнали о профессиях?
  2. Как вы отнесетесь к выбору своей профессии и почему?
  3. Почему говорят, что профессию выбирают на всю жизнь?
  4. Какие пожелания будут ведущему?

- Мне было очень приятно с вами общаться, и я хочу, чтобы каждый из вас выбрал себе профессию по душе. До свидания!  

 

К В Н

«Кем быть?»

   Цель: содействие в расширении общей осведомленности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста в мире профессий.

   Задачи:

    •  акцентировать внимание на предметах труда людей различных профессий;

    •  повысить познавательный интерес детей к миру профессий;

    •  способствовать формированию мотивации к самопознанию через знакомство с различными сторонами профессий.

   Оборудование: карточки с красным и зеленым цветом в зависимости от количества участников; бумага, карандаши, 2 ватмана, протоколы для жюри. Можно оформить стенд с профессиями.

Участники: дети младшего подросткового возраста (10-14 лет).

ХОД ИГРЫ

При входе в зал каждый участник получает карточку с зеленым или красным цветом. Далее всех просят разделиться на две команды в зависимости от цвета карточки. Таким образом формируются две команды участников. Количество участников в каждой команде не должно превышать 7 человек.

   Далее нужно известить участников о том, какие конкурсы будут предложены их вниманию, а также представить членов жюри (2 человека). Ведущий объявляет, что кроме победившей команды, будут победившие в номинациях:

 - самый находчивый;

 - самый веселый;

 - «знаток профессий».

КОНКУРС 1. Представление команд

Ведущий. На самом деле вы еще не команды, так как настоящей считается такая команда, у которой есть название, капитан, эмблема. Сейчас в течение 10 минут вам предлагается выбрать капитана, придумать название и эмблему вашей команды. Но есть одно условие: ваше название и эмблема должны быть связаны с миром профессий.

Максимальный балл – 3.

Пока жюри оценивает первый конкурс, командам предлагается поприветствовать друг друга и высказать добрые пожелания на игру.

Слово жюри: оценка за приветствие.

КОНКУРС 2. Разминка «Угадай профессию»

   Каждой команде загадываются загадки, которые так или иначе связаны с профессиями. Если участники не знают ответа, то право отвечать переходит к другой команде.

  Максимальный балл – 2 за каждый ответ, за дополнения – 1 балл (см. таблицу).

Жюри подсчитывает и объявляет оценки за второй конкурс.

КОНКУРС 3. Миниатюры для профессий

   Каждая команда получает листочек, на котором написана профессия. Задача одной команды – придумать и изобразить человека, который занимается данной профессией. Задача другой команды – отгадать, что за профессию изобразила команды соперников.

   Баллы за задание: максимально 3 за изображение и 3 за правильное отгадывание профессии.

   Профессии: экскурсовод, бухгалтер, официант, врач.

КОНКУРС 4. Соревнование эрудитов

  1. Каждая команда получает задание назвать как можно больше профессий по следующим признакам:
  1. профессии, представителям которых приходится много общаться с другими людьми;
  2. профессии, представители которых используют технику в работе.

Время на подготовку – 5 минут. Оценка – 1 балл за правильно названную профессию.

  1. Каждой команде по очереди зачитываются необычные характеристики профессий. Задача: назвать те, которые в наибольшей степени соответствуют данной характеристике:

  1. самая зеленая,
  2. самая сладкая,
  3. самая денежная,
  4. самая общительная,
  5. самая смешная,
  6. самая серьезная,
  7. самая экстремальная,
  8. самая редкая

   За каждую названную профессию – 2 балла, за дополнения – 1.

Жюри объявляет оценки за 3-й и 4-й конкурсы и общую оценку.

КОНКУРС 5. Творческий

Команды получают задание выступить в защиту какой-либо профессии и доказать, что она является привлекательной и важной. Сначала все участники каждой команды делают общий рисунок, с помощью которого они и должны доказать привлекательность выбранной ими профессии, а затем рекламируют эту профессию.

   Время на подготовку – 10-15 минут. Максимальный балл – 5.

   Пока жюри подсчитывает общий итог игры, командам предлагается придумать подарок команде соперников и «подарить» (можно изобразить с помощью рисунков или мимики и жестов).

Слово жюри: объявляется команда-победитель  и победители по номинациями.


1. Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

 Все завтраки, обеды? (Повар)


1. Кто у постели больного сидит?

И как лечиться он всем говорит.

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, -  разрешит погулять.

(Доктор.)


2. Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель)


2. Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро. (Маляр.)


3. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

Кто пишет? (Писатель, поэт, историк.)


3. Без крыльев, а летит.

Без языка, а говорит. (Письмо.)

Кто его приносит? (Почтальон.)


4. Не сеют, не сажают,

Сами вырастают. (Волосы.)

? Для человека какой профессии они являются объектом для работы?

(Парикмахер.)


4. Всем нужен,

А не всякий сделает. (Хлеб.)

Кто печет? (Пекарь.)


5. Овсом не кормят, кнутом не гонят,

А как пашет – семь плугов тащит.

(Трактор.)

Кто им управляет? (Шофер, тракторист.)


5. Стеклянный глаз щелкнет раз,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

(Фотоаппарат.)

Кто им пользуется? (Фотограф)


6. Он учит детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать. (Учитель.)

6. С огнем бороться мы должны –

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? (Пожарные.)

ПЯТНИЦА

ДЕНЬ ДРУЖБЫ

«ЛЕСТНИЦА ДРУЖБЫ»

Предварительная подготовка

Заранее одна из школьных лестниц, которая меньше загружена была красочно оформлена. Вывешены стихи, пословицы, поговорки о дружбе.

В холле появляется сообщение: «Ребята! В школе появилась лестница дружбы. Спешите те, кто поссорились! Ищите лестницу дружбы!» Все лестницы школы красочно оформляются: картинки о дружбе, ленты и цветы, высказывания о дружбе. На площадке одной из лестниц размещается такое объявление «Лестница дружбы. Если вы хотите, чтобы к вам вернулась дружба, приходите сюда вместе. Хором скажите волшебные слова:

Пусть ко мне вернется дружба,

 Без нее мне очень грустно.

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Будем мы дружить опять.

Взявшись за руки, повернитесь пять раз. Берегите свою дружбу!»

«Лестница» действует всю Неделю.

Цель данного мероприятия повысить мотивацию детей, стимулировать их к самоанализу, способствовать установлению доверительных отношений как между детьми, так и со взрослыми.

   Наша «Лестница дружбы» поможет найти друзей тем, кто хочет их найти и помириться тем, кто поссорился.

Игра «В поисках сокровищ»

Проводится игра на большой перемене.

На первом уроке ученики получают письмо от пирата. В письме — карта поиска сокровищ, которая указывает место следующей подсказки.

Всего семь подсказок.

1. Подсказка крепится на месте, указанном в карте. «Вы отправляетесь в путь на поиски сокровищ. Следующую подсказку вы найдете здесь — ЕЛИСНЦАТАНХЫЕДО».

2. Подсказка на лестнице. «Молодцы! Идите дальше. Дверь в ограде укажет путь».

3. Подсказка на двери калитки. «На газоне средь травы стоит дерево. Идите туда».

4. Подсказка на одном из трех деревьев. «Найдите лавочку, что ближе всего, и под ней увидите то, что ищете».

5. Подсказка под лавочкой. «Оглянитесь, подсказка там, где необычный цветок».

6. Подсказка закопана под искусственным цветком. «Ищите стрелки — они укажут путь к сокровищу».

7. Идут по стрелкам к следующей подсказке. «Разгадай код, и узнаешь, где лежит сокровище пиратов: 8 9 1 7 10 3 2 1 5 6 4».

8. Сокровища находятся в «старом замке», но, чтобы их получить, дети выполняют задание. «Вы нашли сокровища пиратов, но прежде чем открыть их, прогоните злого духа, который охраняет сокровища. Для этого возьмитесь за руки и хором скажите: ТРИКСИ-ПИКСИ-ТАК!» Клад — игра для класса.

В виде клада могут быть спрятаны конфеты.  Эта игра направлена на формирование коммуникативных навыков, развитие навыков группового взаимодействия.

 Подведение итогов Недели психологии, награждение победителей конкурсов плакатов.              

Литература:

Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога -Ростов н/Д: Феникс, 2008

Истратова О.Н. Большая книга детского психолога- Ростов н/Д: Феникс, 2008

Леванова Е.А. Игра в тренинге -СПб.: Питер,2009

Черникова Т.В. профориентационная поддержка старшеклассников.- М.: Глобус, 2006

Школьный психолог методическая газета для педагогв-психологов №8, 2008

Школьный психолог №8,14, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по психологии Тренинг на тему: "Отношение к жизни? Позитивное!"

Цель тренинга: дать  педагогам представление о психологическом здоровье и приемах эффективного общения....

Методическая разработка по психологии по теме: "Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

В данной методической разработке освещены проблемы изучения и оказания помо­щи детям с выраженными интеллек­туальными нарушениями. Эта про­блема особенно актуальна в связи с тем, что в последние ...

Методическая разработка по психологии Доклад на тему:"Стили педагогического общения учителя"

В данном материале изложены рекомендации А.К. Марковой и А.Я. Никоновой по проведению диагностики среди педагогов с целью изучения и выявления стилей педагогического общения.  В основу различения...

Методическая разработка по психологии "Создание условий обеспечения психолого-педагогической помощи детям, у которых трудности с усвоением программы (среднее звено)"

Для обеспечения психолого-педагогической помощи детям, у которых трудности с усвоением программы, необходимо систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его разви...

Методическая разработка. Неделя психологии "Мы за здоровый образ жизни!"

Вот уже несколько лет, в ноябре в нашей школе проводится традиционная Неделя психологии.Почему в ноябре?  22 ноября был учрежден профессиональный праздник - День психолога.Замечательный повод пос...

Методическая разработка Недели психологии "Кем быть? Вот в чем вопрос!"

Определение профессионального пути – деятельность сложная и многогранная, которая должна выполняться самим человеком. Только в этом случае результат будет ценен и принят личностью как ориентир к...

Методические разработки по психологии. В программе предоставлен материал по темам, направленным на мотивировку выбора будущей профессии.

Программакоррекционно-развивающих занятий«Профориентация: найди себя»для учащихся 9-11 класса...